microbik.ru
1
Урок литературы 6 класс

Тема: «Трудный путь человека к правде жизни».

Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Кузнецова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

Обучающие: раскрыть мастерство Пришвина как писателя; показать единство человека и природы, задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей, повторить теорию литературы (портрет, изобразительно-выразительные средства)

Развивающие: совершенствовать технику выразительного чтения, развивать устную речь, учиться навыку анализа текста.

Воспитательные: прививать интерес к урокам литературы посредствам внедрения различных форм работы и использования иллюстративного материала, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения.

Оборудование: рисунки детей, звуки птиц (аудиозапись), компьютер, проектор, экран, разработанная презентация.

1 группа: Вопросы:

  1. Найти в тексте описание – характеристику главных героев – Насти и Митраши.

  2. Что называется портретом в литературном произведении?

  3. Какие черты детей наиболее дороги автору?

  4. Описать жизнь Насти и Митраши после смерти родителей.

2 группа:

  1. Выделить сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к детям.

  2. Почему поссорились брат и сестра?

  3. Найти тревожные нотки в описании раннего утра. С чем связана эта тревога?

  4. Почему Настя забыла о брате?

3 Группа:

  1. Зачем писатель рассказывает историю сосны и ели? Случайно ли она предшествует ссоре Митраши и Насти?

  2. Какой смысл вкладывает автор в слова «Кладовая солнца»?

  3. Что такое олицетворение?

Индивидуальные задания:

  1. Иллюстрировать эпизод «У лежачего камня».

  2. Выразительное чтение наизусть притчи о сосне и ели.

  3. Выразительное чтение эпизода – описание раннего утра в лесу (восхода солнца)

  4. Рассказать кратко историю Травки и Антипыча.

  5. Как складывался опасный путь Митраши.

  6. Расскажите как вела себя Настя оставшись одна.

Ход урока

Мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач.

Слово учителя:

- На прошлых уроках мы познакомились с замечательным писателем

М.М. Пришвиным и прочитали его сказку – быль «Кладовая солнца».

Слайд 1 (На доске портрет писателя: он сидит на пеньке, взгляд устремлен вдаль)

- Перед вами один из портретов Пришвина. Обратите внимание на его одежду, позу, взгляд.

- Каким изображен писатель на портрете? (Сидящим на пеньке в охотничьем снаряжении, с пристальным взглядом, устремленным вдаль, на окружающую природу)

- Сын писателя Петр Михайлович Пришвин вспоминал об отце: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет её на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать, изредка прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает».

- А как вы думаете, что он может записывать?

У Пришвина много растений, повадок животных, их мест обитания. Писатель любил природу был наблюдательным, внимательным. Вы уже знаете про его «дом на колесах», что он был путешественником, много ездил и ходил по стране, искал уединение в природе. Мы сегодня с вами подобно М.М. Пришвину тоже отправимся в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей, посмотрим, какие трудности пришлось испытать им в дороге, как они с ними справились, чему научились, какую правду жизни хранил лесник Антипыч.

Слайд 2 (Настя и Митраша отправляются в поход за клюквой)

Работа над содержанием произведения.

  1. Слово учителя;

- Сам Пришвин говорил: «Я. друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Это прослеживается и в его сказке-были «Кладовая солнца».

- Итак, давайте обобщим, что мы узнали о главных героях Насте и Митраше. Слайд 3 (Портреты детей)

2. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

а) Характеристика детей.

- Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя, его лица, фигуры, одежды)

- Прочитайте портреты Насти и Митраши. (домашнее задание 1группы)

- Уже в самом начале повести Пришвин через описание внешности сумел показать духовную красоту героев и свое отношение к ним. Назовите эпитеты и сравнения, с помощью которых характеризуются дети? (Настя – золотая курочка на высоких ножках. Веснушки, как золотые монетки, носик чистенький; Митраша – мужичок в мешочке, в золотых веснушках, носик тоже чистенький, как у сестры).

- Как характеризуют героев данные сравнения и эпитеты?

- Какое чувство автора передает это описание? (Автор называет Настю не курицей, а курочкой, этим выражает свою нежность к девочке. Вся она улыбчивая, похожая на веселое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат).

- Что во внешности Митраши больше всего подчеркивает писатель? (силу, упорство, настойчивость)

- Какие черты характера детей наиболее дороги автору? (Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села)

- Докажите словами из текста, что дети отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. (Жили дружно, вместе вели хозяйство, заботились друг о друге …)

- Найдите в тексте слова, с помощью которых автор дает прямую оценку своим героям, выражая им сочувствие, годясь ими, радуясь их успехам? («Они были очень милые …,досталось однако, детишкам бедным и большая забота…», «Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились» , « и какие это были умненькие детишки» , «не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»)

- Можно ли каждого из детей назвать «полным человеком», как в повести Платонова «Корова» машинист назвал Васю? (Да, Митраша – маленький по возрасту, но душа у него, как у взрослого, по-настоящему сильного человека. И у Насти большое сердце, доброта)

- Ребята, мы отметили с вами, что дети жили дружно, были добродушными, но почему же они поссорились? (домашнее задание 2 группы)

(Они поссорились не потому, злые они действительно любили друг друга . Но каждый из них поглощен своими делами. Настя мечтает о большом сборе клюквы, Митраша хочет исследовать новую тропу. Поэтому, еще готовясь к походу, дети плохо слушают друг друга. Настя пропустила рассказ брата о палестинке. Это настораживает, потому что в походе дети должны держаться вместе и следовать общим правилам.)

- Давайте закроем на секунду глаза и представим, что мы с вами ранним весенним утром оказались в лесу с Митрашей и Настей, которые отправились в лес за клюквой.

(Звучат голоса птиц – аудиозапись)

- Голоса каких птиц мы услышали в весеннем лесу? Скажите словами текста. (читаем …)

- Пение птиц, новые цветочки белого подснежника и лиловые, мелкие, ароматные цветочки волчьего лыка - всё встречает наступление рассвета, восход солнца.

Слайд 4 (Восход солнца в лесу)

б) Анализ эпизода «У лежачего камня»

- Перед вами иллюстрации эпизода «У лежачего камня». Наши ребята вот так представили себе эту картину и изобразили её на своих рисунках. А как Пришвин описывает ранее утро в лесу? (гл.4 2 абзац «Когда первые лучи солнца …)

- С каким чувством описывает автор утро?

(Писатель восхищается красотой весеннего утра. Восход солнца изображается, как праздничное торжество, солнце названо великим; Приветственное пение птиц звучит как гимн ему. Горячее и чистое солнце несет радость всему живому).

в) Работа над выразительным чтением.

- Удалось … при чтении передать чувства автора? А кто может прочитать, выразив восхищение писателя, показав торжественность момента? (выразительное чтение эпизода)

- А нашим художникам удалось передать красоту и торжественность восходящего солнца? (ответы учащихся)

- Видите, ребята, образно, красочно описать природу можно и словами, как, делает писатель, и кистью и красками, как художники.

- Мы любуемся красотой природы, а Настя с Митрашей видели её ? (Нет)

- Почему?

(Замерзшие дети сидели на камне, дожидаясь, когда к ним придут лучи солнца и согреют их хоть немного. Они неподвижны, как «изваяния», и ничего не замечают. Не случайно автор называет здесь героев «охотниками за сладкой клюквой», ведь все их мысли поглощены походом).

- В описании утра есть тревожные нотки. Найдите их. (Домашнее задание 2 группы)

(Тревога чувствуется в драке тетерева с вороном, в движении облаков, в стоне сосны и ели)

- С чем связана эта тревога? О чём природа предупреждает читателя? (Тревога связана тем, что еще до восхода солнца дети начали спорить, по какой дороге идти. А когда солнце взошло и они собрались продолжить путь, спор разгорался с новой силой и завершился ссорой, в результате чего брат и сестра пошли в разные стороны).

- Именно во время отдыха на камне перед детьми встает проблема выбора пути.

г) Угадай эпизод.

Слайд 5 (Сосна и ель)

- Посмотрите на доску. Перед вами пейзаж. Сопоставьте его с эпизодом в тексте. Что отражено на данной иллюстрации?

(Этот эпизод отражает притчу о сосне и ели, растущих вместе)

- Прочитаем выразительно наизусть данный фрагмент … (чтение наизусть)

- Какова жизнь у сосны и ели? (ответ учащихся)

- Зачем писатель рассказывает историю сосны и ели? (Домашнее задание

3 группы)

(Пришвин проводит параллель между детьми и деревьями. Легко угадывается сопоставление Насти и Митраши с елью и сосной, которые мужественно растут в неподходящем для деревьев месте – болоте. Герои произведения – сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Настя и Митраша, как эти деревья, ссорятся и мирятся. Деревья ветвями ранят друг друга, а дети – словами. Так всегда в жизни: обижаем чаще всего самого близкого человека.)

- Случайно ли ссоре Насти и Митраши предшествует притча о сосне и ели? (Не случайно. В страданиях сосны и ели угадывается боль, которую причинили друг другу брат и сестра. И « корни с малолетства сплелись», они постоянно борются за самоутверждение. И невозможно их разделить, потому что они умрут друг без друга. Знают об этом сосна и ель и будто предупреждают Настю и Митрашу о том, что может произойти, если дети разойдутся.)

д) Олицетворение

Писатель наделил природу признаками живых существ. Как называется в литературе прием, когда неодушевленные предметы описываются, как живые существа? (олицетворение)

- Является ли природа героем произведения?

- Какую роль она играет в жизни детей?

(Пришвин описывает природу, как будто серая хмарь, злой ветер, стон деревьев хотели предупредить детей об опасности и горюют с ними.)

- Таким образом, с этого момента начинается выбор каждого из детей собственного пути. Обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на все болото, превращается в заколдованный, сказочный, где разговаривают звери и птицы, где живут собака – друг человека и волк – враг человека. Самое главное, начинается своеобразное испытание героев; в этом лесу проявляются их истинные качества.

Слайд 6 (Изображение леса)

е) Пересказ эпизода

- Ребята, мы с вами продолжаем наш путь. Вот ветхий домик – сторожка, где раньше жил лесник Антипыч.

Слайд 7 (Сторожка лесника)

- Перескажите кратко историю Травки и Антипыча . (Индивидуальный пересказ)

- Настя и Митраша жили дружно; их связывают кровные узы, а что сближает Антипыча и Травку, человека и собаку?

( Они – друзья; только близкие люди, родственники или настоящие друзья, заботятся друг о друге )

- В чем состояла забота друг о друге Антипыча и Травки?

Слайд 8 (Забота собаки и человека друг о друге)

(Антипыч любил свою собаку, кормил её, берёг от волков, она гоняла зверя для Антипыча, но не для себя.)

- Почему Травке было трудно привыкнуть к дикой жизни?

(Она не привыкла жить для себя. Она все время помнит о своем хозяине: «…плач сплетенных навеки деревьев не могла выносить собака: деревья животному напоминали о его собственном горе». Травка должна была теперь жить для себя. Она могла поймать много зайцев и не быть голодной. Но Травке этого было мало. Она уже не могла жить без человека, как дикий волк. Травка хотела, чтобы ее любили и чтобы она служила людям.)

- Какова же правда Антипыча, которую он должен был перешепнуть Травке?

(Правда в том, чтобы жить не для себя, а для других, в любви к ближнему.)

- Как вы думаете, знали правду мудрого Антипыча Настя и Митраша?

(Не знали, если бы знали, то не бросили друг друга в лесу, не забыли бы о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности.)

Слайд 9 (Волк Серый Помещик)

- А Серый Помещик знал?

(Нет, поэтому жил один. Был злой, никого не любил.)

- Хорошо ли живется Серому Помещику?

(Нет, он одинокий, у него нет друзей, он ни оком не заботится, о нём тоже никто не беспокоится.)

ж) Пересказ эпизода

- Вернёмся к нашим героям. Расскажите, как складывается опасный путь Митраши? (индивидуальное задание)

Слайд 10 (Опасный путь Митраши)

(Довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой. Из-за упрямства пошел по слабенькой тропе. Оказался на Блудовом болоте. Если бы не Травка, то погиб бы в болоте. Затем встретился с волком Серым Помещиком и застрелил его.)

- Почему Травка пришла на помощь мальчику?

(Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча, а Травка очень скучала одна. Когда Антипыч был живой, Травка была веселая и ни о чем не беспокоилась. Она ловила зайцев и приносила их Антипычу. Но Антипыч умер, и Травка все время выла. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч. Когда же он позвал ее, то у Травки не осталось никакого сомнения. Митраша назвал ее «умница», «милая Затравушка», «голубушка» и этим напоминал доброго хозяина. Митраша позвал ее, и она поползла к нему. Но он ее схватил за ногу, и она поняла, что так бы Антипыч не сделал, и хотела убежать. Но Митраша уже вырвался из болота. Он позвал ее и обнял, и она нашла себе хозяина.)

Слайд 11 (Травка спасает Митрашу)

- Вернемся на дорогу, по которой пошла Настя.

З) пересказ эпизода

- Расскажите, как вела себя Золотая Курочка, оставшись одна?

Слайд 12 (Дорога Насти)

(Настя пошла по протоптанной тропе, по которой «все люди ходили, но потом все же свернула с неё. Набрела на палестинку. Увлеклась сбором ягод и забыла о Митраше. Её охватывает жадность. «Ей больше хотелось», «ссыпать горсточку за горсточкой». Она попала под власть унижающего человека чувства жадности. Это уже не прежняя «золотая курочка».)

- Такая жадность не нравится писателю. Как он показывает своё отношение?

Слайд 13 (Лось)

(Пришвин описывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине, хватает сосновой корочки и лепестков болотного трилистника. Лось, увидев Настю, всю мокрую и грязную, передвигающую большую корзину, не боится девочку. Он не видит в ней человека. Упрёк писателя в прямом вопросе: « Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к очень кислой ягоде клюкве?»)

- Что же заставило Настю осознать свой поступок? (Встреча со змеёй.)

Ей представилось будто она вышла из шкуры змеиной. Лось, узнав в ней человека, прыгнул из осинника. И Настя вспомнила о Митраше, услышала близкий выстрел и закричала. Митраша ответил ей. Настя вмиг к нему прибежала.)

- Девочка в дальнейшем глубоко переживала случившееся, отдала больным детям целебную клюкву.

Настя и Митраша – дети. Им свойственно ошибаться. Митраша проявил упрямство и легкомыслие. Настя – жадность. Но природа учит их уму-разуму, и они учатся у природы.

- Пришвин заканчивает своё произведение словами: «Вот такие богатства скрыты в наших болотах». Называет их кладовыми солнца.

- Какой смысл вкладывает автор в слова «Кладовая солнца»?

(задание 3 группы)

(На этом болоте торф, целебная клюква, рядом лес, травы. Это не только Блудово болото, но и огромная кладовая природы с её богатствами, а также человек – мудрый хозяин природы.)

- Я думаю, есть и иной смысл в названии произведения. Недаром он рассказывал нам о приключениях Насти и Митраши, об Антипыче и Травке. Как вы думаете? Какое богатство приобрели они в лесу на болоте?

(Настя и Митраша поняли, что дружба, взаимопомощь - это тоже богатство. Их научила Травка. Возможно, она передала детям мудрую правду Антипыча, когда помогала им.)

Слайд 14 (Кладовая солнца: два значения)

- Как вы думаете, осознали они свои ошибки, произойдет такой случай у брата с сестрой?

(Дети много поняли в лесу. Настя и Митраша будут любить друг друга, заботятся друг о друге, как Антипыч и Травка, не оставлять в беде.)

- Значит, кладовая солнца – это и человек с его лучшими душевными качествами.

Слайд 15 (Фото Пришвина)

Творческая работа

- Ребята, мы прочитали замечательное произведение. Научились многому у такого мастера слова, как Пришвин, любить природу, наблюдать, всматриваться в окружающий нас удивительный мир. А также писатель учит нас выражать свои мысли, чувства ярко, образно, красиво.

Попробуем теперь и мы, следуя советам Пришвина, выполнить творческое задание.

Мы с вами уже отмечали, что писатель говорил о том, что он пишет о природе, а сам только о людях и думает.

- Дайте письменный ответ на вопрос:

- Каким Пришвин хотел видеть человека?

(письменная работа)

- Послушаем ваши ответы.

(Человек, по мнению Пришвина, должен быть разумным хозяином природы, знать, любить и понимать её, как любил и понимал её сам писатель. Природными богатствами пользоваться разумно, без жадности. И конечно же, не терять лучшие человеческие качества: доброту, щедрость, верность, взаимовыручку, трудолюбие.)

Итог урока.

Слайд 16 (Высказывание Пришвина)

- М.М. Пришвин писал: «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека». Прав ли он?

(Солнце дает жизнь всему живому, и человек должен быть добрым, как солнце: дарить другим радость, не только людям, а всем другим существам.)

- А вы добрые? Другим людям, животным хорошо с вами?

- Так давайте задумаемся над своим поведением. Я думаю, Пришвин заставил нас задуматься о многом, в том числе и о своих душевных качествах. Ведь самое трудное – победить что-то плохое в самом себе, своей душе, чтобы жить в добре, любви со всеми.

Домашнее задание: Написать мини – сочинение «Дружба в моей жизни»

Выставление оценок.