microbik.ru
1
МОУ Климовская СОШ №2


«Химические свойства

карбоновых кислот»

(урок - исследование)

Учитель: Лагуто

Светлана

Витальевна
Климово – 2009

Тема урока: Химические свойства карбоновых кислот.
Цели:

1. Образовательные: систематизировать сведения об общих химических свойствах кислот; на основе знаний о составе и строении карбоновых кислот научиться предсказывать их химические свойства, изучить некоторые специфические свойства отдельных кислот.

2. Развивающие: развивать умения проведения исследовательской работы; совершенствовать специальные навыки и умения работать с химическими реактивами, записывать уравнения химических реакций; общеучебные: умения наблюдать, делать выводы, сравнивать.

3. Воспитательные: приучать к аккуратной работе в тетради, работе с реактивами с соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности,

воспитывать взаимовыручку, умение делать самооценку, критически

относится к оценке своих знаний.

4. Цели исследовательской работы:

1. Сделать вывод о химических свойствах карбоновых кислот на основе проведенных исследований.


Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок с использованием элементов исследовательской деятельности, проблемной ситуации, компьютерной презентации.
Формы работы: парная и индивидуальная.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, таблицы

растворимости.
Реактивы:

а) для всех вариантов: уксусная и муравьиная кислоты, фенолфталеин,

лакмус, 4 пробирки;

б) 1 в: Мg, Cu, уксусная кислота, 3 пробирки;

2 в: CuО, уксусная кислота, спички, держатель, спиртовка, 2 пробирки;

3 в: NaOH, уксусная кислота, фенолфталеин, 2 пробирки;

4 в: Na2СO3, уксусная кислота, 2 пробирки.

в) для учителя: уксусная и муравьиная кислоты, аммиачный раствор

оксида серебра, 2 спиртовки, 2 держателя, спички,

2 пробирки.

Ход урока:
I. Оргмомент.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какую большую тему мы сейчас изучаем (Карбоновые кислоты).

- Какие вопросы этой темы нами уже рассмотрены? (Состав и строение карбоновых кислот).

- Напомните мне, пожалуйста, какие вещества называются карбоновыми кислотами?

-Запишите на доске в столбик несколько химических формул карбоновых кислот.

- А какие вопросы очень важные для химика, нам еще предстоит изучить? (Химические свойства карбоновых кислот, нахождение в природе, применение).

- Итак, тема урока:

Химические свойства карбоновых кислот (слайд 1)

(учащиеся записывают в тетрадь).

Целеполагание: а) изучить химические свойства карбоновых кислот

(общие и специфические);

б) учиться проводить исследование;

в) отрабатывать умения работать с реактивами

с соблюдением правил ТБ.

II. Изучение нового материала.
1.

- Ребята, сегодня, когда вы входили в класс, вы на двери заметили вот это маленькое стихотворение:

Ты – молодчина! И в это поверь:

Открыта тобой в мир химии дверь.

Надеемся все мы, что лет через пять

Прекрасным ученым сможешь ты стать.
- Сейчас в школе проходит неделя биологии, химии и географии. Прочитав это стихотворение, вы поняли, что мы возлагаем на вас большие надежды. А что? Может, действительно, кто-то из вас станет великим ученым.

А чтобы быть ученым, надо много знать.

Мне хотелось бы этот урок посвятить великому русскому ученому, нашему соотечественнику Д.И.Менделееву, 175-летие со дня рождения которого мы отмечаем 8 февраля. Поэтому, неслучайно, девизом нашего урока стали слова Д.И.Менделеева:

«Посев научный взойдет для жатвы народной» (слайд 2).

- Конечно, не все вы станете учеными, тем более химиками, но мне хотелось бы, чтобы любое ваше дело приносило пользу вам, вашим близким, всем людям, чтобы вы оставили свой добрый след на этой земле.
- Добывать знания можно самыми разными способами. Сегодня вы самостоятельно будете проводить исследование химических свойств карбоновых кислот. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами по известным вам критериям:

(слайд 3 «Оцени свой успех»).
- Вы знаете, что свойства веществ зависят от строения. Каковы особенности строения карбоновых кислот? Записать на доске структурные формулы муравьиной и уксусной кислот.
- Итак, перед вами структурные формулы карбоновых кислот. Сравним строение кислот со строением известных вам неорганических веществ

(слайд 4)
Проблема: Какие свойства, исходя из такого строения, можно предположить у этих веществ?

основные (ОН-)
Гипотезы:

кислотные (Н+)
- Перед началом работы напоминаю вам правила техники безопасности.

(слайды 5 -10)

2. а) Выполнение лабораторных опытов (исследовательская работа в парах, учащиеся записывают свои наблюдения, пишут уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, называют полученные соли).
Опыт 1. Диссоциация карбоновых кислот (изменение окраски индикаторов); (учащиеся на доске и в тетрадях записывают уравнения реакции диссоциации, обсуждается вопрос о названиях кислотных остатков).

НСООН = НСОО- + Н+ (метанат, формиат)

СН3СООН = СН3СОО- + Н+ (этанат, ацетат)

СН3СН2СООН = СН3СН2СОО- + Н+ (пропанат, пропионат)…
Вывод: Карбоновые кислоты проявляют кислотные свойства.
Гипотезы: кислотные (Н+): изменяют окраску лакмуса на красную ,

реагируют с металлами (1в.),

оксидами металлов (2в.),

основаниями (3в.),

некоторыми солями (4в.).
Задания к лабораторной работе (тест 11)
Примечание: Опыты 2,3,4,5 выполняются в парах по 4 вариантам.

Опыт 2. Взаимодействие карбоновых кислот с Ме.

а) 2СН3СООН + Mg  (СН3СОО)2Mg + H2

2H+ + Mg0  Mg2+ + H20

б) СН3СООН + Cu  реакция не идет
Опыт 3. Взаимодействие карбоновых кислот с оксидами Ме.

а) 2СН3СООН + CuО  (СН3СОО)2Cu + H2О

2H+ + CuО  Сu2+ + H2O
Опыт 4. Взаимодействие карбоновых кислот с основаниями.

а) СН3СООН + NaОH  СН3СООNa + H2О

H+ + ОH-  H2O
Опыт 5. Взаимодействие карбоновых кислот с солями.
а) 2СН3СООН + Na2CО3  2СН3СООNa + CO2 + H2О

2H+ + CО32-  H2O +CO2
б) Результаты опытов обсуждаются вместе со всеми, заполняется схема на доске (см. выше).
Вывод: карбоновым кислотам присущи общие свойства всех кислот (записать в тетрадях).

3. Специфические свойства карбоновых кислот.
- Через урок вы будете выполнять практическую работу по этой теме. Одно из заданий будет таким: различить уксусную и муравьиную кислоты. Как вы это будете делать?
- в тетрадь: Специфические свойства.

а) Проблемный эксперимент: учитель и один ученик проводят демонстрационно реакцию «серебряного зеркала» с муравьиной и уксусной кислотой (слайд 12)

НСООН + Аg2О  Н2О + СО2 + 2Аg

СН3СООН + Аg2О  реакция не идет
б) СН3СООН + Сl2  СН2 Сl-СООН + НСl - эта реакция важна для промышленного производства аминокислот.

III. Закрепление:

  1. Тест (см. карточки, слайд 13):

Вариант 1.

_________________à 2(CH3COO)3Al + 3H2O

__________________à HCOOK + H2O

__________________à(CH3COO)2Ca + H2O +CO2
Вариант 2.

СH3COOH + Caà CH3COO Ca +H2

HCOOH + Ag2O à H2O + CO2 + Ag

2CH3COOH +2NaàCH3COONa +H2

3CH3COOH+Al(OH)3à(CH3COO)3Al + 3H2O
2.Самопроверка теста (слайд 14).

3.Самооценка результатов работы.
IV. Рефлексия: - Ребята, актуален ли девиз нашего урока? (слайд) Действительно Д.И.Менделеев очень много знал, этими знаниями он поделился со всеми нами. Мы до сих пор используем его открытия в разных областях своей деятельности. Сегодня вы тоже узнали для себя что - то новое. Где эти знания вы сможете применить? (нельзя хранить продукты в металлической посуде долгое время, обращаться с кислотами надо осторожно и т.д., на следующей практической работе))
V. Д/З: Стр.109 - 112, таблица № 11;

найти сведения о различных карбоновых кислотах,

написать 1-2 реакции, отражающие их свойства;

«О чем поведала этикетка?...» (Е-260, Е-200, Е-210 и т.д.)