microbik.ru
1

МБОУ Семёновская основная общеобразовательная школа


Уренского муниципального района

Нижегородской области

Урок по истории России

7 класс

Тема урока:


Провела учитель

истории Семёновской

основной школы

Борисова Н.Я.
- С. Семёново -

- 2011 г -

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: историческое кафе.

Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения темы “Россия в XVII веке”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы. В конце урока учащиеся сами выставляют себе оценки. В ходе урока идёт повторение основных тем, которые обсуждались во время изучения истории России в XVII веке.

Цель: закрепление знаний и формирование у учащихся устойчивых представлений об истории России XVII века.

Задачи:

Образовательная – Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных событиях российской истории XVII века. Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий.

Развивающая – Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, умение обобщать и оперировать историческими фактами.

Воспитательная – Воспитывать чувство уважения и гордости за прошлое своего Отечества.

Оборудование: компьютер, проектор.

Авторский медиапродукт: Презентация 40 слайдов; операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, Microsoft Word

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. Повышение эффективности усвоения учебного материала

  2. Развитие наглядного образного мышления за счет повышения уровня наглядности

  3. Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал

  4. Интенсификация учебно-воспитательного процесса

Ход урока

    1. Вступительное слово учителя:

«Здравствуйте. Я рада вас видеть. (СЛАЙД 1)
Всемирно известный испанский писатель Мигель де Сервантес писал: «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история, это как машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в такое путешествие. (СЛАЙД 2)

Сегодня мы проведём открытый урок, целью которого является проверка знаний и закрепление пройденного материала на тему « Россия в XVII веке ».

В ходе путешествия мы устанем и в конце урока посетим «Историческое кафе», где вы сможете что-нибудь купить и подкрепить свои силы. Но деньги у нас будут непростые, монеты от самого царя Алексея Михайловича Романова. Сколько вы сможете заработать, зависит от вас, т. к. задания будут разного уровня сложности. Надеюсь на Вашу честность, т.к. оценивать буду вас не только я, но и вы сами себя. Итак, начинаем наше путешествие, в путь!

Полгода мы не зря спешили, мы историю учили,
А теперь пора, поверьте, наши знания проверить
Чтоб было интересно всем, проведем мы наш урок.

К сожаленью, наша тема завершилась.
Как ни жаль.
Новый век уж на пороге
Он зовёт нас с вами вдаль.
Но прежде, чем его учить
Нам надо прошлый повторить.
Проверить знанья и уменья,
Всем гостям на удивленье
Получить оценку «5», а потом уже опять
Вместе с вашими друзьями
В новый век пойдём мы с вами.
Сегодня, всем на удивленье
Игровое повторенье.
Вы готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
(СЛАЙД 3)

    1. Основная часть урока.

  1. Хронология событий – знание исторических дат.

Вы готовились к опросу?
Я задам сейчас вопросы
О сраженьях, о годах, о царях и городах.
Сами вы сейчас молчите,
Только даты на карточках запишите.


- Вспомните, с какими событиями истории нашей страны связаны эти даты. Вы выбираете карточки разного уровня сложности. (СЛАЙД 4)

Уровень на «1» балл - 3 даты.

Уровень на «2» балла - 6 дат.

Уровень на «3» балла - 9 дат.

Вопросы: (СЛАЙД 5)

  1. _________ – Начало правления династии Романовых (Михаила Фёдоровича Романова).

  2. ______________ – Царствование Михаила Фёдоровича Романова.

  3. ______________ – Смоленская война.

  4. ______________ – Царствование Фёдора Алексеевича Романова.

  5. ______________ – городские восстания в России.

  6. __________ – открытие С. Дежневым пролива между Азией и Америкой.

  7. __________ – Земский собор принял свод законов – Соборное уложение.

  8. _________________ – Начало церковной реформы патриарха Никона.

  9. _________ – Медный бунт в Москве.

  10. _____________ – Восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина.

  11. ______________ – Царствование Фёдора Алексеевича Романова.

  12. _______________ – Русско – турецкая война.

  13. _________ – Создание Славяно – греко – латинской академии.

  14. __________ – Крымские походы В. В. Голицына против Крымского ханства.

  15. __________ – Воссоединение Украины с Россией.

  16. __________ – Русско – польская война.

Ответы: (СЛАЙД 6)

  1. 1613 г. – Начало правления династии Романовых (Михаила Фёдоровича Романова).

  2. 1613-1645 гг. – Царствование Михаила Фёдоровича Романова.

  3. 1632 – 1634 гг. – Смоленская война.

  4. 1645 – 1676 гг. – Царствование Алексея Михайловича Романова.

  5. 1648 г. – 1650 гг. – городские восстания в России.

  6. 1648 г. – открытие С. Дежневым пролива между Азией и Америкой.

  7. 1649 г. – Земский собор принял свод законов – Соборное уложение.

  8. 1653 – 1655 гг. – Начало церковной реформы патриарха Никона.

  9. 1662 г. – Медный бунт в Москве.

  10. 1667 – 1671 гг. – Восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина.

  11. 1676 – 1682 гг. – Царствование Фёдора Алексеевича Романова.

  12. 1676 – 1681 гг. – Русско – турецкая война.

  13. 1687 г. – Создание Славяно – греко – латинской академии.

  14. 1687 г., 1689 г. – Крымские походы В. В. Голицына против Крымского ханства.

  15. 1654 г. – Воссоединение Украины с Россией.

  16. 1654 – 1667 гг. – Русско – польская война.

2. Исторические деятели XVII века. (СЛАЙД 7)

(СЛАЙД 8)

-Задание: вспомнить по портретам людей с именами которых связаны события нашей страны XVII века.

Посмотрите на портрет и скажите, кто изображён (на «1» балл), годы правления (для царей), годы жизни или другие даты, связанные с этими именами (на «2» балла) и что-то об этом деятеле (на «3» балла).

(Каждый уч-ся получает один портрет). (СЛАЙД 9 – 1 щелчок)

Вопросы:

  1. ………….Этот царь получил прозвище “Тишайший”.

  2. ………….Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.

  3. ………….Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.

  4. …………Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.

  5. ………….Стал фактически 2-м царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы касавшиеся церкви решить не смог.

  6. ………….Стал царем в 16 лет. Он попал в зависимость от своего окружения -сначала родственников матери, а затем отца, который в 1619 г.был избран патри архом.

Ответы: (СЛАЙД 9 – по щелчкам)

  1. Романов Михаил Фёдорович – Стал царём в 16 лет. Он попал в зависимость от своего окружения- сначала родственников матери, а затем отца, который в 1619 г.был избран патриархом.

  2. Романов Алексей Михайлович – Этот царь получил прозвище “Тишайший”.

  3. Филарет – Стал фактически 2-м царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы касавшиеся церкви решить не смог.

  4. Патриарх Никон – Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.

  5. Разин Степан Тимофеевич – Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.

  6. Богдан Хмельницкий – Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.

3.Исторические термины - исторический диктант. (СЛАЙД 10)

(СЛАЙД 11)

А теперь слова по теме
Чтоб сберечь урока время
Я читаю вам куплеты
Вы пишите лишь ответы.
Нужно эту тему знать,
Чтобы термины узнать
(Учащиеся пишут ответы на вопросы)

За каждый правильный термин – 1балл.

Вопросы: (СЛАЙД 12)

  1. ………. – усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территорий.

  2. ……….так назывались маски, в которых выступали скоморохи.

  3. ……….. – работы, выполняемые крестьянином в хозяйстве господина за пользование землёй.

  4. ……….. – раскольничьи общины, которые основывались в далёких лесах.

  5. ………… – наиболее тяжёлая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.

  6. ………… – последователи протопопаАввакума и других церковных деятелей, отказавшихся принять церковную реформу патриарха Никона.

  7. ………… – налог мехами.

  8. ………… – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

  9. ………… – крестьянские платежи господину за пользование землёй деньгами и продуктами.

  10. ………… – земля, принадлежавшая боярам, передавалась по наследству от отца к сыну.

  11. …………. – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

  12. …………. – часть украинских казаков, принимаемая на службу правительством за жалованье и внесённая в особый список – реестр.

Ответы: (СЛАЙД 13)

  1. Всероссийский рынок – усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территорий.

  2. Харитак назывались маски, в которых выступали скоморохи.

  3. Барщина – работы, выполняемые крестьянином в хозяйстве господина за пользование землёй.

  4. Скиты – раскольничьи общины, которые основывались в далёких лесах.

  5. Крепостничество – наиболее тяжёлая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.

  6. Старообрядцы (раскольники) – последователи протопопа Аввакума и других церковных деятелей, отказавшихся принять церковную реформу патриарха Никона.

  7. Ясак – налог мехами.

  8. Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

  9. Оброк – крестьянские платежи господину за пользование землёй деньгами и продуктами.

  10. Вотчина – земля, принадлежавшая боярам, передавалась по наследству от отца к сыну.

  11. Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

  12. Реестровые казаки – часть украинских казаков, принимаемая на службу правительством за жалованье и внесённая в особый список – реестр.

4.Экономическое развитие страны. (СЛАЙД 14)

Игра: «Собери карту» (по принципу сбора картинки из детских кубиков).

Каждый уч-ся получает раздаточный материал: карта «Экономика России в XVII веке» разрезана на части в виде геометрических фигур (стр. 39 учебника).

(СЛАЙД 15)

Задание: правильно собрать карту (на «1» балл); перечислить первые крупные всероссийские торговые ярмарки и города через которые шла внешняя торговля (на «2» балла), назвать новые черты экономического развития России в XVII веке (на «3» балла).

(СЛАЙД 16)

5.Политическое развитие страны - логические цепочки. (СЛАЙД 17)

Слова я прочитаю вам,
А вы прислушайтесь к словам,
Может лишние попали?
Докажите. Как узнали?
(СЛАЙД 18)
Слово лишнее найдите, и его вы зачеркните. (за каждую цепочку – «1» балл).
Объясните нам потом, что плохого в слове том. (за каждое объяснение дополнительный балл)
(учащиеся вычёркивают из цепочки слов лишние слова)

(СЛАЙД 19)

  1. Алексей Михайлович, Михаил Фёдорович, Василий Шуйский, Фёдор Иванович, Никон. (Все русские цари, а Никон – патриарх).

  2. Боярская дума, вотчина, земский собор, приказы. (Органы власти Российской империи XVII века, а вотчина – земельное владение).

  3. Посольский, разрядный, конюшенный, ямской, челобитенный, «Тишайший». (Название приказов – органы центрального управления в России в XVI - XVIII веках, занимавшиеся отдельной сферой государственной жизни, а «Тишайший» - так прозвал царя Алексея Михайловича Романова Народ за необычайную доброту и благожелательность, а порой и слабость характера).

  4. Волость, стан, воевода, разряд, уезд .(Административно – территориальные единицы России XVII века, а воевода – назначенный царём глава местного управления, был наделён административной, судебной и военной властью в уезде).

(СЛАЙД 20)

6.Народные движения - о чём говорят географические названия? (СЛАЙД 21)

(СЛАЙД 22)

Задание: перед вами несколько географических названий, вы должны определить, с каким историческим событием они связаны – на «1» балл, дату этого события на «2» балла, участников события – на «3» балла.

(СЛАЙД 23)

(СЛАЙД24)
1. Москва, Курск, Козлов, Елец, Томск, Великий Устюг.(Соляной бунт в Москве в 1648 году и его продолжение, участники – холопы, посадские люди – горожане, верхушка посада, стрельцы, дворяне).
2. Дон, Волга, Царицын, Астрахань, Симбирск, Чёрный яр, Саратов. (Восстание Степана Тимофеевича Разина, 1 этап – «поход за зипунами» - 1667-1669 гг, 2 этап – 1670-1671 гг., участники – казаки, русские крестьяне, народы Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва)
3. Коломенское, Москва (Медный бунт в Москве в 1662 году, участники – посадские люди – горожане, крестьяне, чернь, солдаты).
4. Соловецк, Москва, Дон (Движение старообрядцев во второй половине 17 и первой половине 18 века - последователи протопопаАввакума и других церковных деятелей, отказавшихся принять церковную реформу патриарха Никона, участники – в основном: горожане, крестьяне. Монахи и церковнослужители и другие слои населения).

7.Внешняя политика страны - о каком событии идёт речь? (СЛАЙД 25)

Ответить на вопросы: (СЛАЙД 26)

-О каком событии из истории нашей страны идёт речь? (на «1» балл)

- Годы, о которых идёт речь в отрывке. (на «2» балла)

- Итоги события. (на «3» балла)

(СЛАЙД 27 и 28)

  1. Решение России принять в свой состав Украину означало новую войну с …(Речью Посполитой). Она началась практически сразу после решений Земского собора и Переяславской рады и длилась более 10 лет с переменным успехом. После смерти Богдана Хмельницкого, новый гетман Иван Выговский заключил договор с поляками, но украинский народ его не поддержал.

В результате войны стороны истощили силы и подписали Андрусовское перемирие (в 1667 г.)

(Русско – польская война - 1654 – 1667 гг.

Правобережье (Смоленские, Северские земли) достались России. Признавалась власть России над Левобережной Украиной и Киевом. Запорожье оставалось под властью обоих государств. Кроме того, недавние противники обещали друг другу помощь в борьбе против постоянных набегов турок и крымских татар).

  1. Поводом к войне послужила смерть короля Сигизмунда III.

Русские этим воспользовались и подошли к Смоленску. В Польше к власти пришел Владислав. Он двинул армию к Смоленску и окружил войско М.Шеина. Но сил для продолжения войны не было у обеих сторон и они заключили мир.

(Смоленская война: 1632-1634 гг. –Итоги: Россия возвращала захваченные земли, а Владислав отказался от своих притязаний на московский престол.)

  1. Эта страна боролась против усиления позиций Москвы и за признание своей власти над частью Украины. Война оказалась крайне разорительной для обеих сторон. Её завершением стало подписание Бахчисарайского мирного договора.

(Русско – турецкая война - 1676– 1681 гг.

Итоги: Турция и Крым признали переход к России Левобережной Украины и Киева).

  1. Эта народность сформировалась в основном в XV веке и проживала на землях принадлежащих ранее Древнерусскому государству, но попала под гнёт поляков. Освободительная борьба проходила в 3 этапа с попеременным успехом обеих сторон.

(Воссоединение Украины с Россией 1648 - 1654 г.

Итоги: Украина вошла в состав России. Были закреплены права и привилегии казачества и городов Украины.)

  1. Эта огромная территория была присоединена к России в результате разгрома Сибирского ханства ещё в конце XVI века. Тогда же здесь появились первые города и началось освоение этих земель русскими землепроходцами: Поярковым ( спустился по Амуру до Охотского моря и сделал описание реки),

Дежневым (открыл пролив между Азией и Америкой), Хабаровым (были составлены подробные карты Амура).

(Освоение Сибири и Дальнего Востока – с середины 17 – го века.

Были освоены огромные территории Сибири и Дальнего Востока).

Проверь себя – СЛАЙД 29.

8.Культура России (СЛАЙД 30)

Задание :

- по иллюстрации определить, о каком направлении в культуре свидетельствует эта иллюстрация? (На «1» балл)

- Что изображено? (На «2» балла)

- Что можете рассказать о том, что изображено на иллюстрации? (На «3» балла)

Каждый уч-ся получает одну иллюстрацию.

1)

5

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Построена по заказу купцов Скрипиных в 1647 – 1650 годах. Является одним из красивейших храмов Ярославля.

2)

4

Теремной дворец Московского Кремля (1635 – 1636 гг.) создан для царя Михаила Фёдоровича Романова архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л. Ушаковым. Был богато украшен многоцветными израсцами (керамические плитки для облицовки печей, стен и т.д.), разными белокаменными наличниками, золочёной кровлей, красочными узорами. Всё это придавало ему сказочный вид.

В архитектуре 17 в . наблюдается отход от строгих церковных правил - в частности появляется Шатровый стиль, характерный для купеческих посадов и городов.
3)Троица. Художник Симон Ушаков

1

Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись.

Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626-1686), который стал придавать лику Христа человеческие черты.

Наиболее известными его творениями были «Троица» и «Спас нерукотворный».

В н. 17 века впервые в русской живописи появляется жанр портрета .

Парсуны писались с царей и выдающихся деятелей в старинной манере на досках, яичными красками.

Во 2-й пол. 17 в. на Руси для картин используют холст и масляные краски.

4)

б кустодиев школа в древней руси

Б.Кустодиев. Школа в Древней Руси.

В 17 в. появилась необходимость в грамотных людях. Они появляются и в городах и в деревнях, где «грамотеи», открывали школы. Дворяне приглашали детям учителей из-за границы, поэтому на Руси стали обучать иностранным языкам. Печатный двор выпускал учебные книги, в т.ч. «Буквари». В 1687 г. в Москве открылся 1-ое ВУЗ-Славяно – греко - латинская Академия.

5)

рисунок1 1В.Шварц. Сцена из жизни русских царей. Престольная палата в Теремном дворце

московского Кремля.
В 17 в. изменился царский быт. Охрана царя доходила до 2000 человек. Специальные слуги-спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня.

Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота.

Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции - Коломенское и Измайловское.

В помещениях появляются картины, часы, зеркала. Для приёма гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей.

6)
1 рисунок1

Крестьянская изба. Музей А.Корзухин. Девичник.

деревянного зодчества в Суздале.

Крестьянский двор включал избу, хлев, сарай. Избы топились по - чёрному, печи были редкостью. Для освещения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около неё.

Посуда была деревянной и глиняной. Основой питания были зерновые культуры - рожь, просо, овёс, пшеница, горох. Мясо готовили на большие праздники. На севере и в Центре собирали грибы и ягоды.

Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным.

Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни (поршни)- старинная обувь, сделанная из одного куска кожи (или сшитая из двух - подошвы и верха), собранная вокруг щиколотки на ремешке) из кожи.

    1. Заключительная часть урока. (СЛАЙД 35)

Учитель: XVII век занимает особое место в истории нашего государства. XVII век для России ознаменовал вступление страны в новый период своей истории, отмеченной такими явлениями, как образование единого всероссийского рынка, господство самодержавия, оформление крепостного права. Начало века совпало со смутным временем. С окончанием “смуты” и иностранной интервенции начала XVII века началось медленное восстановление разрушенного хозяйства страны. Постепенно росла площадь обрабатываемых земель за счёт возрождения старых и освоения новых земельных участков. Окрепшее хозяйство стало основой для развития ремесла и торговли. В XVII веке власть российских царей становится самодержавной, неограниченной. XVII век вошёл в историю государства Российского как “бунташный век”, т.к. на дальнейшее закрепощение, оформление крепостного права крестьяне отвечали войнами и многочисленными восстаниями. XVII век отмечен расширением границ России. В состав нашего государства вошла территория Запорожской Сечи на западе и огромные пространства Сибири на Востоке. Площадь России в XVII веке увеличилась более чем в 2 раза.


Хорошо вы потрудились, чтобы знанья показать,
А теперь пора настала Ваши баллы посчитать.


- Предлагаю вам обменять баллы на монеты 17 –го века от самого царского величества Алексея Михайловича: «ефимки с признаком». (СЛАЙД 36)

- Предлагаю вам потратить ваши заработанные деньги на поход в историческое кафе. Там все сладости не простые, 17 веком прожитые. Вы берите то, что надо, на что денег хватит Вам. (СЛАЙД 37)

( Учащиеся посещают кафе и на заработанные деньги покупают товары).
Вот поставлены «пятёрки»,
Я довольна, что скрывать.
А теперь пора и на дом
Вам заданье записать. (
СЛАЙД 38)
Домашнее задание по выбору:

  • Найти дополнительную информацию о личностях царей 17 века (Интернет, справочники, энциклопедии и т.д.).

или

  • Составить кроссворд по данному разделу.

(Учитель задает домашнее задание индивидуально, исходя из результатов урока).

Учитель просит оценить урок, заполнив лист - опросник. (СЛАЙД 39)

Лист оценки урока

Мне было

Я работал

Мне понравилось

Я ставлю себе

Я ставлю учителю

интересно

неинтересно

активно

неактивно

как обычно




2

3

4

5

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



(СЛАЙД 40)

Всю мы сделали работу,
И закончен наш урок.
Через несколько мгновений
Прозвенит для вас звонок.
Я сейчас прощаюсь с вами,
Но уже не за горами встреча новая у нас.
Уже завтра этот класс ждёт вас снова.
Обещаю, вы не будете скучать.
Ведь уже пора настанет тему новую начать.
Будут новые заданья, а сегодня – до свиданья!


СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

Алексей Михайлович Тишайший

Годы жизни: 19.03.1629-29.01.1676

Правление: Царь всея Руси в 1645-1676 гг.

Сын царя Михаила Федоровича. В период его почти тридцатилетнего правления к России были присоединены обширные сибирские территории. Россия возвращает Польше Западную Украину, но получает Смоленск, Северские земли и левобережную Украину (Полтавскую губернию и Киев).

В Сибири русские продвигались всё дальше и достигли границ Китая. Небольшими отрядами русские удальцы (большей частью купеческие приказчики, казаки и бывшие холопы) разведывали новые пути, ставили новые земли под власть царя, заставляя полудиких туземцев платить подать драгоценными мехами. Возникали один за другим сибирские города. Большой прирост владений, столкновения с соседями, сношения с разными отдаленными странами, внутренние смуты, церковные и народные,- все это крайне осложняло для Алексея Михайловича управление страной.

Помимо территориальных приобретений правление Алексея Михайловича отмечено такими важными событиями, как подавление крестьянской войны под руководством Степана Разина, подавление восстаний в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662), а также раскол русской церкви.

Михаил Федорович Романов

Годы жизни: 12.07.1596-12.07.1645

Правление: русский царь с 1613-го по 1645 год.

Первый русский царь из династии Романовых. Сын боярина Федора Никитича Романова, впоследствии - Московского патриарха Филарета. Избран Земским собором.

Больной и неспособный, Михаил Федорович предоставил управление страной своему отцу - патриарху Филарету (до 1633 г.), затем боярам. Территория Европейской части страны в начале его правления сокращается с уступкой шведам финского побережья (1617 г.) и полякам - Смоленской и части Северской земель (1618 г.). Зато в Сибири русские завоевания и колонизация быстро идут вперед. Территория России развивается небывалыми темпами за счет присоединения целого ряда сибирских регионов. Отряды русских "охочих людей" и казаков быстро покоряли полудиких туземцев, живших небольшими поселениями или кочевавших маленькими группами, насчитывавшими несколько семей. Огнестрельное oрyжиe давало русским преимущество перед сибиряками, вооруженными лишь копьями и луками со стрелами. В 1612-1615 гг. русские начинают проникновение в бассейн Енисея, а уже зимой 1639-1640 гг. добираются до устья реки Ульи на Охотском море (район Охотска).

В этот же период за счет присоединения ряда территорий расширился выход к Каспийскому морю.