microbik.ru
1
Открытый урок в 5 классе.

О Родине с любовью (комплексный анализ текста)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

Хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе…

Чем будем заниматься на уроке? О ком и о чём будем говорить? Цели урока попытайтесь сформулировать сами.

Прежде, чем перейдём к уроку, давайте проверим, что вы сделали дома. Какое задание?

( Найти и выписать пословицы, связанные со словом «Родина»).

Стихи, посвящённые Родине.

А теперь посмотрите на доску. Вы, наверное, помните слова одной из популярных песен:

С чего……..

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

у нас никому не отнять?

- А как вы понимаете слово « Родина»?

- Какова связь слов: Родина, Отечество и Отчизна?

- Продолжите ряд слов: Родина, родной, родник, родничок, родовое «гнездо».

- Какой эпитет добавили бы к слову «Родина»? (любимая, единственная)

- При слове «Родина» возникают образы. Какие? (бабушкин дом в деревне, речка, леса, поля, Колпино, мама.)

Вспомните, ребята, события из прошлого, которые вызывают у вас чувство гордости, радости, печали.

( победили в Великой Отечественной войне, Юрий Гагарин первым полетел в космос, выстояли в блокаду, но погибли многие.)

- Как понимаете выражение «гражданин России»?

(тот, кто живёт и обладает правами и свободами, предусмотренными конституцией Российской Федерации, имеет паспорт).

А сейчас мы переходим к комплексному анализу текста Д. С. Лихачёва из книги «Земля родная»

О Д. С. Лихачёве расскажет ученица, а вы внимательно послушайте.

Рассказ учащейся:

Дмитрий Сергеевич Лихачев – российский литературовед и общественный деятель.

Родился в 1906 году в Петербурге. В 1928 году закончил факультет общественных наук Ленинградского университета. Занимался одновременно древнерусской и английской литературой. Написал две дипломные работы:

1-посвящена патриарху Никону .

2-восприятие творчества Шекспира в России 18-19 век.

1928 год – Лихачёва арестовали и отправили в Соловецкий лагерь, за тем перевели на строительство Беломорско - Балтийского канала.

1936 год – освобождение.

Лихачёв – автор десятков книг и сотен статей. В историю Российского и мирового литературоведения вошёл как исследователь древнерусской литературы: исследование «Слово о полку Игореве», «Поэтика древнерусской литературы».

В последние годы Лихачев пишет о силе традиции в современности («Заметки о русском», «Прошлое – будущему»); статьи беседы о духовности гуманитарной культуры как высшей ценности жизни.

В 1991 году – Почётный гражданин Санкт – Петербурга.

1993 год – Большая золотая медаль имени Ломоносова за выдающиеся достижения в области гуманитарных наук.

1996 год – орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.

1997 год – премия Международного Литературного фонда «За честь и достоинство таланта».

1998 год – 1 кавалер ордена апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству»

знак «Ласточка мира» за пропаганду идей мира.

Умер 30 сентября 1999 года.

Итак, перед вами текст, прочитайте его выразительно вслух.

Давайте определим тему, идею, микротемы каждого абзаца.

Вспомним, что такое тема?

Тема – Земля

Идея – важная ступень – любовь к своему народу, к священной стране.

Микротемы:

«Земля – это и почва…»

  1. Землю создаёт человек.

  2. В жизни человека огромную роль играет Любовь.

  3. Любовь к священной стране приносит…..

  4. Патриотизм не следует смешивать с национализмом.

  5. Дружная семья излучает атмосферу дружелюбия.

  6. Через любовь к матери приходит понимание других народов

Посмотрите на доску, переходим к разборам (фонетический, синтаксический). Слова даны по вариантам.

Д/з: написать сочинение – миниатюру « Моя родина – Колпино».