microbik.ru
1
Урок - деловая игра «Паспортный стол» по теме «Лишайники».
Цель игры.

Создать условия для самоорганизации личности ребенка на уроках биологии, как субъекта познавательной деятельности.

План сценария имитационной игры.

В паспортный стол приходит Лишайник, организм, который не знает: к какому царству органического мира он принадлежит. Ему нужен паспорт.

  1. Администратор обещает выдать паспорт, но для этого необходимо классифицировать, определить организм.

Администратор представляет Лишайнику группу экспертов, отделы паспортного стола и своего секретаря.

Отделы: Систематический, Морфологический, Физиологический, Экологический, Эволюционный, Биологический.

  1. Отделы получают задания по сбору и оформлению данных о лишайнике, согласно своему профилю. Выполняют задание. Предлагают вариант записи данных в паспорт(паспорт заполняется на интерактивной доске).

  2. Дискуссия после каждого представления данных. Мнение экспертов.

  3. Внесение данных в паспорт.

  4. Общий анализ паспорта. Заключение экспертов.

  5. Оценка деятельности сотрудников паспортного стола деятельность своих сотрудников. Вручение паспорта.

  6. Рефлексия игры всех участников. Выход из игры.

  7. Оценка самочувствия участников игры.


Технологическая схема имитационной игры.

Этап подготовки.

Урок 1. Подготовка к деловой, имитационной игре «Паспортный стол» по теме «Лишайники».

Разработка игры.

1.Анализ предыдущей и выбор учащимися новой формы познавательной деятельности.

2.Обсуждение и принятие всеми сценария и плана игры.

3. Общее описание игры.

4.Инструктаж.

5.Подготовка материального обеспечения. Интерактивная доска, фломастеры, визитки.

Задания отделам.


  1. Постановка проблемы, целей, задач.

Проблема: организм лишайника нельзя отнести ни к одному из известных царств органического мира.

Цель: оформить и выдать паспорт.

Задачи. Охарактеризовать организм Лишайника по основным параметрам.

  • Отдел систематики. Анализ полученных данных. Установить систематическое положение Лишайника. Группа экспертов.

  • Отдел морфологии. Определить к какому таксону (царству, отделу, типу) органического мира относится Лишайник, изучив строение его тела и многообразие форм.

  • Отдел физиологии. Определить к какому таксону органического мира относится Лишайник, изучив особенности его жизнедеятельности. Объяснить взаимосвязь строения и функции на примере Лишайника.

  • Отдел экологии. Выделить основные среды обитания Лишайника и экологические факторы, оказывающие на него влияние.

  • Эволюционный отдел. Показать умение выдвигать гипотезы происхождения лишайника и в творческой форме доказывать их.

  • Отдел биологии. Дать оценку роли Лишайника в круговороте веществ в природе, и практической деятельности человека.

2.Регламент. Сообщения – 3-4 минуты. Выступления в прениях – 2 минуты.

3.Обсуждение и принятие правил игры.

  • Активно участвуй в игре.

  • Не выходи из игры до ее окончания.

  • Принимай полученную по жребию (по решению товарищей) роль.

  • Соблюдай регламент и этику поведения в игре.


4.Формирование групп. Отделы паспортного стола. Эксперты.

5.Распределение ролей по содержанию работы в группе:

  • Генератор идей. Руководитель группы

  • Разработчик. Разрабатывает план страницы паспорта

  • Имитатор. Проводит презентацию страницы паспорта.

  • Эрудит. Организует ответы на вопросы группе.

  • Аналитик. Готовит вопросы для дискуссии.

6.Консультации.

7.План игры

  • Проблема лишайника.

  • Презентация паспортного стола, его отделов.

  • Получение заданий отделами.



Морфологический отдел. Задание. Определить к какому таксону (царству, отделу, типу) органического мира относится Лишайник, изучив строение его тела и многообразие форм. Заполнить морфологическую страницу паспорта. Показать умение сравнивать строение лишайника с ранее изученными организмами.

План работы отдела.

  • Изучить п. 98

  • Составить алгоритм действий сотрудников отдела при заполнении страницы паспорта. Приложение 1.

  • Заполнить морфологическую страницу паспорта.

  • Содержание страницы:

Тело, таллом, срез слоевища лишайника.

Слои тела лишайника, их структурные элементы. Ризоиды.

Формы лишайника

  • Подготовить рекомендации: к какому таксону отнести лишайники и почему?



Физиологический отдел. Задание. Определить к какому таксону органического мира относится Лишайник, изучив особенности его жизнедеятельности. Объяснить взаимосвязь строения и функции на примере Лишайника. Заполнить физиологическую страницу паспорта.

План работы отдела.

Изучить п. 98

  • Составить алгоритм действий сотрудников отдела при заполнении страницы паспорта. Приложение 1.

  • Заполнить физиологическую страницу паспорта.

  • Содержание страницы.

Симбиоз, автотрофное, гетеротрофное питание. Неограниченный, но очень медленный рост. Размножение частями слоевища.

  • Мнение физиологов. К какому таксону следует отнести организм лишайник


Экологический отдел. Задание. Выделить основные среды обитания Лишайника и экологические факторы, оказывающие на него влияние. Заполнить экологическую страницу.

План работы отдела.

  • Прочитать п.98. и текст.

  • Вставить в текст, пропущенные термины.

  • Составить алгоритм действий сотрудников отдела при заполнении страницы паспорта. Приложение 1.

  • Оформление экологической страницы паспорта.

  • Мнение экологов. Почему лишайники экстрималы?

  • Оборудование.



Эволюционный отдел. Задание. Показывать умение выдвигать гипотезы происхождения организма лишайника и в творческой форме доказывать их. Заполнить эволюционную страницу.

План работы отдела.

Прочитать п.98.

  • Составить алгоритм действий сотрудников отдела по выдвижению, доказательству гипотезы происхождения лишайников и заполнению страницы паспорта. Приложение 1.

  • Варианты к рассмотрению.

А. Гриб и водоросль – взаимовыгодное сожительство.

Б. Паразитизм гриба на водоросли.

В. Хищный гриб ловит одноклеточные водоросли.

  • Оформление эволюционной страницы паспорта.

  • Выдвижение и творческое доказательство гипотезы происхождения лишайников. Приложение №

  • Оборудование


Биологический отдел. Задание. Дать оценку роли Лишайника

в «Круговороте веществ в природе» и практической деятельности человека.

План работы отдела.

  • Изучить п. 98.

  • Составить алгоритм действий сотрудников отдела по заполнению страницы « род занятий». Приложение 1.

  • Оформление страницы «Род занятий» для паспорта.

  • Прокомментировать выражение.

« Великий отец ботаники Теофраст, живший около 300 лет до н. э. Называл лишайники «хаос природы» и «убогая нищета растительности».

Оборудование.

Систематический отдел. Определить к какому таксону (царству, отделу, типу) органического мира относится Лишайник, изучив все страницы. Заполнить систематическую страницу паспорта.

Изучить п. 98

  • Составить алгоритм действий сотрудников отдела при заполнении страницы паспорта. Приложение 1.

  • Заполнить систематическую страницу паспорта.

  • Содержание страницы симбионт, взаимовыгодное сожительство, миксотроф.

  • Мнение систематиков. К какому таксону следует отнести организм лишайник?


.

Лишайник.

  • Получить паспорт.

  • Оценить работу сотрудников отделов, совместно с учителем.

  • Приготовить таблицу по диагностике самочувствия

участников игры.



  • Работа в группах. Мозговой штурм. Решение главной задачи группы

оформление своей страницы паспорта.

  • Выступление групп. Защита своей страницы.

  • Дискуссия.

  • Заключение экспертов.

  • Внесение данных в паспорт.

  • Общий анализ данных паспорта. Эксперты.

  • Администратор оценивает деятельность сотрудников. Вручает паспорт лишайнику.

  • Ответная речь лишайника.

8. Этап анализа и обобщения.

9.Выход из игры. Рефлексия всех участников игры.

10.Оценка самочувствия участников игры.

11. АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ в группах.


Что дано?

1. Анализ искомых данных.

Что не знаем?

2. Постановка проблемы.

Предполагаемый результат.

3.Формирование гипотезы.

Варианты способов решения.

4.Планирование своих действий.

Анализ способов решения.

5.Выбор ориентиров поиска. Нахождение способа решения.

Консультация у эксперта.

6.Отбор и привлечение необходимых знаний.

Оформление страницы ПАСПОРТА.

7.Оформление полученного результата.




8.Защита результатов.


12.ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ.


Фамилия.

Название группы.

Оценка деятельности.

Дискуссия

Логика

Доказа-тельность

Творчество



Урок 2. «Паспортный стол».
Ход урока.
1.Организационный этап. [Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, проверка подготовленности классного помещения к уроку, организация внимания.]

Здравствуйте, УВАЖАЕМЫЕ гости и сотрудники паспортного стола. Сегодня мы работаем в обычном режиме. Дежурный, кто отсутствует? Отмечаю в журнале.

2. Этап проверки домашнего задания. Отделы паспортного стола готовы? Перекличка отделов. Например: отдел систематики - готов!

3. Этап всесторонней проверки знаний. Проверка различными методами объема и качества материала отдельными учениками; проверка образа мышления отдельных отвечающих учеников; проверка сформированности общеобразовательных и социальных навыков и умений; комментирование (оценивание) ответов учащихся; организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала;

Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению;

Постановка перед учащимися учебной проблемы.
Ввод в игру.
УЧИТЕЛЬ. Паспортный стол начинает свою работу. Представляю вам администратора. Он принимает первого посетителя.

Первый посетитель «Лишайник». Здравствуйте. Я хотел бы оформить паспорт.

Администратор. Здравствуйте. Как вас зовут?

Лишайник. Лишайник.

Администратор. К какому царству органического мира вы относитесь?

Лишайник. Не знаю

Администратор. Сейчас мы с вами заполним анкету (на интерактивной доске) с помощью всех сотрудников и определим, к какому царству органического мира вы относитесь.
Анкета для заполнения паспорта (заполняется секретарем на интерактивной доске).


Данные (вопросы)

Хочу узнать

(ответ лишайник вопрос администратора )

Узнал (ответы детей)

Вы имеете клеточное строение?

Да. Значит, вы не относитесь к царству…?

(Вирусов)

Вы имеете ядро?

Да. Значит, вы не относитесь к царству…?

(Дробянок).

Вы способны к активному движению?

Нет. Значит, вы не относитесь к царству…?

(Животные).

Вы способны к фотосинтезу?

Да. Значит, вы относитесь к царству…?

(Растения)

Ваше тело состоит из гифов?

Значит, вы относитесь к царству…?

(Грибов)


Секретарь. Проблема: организм не определен, Лишайник нельзя отнести ни к одному известному царству: Лишайник не Вирус, не Дробянка, не Животное; кто же он Растение или Гриб?
Администратор (Лишайнику). Не волнуйтесь. Садитесь в кресло, расслабьтесь, вам предстоит небольшое обследование. Чтобы оформить паспорт, необходимо определить, охарактеризовать вас как организм, по основным параметрам. Это сделают специалисты отделов систематики, морфологии, физиологии, экологии, эволюции и биологии. Посетите эти отделы и заполните анкету. Вам поможет мой секретарь – Иванова Катя.

Секретарь заводите дело.

Секретарь работает на интерактивной доске (начинает монтировать схему). Биологический паспорт. «Лишайник ». Отделы Систематики, Морфологии, Физиологии, Экологии, Эволюции, Биологии.

Администратор. Читает громко в слух. Биологический паспорт. «Лишайник». (Обращается к секретарю и ко всем служащим.)

Определим порядок работы.

Наша общая цель.
Ответы сотрудников.


Секретарь (Обобщает ответы «сотрудников»).

Наша цель: оформить и выдать паспорт Лишайнику.

Каждый отдел заполняет и представляет свою страницу на интерактивной доске. Но есть проблема.

Администратор. Есть проблема?

Секретарь. Проблема: организм не определен, значит, не может быть охарактеризован по основным параметрам. Лишайник нельзя отнести ни к одному известному царству:

Администратор. (Обращается к отделам): Вы можете определить организм?

Отдел систематики. Мы можем определить организм, если обобщим данные исследования всех отделов.

Отдел морфологии. Мы можем определить организм. Если сканируем его внутреннее строение, и сравним его внешнее строение с таблицей «Многообразие форм лишайников».

Отдел физиологии. Да мы можем определить организм, если изучим особенности его жизнедеятельности и объясним, как взаимосвязаны строение и функция.

Отдел экологии. Да. Мы можем охарактеризовать организм, если изучим основные среды его обитания и экологические факторы, оказывающие на него влияние.

Отдел эволюции. Мы можем определить организм, если рассмотрим гипотезы его происхождения

Отдел биологии. Мы можем охарактеризовать организм, если изучим роль лишайника в «Круговороте веществ» и практической деятельности человека.

Ад. Вы, уважаемый лишайник, вместе с учителем имеете приятную возможность помочь в оценке работы наших сотрудников по оформлению вашего паспорта.

Презентация 3балла; дискуссия 1балл.

Бухгалтер в группе имеет количество баллов равное числу участников группы и распределяет их пропорционально работе каждого. Группа утверждает это решение.


Администратор. Внимание. У вас на столах есть все необходимое для работы?

Начинаем оформление паспорта. Оформление - 7 минут. Презентация паспортных страниц 3-4 минуты. Регламент не нарушаем.


  1. Этап усвоения новых знаний. Организация внимания.




  • Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала;

  • В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационально учиться;

  • Осуществлять этот этап, как впрочем, и все другие, на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становиться ученик.

  • Групповая работа над заданием. Работа со справочными материалами, тренинг, мозговой штурм, оформление задания.

  • Секретарь и администратор проверяют, как идет работа в группах. Учитель и лишайник готовятся к оценке сотрудников.


Презентация паспортных страниц. Межгрупповая дискуссия. Выступление групп, защита результатов,

Секретарь. Время приготовиться к презентации. Регламент 3-4 минуты.
Администратор по очереди называет отделы.

Отделы представляют свои проекты.

Секретарь помогает монтировать страницы паспорта на доске. (Как вариант просмотр презентаций исследований выполненных группой заранее.)

Защита проектов (презентаций) отделами.

Морфологический (на основе схемы внутреннего строения лишайника).

Физиологический (характеристика всех процессов).

Экологический (среды обитания),

Эволюционный (легенды о происхождении с иллюстрациями) Приложение 3.

Биологический (схема круговорота веществ в природе, отметить роль лишайников).

Систематический (Заполнение на интерактивной доске главной, паспортной страницы). Копия (изготовленная заранее) вручается Лишайнику
Администратор после презентации каждого проекта, предоставляет слово оппонентам. Выслушивает одно или два мнения. Сам подводит краткий итог по каждой странице.

Секретарь Мы заполнили 5 страниц паспорта и выполнили предварительную работу

ОПРЕДЕЛИЛИ И ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ ОРГАНИЗМ ЛИШАЙНИКА.

Заполняем главную страницу. Страницу систематики.

Администратор. Проведя исследование, мы пришли к выводу, что лишайник нельзя отнести к какому либо царству органического мира. Лишайники можно определить, как отдельную группу симбиотических организмов.

Секретарь. Монтирует на доске таблицу. «Паспорт». Приложение 2.

Администратор. Читает первую страницу. «Биологический паспорт выдан организму симбионту Лишайнику. Лишайник, нельзя отнести к какому либо Царству органического мира, т.к. его тело состоит из представителей двух царств.

Секретарь. Работа отделов закончена. Паспорт оформлен.

Администратор. Всем встать!

Отделы приготовиться к торжественному вручению паспорта.

Уважаемый Лишайник, Некоторые ученые называют вас низшим растением, но сотрудники нашего паспортного стола установили, что вы

удивительный организм симбионт, образованный в результате взаимовыгодного сожительства гриба и водоросли. Вы уникальная веточка на генеалогическом древе жизни, образовавшаяся в процессе эволюции. И хотя происхождение ваше теряется в веках, значение для природы огромно.

Секретарь. Оформляя паспорт Лишайнику, мы поняли, что организм, выдерживающий самые экстремальные природные условия, бессилен, хрупок перед деятельностью человека, поэтому мы, учащиеся 7Г класса, должны изучать, И ЛИШАЙНИКИ и другие организмы,

А для чего? (Спрашивает у ребят).

Администратор. Для того, чтобы беречь биосферу, наш общий дом.

6. Этап закрепления новых знаний.

Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях;
Секретарь.

Я предлагаю каждому отделу определить систематическое положение Лишайника в форме синквейна и посвятить ему эти стихи.

Отделы. Сочиняют и поочередно читают стихи.

Лишайник.

Накипный, листовидный, кустистый.

Кормит, красит, лечит.

Симбиотический и миксотрофный


Организм.
(Администратор. т. к. эта игра учебная я предлагаю написать диктант и проверить, как вы усвоили изученный материал. Приложение 4.

Этот вариант можно предложить, если позволяет время или вместо синквейна).

7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его применению.

Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся;
Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

Учитель. Паспорт выдан. Работа проведена. Оценка деятельности сотрудников паспортного стола.

Отдел систематики. За успешную организацию и проведение игры.

Отдел морфологии. За аргументы и факты.

Отдел физиологии. За понимание взаимосвязи строения и функции.

Отдел экологии. За экологическую культуру.

Отдел эволюции. За выдвижение и доказательства гипотез

Отдел биологии. За глобальность мышления.

Подведение учителем итогов игры. Результаты.

Домашнее задание П98. Сравнить организмы лишайник, гриб и водоросль. Данные занести в таблицу.

ВЫХОД ИЗ ИГРЫ.

Рефлексия. Учитель. Дети. Сегодня на уроке в результате игровой творческой деятельности вы развивали свои мыслительные способности. Прошу оцените ваш мыслительный процесс сегодня в баллах.

У вас сегодня возникло негативное, отрицательное отношение к мыслительной деятельности – ставите знак ниже оси обцисс
Вы были не активны – 0.

Вы были активны, но, как всегда. - 1балл.

Вы были намного активнее в своей мыслительной деятельности –2балла

У вас были моменты озарения «инсайд». – 3балла.
Учащиеся на графике отмечают свою активность на уроке (всегда есть ученики, отмечающие «Инсайд»!)

ВСЕХ СОТРУДНИКОВ ПАСПОРТНОГО СТОЛА БЛАГОДАРЮ.

До свидания.


Приложение 1. Алгоритм составления и решения проблемных, учебных задач. Отделы систематики, морфологии, физиологии…


Что дано

Анализ искомых данных

Найти

Что не знаем

Постановка проблемы




Предполагаемый результат

Формирование гипотезы




Варианты способов решения

План своих действий




Анализ способов решения

Выбор ориентиров поиска. Нахождение способа решения




Консультация у эксперта

Отбор и привлечение необходимых знаний




Оформление страницы паспорта

Оформление полученного результата







Защита результата





Приложение 2.

Работа в тетради и на доске

ПАСПОРТ.

1. Систематическое положение Лишайника в системе органического мира….

  1. Особенности строения и многообразие форм…

3. Особенности жизнедеятельности…

4.Среда обитания…

5.Происхождение…

6.Род занятий…

Печать. Подписи: начальник паспортного стола.

учитель биологии

Эксперты.

Приложение 3.

Легенды, связанные с происхождением Лишайника. Авторский текст. Ахатова Татьяна Ивановна.
1.Гипотеза паразитизма. Жил да был гриб «Синяя борода», он назывался так, потому что его тело представляло собой сплетение сизых почти бесцветных нитей, гифов. Жил он в почве, где всегда темно, и поэтому никто не знал, какой он злодей. У нас есть возможность рассмотреть его вблизи, с помощью камеры внутреннего наблюдения.

  • Присмотритесь внимательно, в густых зарослях нитей его ужасной бороды мы видим прекрасных, юных дев. Это зеленые, одноклеточные почвенные водоросли и цианеи. Почему они там? Это его жены!

  • Увеличьте, пожалуйста, изображение. О, ужас! Вы видите…видите!!! «Синяя борода» припал нитями своей бороды к устам юных жен. Это не поцелуй любящего мужа! Он высасывает из них питательные органические вещества! Сам он не может синтезировать, и ленится адсорбировать их из почвы. Он выбрал самый ужасный способ питания – паразитизм! Но, самое, удивительное в том, что один муж и много несчастных жен образуют семью, которая выглядит, как единый организм, Лишайник!

  1. Симбиотическая легенда гласит. В светлом хвойном лесу, где сквозь иголчатую, зеленую нежность сосен сияла лазурная глубина неба, встретились двое. Эту встречу никто не мог видеть, она происходила внизу под кронами в лиственно – хвойном опаде. Юная Цианея блаженно фотосинтезировала, подставляя весеннему солнцу свои зерна хлорофилла. Цианея не подозревала, что за ней украдкой наблюдает почвенный Гриб. Он не решается открыть ей свои чувства. Неожиданно он коснулся своими гифами юной Цианеи. Увидев Гриб, Цианея поняла, что это ее суженый. Гриб окружил Цианею заботой. Он днем и ночью ее охранял, доставлял ей воду и растворимые в ней минеральные вещества. А Цианея готовила ему вкусные завтраки и обеды из глюкозы. Семья была очень дружная и достойно выносила самые неблагоприятные условия среды. И как награда за их верность у них подрастал сын Лишайник. Трудолюбивый как отец и прекрасный как мать!


Приложение 4. Диктант. Отношение лишайников к субстрату и другим факторам внешней среды.

Ученики выписывают в тетрадях только пропущенные слова, текст задания выдается на парты.

Задания

  • Для сильного состава учащихся. Вставьте пропущенные слова.

  • Для слабого состава учащихся можно дать пропущенные слова и предложить их выписать в заданном текстом порядке.


Медленный рост слоевища не дает возможности ----------------------- в более или менее благоприятных ------------------------ ---------------------------- конкурировать с быстрорастущими цветковыми ------------------------------ или мхами. Поэтому обычно ------------------------- заселяют такие ---------------------------- ниши, где ------------------------------- существования слишком суровы для других организмов. Они обладают способностью расти на самых разнообразных субстратах: каменистых породах ( известняках, гранитах, кварцах и др.), почве, коре деревьев, на хвое, листьях вечнозеленых растений, на мхах, гниющей древесине. ---------------------------- поселяются на стекле, костях, коже, железе, тряпках, при этом важно лишь одно – чтобы эти предметы пролежали неподвижно довольно ------------------------ время.

---------------------------- для лишайников необходим, как для всех фотосинтезирующих организмов. Отсутствие ----------------------------- или недостаточная его интенсивность препятствуют их развитию.

Хотя лишайники относятся к числу наиболее засухоустойчивых организмов, ------------------------- необходима для их развития.

Лишайники проявляют удивительную устойчивость к воздействию как очень высокой, так и низкой ------------------------------ .

Биотические факторы – это взаимодействия между самими ---------------------- , между ---------------------- и растениями, между ----------------------------- и животными.

Но только воздействие --------------------------- фактора оказалось губительным для лишайника, т. к. -------------------------- изменяет природные ландшафты, загрязняет атмосферу.
Диктант.
Отношение лишайников к субстрату и другим факторам внешней среды.

Медленный рост слоевища не дает возможности лишайникам в более или менее благоприятных условиях среды конкурировать с быстрорастущими цветковыми растениями или мхами. Поэтому обычно лишайники заселяют такие экологические ниши, где условия существования слишком суровы для других организмов. Они обладают способностью расти на самых разнообразных субстратах: каменистых породах (известняках, гранитах, кварцах и др.), почве, коре деревьев, на хвое, листьях вечнозеленых растений, на мхах, гниющей древесине. Лишайники поселяются на стекле, костях, коже, железе, тряпках, при этом важно лишь одно, чтобы эти предметы пролежали неподвижно довольно длительное время.

Свет для лишайников необходим, как для всех фотосинтезирующих организмов. Отсутствие света или недостаточная его интенсивность препятствуют их развитию.

Хотя лишайники относятся к числу наиболее засухоустойчивых организмов, вода необходима для их развития.

Лишайники проявляют удивительную устойчивость к воздействию как очень высокой, так и низкой температуры.

Биотические факторы – это взаимодействия между самими лишайниками, между лишайниками и растениями, между лишайниками и животными.

Но только воздействие антропогенного фактора оказалось губительным для лишайника, т. к. человек изменяет природные ландшафты, загрязняет атмосферу.