microbik.ru
1 2 3
Урок - конференция

Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Форма проведения урока: заседание научного общества
Цель урока: формирование знаний учащихся о закономерностях влияния природных и социально – экономических факторов на здоровье человека.
Задачи образовательная:

обеспечить в ходе урока усвоение учащимися

понятия медицинская география, предмет и методы ее

исследования;

Рассмотреть учения о природно – очаговых заболеваниях,

геохимических болезнях, познакомить учащихся с достижениями

отечественных ученых в данной области.

Расширить и конкретизировать экологические знания учащихся, на

примере Белгородской области.

развивающая: продолжить развитие у учащихся познавательного

интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний,

стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;

продолжить формирование умений и навыков по работе с

различными источниками биологических и географических знаний.

воспитательная: формирование ценностного отношения к сво ему здоровью с учетом эндемичных заболеваний родного края.
Методы обучения: словесные: проблемное изложение, эвристическая

беседа, дискуссия;

наглядные: работа с картой, атласом, презентацией.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Инструментарий: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карты: «Политическая карта мира», административно – территориальная карта Белгородской области, России, контурные карты., статистические материалы.

Опережающее задание: отдельным учащимся подготовить сообщения об истории становления медицинской географии.

Эпиграф:

…..Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Земле».
А. Л. Чижевский,
План урока.


Время


Основные этапы и их содержание

Методы и приемы

3 мин

Орг. момент.

Приветствие, проверка рабочего места, проверка отсутствующих.

Словесный,

фронтальная работа.

7 мин

Мотивация.

  1. Постановка задач урока.

  2. Введение в тему.

а) понятия здоровье.

б) актуализация знаний об интеграции

естественнонаучных дисциплин;



Словесный: эвристическая беседа. Фронтальная работа.


22 мин

Изучение нового материала.

  1. Постановка проблемы урока.

  2. Понятие «медицинская география»;

  3. Методы исследования;

  4. История формирования и развития медицинской географии;

  5. Организация групповой работы.

а) кафедра природно-очаговых болезней;

б) кафедра геохимических заболеваний;

в) кафедра экологии.

6. Отчет групп о проделанной работе.
7. Выводы.


Словесный: проблемное изложение, дискуссия. Наглядный: – работа с картой, статистическими материалами, презентацией.

Групповая работа, выступления учащихся с творческими отчетами.

7 мин

Закрепление знаний.


Словесный метод: обобщающая беседа.


5 мин

Подведение итогов урока:

Общие выводы урока. Выставление оценок.

Домашнее задание

Творческое.

Рефлексия.



Словесный метод:


Ход урока.


  1. Орг. Момент.

Проверка готовности уч-ся к уроку.

  1. Мотивация.

Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависят именно от здоровья.

Однако суть его определяется по-разному:

Давайте определим, что такое здоровье?(спросить учащихся)
«Здоровье, - утверждал академик Н.И.Павлов, -это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь…»

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», говорил Гейне Генрих.

«Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже»,

Где здоровье, там и красота, гласят русские народные пословицы.

По уставу Всемирной организации здравоохранения :

«Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Существует огромное количество наук, занимающихся изучением здоровья.

Назовите науки о здоровье человека (анатомия, физиология, гигиена, психология).

Перечислите с какими естественнонаучными дисциплинами могут интегрировать, взаимодействовать данные дисциплины. (химия, физика).
Издавна замечено, что определенные болезни человека встречаются в определенных частях земного шара, возникают после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных природных условиях. Знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль медицины – географическую патологию, а позднее - медицинскую географию.



  1. Изучение нового материала.

Обращение к рабочим листам и словарикам терминов.

Тема нашего урока «Медицинская география – как наука о здоровье человека».

Нам предстоит:

  1. Познакомиться с понятием «медицинская география».

  2. Рассмотреть методы и предмет ее исследований, историю ее становления как науки.

  3. Познакомиться с учениями о природно – очаговых болезней,

геохимических заболеваний.

  1. Проанализировать экологическую ситуацию в Белгородской области.


Проблемный вопрос.

Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география?

Сегодня на заседании научного общества нам предстоит выяснить медицинская география - это географическая наука или медицинская?

В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение этой науки:

Медицинская география - наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения.

Предмет исследования - природные и социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей.
Основные методы исследования:



Медико-географическое описание


Картографирование

Использование статистического метода


Заключается в сборе сведений о природных, социально – экономических, медико – санитарных условиях и заболеваемости на конкретной территории.


Составление медико – географических карт, которые отображают существующие тесные и многообразные связи между географической средой и состоянием здоровья населения

Это цифровые материалы отчетных документов (сведения о диспансеризации). Позволяет определить состояние и динамику здоровья населения в целом.


Обратимся к истории становления изучаемой дисциплины.

Слово предоставляется историкам.
История формирования и развития медицинской географии. (выступления учащихся).

1 ученик:(Скотырев).

В глубокой древности люди уже имели представление о влиянии природных и социально-экономических факторов на здоровье людей, об этом свидетельствуют археологические находки, народный эпос, произведения искусства, в которых упоминаются разнообразные болезненные состояния и медицинская помощь при них.

Было замечено, что здоровье людей зависит от местности, где они живут.

Огромный вклад в становление науки внесли ученые Древней Греции. Греки считали, что здоровье во многом зависит от природных условий и от самого человека. Одним из знаменитых врачей был Гиппократ - « отец медицины». Он лечил не отдельный орган, а весь организм, придавая большое значение природной среде и условиям жизни. Гиппократ считал, что времена года, температура, воздух, климат, вода, почва могут служить причинами заболеваний.

Становлению медицинской географии как науки во многом способствовала эпоха Великих географических открытий, когда на неизведанных землях путешественники столкнулись со страшными, незнакомыми им болезнями

( желтая лихорадка, тропическая малярия, сонная болезнь.).

В 1856 году вышел английский «Атлас природных явлений» Сонстона, где была опубликована одна из первых мировых карт болезней.
2 ученик: (Лисицына).

В России первые серьезные медико –географические исследования начались в 18-19веках. В программы экспедиций естествоиспытателей и путешественников Александра Миддендорфа, Ивана Лепехина, Петра Палласа были включены пункты о здоровье населения тех мест, которые они посещали. Русский ученый М.В.Ломоносов в своих трудах в 1753году указывал на значение погоды для здоровья. Использованию климатических факторов в лечебных целях уделяли большое внимание С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, И.М.Сеченов.

Огромный вклад в становление медицинской географии внес наш земляк, академик медицины Евгений Никанорович Павловский . Родился он в городе Бирюч, Красногвардейского района. Он является автором 800 научных работ, создатель учения о природной очаговости болезней, которое получило широкую мировую известность и признание. Он открыл наиболее существенные закономерности природных очаговости болезней, предложил их классификацию, сформулировал основные положения ландшафтной эпидемиологии. Под руководством Павловского и при личном его участии проведено 170 комплексных экспедиций по исследованию клещевого возвратного тифа, лихорадок, туляремии. Имя академика Павловского носит Белгородская клиническая инфекционная больница.

Современное развитие медицинской географии невозможно представить без компьютеризованной информационно – поисковой системы. Теперь благодаря компьютерам появилась возможность анализировать данные о здоровье жителей всех городов поселков и деревень России и связывать их с различными географическими факторами.

В нашем городе подобными исследованиями занимаются в Центре гигиены и эпидемиологии, расположенной на улице Губкина.


Организация групповой работы.

Сегодня на заседании научного общества мы рассмотрим два основных

направления медицинской географии:

  1. Влияние природных факторов на здоровье человека;

  2. Влияние социально-экономических факторов.


В составе нашего научного общества работают три кафедры:

1. Кафедра природно – очаговых болезней.

2. Кафедра геохимических заболеваний.

3. Кафедра экологии.

Сегодня весь мир путешествует.

Наши кафедры совершат заочные научные экспедиции по некоторым странам мира, регионам России, а так же по территории родного края.

В задачи каждой экспедиции входит проведение исследований по своей теме, выполнение заданий в рабочих листах и знакомство с опасностями, которые могут поджидать при путешествии в ту или иную точку земного шара.

Отчет групп о проделанной работе.(через10мин)
Заслушаем отчет групп о проделанной работе.

Кафедра 1 природно – очаговых болезней. (Руднева)
Наша кафедра занимается изучением природно- очаговых болезней. В своей работе мы опирались на труды нашего земляка, академика медицины Евгений Никанорович Павловский.

На основании изучения эволюционно сложившегося географического распространения многих инфекционных и инвазионных болезней Е.Н.Павловский создал учение о природной очаговости трансмиссивных болезней.

Трансмиссивные болезни – это заразные болезни человека, возбудители которых передаются кровососущими членистоногими.
Природный очаг болезни – это территория ландшафта, где имеются восприимчивые теплокровные позвоночные, возбудители, переносчики и при наличии благоприятных факторов окружающей среды осуществляется заражение.

Заболевания у людей появляются тогда, когда человек попадает в очаг. Элементарным природным очагом может служить нора грызуна, в которой обитает хозяин и переносчик заболевания. Многие болезни существуют только потому, что существуют переносчики: комары, клещи, вши.

Словарь терминов:

Медицинская география - наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения.
Предмет исследования медицинской географии - природные и социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей.
Трансмиссивные болезни – это заразные болезни человека, возбудители которых передаются кровососущими членистоногими.
Природный очаг болезни – это территория ландшафта, где имеются восприимчивые теплокровные позвоночные, возбудители, переносчики и при наличии благоприятных факторов окружающей среды осуществляется заражение

Существуют заболевания, связанные с аномальным содержанием некоторых элементов в почве, водоемах той или иной географической зоны. Такие заболевания называются эндемическими.
Биогеохимическая провинция – это территория, характеризующаяся повышенным или пониженным содержанием одного или нескольких химических элементов в почве или воде, а также в организмах, обитающих на этой территории животных и растений. В живых организмах, в том числе и в организмах людей, проживающих в этих провинциях, протекают специфические биохимические реакции

Рабочий лист кафедры природно – очаговых болезней.
Тема урока: Медицинская география как наука о здоровье человека.

Проблемный вопрос: Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география?

Цель: Изучить особенности распространения природно-очаговых болезней.

Задания:

  1. На основе текста изучить особенности распространения природно-очаговых болезней в мире.

  2. Найдите очаги распространения болезни на карте Мира,

отметьте их на фрагменте контурной карты;

  1. Выясните:

а) источник заражения,

б) симптоматику заболевания,

в) меры профилактики.

3 Полученные данные внесите в таблицу:


Инфекционная болезнь.

Симптоматика.

Переносчики заболевания.

Очаги инфекций (страны, районы, области)

Кожные лейшманиозы











Клещевой энцефалит











Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом.











Клещевой боррелиоз











Лейшманиозы.
Лейшманиозы группа паразитарных природно-очаговых, в основном зоонозных, трансмиссивных заболеваний, распространенных в тропических и субтропических странах; вызывается паразитирующими простейшими рода Leishmania, которые передаются человеку через укусы москитов.

В зависимости от возбудителя возникает:

Висцеральный лейшманиоз (кала-азар).

Кожный лейшманиоз (болезнь Боровского, пендинская язва).

Кожно-слизистый американский лейшманиоз (эспундия).

Кожные лейшманиозы широко распространены в Индии, а также известны в Марокко, Египте, Алжире.

Эпидемиологически лейшманиозы делятся на:

Антропонозные, в которых источником заражения служит только человек, от которого могут заражаться москиты. При этом варианте заболевания инкубационный период составляет от 3 до 8 месяцев. В месте укуса москита образуется небольшой бугорок, который через 3-6 месяцев превращается в язву с неровными краями. Рубцуется такая язва в течение 1-2 лет.

Зоонозные, в которых источником инфекции являются животные — пустынные и полупустынные грызуны подсемейства песчанковых, ленивцы, дикобразы и некоторые другие млекопитающие. Отличается коротким инкубационным периодом — до 3 недель. Через несколько дней диаметр бугорка на месте укуса достигает 10-15 мм и в центре его развивается некроз. Размер язвы на этом месте через 3 месяца может достигать 5 см. Язва рубцуется в течение 5 месяцев.

У 3—10% леченых пациентов развиваются изменения кожных покровов в виде обесцвеченных пятен и бородавкообразных узелков на лице и разгибательной поверхности конечностей. У пациентов со слизисто-кожным лейшманиозом возможны поражения слизистой носоглотки.

При ранней диагностике и своевременном лечении выздоравливают более 90% больных. При отсутствии лечения 95% взрослых и 85% детей погибают в течение 3—20 месяцев.
Клещевой энцефалит.

Клещевой энцефалит вызывает нейротропный вирус клещевого энцефалита, основными переносчиками и резервуаром которого являются иксодовые клещи. Во всех природных очагах вирус циркулирует между клещами и дикими животными (главным образом грызунами и птицами), которые являются дополнительным резервуаром.

В настоящее время клещевой энцефалит регистрируется в Западной Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале.

Заражение человека происходит трансмиссивным путём через укусы клеща. Возможна алиментарная передача инфекции при употреблении в пищу сырого молока и молочных продуктов инфицированных коз и коров.

При укусе клеща вирус сразу попадает в кровь. Он проникает в центральную нервную систему, обнаруживается в ткани мозга через пару дней после укуса, а максимальная концентрация его в мозге отмечается уже к четвёртому дню.

Симптоматика. Клещевой энцефалит начинается внезапно с лихорадки, интоксикации. Температура тела быстро повышается до 38—39 °С. Больных беспокоят сильная головная боль, слабость, тошнота, иногда рвота, нарушается сон. Характерен внешний вид больного — кожа лица, шеи, верхней половины грудной клетки, конъюнктивы гиперемированы, склеры инъецированы.

Осложнения и поражения нервной системы. При всех клинических формах клещевого энцефалита могут наблюдаться эпилептиформный, гиперкинетический синдромы и некоторые другие признаки поражения нервной системы.

Профилактика. Профилактика клещевого энцефалита заключается в борьбе с клещами. Профилактические мероприятия, способствующие уменьшению количества клещей в лесах, заключается в уничтожении «хозяев» клещей— диких животных— резервуаров вирусов энцефалита.

Личные меры защиты: осмотры белья и тела через каждые 2 часа пребывания в лесу, пропитывание одежды эмульсией со скипидаром и лизолом, смазывание кожи шеи и кистей камфорной, тимоловой или мятной мазью. В связи с выделением вируса клещевого энцефалита оказалось возможным проводить профилактические прививки с помощью специфических вакцин. Вакцинация коллективов, работающих в таёжных лесных районах, является обязательной. Первый раз внутримышечно вводится 3 мл специфической вакцины. Спустя 10 дней вакцина вводится повторно в количестве 6 мл.

Учитель. На территории Белгородской области, как и в целом по Российской Федерации, сохраняется напряженная эпизоотическая и эпидемическая обстановка по природно-очаговым инфекциям.
За 2008 год в области зарегистрировано 5 случаев геморрагической лихорадки с почечным синдромом. По одному случаю ГЛПС зарегистрировано в Белгородском, Грайворонском районах и г. Белгороде и 2 случая в Ракитянском районе.

При эпидемиологическом расследовании установлено, что во всех 5-ти случаях заражение ГЛПС произошло при употреблении инфицированных продуктов питания.
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом.

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом - вирусное природно-очаговое заболевание, распространенное в лесной и лесостепной зоне.

Заражение происходит от мышевидных грызунов, крыс, воздушно-пылевым путем, а также через пищевые продукты.

Симптоматика. Проявляется лихорадкой, кровоизлияниями на коже, кровотечениями и тяжелым поражением почек, которое может быть причиной смерти.

Заражение человека происходит воздушно-пылевым путем, при вдыхании высохших испражнений инфицированных грызунов. Передача вируса возможна также при соприкосновении с грызунами или инфицированными объектами внешней среды (хворост, солома, сено и т.п.).

Заболевают чаще мужчины (70-90% больных) в основном наиболее активного возраста (от 16 до 50 лет). Заболеваемость характеризуется выраженной сезонностью.

Территория Белгородской области по своей ландшафтно-географической структуре относится к территориям, характерным для природных очагов иксодового клещевого боррелиоза и на сегодня практически вся является эндемичной по данному заболеванию.

В 2008 году зарегистрировано 42 случая заболеваний клещевым боррелиозом, в том числе 16 случаев в Белгородском районе, 10 случаев в г. Белгороде, 9 случаев в г. Старом Осколе, 2 случая в Новооскольском районе и по 1 случаю в Борисовском, Губкинском, Красненском, Яковлевском районах.

Клещевой боррелиоз (болезнь Лайма) - инфекционное трансмиссивное природноочаговое заболевание, вызываемое спирохетами и передающееся клещами, преимущественно поражаются кожа, нервная система, опорно-двигательный аппарат и сердце.

Симптоматика. Ранние проявления болезни могут включать жар, головные боли, усталость и характерную кожную сыпь


Вывод:

Учитель: Мы познакомились только с некоторыми природно-очаговыми заболеваниями. Куда бы мы не отправились в путешествие важно знать, что за красивыми рекламными проспектами туристических фирм скрывается много опасностей, одна из них инфекционные болезни. Поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности, правила личной гигиены.

Кафедра 2 геохимических заболеваний. (Максютин)

Известно, что в основе функционирования организма лежат различные химические реакции и для нормальной работы организма требуется 31минерал.

А. П. Виноградов, развивая идеи В. И. Вернадского о роли элементного состава почвы и эволюции живых организмов, создал учение о биогеохимических провинциях.

Биогеохимическая провинция – это территория, характеризующаяся повышенным или пониженным содержанием одного или нескольких химических элементов в почве или воде, а также в организмах, обитающих на этой территории животных и растений. В живых организмах, в том числе и в организмах людей, проживающих в этих провинциях, протекают специфические биохимические реакции.

Территория земного шара по геохимическим особенностям весьма различна. Таежно-лесная нечерноземная зона характеризуется недостатком кальция, фосфора, калия, кобальта, меди, йода, бора, цинка, достаточным количеством магния и относительным избытком стронция, особенно по речным поймам. В лесостепной и степной черноземной зоне наблюдается достаточное количество кальция, кобальта, меди, марганца.

Наблюдения, сделанные, в различных точках мира показали, что имеется определенная связь между содержанием химических элементов в почве, воде пище и частотой возникновения некоторых заболеваний.

Существуют заболевания, связанные с аномальным содержанием некоторых элементов в почве, водоемах той или иной географической зоны. Такие заболевания называются эндемическими.

Рабочий лист кафедры геохимических заболеваний.
Тема урока: Медицинская география как наука о здоровье человека.

Проблемный вопрос: Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география?

Цель: Изучить особенности распространения геохимических заболеваний.
Задания:

Изучите текст.

  • На политико – административной карте мира найдите биогеохимические провинции по: йоду; кальцию, селену. Отметьте их на контурной карте.

  • Выясните:

а) какие эндемичные заболевания соответствуют данной биогеохимические провинции;

б) симптоматику заболевания,
Полученные данные внесите в таблицу:


Элемент


Эндемичные заболевания

Симптомы

Районы распространения

Йод











Кальций.










Селен













Йод.

Эндемический зоб - увеличение щитовидной железы» развивающееся вследствие йодной недостаточности у лиц, проживающих в определенных географических районах с недостаточностью йода в окружающей среде. (Китай, Швейцария,Австрия, Эфиопия, Алтайский край, Свердловская обл., Пермский край, Белгородская обл).

Проведенное ранжирование по среднему показателю за 2006-2008 гг. первичной заболеваемости населения диффузным (эндемическим) зобом позволило выявить 6 территорий с уровнем первичной заболеваемости выше среднеобластного: Губкинский (624,8), Валуйский (481,7), Чернянский (480,7), Старооскольский (260,9), Яковлевский (207,1), Белгородский (188,2) районы.
Этиология.

Основная причина развития эндемического зоба - недостаточное поступление йода в организм (йодная недостаточность).

Йод - микроэлемент, необходимый для биосинтеза тиреоидных гормонов - тироксина и трийодтиронина. Йод поступает в организм человека с пищей, водой, воздухом. 90% суточной потребности в йоде обеспечивается за счет продуктов питания, 4-5% - воды, около 4-5% - поступает с воздухом. Йод содержится в рыбе, мясе, морской капусте, креветках и других продуктах моря, молоке и молочных продуктах, воде, в т. ч. минеральной, йодированной поваренной соли, гречневой и овсяной крупах, фасоли, салате, свекле, винограде, молочном шоколаде, яйцах, картофеле.

Симптоматика. Нарушение обмена веществ: нормального роста и развития человека. Изменение массы тела, нарушение работы сердечно- сосудистой системы, психические расстройства.


следующая страница >>