microbik.ru
1
Урок обществознания. 9 класс.

Учитель Захарова Е.Ф.

МБОУ « Средняя школа №13» г. Ачинск.
Тема. Формы культуры.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с формами культуры;

  • научить различать формы культуры;

  • учить детей высказывать свое отношение к различным проявлениям культуры;

  • развивать коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

  • каждый ученик называет формы культуры;

  • каждый ученик приводит примеры всех форм культуры;

  • каждый ученик умеет классифицировать произведения культуры по ее формам;

  • каждый ученик высказывает свое отношение к тем или иным проявлениям культуры.


Ход урока.

Припоминание. На предыдущем уроке мы изучили с вами тему «Культурные нормы». Сейчас вы выполните задание в парах, которое поможет выяснить, насколько хорошо вы усвоили понятия по изученной теме.

Дети заполняют таблицу в парах:

1. Прочитайте внимательно определения.

2. Выберите из предлагаемого списка понятия, которые необходимо вставить на место пропусков.

3. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем

вам потребуется для заполнения пропусков.





средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.




особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.




сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.




последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат.




совокупность символических действий, установленных обычаем или ритуалом.


Обряд, церемония, ритуал, нравы, привычки, санкции



Проверка. Какое понятие осталось лишним и почему?

Спросить несколько пар по каждому понятию.

Почему так решили?

Подведение итога. Каким одним словосочетанием можно назвать перечисленные нами понятия? Кто даст мне четкое определение культурных норм?

(Культурные нормы-предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.)

Изучение нового. Сегодня мы продолжим говорить о культуре и познакомимся с ее формами.

Работа в тетрадях. Записывают тему урока. Как вы думаете, а что такое формы культуры? Каким другим словом можно заменить слово формы?

Заполняют вместе с учителем схему.

Формы культуры

элитарная массовая

(высокая) народная
Как вы думаете, по каким критериям культура делится на три формы?

(- Кто создает культуру;

- Для кого создают культуру;

- Каков уровень культуры. )

Работа с книгой. Прочитать каждому ряду о своей форме культуры и подготовиться ответить на вопросы, предложенные на доске:

  • Кто создает культуру?

  • Для кого создают культуру?

  • Приведите примеры данной формы культуры.

1 ряд – элитарная культура;

2 ряд – народная культура;

3 ряд – массовая культура.

Проверка задания. Отвечают по очереди на каждый вопрос. (Кто создает элитарную культуру? … народную? … массовую?

Для кого создают элитарную культуру? … народную? … массовую?

Примеры форм культуры.)

Работа с таблицей на стр. 149. Учащиеся еще раз проговаривают формы культуры и их опознавательные признаки.

Работа с понятиями встретившимися в таблице ( у детей на столах карточки с определениями понятий):

Шлягер - модная песня, популярная мелодия.

Китч - одно из явлений массовой культуры. Массовая продукция, обладающая чисто внешним эффектом, безвкусица.

Сленг- жаргон; вариант разговорной речи, не совпадающий с нормами литературного языка.

Показать образцы культуры: картина И.К. Айвазовского «Девятый вал», видеофильмы «Водитель для Веры», «Волкодав», диски «Классическая музыка к кинофильмам», песни группы «Авария», сувениры «Гжель», павловопосадские платки, колокольчик из горного хрусталя « Гусь Хрустальный» (выставка образцов оформлена в классе). Дети говорят по ходу знакомства с выставкой , к какой форме культуры относится тот или иной образец.

- Так чем отличаются формы культуры одна от другой? (Тем, кто создает культуру и для кого создают культуру).

Работа со статьей. Большая роль в массовой культуре отводится молодежи. Сейчас мы поработаем с вами

со статьей Д. Карышева. Гримасы массовой культуры.

1 ряд – о татуировках;

2 ряд – о пирсинге;

3 ряд – о скарте (искусство нанесения шрамов).

Внимательно прочитайте свой отрывок статьи и обсудите в парах данное явление , выскажите свое отношение к прочитанному.

Спросить несколько пар об их отношении к татуировкам, пирсингу, скарту.

Решение ситуативных задач.

  1. Вы только что прочитали, что сделать пирсинг, скарт или татуировку – дорогое удовольствие. Салон «ЛИК» проводит весеннюю акцию: «Пирсинг с 50% скидкой». Кто из вас готов воспользоваться акцией?

  2. От вашего хорошего знакомого вы узнали об открытии нового косметического салона и получили приглашение сделать скарт бесплатно (в честь открытия). Как вы отнесетесь к данному предложению?

Закрепление. - С какими формами культуры мы познакомились сегодня?

- По каким критериям культура делится на формы?

Выполнение задания 1 из практикума на стр.153.

  • К какой форме культуры относятся следующие произведения:

  1. песни В.Высоцкого и Б.Окуджавы;

  2. оперы Дж. Верди;

  3. рок-опера «Юнона и Авось»;

  4. частушки;

  5. мыльные оперы;

  6. детективная литература.

- Как отличить одну форму культуры от другой?

Д/з. §19, практикум задание 2. (проговорить задание в парах, повторить условие вслух)

- Нужно узнать музыкальные предпочтения у знакомых разного возраста и вписать их в предложенную таблицу. Описать их вкусы, характер и содержание исполняемых и любимых песен.

Поколения людей

Музыкальные предпочтения

Молодежь




Люди средних лет




Пожилые и старики