microbik.ru
1
Коммунальное учреждение

«Никопольская средняя общеобразовательная школа I-III ст.№21»

Урок истории древнего мира в 6 классе


«Древнегреческий театр»


c:\users\user\desktop\22598театр.jpg

Учитель истории высшей категории

Коник Ольга Васильевна

Никополь 2012

Цели урока:

Обучающие:

• (история) изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции, знакомство с понятиями: скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия;

Развивающие:

• (история) театрализованное чтение отрывков из древнегреческих пьес, определение соответствия сыгранных фрагментов понятиям трагедия и комедия, сравнительный анализ древнегреческого и современного театра;

Воспитательные:

•установление связи традиций древнегреческого театра с современным, развитие эмоциональной и творческой активности учеников, воспитание интереса и уважительного отношения к истории и культуре одной из древнейших цивилизаций.

Оборудование:

  • Презентация «Театр Древней Греции»

  • Картинки с изображением элементов театра и масок

  • Маркеры

  • Таблицы (сравнительные)

  • Пример маски

1.Организация класса к уроку

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, какую большую тему мы изучаем?

* “История Древней Греции”.

-О чем мы говорили на прошлом уроке?

* О культуре Древней Греции.

- Что такое культура?

* Достижения людей в материальной и духовной жизни

- О каком направлении развития культуры вы узнали на прошлом уроке?

*О развитии образования.

- Докажите фактами, что в Древней Греции было много образованных людей.

- Было много школ, в школах учили мальчиков с 7 лет, девочек учили дома. В школах учили читать, писать, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь. Взрослые могли посещать гимнасии, где слушали лекции ученых и учились ораторскому искусству.

- Почему учиться грамоте в Древней Греции было легче, чем в Древнем Египте?

- В древнегреческом алфавите 24 буквы, а египетская система письменности насчитывала несколько сотен иероглифов.

- Что означает слово “педагог”?

* Раб, сопровождающий ребенка в школу.

III. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о культуре Древней Греции.

Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Древней Греции приблизительно 2,5 тыс. лет назад. А само слово театр означает “место для зрелищ”. Театральные постановки были любимым зрелищем греков наряду с Олимпийскими играм

Тема урока “Древнегреческий театр”.

В ходе урока вы узнаете:

1.Какова история его возникновения?

2.Из каких частей он состоял?

3.Кто играл в древнегреческом театре?

4.Какие пьесы исполнялись в древнегреческом театре?

5.Сами станете участниками древнегреческого театра.

А в конце урока, подводя итог, я попрошу вас сравнить театры древнегреческий и современный.

Итак, история появления театра. В ходе рассказа учитель обращает внимание учеников на экран, где размещена презентация с изображением реконструкции театра в Афинах с играющими на орхестре актерами. На слайде хорошо видны все части театра. Одновременно ребята могут обратиться к аналогичной иллюстрации в учебнике.

- На основе увиденного выделите части древнегреческого театра и нарисуйте схему театра



Учитель акцентирует внимание на вопросах, касающихся игры актеров.

Актеры:

•Все роли исполняли мужчины.

•Действия актеров сопровождал хор.

•Актеры играли в костюмах и специальной высокой обуви – котурнах.

•Использовались декорации.

•Во время игры использовали маски.

-Что же такое маска?

* Маска – это то, что надевали на лицо. Маска – это предмет, с помощью которого скрывали лицо. Она что-то изображает, например, человека или животное.

Маска – специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица, звериной морды, бога или духа и т.д.

В Древней Греции в прорезь для рта вставлялся резонатор, усиливающий звук. Учитель показывает фотографии древнегреческих масок, размещенные на доске. Совместно с учителем ребята обсуждают вопрос, зачем актеры надевали маски. Маска позволяла зрителям лучше рассмотреть выражение лица героя.

- Что выражали маски в театре?

* Эмоции, настроение, чувства.

- Как маска могла имитировать то или иное настроение?

- Определите, какие части человеческого лица участвуют в мимике наиболее активно.

* Брови, рот, глаза.

- Говорят: “У человека все написано на лице”. Что это значит?

-Это значит, по лицу видно, что он чувствует.

- Посмотрим, как будет изменяться настроение в зависимости от положения глаз, бровей и рта.



- А что же играли в греческом театре?

- сначала мифы про Диониса;

- затем и другие мифы про богов и героев;

- позже писатели и поэты стали писать специальные пьесы для театра.

Виды представлений

Комедии

Трагедии

Веселые и насмешливые представления (герои не только боги, но и современники)

Пьесы серьезного содержания,  часто заканчивающиеся смертью главных героев или их страданиями (герои – боги, исторические деятели, персонажи греческих мифов)

Схема записывается учащимися в тетрадь.

Физкультминутка.

Игра «Подвижное верю не верю»(если ученики согласны с утверждением - они присаживаются, если нет-подпрыгивают).




1. В греческом театре была специальная должность – раб дух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся зрителей.




2. В одном из театров был особый ряд для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли аплодировать.





3. Великий греческий драматург Эсхил умер, когда на его лысую голову с неба свалилась черепаха. Лысину драматурга принял за скалу пролетавший по небу орёл, выпустивший черепаху, чтобы разбить её панцирь и полакомиться её мясом.





4. Древнегреческий драматург Фриних однажды представил в театре свою пьесу «Взятие Милета» – о разорении греческого города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился слезами; в наказание власти присудили поэта к штрафу в тысячу драхм и запретили постановку его пьесы.





5. Неимущим платили компенсацию за незаработанные из-за просмотра представления деньги.




6. Когда лица, ведавшие постановками, стали взимать плату за вход, правительство Афин также начало выплачивать эти деньги гражданам.




7. На постановки комедий порядочных женщин не пускали.




8. Все роли в греческом театре исполняли мужчины.




9. Перед представлением трагедий на орхестре (круглой сцене вроде арены современного цирка, на которой в Греции давались представления) резали поросят и кропили их кровью зрителей.





10. В нужный момент актёра могли заменить на какого-нибудь приговорённого к смерти и совершали настоящую казнь на глазах у зрителей.





11.Во всех театральных представлениях участвовал хор и, как правило, три актера.

IV.Творческое задание (выступление в театре на сцене)

-Сейчас вы увидите два отрывка из греческих театральных произведений. Постарайтесь определить, что это – комедия или трагедия?

Объясните, почему вы так решили.

Ребята разыгрывают отрывки из произведений

- Первое произведение – это трагедия, т.к. речь идет о гибели Трои, бегстве героев с Родины, их страданиях;

Второе произведение – это комедия, т.к. простые люди – главные действующие лица, хитрый раб хочет сделать глупого колбасника правителем страны, чтобы уничтожить тирана, смотрящего за рабами. Насмешка.

- Очень известные писатели и поэты писали пьесы для театра. Эсхил, Софокл, Еврипид писали трагедии, Аристофан и Менандр писали комедии. В учебнике приведены отрывки из разных произведений, с которыми вы познакомитесь дома

V. Сравнительный анализ.

- Итак, сегодня на уроке вы узнали историю древнегреческого театра, познакомились с его особенностями. Давайте сравним древнегреческий театр и современный.

Вместе составляет схему, которую ученики записывают в тетрадь.

Общее:

  • Отдельное здание.

  • Есть сцена, место для оркестра, хранения декораций, переодевания актеров.

  • Места для зрителей.

  • Билеты.

  • Играют комедии и трагедии.

Различия:

Греческий

Современный

  • Играют только мужчины.

  • Играют в масках.

  • Представления 3 раза в год.

  • Представления только днем.

  • Комедии и трагедии.

  • Играют мужчины и женщины.

  • Играют без масок.

  • Представления в течение всего года.

  • Представление в любое время суток.

  • Много разных жанров.

VI. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?
Что особенно понравилось на уроке?

Учитель благодарит учащихся за урок, выставляют оценки за работу на уроке, задают домашнее задание. Готовые маски размещаются на выставке