microbik.ru
1
Урок литературы в 6 классе

Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Социальный статус.

Чины людьми даются,

а люди могут обмануться.

Цели урока:

Предметная: дальнейшее формирование навыков работы с эпическим текстом.

Методологическая: развитие критического мышления, воображения учащихся.

Метапредметная: формирование представлений о социальном статусе.

Воспитывающая: развитие нравственных воззрений учащихся.

Подготовка к уроку:

Учащиеся должны знать содержание рассказа, выписать из различных словарей значение слов «социальный» и «статус».

Ход урока:

  1. Сегодня мы будем говорить о рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Что вы знаете о Чехове? Какие его рассказы читали?

  2. Слово учителя о писателе.

Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) родился в Таганроге, на юге России. Горд стоял на берегу теплого, прекрасного моря, но жизнь в нем была скучна и скудна. Мелкая суета составляла основу жизни обывателей. Богатые купцы презирали мелких лавочников, к которым принадлежал отец Чехова Павел Егорович. Лавка отца была для Чехова настоящим проклятием. «В детстве у меня не было детства», - говорил он. По воспоминаниям брата Александра, «Антону Павловичу приходилось с грустью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно и даже настоятельно необходимо детскому возрасту, и проводить время в лавке, которая была ему ненавистна. В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал уроки, в ней переживал зимние морозы о коченел, в ней же тоскливо, как узник в четырех стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул…» В лавке отца Чехов нередко сталкивался с проявлением жестокости, порожденными скукой провинциальной жизни в городе, где «60 000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других интересов никаких…»

И в гимназии, куда был отдан Чехов, зачастую проявлялась грубость и жестокость. Как вспоминает одноклассник Чехова, однажды произошло какое-то недоразумение с учителем словесности Мальцевым, и весь класс решил не подавать ему очередного сочинения. Один из учеников нарушил уговор и сочинение все-таки отдал. Возмущенный одноклассник ударил его по лицу, а Чехов, бывший свидетелем этой сцены, возмущенно воскликнул: «Это глупо! Это дико!» Он был врагом всякого насилия, грубости, жестокости, и такая расправа не могла оставить его равнодушным, потому что человеческое достоинство было для Чехова превыше всего.
3. Работа с текстом.

  • При помощи какого литературного приёма построен рассказ «Толстый и тонкий»?
    (Один – толстый, другой – тонкий, один доволен, другой – измучен, один – налегке, без спутников, второй обременен и скарбом и семейством. Это не просто контраст, это – антитеза.)

  • Что такое Антитеза?

  • На какие 2 части можно разделить рассказ?
    (1. Встреча школьных друзей. Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и Миша.
    2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин.
    )

  • Какие значения имеет слово «социальный» в различный словарях? Укажите то значение, в котором мы будем употреблять это слово?

Социальный – общественный, порожденный взаимодействием больших масс людей.
Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или в обществе.


  • Кто из героев по социальному статусу выше?

  • Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор внимание читателя?
    (От толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur dorange – фр. «цветок апельсина») и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе).

  • Кто из героев первым бросается к другу?

  • Как тонкий называет толстого?

  • Как автор передает состояние друзей при встрече?

  • Кто первым начинает разговор после приветствия?

  • Почему толстый по воле автора не произносит ни одной фразы во время монолога тонкого?

  • Охарактеризуйте толстого на данный момент действия.

  • Какой фразой толстый подталкивает тонкого к разговору о службе?

  • Что рассказывает о своей службе тонкий?
    (В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет6 служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство – вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден, жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями – «перебиваемся кое-как»).

  • В какой момент читатель узнает о разном социальном положении героев?
    («Небось, уже статский? А?». В этих пока еще шутливых словах Порфирия слышится слабая надежда на то, что Миша с ним примерно одного социального положения. Ответ толстого приятеля (Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… две звезды имею.) – переворачивает весь ход разговора, наносит тонкому удар сокрушительный. Далее уже тонкий морально полностью уничтожен и на глазах превращается из самодовольного отца семейства в пресловутую «тварь дрожащую». Но это не поражение в обычном смысле – это возвращение к исходному состоянию души Порфирия, каким он был от рождения – любителем порядка, подхалимом и трусом. Жизнь замыкается, сюжет закольцовывается.)

  • Прочитайте, как меняется тонкий и его близкие, когда узнали о служебном положении толстого.
    Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…»)

  • Почему они вдруг изменились?
    (Теперь перед нами уже не друзья детства, а люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть. Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть начальником, а начальник – другом. Поэтому осуждать тонкого, значит не понимать мудрости этого бывалого, многоопытного служаки. А его жалкое поведение, хихиканье и лесть – обычная защитная реакция маленького человека перед лицом всесильного вельможи).

  • Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему?
    («Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку»).

  • Как простились друзья детства?
    («Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены».)

  • С какой интонацией произносит автор последнюю фразу рассказа?

  • Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев?

  • Почему автор назвал рассказ «Толстый и тонкий», а не, предположим, «Встреча друзей»?

  • Чем интересна эта история?

  • Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?

Решение основной проблемы урока:

Что определяет поведение героев – социальное положение в обществе или прежние отношения, основанные на дружбе.

Слово учителя:

Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.

Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

Это Чехов говорил о себе…

Подведение итогов уроков. Рефлексия.

  • О чём заставил задуматься рассказ?

  • Домашнее задание. Напишите сочинение на тему:
    «Что смешно, а что грустно в этом рассказе?» или «Встречают по одежке, а провожают по уму».