microbik.ru
1
Схема плана урока

на основе системно-деятельностного метода обучения

Тема урока: Водоросли.

Тип урока: урок открытого нового знания (ОНЗ)

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, научить отличать водоросли от других растений

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.

Задачи урока:

Воспитывающая: развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе.

Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.
Обучающая: научить умению отличать водоросли от других растений, формирование представлений о строении, определение места их в органическом мире.

Оборудование: плакаты, аквариумы с растениями (низшими и высшими), диски, микроскоп, гербарии.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержания

Конспект урока

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

  • Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

Учитель загадывает детям загадку:

Вошли мы в речку босые, а стали вдруг обутые:

Русалочьи косы ноги запутали.

Что это такое?

Дети: тина.

На прошлом уроке вы узнали об общих признаках растений, питании, классификации. К растениям относятся многие группы. Сегодня на уроке мы узнаем о группе водорослей, потому что они имеют большое значение в жизни человека, широко распространены на Земле.
Вопрос учителя: Чем отличаются водоросли от водных цветковых растений? Что у них общего?

Чтобы ответить на этот вопрос, сформулируем тему урока.

На доске записать тему урока: «Водоросли».

Личностные УД (деятельностный компонент) – готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни.

Регулятивные УД - принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении УД, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.

Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем


  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление

  • Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа

Для актуализации знаний учащимся задаются вопросы (фронтально):

1.В чём принципиальное отличие растений от других живых

существ?

2.На какие систематические группы делятся растения?

3.Какие растения относятся к группе водорослей?

4.Чем отличаются водоросли от других растений?

5.Что общего у всех растений?

Регулятивные УД – работать в соответствии с предложенным планом

Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию).

3.Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.

Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;

  • Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.

Для ответа на последние два вопроса перед учащимися ставится исходная задача, которую они решат, используя свои способности и умения .

Познавательные УД – применять умения перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.


4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

  • Согласовывают тему урока

  • Строят план достижения цели

  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.


Постановка цели урока: сформировать понятие о строении и значении водорослей в природе и жизни человека.

Для достижения её: 1.Просмотрим видеофрагмент: «Водоросли»;

2. Рассмотрим рисунки в учебнике ( стр. 69);

Ответить на вопросы:

1.Где обитают водоросли?

2. Что необходимо для их существования?

Прочитать текст (1 абз. Стр.69)

Ответ : влага.

Вопрос: как устроены водоросли?

Для изучения строения водорослей учащиеся получают задание для работы в парах:

  1. Изучить внешнее строение многоклеточных водорослей (работа с текстом учебника, рассматривание натуральных объектов

  2. Строение клетки одноклеточных водорослей (рассматривание готовых препаратов водорослей под микроскопом)

После завершения работы отвечают на вопросы

  1. По какому признаку водоросли относятся к растениям (наличие хролофила)

  2. Что общего и чем отличаются многоклеточные и одноклеточные водоросли?

  3. Чем водоросли отличаются от других растений? (Нет органов)

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.

5.Реализация построения проекта

Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися

  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

  • Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Для изучения многообразия водорослей учащиеся рассматривают рисунки в учебнике стр. 69-71, читают текст, заполняют таблицу

Название водоросли

Место обитания

Особенности строения

Для ответа на вопрос о практическом значении и применении водорослей заслушивают сообщения учащихся, подготовленных заранее

Познавательные УУД умение осуществлять постановку и решение проблемы.

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.

Задание дается группам учащихся

1 гр. Рассказать об особенностях строения клетки одноклеточных водорослей по плакату

2 гр. Рассказать о местах обитания и многообразии водорослей

3 гр. Рассказать об особенностях внешнего строения многоклеточных водорослей

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

Выполнение тестового задания с самопроверкой, сравнивание с эталоном

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

8.Включение в систему заданий повторения

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Мы знаем как устроены высшие растения, они имеют органы: корень, стебель, листья. Сравнить со строением водорослей. Водоросли не имеют органов, тело состоит из одинаковых по строению и функциям клеток- слоевище. Но водоросли относятся к растения, почему? Содержат хлорофилл, питаются как все растения-фотосинтез

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)

Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Какие из полученных знаний вы можете использовать в жизни? Водоросли относятся к растениям: выделяют кислород, создают органические вещества ( обеспечивают кислородом все живые организмы, используются в пищу животными и человеком), значит их нужно беречь.

Домашнее задание в 4 уровнях

  1. Выписать определение в тетрадь стр. 72

  2. Подготовить презентацию об использовании водорослей человеком

  3. Сочинить сказку, кроссворд, загадку.

  4. Сделать гербарий водорослей

Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

В конспекте хода урока содержится:

  • цели, достигаемые на каждом технологическом этапе урока;

  • Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе урока.

  • Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии с целями этого этапа.

  • Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.

  • Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем при организации работы по выполнению каждого задания

  • Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки

  • Способ контроля и самоконтроля правильности выполнения каждого задания

  • Способы исправления ожидаемых ошибок

  • Перечень дидактических средств, необходимых для организации работу учащихся на каждом этапе

  • Образец оформления доски