microbik.ru
1
Тема:

«Внешняя политика России в 60-70 годы 19 века»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок для 10-х классов

Цели:

I обучающие

  • Обобщить ранее пройденный материал

  • Побуждать к активной мыслительной деятельности

  • Учить вырабатывать оценочные суждения


II познавательные

  • Формирование исследовательских и поисковых умений

  • Продолжать развивать навыки работы с картой, тестами, учебником (составлять опорный конспект), ставить и разрешать проблемы, провести дискуссию по вопросу продажи Аляски


III воспитательные

  • Духовное развитие учащихся – помочь правильно оценить значение вмешательства русской армии в Балканские проблемы

  • На примере доблести и мужества российской армии воспитать чувство гордости и любви за Родину


Оборудование:

  • Настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг»

  • Тесты

  • Компьютер

  • Интерактивная доска

  • Фрагмент из фильма «Турецкий гамбит»

  • Учебник « История России 17-19 век» М. Просвещение, 2008г. В.И.Буганов, П.Н.Зырянов.

  • Тетради

  • Исторический документ


Используемая литература:

  • Учебник

  • Энциклопедия для детей «Аванта +», М. 1999 г.

  • История России в схемах, М., Просвещение, 2008 г. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др.

  • Отечественная история в схемах и таблицах М., Эксмо, 2006 г. В.В. Кириллов

  • Контрольно-измерительные материалы История России 8 кл. сост. К.В. Волкова, М., ВАКО, 2010 г.

  • Поурочные разработки по истории России к учебнику В.И. Буганова, А.И. Сахарова, М., Просвещение,2008г.

План урока:

I Основные направления внешней политики России: цели и задачи

II Хроника основных событий в европейском направлении внешней политики России в 1850-х – 1870 гг

III Политика России на Дальнем Востоке

IV Завоевание Средней Азии

V Балканское направление: участие в Восточном кризисе. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Ход урока:

Сегодняшний наш урок называется: «Внешняя политика России в 60-70 годы 19 века». Главное вспомнить и обобщить то, что мы с вами изучали, используя при этом различные методы, ранее используемые. План урока перед вами, тетради и учебники открыты, работаем с ними параллельно. Основная проблема, которую мы будем решать – насколько отвечала истинно российским интересам внешняя политика, которую проводило правительство Александра II. В течение урока попытаемся опровергнуть или наоборот оценить усилия правительства в этом направлении.

И так, 1 вопрос: основные направления внешней политики.
Детям предлагается составить кластер, работая с интерактивной доской.

Европейская политика
Дальне-восточное

Балканское
Средне-азиатское
Направления внешней политики России

в 60-70-е гг.

Закрепить позиции России на Дальнем Востоке

Урегулиро-вать территор-риальные споры с Японией

Укрепить отношения с Китаем

Поддержать освободитель-ную борьбу балканских народов

Добиться благоприятного режима черноморских проливов

Противостоять попыткам Англии закрепиться в Средней Азии

Присоединить и освоить среднеазиатский регион

Найти союзников для выхода из политической изоляции

Добиться пересмотра условий Парижского мирного договора 1856 г.

Обеспечить стабильную обстановку в Европе

Как называется такой вариант рассмотрения?

- Многоаспектное рассмотрение проблемы.
Если мы с вами изобразим это таким образом?

Большая проблема


1

1

2

3

Это будет называться способ следования.
А если кластер будет выглядеть так:

1

2

3
4

То будут иметься ввиду не только аспекты проблемы, но и другие вопросы вытекающие из главной.
Возвращаясь к проблеме урока, так как, это истинно российский интерес или нет?

Учащиеся делают вывод о том, что цели и задачи всех направлений внешней политики России, соответствуют истинно российским интересам.

Как вы уяснили 2, 3, 4 вопросы нашего плана мы проверим при помощи тестов. Работаем с компьютерами, на рабочих столах два варианта тестов.
Вариант 1
А1. Что было главной внешнеполитической задачей России во второй половине XIX в.?

  1. подавление революционного движения в других странах.

  2. создание военного союза с Османской империей.

  3. выход из дипломатической изоляции периода Крымской войны.

  4. получение права на создание Балтийского флота.

А2. Поражение Франции во франко-прусской войне:

  1. подтолкнуло начало Русско-турецкой войны.

  2. привело к отставке А.М.Горчакова.

  3. позволило России расторгнуть Парижский мир.

  4. заставило Россию пойти на сближение с Францией.

А3. Чем увенчалась дальневосточная политика России?

  1. присоединением к России Маньчжурии.

  2. заключением военного союза с японским императором.

  3. разрешением России иметь военный флот на Тихом океане.

  4. присоединением к России Уссурийского края и острова Сахалин.

А4. Что стало результатом присоединения к России Средней Азии?

  1. сохранение рабства.

  2. усиление междоусобных войн.

  3. хозяйственное развитие края.

  4. сохранение независимости Кокандского ханства.

А5. С какой страной Россия заключила в 1858 г. Айгунский международный договор?

  1. с Монголией.

  2. с Китаем.

  3. с Индией.

  4. с Японией.

А6. Какое событие произошло позднее других?

  1. заключение Пекинского договора.

  2. окончание Крымской войны.

  3. продажа Аляски.

  4. присоединение к России туркменских степей.

В1. О продаже, какой территории Соединенным Штатам Америки идет речь в отрывке из документа?

…Продажа эта была весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать и надобно предвидеть, что Соединенные Штаты, стремясь постоянно к округлению своих колоний и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии…

  1. Аляска.

  2. Курильские острова.

  3. Сахалин.

  4. Дальний Восток.


Вариант 2
А1. Что было главной внешнеполитической задачей России во второй половине XIX в.?

  1. присоединение к континентальной блокаде.

  2. поддержка революции 1870 г. во Франции.

  3. подавление национально-освободительного движения балканских народов.

  4. отмена ограничительных статей Парижского мирного договора.

А2. Стремление нейтрализовать Англию заставило Россию:

  1. расторгнуть Парижский мирный договор.

  2. создать Священный союз.

  3. заключить «Союз трех императоров».

  4. присоединить остров Сахалин.

А3. Стремление России расширить свое присутствие в Средней Азии диктовалось необходимостью:

  1. использовать этот регион как источник хлопка для текстильной промышленности и рынок сбыта российских товаров.

  2. увеличить количество рекрутов в русскую армию.

  3. выйти к берегам Каспийского моря.

  4. приобрести месторождения нефти и газа.

А4. Что стало результатом присоединения территорий на Дальнем Востоке?

  1. замедление хозяйственного освоения края.

  2. установление добрососедских отношений с Японией.

  3. начало русско-китайской войны.

  4. усиление российского влияния в этом регионе.

А5. С какой страной Россия заключила в 1855 г. Симодский международный договор?

  1. с Монголией.

  2. с Китаем.

  3. с Индией.

  4. с Японией.

А6. Какое событие произошло ранее других?

  1. заключение Айгунского договора.

  2. окончание Крымской войны.

  3. продажа Аляски.

  4. завершение присоединения Средней Азии.

В1. Условия, какого мира отказывается выполнять Россия?

Государь император…повелевает вам объявить, что считает своим правом и своей обязанностью заявить султану о прекращении силы отдельной и дополнительной к помянутому трактату конвенции, определяющей количество и размеры военных судов, которые обе державы предоставили себе содержать в Черном море.

  1. Сан-Стефанский мир.

  2. Парижский мир.

  3. Берлинский конгресс.

  4. Венский конгресс.


Сравнитесь с ответами.


1 вариант




2 вариант

А1 – 3




А1 – 4

А2 – 3




А2 – 3

А3 – 4




А3 – 1

А4 – 3




А4 – 4

А5 – 2




А5 – 4

А6 – 4




А6 – 2

В1- Аляска




В1- Парижский мир


На листочках напишите фамилию и количество баллов. Положите на край стола, уходя, сдадите.

Итак, какие территории вошли в состав России? Покажите на карте.

Ребенок показывает Туркестанское генерал-губернаторство в которое вошли Кокандское ханство, Бухарский эмират, Хивинское ханство, Ферганская область, Закаспийская область. Уссурийский край и Сахалин.

Делаем вывод:

итак южные и восточные границы России к концу 19 века определились, все народы свои национальные, культурные и религиозные традиции сохранили. Россия выполнила свои внешнеполитические задачи.

На этом этапе урока мы работаем по документу «Продажа Аляски».

В 19 веке Российской империи в Северной Америке принадлежала Аляска. Однако, кроме нее владения России простирались на юге до залива Сан-Франциско. Сейчас на этой территории находятся американские штаты Вашингтон, Айдахо, Орегон и северная часть Калифорнии, а также провинция Британская Колумбия (это помимо самого штата Аляска). Общая площадь этих земель составляет 3,2 млн.кв. км. (больше всей Западной Европы) и живет на них в данный момент более 11 млн. человек.

Аляска (1519 млн. кв.км., это три Франции) - богатый край. Сегодня добываются : золото, платина, ртуть, каменный уголь, вольфрам, молибден. И, конечно, разработка нефтяных месторождений (20% всей добычи США). Кроме того, у берегов Аляски ловят рыбу (каждый день улов рыбы по своей стоимости превосходит сумму, за которую была продана вся Аляска) и крабов, причем по добыче крабов и лососевых Аляска занимает первое место в Америке. Помимо этого, Аляска является крупнейшим поставщиком древесины среди всех штатов США. И все это не считая оленеводства и добычи пушного зверя. Более южные территории, ранее принадлежавшие России, также богаты различными полезными ископаемыми.

Общая численность российского населения Русской Аляски в 1860 г. составляла 595 человек. Контролировать всю территорию переселенцы не могли. Покоренные алеуты сотрудничали с русскими переселенцами, перенимая их образ жизни, племена же индейцев покорены не были. Английские и американские торговцы снабжали индейцев оружием и подстрекали к мятежным действиям. Прибрежные воды Аляски кишели китобойными судами разных стран. И сними переселенцы тоже не могли справиться.

Освоением этой территории занималась Русско-Американская компания, которая пыталась получать прибыль, добывая уголь, китобойным промыслом и даже экспортируя лед в Сан-Франциско. Однако все эти авантюры были не прибыльны. РАК не приносил существенной выгоды акционерам, и существовал только благодаря значительной финансовой помощи правительства. К 1866 г. Российско-Американская компания задолжала министерству финансов 725 тыс. руб.

США энергично, по заявлению великого князя Константина Николаевича, главы морского штаба России, «округляли» свою территорию. Наполеону, когда он увяз в европейских военных делах, предложили продать Луизиану. Великий полководец сразу понял смысл предложения: не продаж- возьмут даром. И согласился, получив за это 15 млн. долларов таким же образом Мексика была вынуждена уступить сильному и настойчивому покупателю Калифорнию. Купля-продажа состоялась после того, как у Мексики силой был отнят Техас. Великий князь хорошо понимал, что дальнейшее « округление» неизбежно коснется русской колонии, и настаивал: надо продавать, иначе отнимут. Хотя видимой угрозы Аляски не было, но потенциальная оставалась. Кроме того, Крымская война привела к оскудению казны и избавила бы от неприбыльной колонии. Вырученные деньги можно было направить на освоение богатых районов Восточной Сибири от реки Амур и до Камчатки.

Во время Крымской войны США сохраняли благожелательный нейтралитет по отношению к России. В 1861г., когда в США началась война Севера против конфедератов Юга, Англия заняла позицию поддержки южан, рассчитывая на то, что при их победе США, как единое государство перестанет существовать и расколется, по крайней мере, на две постоянно враждующие между собой части. В этой обстановке правящие круги России стали склоняться к необходимости выразить поддержку США, поскольку Россия стремилась в этот период выйти любым путем из той внешнеполитической изоляции на международной арене, в которую ее буквально «загнал» Парижский мир 1856 г. в результате проигранной Крымской войны. Царское правительство демонстративно присоединилось к декларации, осуждающей торговлю негритянскими невольниками. Однако опасение того, что Англия и Франция могут предпринять военные санкции против России, удерживало Царскую дипломатию от более решительных шагов в сторону Северных штатов.

Договор об уступке Россией своих североамериканских колоний США за 7 млн. 200 тыс. долларов золотом был составлен в Вашингтоне 18 марта 1867г. подпись и печать Александра 2 на договоре появилась только 3 мая. Американский сенат одобрил покупку, приняв это решение голосованием 37 «за» к 2 «против».

Когда в конце марта - начале апреля 1867 г. стало известно о заключении договора о покупке США Аляски, первоначальная реакция американской и русской общественности характеризовалась изучением и даже недоверием. На позицию общественности повлияли полная неожиданность заключения договора, широкое недовольство в США внутренней политикой президента Э. Джонсона и отсутствие достоверной информации о далекой Аляске.

Поэтому неудивительно, что в ряде газет США публикации первых сообщений о покупке Русской Америки появились на смешливые и язвительные замечания. Журналисты соревновались в остроумии: « Глупость Сьюарда», «Зоопарк полярных медведей», «Моржероссия», «Сьюардовский сундук со льдом». 8 октября в российской газете министерства иностранных дел «Северная почта» был опубликован «Высочайше ратифицированный договор об уступке североамериканских колоний». Формальная передача Аляски США состоялась 11 ноября 1867 г. в Ситке.

Он нам нужен для дискуссии «Отвечала ли продажа Аляски интересам России?». С документом вы ознакомились заранее. Каждая группа должна выработать аргументы в пользу продажи или против продажи. Вы их выскажите друг другу и наиболее интересные запишем.

Идет дискуссия. В результате приведенных аргументов мнения детей разделились. Однако, окончательный вывод: России надо было постараться сохранить Аляску.

Переходим к последнему вопросу плана – Балканское направление.

Русско-турецкая война стала последним единоборством давних противников, которые за 150 лет 7 раз сходились на полях сражения. Современники называли эту войну Освободительной войной. Славянским крестовым походом на Балканы.

Все ли в России хотели участия в этой войне?

Учащиеся отвечают: ни все и приводят доводы такого характера. Царь и правительство боялись повторения крымской войны.

Канцлер А.М. Горчаков, министр финансов граф Рейтерн последовательно выступали против войны. Горчаков справедливо указывал на враждебность Европы и отсутствие союзников. Рейтерн утверждал, что финансы страны не готовы к испытанию войной и ее последствием станет затяжной кризис.

Великий князь Константин, тоже их поддерживал, обращал внимание на то, что у России практически полностью отсутствуют ВМФ на Черном море.

С 1871 года прошло 5 лет и Россия успела построить только два особых, круглых броненосца береговой обороны, так называемые «поповки» (по имени автора адмирала Попова).

Из-за низких мореходных качеств они могли быть использованы в лучшем случае как плавучие батареи.

И так, за мировоззрения императора вели войну сторонники и противники войны с Турцией, т.е. ни все были уверены в необходимости этой войны.

Восточный кризис 60-70 годов это освободительная борьба балканских народов, восстания в Боснии, Герцеговине, Болгарии. Как Россия участвовала в этих событиях?

Дети отвечают: в России действовали славянские комитеты, которые собирали средства. Добровольцы отправлялись на Балканы. Россия в ультимативной форме потребовала у Турции перемирия с Сербией. Россия вместе с другими странами участвовала в конференции в Константинополе в лондонском протоколе.

Все верно, но Турция отвергает все предложения о реформах и начинается война. Армию возглавил великий князь Н.Н. Романов, штаб – генерал А.А. Непокойчитский.
Покажите на карте основные места военных действий.

Учащиеся показывают Балканский и Закавказский театры военных действий и места сражения у Плевны, Шипки и у Карс.

- Перед вами портреты участников – генералов войны, давайте соотнесем фамилии и изображения генералов.

Однозначно мужественные люди, но все таки несколько слов просится об одном из них.

- Кого называли Ак-паша, генерал-богатырь?

Михаил Дмитриевич Скобелев. Он не только командовал войском, он дорожил каждой жизнью солдата или мирного жителя. Отец, дед и сам М.Д. Скобелев были генералами и все были награждены личным оружием за храбрость.

Конечно, надо было иметь определенную храбрость, что бы сказать следующие слова о войне: «Война извинительна, когда я защищаю себя, своих…. Подло и постыдно начинать войну так себе…. Черными пятнами на королях и императорах лежат войны, предпринятые из честолюбия, из хищничества, из династических интересах».

Учащиеся вспоминают слова военного министра России Милютина, когда он после двух штурмов Плевны закончившихся огромными потерями, настоятельно требовал внушить всем военачальникам мысль «о бережливости на русскую кровь».

Учитель предлагает посмотреть эпизод из фильма «Турецкий гамбит», подчеркивая, что главное в подобных фильмах не учить историю по ним, а заинтересовать нас, заставить узнать правду. Ту правду о которой мы говорили. Пусть этот эпизод закрепит в нас уважение к памяти тех людей, кто участвовал в этой войне.

Перед вами условия Сан-Стефанского договора и Берлинского трактата. Давай сравним их и сделаем выводы.

Учащиеся делают выводы о том, что обеспечиваются условия для создания независимых национальных государств славянских народов.

Укрепилось влияние России на Балканах.

Берлинский конгресс выявил новую расстановку политических сил в Европе – мы знаем, что Германия Россию не поддержала.

России надо искать новых союзников.

И так вернемся к проблеме урока: на сколько отвечал истинно российским интересам внешняя политика России в 60-70 г.г. 19 века. Одни учащиеся высказывают мнение – не отвечала, так как, канцлер А.М. Горчаков с горечью констатировал «мы потеряли 100 тысяч солдат и 100 миллионов золотых рублей в этой компании и все наши жертвы были напрасными».

В казне не было ни копейки, а ряды армии беспощадно косили эпидемия тифа.

Разочарование огромное, сильнейшая ненависть к правительству и к самому Александру 2, которого считали виновником нового национального позора.

В результате приведенных доводов класс делает общий вывод. Русско-турецкая война, Балканское направление в полном объеме отвечали интересам России, так как главным итогом стало возвращение государственной жизни болгарского народа, 5 веков не существовавшего на политической карте мира. Эта страна до сих пор благодарна России за это освобождение.

Детям предлагается посмотреть на изображение памятников русским войнам павшим в боях у Плевны, на Шипке, а так же на медаль за русско-турецкую войну 1877-1878 г.

Учитель подводит итоги:

внешняя политика России 19 века конечно отвечала интересам российского государства. Да, в войне погибло 200 тысяч русских воинов, ни какими деньгами это ни измеришь. Но измерить можно исторической памятью людей, страницами истории государств, благодарных российскому народу за поддержку и освобождение.

Недавно прошел великий праздник - 9 мая, наш президент Д.А. Медведев произнес слова, которые очень подходят к нашей сегодняшней теме: «время имеет огромную власть, но и оно не изменит нашу историческую память….»

Я считаю, что это подходит и к тем людям, которые делали нашу внешнюю политику в 60-70 годы 19 века.