microbik.ru
1
@ЗАГОЛОВОК = Волна насилия в немецких общеобразовательных школах - часть 2

"Это абсолютно недопустимая ситуация, - заявил президент Баварской ассоциации психологов Норберт Хиршмен. - Преподаватели и родители должны быть более подготовленными к разрешению конфликтных ситуаций, связанных с актами насилия". По требованию родителей школы Гамбурга и федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания стали оснащаться системами видеонаблюдения. Руководителям и преподавателям вменено в обязанность незамедлительно информировать органы внутренних дел о малейших фактах проявления насилия.

Насилие к сверстникам, а иногда и к педагогам регулярно применяют 625 тыс немецких школьников, сообщает федеральное ведомство по уголовным делам /БКА/. При этом под насилием полицейские понимают любое оскорбление, даже если оно не квалифицируется как таковое в уголовном кодексе. Среди них - обидное слово, дерганье за волосы, брошенный окурок на территории школы, любое действие, способное вызвать у потерпевшего чувство обиды, причинить ему моральную боль.

Из-за эскалации насилия в отношении учителей со стороны учеников школы имени Рютли в берлинском районе Нойкельн педагоги объявили об отказе продолжать работу. В письме, направленном в сенат Берлина, они заявили о невозможности сохранять контроль над агрессивными школьниками и предложили закрыть это учебное заведение. "Школьники с презрением относятся к учителю и отказываются от участия в учебном процессе, - отмечается в письме. - Преподавателей они в лучшем случае игнорируют, а в худшем - бросают в них различные предметы. Учителя берут на занятия сотовые телефоны, чтобы в случае необходимости иметь возможность позвать на помощь". Главная проблема, по мнению педагогов, состоит в социальном составе учеников: в школе преобладают дети из малообразованных и неблагополучных семей иммигрантов. Они составляют 83 проц. от общего числа учащихся. Около 35 проц. - дети из арабских семей, 26 проц. - из турецких. Дети из немецких семей во избежание конфликтов с агрессивными турками и арабами на переменах нередко умышленно говорят на ломаном немецком, выдавая себя за иностранцев, или прячутся около учительской. В целях поддержания порядка в школе регулярно дежурят двое полицейских.

Большинство таких школьников и их родителей-иммигрантов не владеют немецким языком в достаточной для общения степени. По этой причине они попадают в так называемые "базовые школы", которые в германской системе школьного образования являются учебными заведениями низшей ступени. По сравнению с гимназией, где учатся дети из благополучных немецких семей, и "реальной школой" для детей со средними способностями выпускники "базовых школ" по определению не имеют возможности получить ни среднее специальное, ни высшее образование. Вследствие этого они заранее знают, что обречены на низкооплачиваемый непрестижный труд или пожизненную безработицу. В этой связи педагоги "базовой школы" имени Рютли выдвинули предложение упразднить этот вид школ, где целенаправленно собирают слабых с точки зрения успеваемости школьников.

В ряде земель принимаются меры по предупреждению подростковой преступности. В Берлине в тех школах, где были зафиксированы акты насилия, создаются службы безопасности. В них входят школьники, которые в случае экстренной ситуации по рации могут напрямую связаться с правоохранительными органами. Одетые в специальную униформу "школьные полицейские" во взаимодействии с учителями выявляют отличающихся особой жестокостью подростков и их потенциальных жертв. К числу последних относятся застенчивые, физически плохо развитые, прилежные или игнорирующие современную молодежную моду школьники, а также наиболее непопулярные в ученической среде одиозные педагоги. В итоге за несколько месяцев число зарегистрированных актов насилия сократилось вдвое.

Германский профсоюз полицейских прогнозирует в ближайшие годы взрыв подростковой преступности в ФРГ. Почти каждое третье тяжкое преступление в стране совершают граждане в возрасте до 21 года, сообщил председатель профсоюза Конрад Фрайберг. "В условиях пересмотра общественных ценностей наблюдается нарастание волны жестокости и огрубения в повседневной жизни,

- констатирует Фрайберг. - В последнее время к насилию прибегают ради достижения личных корыстных целей. При этом преступники все чаще применяют оружие. Часто незначительная мелочь может стать причиной взрыва ненависти, поножовщины и зверских избиений с тяжелыми последствиями". По словам Фрайберга, злословие на бензозаправке, спор у кассы супермаркета или на углу пивной с легкостью переходит в жестокую драку с применением холодного и огнестрельного оружия".

Причинами подобных настроений в молодежной среде Фрайберг считает отсутствие перспектив, прославление насилия в СМИ, воспитание детей в духе вседозволенности. "Поведение молодых людей в процессе воспитания не ограничивается никакими рамками", - отметил Фрайберг. Размеры насилия определить нелегко. "Многие жертвы не видят смысла обращаться в полицию, поскольку такие обращения не имеют последствий", - отмечает Фрайберг. По его оценкам, правоохранительным органам становится известно лишь об одном из десяти случаев побоев. Как отметил Фрайберг, в германских школах не уделяется должное внимание воспитанию детей. "На уроке учителя сами по себе, ученики сами по себе", - вторит ему президент Баварской ассоциации психологов Норберт Хиршмен.

В связи с нарастанием волны насилия в среде молодежи в ФРГ предполагают запретить компьютерные игры, которые могут побуждать детей к насилию. По данным полиции, 17-летний юноша, который устроил кровавую бойню в баден-вюртембергском Виннендене, частенько играл в популярную в ФРГ компьютерную игру-"стрелялку" "Counter Strike", в основе которой лежат мотивы войны и насилия. В перспективе предусматриваются более жесткие наказания за нелегальные производство и продажу видеоигр со стрельбой и убийствами. При этом правительство намерено на европейском и международном уровне выступать за выработку и соблюдение минимальных стандартов в Интернете, откуда дети без особого труда могут скачать любую видео-игру. К слову, "Counter Strike" была любимой игрой и 19-летнего учащегося эрфуртской гимназии Роберта Штайнхойзера, который за 15 минут до расстрела учеников и учителей дома на компьютере играл в эту игру. К слову, незадолго до этого специализированное германское ведомство по индексации медиа-источников по возрастным категориям, не усмотрело именно в этой игре никакой опасности и допустило ее к свободной продаже. Вместе с тем, следствие тогда утверждало, что именно эта видео-игра "вдохновила" юного члена спортивно-стрелкового клуба, имевшего легальный доступ к огнестрельному оружию, на его безрассудный поступок. При этом эксперты полагают, что подобные игры, провоцирующие насилие, следует изъять из торговой сети и из Интернета. Это позволит избавить от их воздействия не только неокрепшую детскую психику, но и психику взрослых.

В ближайшие 10 лет германские школы из-за падения авторитета профессии педагога не досчитаются 80 тыс. учителей. С таким прогнозом выступил председатель Германского союза филологов Хайнц-Петер Майдингер. Уже сегодня в ФРГ ощущается нехватка 10 тысяч педагогов. Особенно проблема дефицита школьных кадров затрагивает сельскохозяйственные районы запада ФРГ. Например, в Баварии не хватает учителей музыки, рисования, латыни и иностранных языков. Из-за нехватки педагогов выпадают более миллиона часов занятий в неделю.

В то же время на востоке страны /бывшая ГДР/ дефицита учителей нет.

Правда, в связи с острыми демографическими проблемами не хватает и учеников. В результате ряд школьных педагогов довольствуются работой на полставки. Однако это не относится к преподавателям иностранных языков, биологии, химии, физики, которых не хватает и на востоке. По официальным данным, в восточных землях на каждого ученика тратится 3600 евро в год, на западе - 3700. Основная часть этих средств идет на оплату труда учителей.

Многие преподаватели немецких школ, в отличие от их коллег в других странах ЕС, давно перешагнули пенсионный возраст. Средний возраст учителей начальных школ ФРГ превышает 49 лет. По этому показателю Германия уступает лишь Италии, где большинство школьных педагогов еще старше. Сегодня в ФРГ

785 тыс. учителей, 40 проц. из них к 2015 году уйдут на пенсию. К этому времени вузы смогут подготовить не более 210 тыс. молодых работников школ.

По результатам исследования, проведенного группой социологов из Потсдамского университета под руководством Уве Шааршмидта, 33 проц.

студентов педагогических вузов заявили об отсутствии у них желания работать с детьми, а 25 проц. не справляются с учебной нагрузкой.

Число педагогов предпенсионного возраста значительно превышает число потенциальных выпускников педагогических вузов, которые готовят не более

26 тыс. педагогов в год. Власти одних федеральных земель нередко переманивают преподавателей у соседей. профессию учителя нередко выбирают студенты с посредственными оценками. Многие из них детей терпеть не могут.

Около 60 проц. учителей в ФРГ испытывают неудовлетворение от своей профессии прежде всего из-за высокой нагрузки вследствие дефицита педагогических кадров и роста числа трудных подростков. Для преодоления дефицита преподавателей в немецких школах Хайнц-Петер Майдингер предложил приглашать в ФРГ владеющих немецким языком учителей из новых восточноевропейских стран ЕС, например из Польши, Чехии, Румынии.

Между тем, проблемой современного германского общества остается элементарная неграмотность части населения. По официальным данным, около четырех миллионов граждан страны из-за несовершенства германской системы образования и облегченных программ не умеют ни читать, ни писать.

Более 5 проц. из 770 тыс. учителей не имеет необходимой квалификации.

По призыву министра образования ФРГ Аннетте Шаван, учителями химии в свободное от основной работы время подрабатывают специалисты химических предприятий. В одной из школ Саксонии географию преподает находящийся на пенсии капитан дальнего плавания. Учителей литературы на уроках частенько подменяют безработные родители, которые в прошлом много читали. В школьные классы из коммерческих структур приходят физики, инженеры и математики, которые не имеют педагогического образования. От этого страдает качество обучения.

Не так давно в федеральной земле Бремен разразился скандал в связи с решением властей разрешить бывшей террористке из немецкой левоэкстремистской организации "Роте Армеефракцион - РАФ" /"Фракция Красной армии"/ Сузанне Альбрехт в рамках программы общественной реинтеграции работать в качестве преподавателя немецкого языка в одной из общеобразовательных школ города. Ранее она была приговорена к 12-летнему тюремному заключению за соучастие в убийстве директора "Дрезднер банк"

Юргена Понто.

Из-за высоких нагрузок на педагогов, насилия со стороны учеников и низкой зарплаты в ФРГ профессия учителя утрачивает былой престиж, бьет тревогу Хайнц-Петер Майдингер. Правительства федеральных земель, в ведении которых находится сфера образования, постоянно увеличивают учебную и внеклассную нагрузку, не меняя тарифные ставки. В школе невелики шансы сделать карьеру. Учителей преследуют постоянные стресс, высокое напряжение на работе и моббинг /психологический террор в отношении одного или нескольких членов коллектива/ со стороны учеников, что впоследствии приводит к синдрому хронической усталости и глубокой депрессии.

Из-за плохой дисциплины учеников и низкого технического оснащения школ трое из четверых учителей не заинтересованы в улучшении качества уроков. К тому же в Германии педагоги считают задачей школы научить ребенка самостоятельно мыслить, а не снабдить его набором точных знаний. В итоге основная забота по обучению их воспитанников возлагается на родителей и репетиторов.

Многие учебники изобилуют ошибками, утверждает фонд "Штифтунг варентест", который провел независимую экспертизу пособий для гимназий.

Например, в учебнике биологии написано, что кишечник голубого кита в 56 раз длиннее его тела. В действительности же он длиннее лишь в 5 раз. А в учебнике анатомии человека неверно описаны функции печени и желчного пузыря.

Дети эмигрантов не желают учить немецкий язык и зачастую утрачивают интерес к учебе. На протяжении ряда лет немецкие школьники получают плохие оценки по итогам тестирования в рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА. Торгово-промышленная палата ФРГ выражает обеспокоенность в связи со слабыми знаниями выпускников немецких общеобразовательных школ. По ее данным, каждый пятый ученик старших классов может читать и писать только на начальном уровне. Причина - слишком облегченные программы обучения. К тому же мало времени отводится для подготовки домашнего задания. В итоге, предприятия часто не решаются предлагать выпускникам школ места для обучения простейшим техническим специальностям.

Кроме того, одной из проблем немецкой школы стали прогулы занятий. В земле Гессен, сообщает местное министерство культуры, насчитывается около 4000 прогульщиков. В Берлине за школьные прогулы введен штраф в размере 2500 евро. Несколько лет назад с аналогичной инициативой выступили власти Гамбурга, где штраф в размере 1000 евро вернул многих ленивых учеников за школьные парты. --0--