microbik.ru
1
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК Планета знаний

С. Я. Маршак. «Чего боялся Петя?»
Терещук Людмила Юрьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Педагогические цели:

Содействовать формированию умений рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять их причины, сопоставлять героев разных произведений. Создать условия для развития внимания к ритму лирического произведения.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

Выразительно читают текст, делая нужные паузы; определяют своё отношение к прочитанному, аргументируют его; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими

поступков, отношение автора к ним; привлекают опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения; рассказывают истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным;

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; оценивают свои эмоциональные реакции, поступки и действия других людей с точки зрения представление о добре и зле, общих нравственных категориях; соотносят жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; сопереживают, внимательно относятся к переживаниям других людей

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные:

самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; Коммуникативные:

Ведут диалог: выслушивают мнение оппонента, формулируют свою точку

зрения; оценивают свои переживания по поводу собственных поступков;

Познавательные:

Сопоставляют иллюстрации разных художников к произведениям одного автора;

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, портрет Маршака. – Режим доступа: http://s-marshak.ru/art/portraits/portraits08.jpg , презентация к уроку литературного чтения во 2 классе, знакомящая со стихотворением С. Я. Маршака «Чего боялся Петя», озвученной Вениамином Смеховым. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/lydasek230373/file/2605050/

Сценарий урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Ходит солнышко по небу,
Поднимаясь в ранний час,
Мы ж, ребята, ежедневно,
По утрам приходим в класс

Нам сегодня не до смеха,
Солнце мы не подведём.
Обязательно к успеху,
К новым знаниям придём.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

  • Краткий пересказ текста.

  • Рассказ об известных детям произведениях Н Носова.

  • Вспомните известные вам произведения Маршака.

  • Как фамилия человека, портрет которого вы видите перед собой?

  • Детский писатель. Самуил Яковлевич Маршак.

  • Маршак был уверен в том, что детская книга должна помочь ребенку открыть и понять окружающий мир, расширяя его знания о земле и людях, воспитывая в нем любовь к родному языку, интерес к поэзии. Поэтому все стихи С.Я.Маршака, затрагивая самые серьезные и сложные проблемы человеческих взаимоотношений, написаны понятным для детей языком, в увлекательной игровой форме, что делает их такими любимыми и популярными вот уже у нескольких поколений читателей.

III. Постановка учебной задачи

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением С. Я. Маршака «Чего боялся Петя?»

  • Цель нашего урока состоит в том, чтобы разобраться в причинах Петиного страха и постараться помочь мальчику от него избавиться.

IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения)

  1. Знакомство с биографией С. Я. Маршака.

  • Самуил Маршак родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже, в еврейской семье, отец его, Яков Миронович (1855—1924), работал мастером на мыловаренном заводе. Мать Евгения Борисовна Гительсон была домохозяйкой.

  • Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке Острогожске под Воронежем. Учился в 1898—1906 годах в Острогожской, 3-й Петербургской и Ялтинской гимназиях. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта, и считал его вундеркиндом.

  • Печататься начал в 1907 году. В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»).

  • Более 50 лет посвятил писатель своей литературной деятельности. Книги Маршака переведены на многие языки мира.

  • Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

  1. Подготовка к восприятию текста. Интонационные особенности текста.

  • Прочитайте название произведения. ( «Чего боялся Петя?»)

  • Вам когда - ни будь было страшно? Если да, то когда и почему? Расскажите. (Страшно оставаться одному дома, находиться ночью на улице или в тёмной комнате).

  • Что вы чувствовали в такие моменты. (Страх, тревогу)

  • Как бы вы передвигались в тёмной комнате? (Медленно, осторожно).

  • При чтении этого стихотворения нужно постараться передать все чувства, о которых мы сейчас говорили.

  • Читать стихотворение нужно медленно, не спеша. В конце строк выдерживать паузы. Постараться своим чтением передать тревогу, которую испытывает мальчик.

  1. Чтение стихотворение Маршака «Чего боялся Петя?» учителем или просмотр презентации к уроку литературного чтения во 2 классе, знакомящей со стихотворением М. Я. Маршака «Чего боялся Петя», озвученной Вениамином Смеховым. (http://www.proshkolu.ru/user/lydasek230373/file/2605050/ )

  2. Работа с содержанием текста. Размышление над заданием 1 (с. 85): «Почему Петя боялся темноты?»

  • Предлагаю помочь Пете разобраться с его страхами. Давайте выясним, чего же он боялся? Прочитайте 1 и 2 четверостишия.

  • О чём просил мальчик маму? Чего он боялся? (темноты)
    Прочитайте 2 следующие четверостишия.

  • Найдите сравнения, которые помогут нам ответить на вопрос. (Рукавами, как руками).

  • С кем перепутал Петя куртку и штаны? (с человеком).

  • Как можно охарактеризовать этот страх? (Он боится чужих людей).

  • Что же ещё пугает Петю? Прочитайте следующий отрывок.

  • Кого мальчик увидел в своей комнате? (Ступу с бабою – ягой и великана).

  • Что перепутал Петя с великаном? (Замки чемодана, освещенного луной).

  • Найдите сравнение. Что сравнивает автор? (два замка и два зрачка).

  • Оказывается, мальчик испытывал страх ещё и перед сказочными героями.

  • Давайте подведём итог. Перед чем и перед кем Петя испытывал страх?

  • Продолжите предложение. Петя испытывает… (страх темноты, страх перед чужими людьми, страх перед злыми сказочными героями).

  1. Работа с содержанием текста. Размышление над Заданием 2. Развитие внимание учащихся к переживаниям литературных героев, умение находить их причину и определять свое отношение к герою: «Расскажи о переживаниях Пети. Как I ты считаешь, был ли он трусом?»

  • Как называют людей, которые всего боятся?

  • Можно ли считать Петю Трусом?

  • А никто из вас никогда не боялся темноты?

  • Как вы думаете, а откуда ребята узнали о страхах мальчика?
    (ответы детей)

  • Как они поступили? Почему?

  • Был ли Петя на самом деле трусом?

  • Перечитайте две последние строки произведения.

  • Как вы думаете, что испытал мальчик, услышав, что над ним все смеются?

  • Можно ли назвать детей во дворе друзьями Пети? Почему?

  • Вызывают ли сочувствие переживания мальчика?

  • Стал бы ты смеяться над Петей?

  • Что бы ты посоветовал мальчику, чтобы помочь избавиться от его страхов?

  1. Работа с содержанием текста. Задание 3. Работа в паре. Соотнесение жизненных наблюдений с читательскими впечатлениями.

  • Вспомните кинофильмы, литературные записи, телевизионные программы. На кого из ребят, о которых ты узнал из них, похож Петя?

  1. Знакомство с окончанием стихотворения.

  • Кто из вас обратил внимание на «неправильность» его названия?
    (глагол «боялся»- прошедшее время, а действие происходит в настоящем)

  • Оказывается, у этого стихотворения есть продолжение. Прочитайте его.

Нет, - сказал он, - я не трус!
Темноты я не боюсь!

С этих пор ни разу Петя
Не ложился спать при свете.
Чемоданы и штаны
Пете больше не страшны. 

Да и вам, другие дети,
Спать не следует при свете.
Для того чтоб видеть сны,
Лампы вовсе не нужны!

  1. Задание 4.

  • Прочитайте и прохлопайте первые четыре строчки стихотворения.




  1. Сравните иллюстрации в учебнике с иллюстрациями в презентации.

V. Первичное закрепление

  • Выполните задание № 1 на стр. 22 рабочей тетради 2.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

  • Выполните задание № 2 на стр. 22 рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа)

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение

  1. Конкурс на лучшее прочтение стихотворения.

  • Хочется надеяться, что наши советы помогли Пете и помогут другим ребятам.

  • А сейчас прочитайте это стихотворение так, чтобы было понятно, что сначала Петя боялся темноты, а теперь - перестал.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

  • Какую задачу ставили на уроке?

  • Удалось решить поставленную задачу?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что нужно сделать ещё?

  • Где можно применить новые знания?

  • Что на уроке у вас хорошо получилось?

  • Над чем ещё надо поработать?

IX. Домашнее задание

  • Дома читаете стихотворение А. Барто «Олень» на с. 86, вспоминаете произведения А. Барто, с которыми вы уже знакомы, приносите книжку стихов А. Барто. По желанию можно приготовить сообщение о жизни и творчестве Агнии Львовны.