microbik.ru
1
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан
Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся

на уроках биологии путем использования информационных технологий»

«Ткани животных: эпителиальная и соединительная»
Открытый урок по биологии в 6 классе

по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм»

2009/2010 учебный год

Цель: изучить особенности строения тканей животного организма
Задачи:

Образовательные:

- сформировать представление о строении тканей животного организма: эпителиальной и соединительной;

- сформировать умение доказывать соответствие строения животных тканей выполняемым функциям;

Развивающие:

-развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с микроскопом и микропрепаратами;

- развитие самоконтроля;

- развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;

Воспитательные:

- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.
Тип урока: комбинированный, лабораторная работа

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Оборудование: учебник, микроскоп, микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Костная ткань», «Хрящ», «Кровь», «Жировая ткань», рабочая тетрадь к учебнику, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Ткани животных».

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний и умений.

На прошедшем уроке, мы, рассмотрели основные типы тканей растительного организма.

Фронтальный опрос.

  1. Дайте определение понятию «ткань»?

  2. Какие ткани относят к тканям растительного организма?

  3. Какие функции они выполняют в организме?

Тестовая работа по теме «Ткани растений».

1 вариант.

1. Образовательная ткань обеспечивает:

А) форму растения

Б) рост растения

В) передвижение веществ

Г) придает прочность и упругость

2. Мякоть листа образована:

А) покровной тканью

Б) механической тканью

В) основной тканью

Г) проводящей тканью

3. Функция покровной ткани:

А) защита растения от повреждений и неблагоприятных воздействий

Б) придает опору растениям

В) накапливает питательные вещества

Г) придает прочность и упругость

4. Проводящие ткани находятся в

А) только в листьях

Б) в зародыше растения, кончике корня

В) в листьях, стебле и корне

Г) скорлупе грецкого ореха

5. Механическая ткань состоит из:

А) живых клеток

Б) утолщенных и одревесневших клеток

В) мертвых клеток

Г) живых и мертвых клеток

2 вариант.

1. Образовательная ткань состоит из:

А) мертвых клеток

Б) мелких, постоянно делящихся клеток

В) живых и мертвых клеток

Г) утолщенных и одревесневших клеток

2. Прочность и упругость придает:

А) покровная ткань

Б) механическая ткань

В) образовательная ткань

Г) проводящая ткань

3. Функция проводящей ткани

А) защита

Б) запас питательных веществ

В) передвижение воды, минеральных и органических веществ.

Г) рост растения

4. Месторасположение основной ткани

А) кончик корня, зародыш растения

Б) мякоть листа и плодов, мягкие части цветка

В) кожица листа, пробковые слои стволов деревьев

Г) корень, стебель и лист

5. Какова функция кожицы листа

А) защита растения от повреждений и неблагоприятных воздействий

Б) придает опору растениям

В) накапливает питательные вещества

Г) придает прочность и упругость

  1. Изучение нового материала.

Продолжаем изучение темы «Ткани». Рассмотрим основные ткани животного организма. Тема урока: «Ткани животных: эпителиальная и соединительная»

Рассказ учителя.

Ткань - системы клеток, сходных по происхождению, строению и функциям. В состав ткани входят также межклеточные вещества и структуры — продукты клеточной жизнедеятельности.  Выделяют 4 типа тканей животных – эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает поверхность тела, выстилает стенки полых внутренних органов, образуя слизистую оболочку, железистую (рабочую) ткань желез внешней и внутрен­ней секреции. Эпителий отделяет организм от внешней среды, выполняет покровную, защитную и выделительную функции. Эпи­телий представляет собой слой клеток, лежащих на базальной мемб­ране, межклеточное вещество почти отсутствует.(слайд 2)

Соединительная ткань состоит из основного вещества — клеток и межклеточного вещества — коллагеновых, эластических и ретику­лярных волокон. Различают собственно соединительную ткань (рыхлую и плотную волокнистую) и ее производные (хрящевую, костную, жировую, кровь и лимфу). Соединительная ткань и ее производные развиваются из мезенхимы. Она выполняет опорную, защитную и питательную (трофическую) функции. Обладая регене­раторной (восстановительной) способностью, соединительная ткань принимает активное участие в заживлении ран, образуя соедини­тельнотканный рубец.

Костная ткань - разновидность соединительной ткани, из которой построены кости - органы, составляющие костный скелет. Костная ткань состоит из взаимодействующих структурклеток кости, межклеточного органического матрикса кости(органического скелета кости) и основного минерализованного межклеточного вещества. (слайд 3)

Хрящ — один из видов соединительной ткани, отличается плотным упругим межклеточным веществом, образующим вокруг клеток-хондроцитов и групп их особые оболочки, капсулы.(слайд 4)

Кровь — соединительная ткань, наполняющая сердечно-сосудистую систему  позвоночных животных, в том числе человека, некоторых беспозвоночных. Состоит из плазмы (межтканевой жидкости), клеток: эритроцитовлейкоцитов и  тромбоцитов. (слайд 5)

Жировая ткань — разновидность соединительной ткани животных организмов, образующаяся из мезенхимы и состоящая из жировых клеток —адипоцитов. Почти всю жировую клетку, специфическая функция которой — накопление и обмен жира, заполняет жировая капля, окруженная ободком цитоплазмы с оттеснённым на периферию клеточным ядром. У позвоночных жировая ткань располагается главным образом под кожей (подкожная клетчатка) и в сальнике, между органами, образуя мягкие упругие прокладки. (слайд 6)


  1. Лабораторная работа «Изучение микроско­пического строения тканей»

Просмотр готовых микропрепара­тов. Особенности каждого вида ткани. Сравнение изображения под микроскопом с рисунками 7-10 учебника, таблицей «Ткани животных», иллюстрациями в мультимедийной презентации.
Режим просмотра.

Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Наиболее удобный режим просмотра: оку­ляр 15, объектив 8.
По мере просмотра, формулируя выводы, заполняем таблицу.(слайд 8)


Название ткани

Место расположения

Особенности строения

Выполняемые функции

Эпителиальная

наружная поверхность тела животных;

полости внутренних органов; железы

Клетки очень плотно прилегают друг к другу.

Межклеточное вещество почти отсутствует.

1. Защита от:

высыхания

микробов, механических повреждений.

2. Образование желез

Соединительная

А) костная

Б) хрящевая


Кости

Хрящи



Плотное межклеточное вещество

рыхлое межклеточное вещество


1. Опорная

2. Опорная и защитная


В) жировая

Жировые прослойки




3. Защитная

Г) кровь

Кровеносные сосуды


жидкое межклеточное вещество.

Общее:

Клетки удалены друг от друга; межклеточного вещества много.

4. Транспортная


  1. Закрепление изученного материала.


Вопросы.

1.Все живые организмы образованы тканями?

2. Чем соединены клетки в тканях?

3. Как устроена эпителиальная ткань?

4. Какие функции выполняет эпителиальная ткань?

5. Какие функции выполняет соединительная ткань?

6. Какие ткани относятся к соединительной?

7. Что общего в соединительных тканях?
Работа с утверждениями учебника «Какие утверждения верны?»


  1. Итог урока. Рефлексия.


Какие открытия вы для себя сделали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, знания которые вы получили на уроке, пригодятся в будущем?


  1. Домашнее задание.