microbik.ru
1
Урок для 7 класса. Разработан учителем Купиковой Н. А.

Тема урока: Классы рыб. Хрящевые и костные рыбы. Урок в 7 кл.

Задачи урока: Познакомить учащихся с многообразием рыб; общей характеристикой классов хрящевых и костных рыб; раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с водным образом жизни; формирование умений работать с текстом учебника: находить ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная приставка, раздаточный материал, презентация «Рыбы».

Ход урока

I Организационный момент. Проверка готовности, настрой на работу.

II Активизация знаний

В начале урока предлагаю вспомнить с каким типом мы начали знакомиться?

Внимание на экран.

Фронтальный опрос.(Слайд на доске)

Выберите из списка общие признаки хордовых животных.

А) скелет наружный, хитиновый или известковый;

Б) скелет внутренний, хрящевой или костный;

В) животные имеют лучевую симметрию;

Г) животные двусторонне - симметричные;

Д) кровеносная система замкнутая;

Е) кровеносная система не замкнутая;

Ж) у всех вторичная полость тела;

З) у большинства хорошо развит головной мозг;

И)сердце расположено на брюшной стороне тела.

Ответы (б, г, д, ж, з, и)

Индивидуальный опрос. (1-2 чел по карточкам)

Внутреннее строение ланцетника. Напишите все внутренние органы обозначенные под цифрами.

На какие подтипы делится тип хордовые? Какие классы относятся к подтипу бесчерепные?

III Изучение новой темы.

Послушайте загадку. В воде она живет.

Нет клюва, а она клюет.

Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить? Что вы хотели бы узнать о рыбах?

( дети сами называют тему и цели урока; дополняю , смотрим на экран (презентация))

Сегодня на уроке мы начнем знакомство с классами рыб.

Рыбы наиболее древние позвоночные животные, обитатели водной среды, в которой жили и все их предки. Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных. Если млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий вместе взятых насчитывается не более 18000 видов, то число видов рыб превышает 22000. Рыбы значительно различаются по размером, окраске, строению, физиологии. Длина тела может быть менее 1 см( бычок люционский мистихтис и карликовая пандака) и более 20 м (китовая и гигантская акулы), масса варьирует от 1,5 г до 12-14 тонн. Диапазон обитания рыб охватывает различные биозоны – от высокогорных водоемов до предельных океанских глубин ( самая глубоководная рыба-абиссобротула из семейства ошибиевых рыб обнаружена в желобе Пуэрто – Рико на глубине 8370 м). Температурные условия жизни рыб также разнообразны – от -2,1 С (антарктические воды) до +50 С ( термальные источники). Господствуют они как в морских, так и в пресных водоемах. Рыбы разных местообитаний различают между собой, но вместе с тем они имеют общие черты строения.

Надкласс рыбы делится на два класса: Хрящевые и Костные рыбы.

Хрящевые рыбы обитают в морской воде, лишь немногие виды встречаются в пресных водах. Костные рыбы самая многочисленная группа , обитающая в морях и океанах, в реках и озерах, в постоянных и временных водоемах. Они составляют примерно 96% от всех современных рыб на Земле.

Форма тела самая разнообразная:(внимание на экран) вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная.

Давайте рассмотрим какие приспособления к водному образу жизни образовались у рыб.

(делю класс на две группы).

Каждая группа получает задание по наблюдению и исследованию объекта. Группа работает по инструктивной карточке и готовит выступление. Каждая группа должна отметить приспособление рыб к обитанию в водной среде. На задание отводится 10 минут.

1 группа изучает внешнее строение рыб.

  1. Рассмотрите внешний вид рыбы, определите форму ее тела и объясните, каково ее значение в жизни рыбы.

  2. Какие части тела можно выделить у рыбы?

  3. Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной стороне. Какое значение имеет такая окраска в жизни рыбы?

  4. Чем покрыто тело рыбы? Подумайте, какое значение имеет такое расположение чешуи?

  5. Найдите на теле рыбы парные плавники (грудные и брюшные), непарные (спинной, анальный и хвостовой).

  6. Понаблюдайте как плавает рыба, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды или погружается вглубь.

  7. Найдите на боках тела боковую линию.

  8. Сделайте вывод: в чем выражается приспособление внешнего строения рыбы к жизни в воде?

2 группа изучает внутреннее строение рыб.

  1. Какие системы внутренних органов у рыб вы можете назвать?

  2. Из каких органов состоит пищеварительная система? Чем питается рыба? В чем сходство пищеварительных систем беспозвоночных и позвоночных животных?

  3. Дыхательная система. Каким органом представлена? Откуда берет кислород рыба для дыхания? Где кислорода больше, в воздухе или в воде? Какой газ выделяет рыба в воду? Какое строение имеют жабры? Как осуществляется работа жаберного аппарата?

  4. Как называется кровеносная система рыб? Из чего она состоит?

  5. Выделительная система.

  6. Где расположен плавательный пузырь? Чем он наполнен? Какие функции он выполняет? Все ли рыбы имеют плавательный пузырь?

  7. Органы размножения. Какое оплодотворение?

  8. Сделайте вывод: в чем выражается приспособление внутреннего строения рыбы к жизни в воде?

IV Закрепление знаний, рефлексия. Предлагаю нарисовать на доске рыбу и указать особенности внешнего и внутреннего строения, связанные с водной средой. Каждый ученик рисует только один признак, характеризуя его вслух.

V. Анализ работы на уроке. Оценка процесса и результатов деятельности.

VI. Задание на дом. П.21, ответить на вопросы после параграфа.

Подготовить сообщение о представителях класса хрящевых рыб. (по желанию)

Составить кроссворд по теме «классы рыб» (через урок, по желанию)

Задание повышенной сложности.

*Подумать над задачей: несколько щук жили в большом и ярко освещенном аквариуме московского зоопарка. Все они боли очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна – совершенно черная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет не настоящий!» - восклицают посетители. Однако слышат ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука черная?