microbik.ru
1

Урок биологии для 8-х классов: "Многообразие рыб. Хозяйственное значение рыб. Охрана рыб"


Цель урока: Определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека.

Задачи:

Образовательные:

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,

  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,

  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.

Развивающие:

  • научиться узнавать изученных рыб,

  • уметь сравнивать особенности строения рыб,

  • уметь работать с учебником,

  • соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.

Воспитательные:

  • показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,

  • раскрыть относительный характер приспособленности,

  • доказать естественное происхождение рыб,

  • познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения в России ,Р К. и Усинского района ;оказать влияние человека на численность рыб.

Оборудование:

  • таблицы,

  • рисунки

Форма проведения урока: урок-конференция ТСО. Компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент на протяжении всего урока.


“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой —
Они им чуют, слышат воды...”


Ф.И. Тютчев
Ведущий.

Уважаемые друзья. Прочтите эти слова Ф.И. Тютчева. Как вы считаете, кому они посвящены? Конечно же, удивительным и таинственным животным - рыбам. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами общения. Мы будем проводить наш урок в виде конференции. Для этого мы пригласили различных представителей, которых также интересуют наши задачи, на которые они смогут дать более полные ответы, так как являются специалистами в данной области.

Представляю наших гостей:

СПЕЦИАЛИСТЫ:

  • Эволюционист,

  • Систематик,

  • Ихтиолог,

  • Эколог,

  • Инженер рыбнадзора,

  • Шеф-повар из ресторана "Рыбный рай",

  • Искусствовед,

  • Врач-диетолог,

  • Специальные корреспонденты 2-х журналов: "Юный натуралист " и "Рыболов-спортсмен ",

  • Рыбак-затейник, который будет участвовать в проведении конкурса "Рыбак рыбака видит издалека".

А остальная часть нашей аудитории будет внимательно слушать вместе со всеми, участвовать в конкурсах, а в конце нашей конференции мы подведём итоги. Для этого вы будете зарабатывать очки (рыбки).

2. Изучение нового материала.


Ведущий:

Рыбы — самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден — сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.

Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение. ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены), ПЛОСКИЕ (скаты, камбала), ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна), ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы), ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная, она может служить средством опознания особей своего вида или быть предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина.

Вопрос:Что же определяет окраску рыб? Давайте спросим об этом у ихтиолога.

Рыбак-затейник:

Но для начала скажите, как называется наука, изучающая рыб. (Ихтиология. Учёный-специалист, который этим занимается — ихтиолог).

Специалист-ихтиолог:

Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуёй. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе зёрна пигментов, чаше всего оранжевого, жёлтого и красного цветов. Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зелёные отливы.

Рыбак-затейник:

Давайте спросим у ребят, как называется такая окраска рыб? (Покровительственная).

Ихтиолог:

Правильно! Тёмная спина и белый или серебристый низ делают рыбу малозаметной. Очень искусно маскируются под цвет грунта донные рыбы. Одни из самых умелых мастеров камуфляжа — обыкновенная камбала, которая с лёгкостью хамелеона подделывает свою окраску под камни, песок, ил. Иногда рыбы достигают такого совершенства, что имитируют окружающие предметы не только по цвету, но и по форме. Например, амазонская рыба-лист удивительно напоминает побуревший опавший лист дерева. Не уступает ей и морской конёк-тряпичник, сливающийся с водорослями, в которых обитает. Таким же затейливым образом маскируется саргассовый морской клоун, покрытый длинными кожными выростами вроде нитей, имитирующими стебли растений.

Ведущий:Спасибо за обстоятельный рассказ.

Вопрос:Скажите, какие ещё признаки, помимо окраски, характерны для рыб? (Форма тела, по которой они отличаются, поведение, образ жизни).

На самом деле рыбы имеют много признаков, которые помогают им существовать, но все эти признаки носят относительный характер приспособленности, так как помогают им выживать в определённых условиях существования; если условия жизни меняются, то эти приспособления оказываются бесполезными.

Ведущий:Мы уже знаем, что в природе существует огромное количество современных видов рыб, для этого их предки прошли очень длительный этап эволюции. Что нам по этому поводу скажет учёный-эволюционист?

Специалист-эволюционист:

Прежде я хотел бы спросить у ребят, что обозначает термин "эволюция "? Каждому биологу ясно, что знания о происхождении и эволюции какой-либо ныне живущей группы организмов нужны не только потому, что “это интересно”, но и потому, что эти знания помогают лучше разобраться в родственных отношениях современных организмов, стратегии их приспособленности к условиям жизни, в том числе, к всё более возрастающему воздействию антропогенного фактора. Эти знания нужны для экономически грамотных постановок и решения задач по рациональному использованию ресурсов современной флоры и фауны. К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо.

Корреспондент журнала “Юный натуралист”:

Разрешите задать вопрос! Каковы причины этого?

Специалист-эволюционист:

Причин этому несколько, но главная из них - сравнительно небольшое количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки рыб, тем меньше число их находок.

Корреспондент журнала “Юный натуралист”:

Какие находки чаще всего попадаются?

Специалист-эволюционист:

Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и позвонки древних рыб, реже отдельные кости черепа. Редкими и ценными для науки находками являются отпечатки скелета или даже всего тела рыбы. Очень редко в окаменевшем состоянии оказываются мягкие ткани животных. Например, найдена окаменевшая мышца акулы, жившей более 300 млн. лет назад.

Ведущий:Благодаря эволюционным преобразованиям произошёл расцвет рыб. Что по этому вопросу скажет нам учёный-систематик?

Учёный-систематик:

Впроцессе эволюции (на протяжении 500 млн. лет) происходила не только смена видов рыбообразных и рыб, но, самое главное, изменялись их внешнее и внутреннее строение, физиология, образ жизни, появились разнообразные систематические группы рыб, видов которых около 25 тысяч. Давайте спросим у ребят, как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства? (Систематика).Каковы основные систематические единицы? (Тип-подтип-класс-подкласс-отряд-род-вид.Хордовые, черепные или позвоночные).

Надкласс рыбы. Подкласс — хрящевые и костные.

Отряд акулы —  костно-хрящевые.

Отряд скаты   двоякодышащие.

Кистепёрые.

Костистые.
Ведущий :Вывод:Сходство разных видов рыб может объясняться или близким родством (систематизация признаками), или сходными чертами поведения, образа жизни (биологическими признаками). Многообразие рыб — результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.

Ведущий:Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим положением. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана. Продолжим дальше нашу работу. Мы уже с вами знаем, что рыбы заселяют практически все водоёмы, различающиеся по солёности воды, насыщенности её кислородом и температуре. С возрастанием глубины водоёмов увеличивается сила давления воды, уменьшается освещённость, обедняются кормовые условия. В процессе исторического развития выживают те рыбы, у которых выработались различные приспособления к условиям жизни в водоёмах и их частях. Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.

Ведущий:Я вижу, у журналистов уже возникли вопросы, предоставляем им слово.

Журналист:

Спецкор журнала “Юный натуралист”. Мой вопрос специалисту-систематику. Объясните, почему так велико разнообразие рыб в водоёме?

Систематик:

По этому вопросу я уже говорил, но я ещё продолжу. Большинство видов рыб обитает в морях. Морские пресноводные виды можно встретить в толще воды, придонных слоях и на дне. Рыбы, обитающие в толще воды и у её поверхности, обычно имеют обтекаемую форму тела, сильно развитый хвостовой плавник. Это позволяет им быстро плавать, спасаясь от преследования. Придонные плавают медленно, их уплощённое тело малозаметно и для добычи, и для врагов. Рыбы, живущие среди ярких зарослей, имеют яркую окраску; в водоёмах пещер, в условиях темноты обитают бесцветные рыбы. Как мы уже говорили, рыбы по-разному могут приспосабливаться к условиям окружающей среды, сохраняя свою численность.

Ведущий:Свой вопрос желает задать спецкор журнала “Рыболов-спортсмен”.

Журналист:

Яхотел бы задать вопрос экологу. Каково значение рыб в природе?

Эколог:

Ни для кого не секрет, что рыбы поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Велико значение рыб в регуляции численности водных беспозвоночных. Рыбы часто служат кормом друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.

Ведущий:Таким образом, рыба является важным звеном в целях питания живых организмов.
Рыбак-затейник:Я рыбак, и рыбака вижу издалека. Поэтому предлагаю справиться со следующим испытанием: составить цепи питания обитателей водоёма.

Слово предоставляется журналисту:

Спецкор.журнала “Юный натуралист”. Наши читатели хотели бы узнать, каково практическое значение рыб для человека.

Ведущий:Кто, какне шеф-повар, ответит на этот вопрос.

Шеф-повар:

Значение рыб в жизни человека исключительно велико: общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т.Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках. Мясо рыбы не уступает по питательности свойствам мяса крупного рогатого скота. Белые рыбы с меньшимиэнергозатратами перевариваются и почти полностью усваиваются в желудочно-кишечном тракте. Кроме того, из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым. Рыба — богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки, для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.

Ведущий:Нашу беседу продолжит врач-диетолог.

Врач-диетолог:

Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески. Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном виде. Из неё можно приготовить множество блюд.

Рыбак-затейник:Я рыбак, рыбака вижу издалека. Вот вам следующее задание: составьте меню из трех рыбных блюд.

1. Речной стол

2. Морской стол

3. Спец. озёрный стол

Уха из окуня

Жареная камбала

Уха из карасей

Жареный судак

Треска тушёная

Жареный линь

Щука фаршированная

Сельдь солёная

Щука фаршированная

Ведущий:Только несведущему человеку кажется, что рыбы и искусство — это вещи не вполне совместимые, вот наш искусствовед думает по-другому.
Искусствовед:

Конечно, рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша), город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.Есть рыбы, которые носят название светил небесных — Луна-рыба, рыба-солнце.

Ведущий:

Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.

Ведущий: Слово предоставляется специалисту по рыбнадзору.

Инженер рыбнадзора:

Воздействие человека на естественную природную среду постоянно растёт, в результате под угрозой исчезновения оказалось существование многих видов животных и растений. У нас в странев том числе и Р.К принят закон “Об охране и использовании животного мира. Отдельная глава, посвященная рыбам, предписывает всем рыболовецким учреждениям и организациям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства. Законодательством определены способы и сезоны лова. Сети должны иметь ячейки не меньше определённого размера, чтобы в них попадались только взрослые рыбы. Категорически запрещено глушить рыбу взрывами, так как при этом бесполезно гибнет огромное количество рыбы.Не разрешается лов рыбы уплотин , ж/д мостов ишлюзов. Уделять внимание строгому соблюдению технологии сплава леса и прекращению молевого сплава и вылову затонувшей древесины. Принимать меры к ликвидации потерь нефтепродуктов при погрузке, выгрузке и транспортировке на судах. Спасение молоди из пересыхающих водоёмов, борьба с заморами рыб, устройство для прохода рыб к нерестилищам.

Ведущий:Человек сокращает и уничтожает место обитания рыб своей хозяйственной деятельностью. Строим города, дома, заводы, загрязняем и осушаем водоёмы — нет рыбам пристанища! К сожалению, всё больше видов рыб попадает на страницы Красной книги, и в этом виноват человек.

Журналист (спецкор журнала “Юный натуралист”):

Я хочу задать вопрос экологу: есть ли на страницах Красной книги РК рыбы, подлежащие охране?

Эколог:ВКрасную книгуРК занесены 6 видов рыб.

-Таймень

-Голец палия

-Хариус сибирский

-Нельма

-Подкаменщик обыкновенный

-Сибирский осётр
Запрещён любительский лов – стерляди, горбуши, омуля. Объектами лова являются – стерлядь, сиг, пелядь, чир, ряпушка, щука, лещ, плотва, елец, карась, окунь, ёрш, налим. Полностью запрещен лов семги. При случайной поимке указанные водные биоресурсы (сёмга, горбуша, нельма, таймень, хариус сибирский, подкаменщик обыкновенный, осётр, голец палия, омуль) подлежат выпуску в естественную среду обитания. В РК акклиматизированы в обычных водоёмах– горбуша, жерех, судак, белоглазка, стерлядь. Объектами товарного рыбоводства являются – форель радужная (Койгородский р-н, п. Нючпас, п. Кажим). В Усинском р-не все воды рек бассейна Печоры характеризуются, как «очень загрязненные», главная причина – нефтедобыча и разработка месторождений нефти. Поэтому численность ценных промысловых рыб в последние годы резко сократилось.

Ведущий:Ещё Роберт Бернс предвидел беду, нависшую над классом "Рыб ", в своём стихотворении.

Живая быстрая форель в стремительном полёте
Обречена попасть на мель, барахтаться в болоте.
Увы! Ничем я не могу помочь своей форели —
Она лежит на берегу и дышит еле-еле.


Журнал "Рыболов-спортсмен", вопрос:

Как же мы можем помочь рыбам,сохранить своё биологическое разнообразие?

Ведущий:Кто желает на это ответить?

Рыбнадзор:

Ядумаю, смогу ответить на этот вопрос. Большое внимание уделяется вопросу очистных сооружений, которые препятствуют попаданию в водоёмы воды, загрязнённой отходами предприятий и прекращению сброса сточных вод в реки,уделять внимание строгому соблюдению технологии сплава леса и прекращению молевого сплава и вылову затонувшей древесины ,применяются меры в Усинском районе кликвидации потерь нефтепродуктов при погрузке, выгрузке и транспортировке,приспособления для удаления нефти с загрязнённых вод. В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают специальные ступенчатые обходные речные пути, а также лифты. Чтобы увеличить численность ценных промысловых рыб, их разводят на специальных рыбных заводах, создавая благоприятные для размножения условия.

ВедущийМы обменялись мнениями, постарались ответить на многие вопросы. Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:

http://festival.1september.ru:8080/articles/211750/img1.jpg

Рис. 1

А теперь подведём итоги конкурса “Рыбак рыбака видит издалека”.

Загадки:

  1. Крылья есть, а не летает? (Рыба).

  2. Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине, и щука не проглотит. (Ерш).

  3. Он в самом омуте живёт, хозяин глубины.
    Имеет он глубокий рот, а глазки чуть видны.
    (Сом).


3. Заключение. Наша конференция подходит к концу. Мы с вами должны подвести итоги, выставить оценки,собрать жетоны.

И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!


На этой оптимистической ноте мы закончим нашу встречу.

Домашнее задание: заполнить таблицу «Систематика рыб» 44-45.




В гостях у Красной книги



"Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание
без участия этого агента всегда будет сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью".

"А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля,
а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями".

Д. Ушинский

ХОД УРОКА

БЛОК I
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задачи.

Цель: подготовить ребят к активной деятельности на уроке.

"Мордашки".

Формула: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Например:

http://festival.1september.ru/articles/528300/img1.gif

БЛОК II
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (в игровой форме)

Цель: объяснить новые положения темы, ввести новые понятия (показ видеосюжета).

Учитель: Посмотрите, как прекрасна наша природа!

Ребята, скажите, пожалуйста, что я держу в руках? Правильно, Красная книга. Человек, кичась своими научными достижениями и технологическими новшествами объявил себя царем природы и правит, нарушая все традиции и законы. Еще в 50-х годах разумные люди забили тревогу, а сейчас просто необходимо звонить во все колокола.

Многие виды флоры и фауны исчезли с лица Земли.

Наша цель - это познакомиться с Красной книгой. И поэтому к нам в гости пришли представители флоры и фауны и конечно Красная книга, чтобы вы никогда не стали убийцами животных и разорителями лесов.

Почему возникла необходимость создания Красной книги? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

Про тебя, Человек разумный, Лев Толстой сказал: "Экое разрушительное жестокое существо - человек, сколько уничтожил живых существ, растений для поддержания своей жизни".

А вот и Красная книга.

Красная книга:

Красная книга - красная!
Значит природа в опасности.
(Б. Дубровин)

В 1949 году при Международном союзе охраны природы и природных ресурсов во Франции была создана "паспортная" комиссия по редким видам. Считали 14 лет.

Учитель:

Выяснили, что с 1600 по 1800 г с лица Земли исчезло 33 вида млекопитающих, с 1800 по 1900 - еще 33 формы, а с1900 по 1913 - 52. Международная Красная книга учреждена решением Международного Союза охраны природы и природных ресурсов в 1966 году.

Красная книга:

Главным организатором и автором стал английский орнитолог и художник-анималист Питтер Скотт.

Учитель:

Красную книгу называют Документом совести. Главное практическое значение - выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть: для их сохранения нужны специальные меры защиты.

Красная книга:

Для удобства страницы у меня цветные. Давайте с ними познакомимся.

Красная страница:

У меня помещены сведения о видах, находящиеся под угрозой исчезновения

Желтая страница:

Я даю сведения о сокращающихся видах. Их численность еще велика, но продолжает сокращаться. И это внушает опасение за их судьбу.

Леса топорщатся и степь клубится
Жара изводит и снега блестят
Богаты мы!:
Но считанные птицы над считанными рощами летят
Полночный филин ухает из тьмы
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы.


Серая страница:

Я представляю малоизученные виды, редко встречающих.

Белая страница:

У меня - встречаются редко-либо потому что их было мало, либо живут на ограниченных территориях.

Зеленая страница:

Я рассказываю о животных, которые были редкими, но теперь численность их восстановлена усилиями человека, что они находятся вне опасности. Но меня так мало.

Охраняются Красной книгой
Столько разных животных и птиц.
Чтоб выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.


Учитель:

В России первая Красная книга была издана в 1978 году, в ней две категории:

А - виды, находящиеся под угрозой уничтожения, Б - редкие виды.

А в 1984 году вышло второе доработанное издание, в которой присутствуют 5 категорий, сходные с категориями в международной Красной книге, но существует еще Черная страница.

Черная страница:

Я рассказываю о видах, которые исчезли с лица Земли.
Судьба незавидная животного ждет
Если человек с ружьем навстречу идет
Насытить себя никак не может он,
Поэтому тарпан и тур
С лица Земли был истреблен.


(просмотр сюжеты фильмаКассета "Жить или не жить")

(обсуждение сюжета)

Учитель: А теперь, ребята, ответьте на вопрос:

Сколько страниц, какие страницы находятся в Международной Красной книге?

Так еще стали появляться Красные книги республик, сейчас уже появились и Красные книги областей. И у нас на Южном Урале существует своя Красная книга, которая сейчас будет пополняться. ЧГПУ вместе с Комитетом по экологии и природопользованию будут организовывать экспедиции для выявления новых исчезнувших растений и животных.

Смотрите, кто еще к нам пришел.
Ручьями очищается
И хвоя и валежник
И первым появляется
В проталине: (подснежник).


Подснежник:

Здравствуйте, ребята! Я ветреница дубравная, отношусь к редким и исчезающим видам на Урале. В Челябинской области нас несколько видов. А вот и моя подружка - купальница европейская.

Купальница:

А я отношусь к редким или прерывисто распространенным.

Подснежник:

Мы прочитаем вам стихотворение, а вы объясните, как вы его понимаете.

Купальница:

Цветок на лугу
Сорвал на бегу
Сорвал: А зачем?
Объяснить не могу.
В стакане он день
Простоял
И увял:
А сколько бы он на
Лугу простоял?


Подснежник:

Молодцы! Да, конечно, люди любят цветы и собирают их, чтобы любоваться дома. Обычно срывают самые красивые цветы. А именно их самых красивых становится все меньше и меньше. "Ничего, я немножко:" - оправдывает себя каждый. Но перемножь растения в букете на те тысячи букетов. Сорванные растения не сумеют дать семена. Цветы рвут с корнями, у основания стебля, где находятся почки будущего года. Растения погублено.

Купальница:

Растения становятся редкими не потому, что их только срывают, а также отражается хозяйственная деятельность человека - вырубка лесов, распашка земель, осушение болот. И все-таки в Красной книге почти о каждом растении, внесенном в нее сказано, что причина в которой растение стало редким значится - "массовый сбор на букеты местным населением и туристами".

Учитель:

Давайте вернемся к нашему вопросу: Почему возникла необходимость в создании Красной книги?

Ответ.

Учитель:

В Красную книгу занесено более 30 редких и исчезающих видов растений Южного Урала, которые мы будем изучать на уроках ботаники в 6 классе.

Задание: Мы с вами познакомимся с человеком. А по ходу знакомства определите, кто хороший, а кто плохой, при этом заносите в табличку, что считаете нужным.

Положительные действия человека

Отрицательные действия человека

 

 

Человек-плохой:

Да, я человек вырубаю леса и сжигаю тысячи гектаров леса, убиваю птиц и зверей, ради мяса, ради перьев, ради наживы и развлечения.

  • я буду сливать отходы в реки;

  • я буду глушить рыбу в озерах;

  • я буду ходить в лес, мусорить там и не тушить костры;

  • я буду вырезать свое имя на стволах деревьев;

  • я буду заниматься браконьерством.

Потому что я смог открыть и покорить силы природы и думаю только о себе.

Человек-хороший:

Сожалею, я видел в животных лишь мясо
В растениях - сено, да мед
Но заметил, что в природе прекрасной
Не просто зверь, а брат мой меньший живет.


Я ведь опомнился - создал Красную книгу, как сигнал бедствия, открыл зоопарки, заказники и заповедники.

Ребята, а вы знаете, чем заповедник отличается от заказника? (ответ)

А какие заповедные места находятся у нас на Южном Урале? (карта Челябинской области)

Ответ: Ильменский, Восточно- Уральский.

Музей-заповедник "Аркаим" - филиал Ильменского

Нац. парк "Таганай", нац. парк "Зюраткуль".

Мы бьем животных,
Рубим лес, устраиваем свалки
Но кто же под защиту лес возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки:
Подумайте, а что нас дальше ждет?


Учитель:

Ребята, к нам еще пришел представитель животных. Здравствуй!

Животное:

Люди!
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.


Я принес вам письма от братьев ваших меньших. Они лежат у вас на столах. В конверте с красным кружком - домашнее задание. Вы этот конверт положите в дневник. В конверте с зеленым кружком - вы должны выполнить задание сейчас и по окончании поставить себе отметку.

Приемы подачи домашнего задания.

Необычная обычность.

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку... Конечно не каждый раз.

Пример.

Использовать почту. Треугольники-конверты разносит представитель животных (заранее раскладываются на столах)

Три уровня домашнего задания.

Формула: учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.

Первый уровень - обязательный. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятным и посильно любому ученику.

Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого уровня.

Третий уровень задания - творческий. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Учитель:

Сейчас уже ясно, что природу надо охранять. Но понятие "природа" довольно общее. Мы с тобой не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относится ко всему живому, окружающему нас, делать все, чтоб оберегать, спасать, защищать отдельных представителей живой природы. Пусть ты не принимаешь участия в спасении уссурийского тигра и белых медведей, снежного барса и белого журавля. Это делают взрослые люди - специалисты-зоологи. Но и ты многое можешь сделать для сохранения окружающего тебя растительного и животного мира, если поможешь стрекозе или жужелице, станешь на защиту ландыша или кувшинки.

Ребята, какие вы выводы сделали для себя из нашего основного вопроса, что вы поняли и чтобы вы рассказали своим друзьям.(ответы)

(звучит фонограмма пения птиц)

Как это странно - умиранье рода,
Всех поголовно, всей до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.


И поползет проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды.


И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
С. Островой. Красная книга.

Дополнительное задание:

1."Кошачья травка"
Больным поправка
Корешок в аптечку
Чтоб помочь сердечку
(Валерьяна)

2.Ковер цветастый на лугу
Налюбоваться не могу
Надел нарядный сарафан
Красивый, бархатный кафтан
(Тюльпан)

3.Это кто в саду под кленом
Вылез в платьице зеленом
Что за беленький цветок
Самый - первый, самый смелый
Пробрался через ледок,
В прошлогодней травке прелой
И один из всех цветов
Весенний день встречать готов
(Ветреница)

4.Чей стебель, густо опушен?
Весь серебром сияет он
Чьи колокольчики висят
И к сожаленью не звенят?
Украсить майским днем успел
Землю в лиловый цвет
(Прострел)

5.Смотрите туфельки растут,
Их к солнцу стебельки несут
Он окраской, как лимон
Мне может это снится сон?
Нет, наяву сосновый бор
И туфельки ласкают взор
Однако, где твой каблучок, скажи
(Венерин башмачок)

6. Как называется участок земли либо водного пространства, который находится под охраной государства и его ресурсы не используются в народном хозяйстве (заповедник)

7. Какие данные помещают на зеленых страницах Международной Красной книги (восстановленные виды)

8. Сколько цветных страниц у Красной книги (6)

9. Самый быстрый зверь, занесенный в категорию А Красной книги России (леопард)

10.Растет червячком, питаясь листком
Потом засыпает, себя обмотает
Не ест, не глядит, неподвижно лежит
Но теплой весной вновь оживает
И, как птичка, порхает
(бабочка)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Три уровня домашнего задания.

Формула: учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.

Первый уровень - обязательный. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятным и посильно любому ученику.

Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого уровня.

Третий уровень задания - творческий. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

  • 1 уровень - нарисовать эмблему к теме.

  • 2 уровень - придумать кроссворд по пройденной теме.

  • 3 уровень - написать свою программу защиты окружающей среды.