microbik.ru
1
Описание методической разработки
1. Урок на тему:

Тип Плоские черви. Белая планария. (с использованием ЦОР и средств ИКТ)

2.Комбинированный урок. Помимо конспекта представлена презентация урока с выраженными этапами урока.

На данном уроке используются раздаточные материалы, кроссворд, видеофрагменты и аудиофрагменты. Кроме того, вопросы, кроссворд и таблицы, использующиеся в ходе урока, снабжены ответами при помощи гиперссылок. Благодаря этому, урок, становится очень подробным и удобным в применении, как для учителя, так и для ученика.

3.Предмет-биология 7 класс. Животные.

4.Для учащихся 7 класса ОУ.

5.Классно-урочная форма работы.

6. Полное описание разработки

Урок на тему:

Тип Плоские черви. Белая планария.

Задачи:

1.познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;

2.выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;

3.составить общие признаки типа Плоские черви;

4.Познакомиться с новыми терминами: мезодерма, паренхима, двусторонняя симметрия; развивать понятия: ткань и орган, система органов.

Средства обучения: Презентация урока, таблица « Плоские черви», ЦОР по биологии, мультимедиа-ИКТ кабинет, раздаточный материал.

Основное содержание урока:

1. Общие сведения о плоских червях (двусторонняя симметрия тела, трёхслойность).

2. Места обитания и представители свободноживущих плоских червей. Многообразие плоских червей.

3. Особенности внешнего строения свободноживущих плоских червей, обусловленные средой обитания.

4. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

5. Черты более высокой степени организации в сравнении с кишечнополостными.


Ход урока


  1. Актуализация знаний

1.Фронтальная письменная проверка знаний по теме «Кишечнополостные» - кроссворд, в виде индивидуального раздаточного материала для каждого учащегося. Последующая проверка и обсуждение результатов заполнения кроссворда учащимися.




2.Индивидуальная устная проверка-опрос с обсуждением вопросов и сверкой ответов по презентации урока.

  • 1.В чем сходство кишечнополостных и простейших?


Предполагаемый ответ:

  • Кишечнополостные и простейшие имеют несколько сходных признаков:

  • 1.Обитание преимущественно в водной среде обитания

  • 2.клеточное строение

  • 3.гетеротрофное питание

  • 4.сходство процессов дыхания и питания

  • 5.сходство клеток внутреннего слоя с

  • строением простейших




  • Каково практическое значение кишечнополостных?


Предполагаемый ответ:


  • Кишечнополостные животные:

  • 1.регулируют численность рыбы, ракообразных в природе;

  • 2.создают коралловые рифы и сопутствующие им сообщества;

  • 3.скелеты кораллов применяют для изготовления извести, удобрений, бижутерии и украшений и др.

  • 4. объекты опытов (регенерация и др.)

  • 5.используются в пищу в странах Юго-Восточной Азии(медузы в Японии и Китае)




  • Назовите общие признаки кишечнополостных?


Предполагаемый ответ:


  • 1.лучевая симметрия тела;

  • 2.двуслойность строения;

  • 3.наличие кишечной полости;

  • 4.примитивная нервная система;

  • 5.наличие стрекательных клеток;

  • 6.гетеротрофы, хищники;

  • 7.водная среда обитания

  • 8.две жизненные формы: прикрепленная и подвижная.



2.Изучение нового материала

1.Общие сведения о Типе Плоские черви: двусторонняя симметрия тела, кожно-мускульный мешок. Объяснение понятия трёхслойность (рассказ учителя с использованием компьютерной презентации «Тип Плоские черви. Белая планария»).

2. Общие признаки плоских червей. Запись в тетради учащихся.

3. Места обитания, образ жизни и представители свободноживущих плоских червей в связи со средой обитания (сообщение учащихся с использованием слайдов из презентации урока под № 10, 11, 12.

Сообщение учащегося (текст)

  • Планарии

  • Планарии — плоские черви (Platodes), которые принадлежат к классу ресничных червей, или турбеллярий (Turbellaria), к группе Triclada.

  • Это небольшие плоские черви, которые постоянно встречаются в пресноводных водоемах, где они ползают среди водных растений. Характерной особенностью планарий является покров из тончайших ресничек, покрывающий их тело. Ротовое отверстие помещается на брюшной стороне, а кишечник состоит из ветвей с многочисленными разветвлениями и не имеет анального отверстия. Все планарии — гермафродиты.

  • В северной и средней полосе СССР очень часто встречается молочно-белая планария (Dendrocoelum lacteum), самая крупная среди других (до 3 см), с совершенно белым телом, сквозь которое ясно просвечивает темный ветвистый кишечник (рис. 171). На голове можно различить пару глаз.

  • Еще более обыкновенна всюду в стоячих водоемах гораздо более мелкая бурая планария (Planaria torva) бурой окраски с закругленным головным концом, на котором также имеются два глаза. Часто встречается черная планария (Polycelis nigra) с закругленным головным концом, по краю которого сидит ряд глаз. Наконец, в текучих водах живет траурная планария (Planaria lugubris), также темного цвета, но отличающаяся своим характерным головным концом, который имеет вид тупого треугольника.

  • При лове планарий следует захватить в сачок побольше водных растений, которые и подлежат внимательному осмотру. Тем не менее, начинающие очень часто не замечают планарий вследствие их малых размеров, неяркой окраски и медленных движений. Исключение представляет молочно-белая планария, которая обыкновенно бросается в глаза своим цветом. Чаще всего планарий можно найти на нижней стороне плавающих листьев кувшинки.

  • Ползая под водой по твердым предметам, червь движется вперед чрезвычайно плавно, медленно и равномерно, точно плывет, без всяких видимых усилий. Причиной такого своеобразного движения являются покрывающие тело животного реснички, которые невидимы невооруженным глазом. Планарии выделяют обильную слизистую массу, обволакивающую предметы, на которых они сидят. При движении реснички упираются в эту слизистую ленту, толкая тело животного вперед. Мелкие виды могут, кроме того, свободно плавать при помощи веслообразных ударов ресничек о воду.

  • Питаются планарии мелкими водными животными и являются довольно деятельными хищниками. Не отказываются они и от падали. В неволе едят и белый хлеб. Рот находится на брюшной стороне и ведет в подвижную растяжимую глотку, которая может выпячиваться наружу наподобие трубки. Кишечник имеет чрезвычайно разветвленную форму, которую особенно хорошо можно наблюдать у молочно-белой планарии, если смотреть на нее в лупу в проходящем свете.

  • Размножаются планарии яйцами, которые заключены в круглый или овальный кокон величиною немного больше булавочной головки, буроватого цвета. Такие коконы прикрепляются к подводным предметам, а у некоторых видов прикрепляются к субстрату на особых стебельках.


4. Выявление черт сходства и отличия между плоскими червями и кишечнополостными.
Учащиеся заполняют таблицу в тетради «Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей» и делают по ней вывод.

Выявляют черты более высокой степени организации организмов в сравнении с Кишечнополостными.



Общие признаки


Различия



Кишечнополостные



Плоские черви
















5.Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Появление тканей и органов. Половое размножение. Регенерация планарии.

(Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам презентации)
3. Закрепление знаний


Самостоятельная работа учащихся по таблице «Внутреннее строение белой планарии».

Название системы внутренних органов планарии


Органы, образующие систему


Выполняемые функции системы органов


1.







2.







3.







4.








Предполагаемая заполненная таблица:


Название системы внутренних органов планарии


Органы, образующие систему


Выполняемые функции системы органов


1.нервная

Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками


Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов.

Ответная реакция организма на раздражение


2

пищеварительная

Рот, глотка, кишечник


Захват и переваривание пищи


3. выделительная

Пламенные клетки,

Выделительные канальцы, каналы и поры.


Выведение жидких продуктов обмена веществ


4.половая

Семенники-трубчатые семяпроводы.

Парные яичники-яйцеводы


Размножение, увеличение численности




4 Домашнее задание

  • 1.Изучить §15 учебника, ответить устно на вопросы после §.

  • 2.Выписать определения в тетрадь: «гермафродит», «паренхима», «кожно-мускульный мешок».


5.Обобщение знаний по теме урока:
Особенности строения плоских червей. Усложнение их строения по сравнению с кишечнополостными.

Сформулировать вывод с учащимися (отразив в презентации).
7. Приложение (Презентация урока «Тип Плоские черви. Белая планария»).