microbik.ru
1


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 9 «А» КЛАССЕ

Губительная сила страсти по повести А.С.Пушкина

«Пиковая дама»

Учитель: ЦИМЛЯКОВА Л.В.

Терминология карточной игры

  1. Ставить сумму денег - метать банк

  2. Ставить сумму денег на весь банк – «ва-банк»

  3. Выиграть ва-банк – сорвать банк

  4. Играть мирандолем – не увеличивая ставки

  5. Семпель – один простой куш

  6. Поставить на руте – поставить на ту же карту

  7. Не открывая ее – темное руте (или карта фоска)

  8. Увеличивать вчетверо – пароли пе

  9. Кензельва – увеличение ставки в пятнадцать раз

  10. Септильва – увеличение ставки в 21 раз

  11. Играть «на мелок» - то есть в долг, мелом записывая на зеленом сукне

  12. Банкомет – тот, кто мечет карты

  13. Понтер – тот, кто ставит банк, кто желает все выиграть

  14. Пасовать – пропускать ход

  15. Выиграть с первой же карты – сорвать банк, выиграть соника

  16. Атанде – предложение не делать ставки

  17. «Порошковые» - фальшивые карты (от шестерки до десятки). Карты наклеиваются одна на другую, шестерка на семерку, например, фигура масти вырезается, насыпанный белый порошок, делает это незаметным. Шулер в ходе игры вытряхивает порошок, прекращая шестерку в семерку и т.д.

  18. Для увеличения ставки вдвое понтер загибает угол карты, вчетверо – два угла.


Популярные карточные игры 19 века

« I. Денежные игры, достойныя к повышению:

  1. Банк

  2. Рест

  3. Квинтич

  4. Веньт – Эн

  5. Кучки

  6. Юрдон

  7. Гора

  8. Макао, которое некоторым образом краснее разобижено неупотреблением

II. Нововыезжия игры, которыя достойно принять в службу и ввести в общее употребление:

  1. Штос

  2. Фараон

  3. Три и три

  4. Рокамболь

III. Игры, подавшие просьбы о помещении их в службу степенных солидных людей:

  1. Ломбер

  2. Вист

  3. Пикет

  4. Тентере

  5. А л’а муш

IV. Игры, подавшая просьбу о увольнении их в уезды и деревни:

  1. Панфил

  2. Тресет

  3. Басет

  4. Шнип-шнап-шнур

  5. Марьяж

  6. Дурачки с пар

  7. Дурачки в навалку

  8. Дурачки во все карты

  9. Ерошки и хрюшки

  10. Три листка

  11. Семь листов

  12. Никитишны и

  13. В носки - в чистую отставку».

*Из «Переписки моды» Н.Страхова

Губительная сила страсти по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Эпиграф: Не дай мне бог сойти с ума,

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

А.С.Пушкин 1833 г.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Работа на уроке внеклассного чтения предваряется кропотливой поэтапной подготовкой к нему. Учителем предлагаются циклы вопросов, темы для выступлений, материал для словарной работы. Считаю, что анализ произведения должен начинаться только тогда, когда в тексте не осталось ни одного непонятного слова, когда складывается ясное представление об эпохе.

  2. Домашнее задание

Предлагаю поискать материалы, освещающие две темы:

- Историческая справка о времени, когда была написана повесть (1833 год). Кто находился на престоле? Какие преобразования происходили? Какова общественная атмосфера? Что интересует молодых людей того времени?

- Рассказ о самых популярных в 30-е годы 19 века карточных играх.

  1. Предлагаю подумать над толкованием слов и выражений карточной игры

  2. Вторым этапом подготовительной работы является собирание цитатного материала к характеристике Германна и Лизаветы Ивановны.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятием философско-психологическая повесть

  2. Попытаться понять психологическое состояние героев, их внутренний мир

  3. Увидеть философские вопросы, затронутые писателем, поразмышлять о них

  4. Продолжить работу по развитию умений: лаконично и точно передавать свои мысли, систематизировать отобранный материал, обобщать, делать выводы

  5. Диалоговое взаимодействие с учащимися

Сверхзадача урока:

Прийти к выводу о том, что:

- страсть греховна;

- неправедная жизнь влечет за собой наказание;

- искушению способен противостоять только духовно сильный человек;

- я так делать точно не буду.

Методика урока:

  1. Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля (межпредметные связи)

  2. Анализ образа Германна на основе текстуального исследования

  3. Аналитическая беседа

  4. Диалоговое взаимодействие (автор – ученик, учитель – ученик, ученик – ученик).

  5. Учащиеся выполняют творческую работу, звучит музыка П.И.Чайковского (фрагменты из оперы «Пиковая Дама»).

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран, колонки

  2. На партах: терминология карточной игры (Приложение №1)

  3. На партах: Приложение №2 – Список карточных игр 19 века

  4. Иллюстрации учащихся к повести

  5. Презентация


Губительная сила страсти по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Эпиграф: Не дай мне бог сойти с ума,

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

А.С.Пушкин 1833 г.

Ход урока:

Учитель:

- Что такое страсть?

Ученик: «Страсть – алчность, безотчетное влеченье, необузданное, неразумное хотенье». В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».

- В нашей жизни много соблазнов, того, что искушает человека и толкает его на неправедные поступки. Назовите некоторые из них (искушение не делать уроки, желание скрыть правду от родителей, списать, украсть…)

- Нужно ли бороться с соблазнами?

- Почему?

- Вам интересно узнать, что думает об этом А.С.Пушкин? обратимся к его повести «Пиковая дама», написанной в 1833 году, которую можно считать «петербургской повестью», реалистично отразившей общественную жизнь столицы Российской империи I пол. 19 века: бедность и богатство, желание многих разом получить капитал, готовность идти на все ради достижения собственной цели. И все же эта повесть-загадка, тайна, мистика, случайности, призраки – все это присутствует в «Пиковой даме».

- Какая неоднократно повторяющаяся деталь в повести является символом страсти? (карты) ( доминантная психологическая деталь)

- Карты – традиционный символ алчности и страсти.

Само название повести «Пиковая дама» выступает как игральная карта. Эпиграф: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Новейшая гадательная книга». Означает гадальные карты.

Ученица:

- Сам Достоевский говорил: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии. Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.

Учитель:

- Л.Н.Толстой, восхищаясь мастерством Пушкина, считал «Пиковую даму» шедевром.

Ученица:

- «Теперь мне кажется, что история всего мира разделяется на два периода: один период – все то, что произошло от сотворения мира до сотворения «Пиковой дамы». Второй начался месяц тому назад», писал композитор П.И.Чайковский брату в марте 1890 года, начиная работу над оперой.

Учитель:

- Интерес к этому произведению не угасаем. Не раз оно было экранизировано, создана опера, спектакли не сходят со сцен театров. А вам понравилась повесть? Чем?

Учитель:

- Страсть к игре останется для нас непонятным, странным пороком, если мы не вспомним такой образ пушкинского Петербурга:

Ученик:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит… (Пушкин)

За этими строчками глубокий смысл: социальные различия, отсутствие свободы в действительности уравновешивается непредсказуемой свободой карточной игры. Не случайно отчаянные вспышки карточной игры сопутствовали эпохам реакции. Так, глухие, зажатые между аракчеевщиной и тем, что Пушкин назвал «мистики придворное кривлянье», 1824 и 1825 годы сопровождались взрывом безудержной карточной игры. Такая же волна повторялась в мрачные Николаевские 1830-е годы.

Ученик:

Стихотворение «Но мне…»

Но мне досталася на часть

Игры губительная страсть…

Страсть к банку! Ни любовь свободы,

Ни Феб, ни дружба, ни пиры

Не отвлекли б в минувши годы

Меня от карточной игры –

Задумчивый, всю ночь, до света

Бывал готов я в эти лета

Допрашивать судьбы завет,

Налево ль выпадет валет.

Уже раздавался звон обеден,

Среди разбросанных колод

Дремал усталый банкомет

А я, нахмурен, бодр и бледен

Надежды полн, закрыв глаза

Гнут угол третьего туза

А.С.Пушкин

Ученик:

- Подобно тому, как в эпоху барокко мир воспринимался в виде огромной, созданной Господом книги и образ книги делался моделью многочисленных сложных понятий, карты и карточная игра приобретают в к.18 века – нач. 19 века черты универсальной модели - карточной игры, центра своеобразного мифообразования эпохи:

Ученица:

Что ни толкуй Вольтер или Декарт –

Мир для меня – колода карт,

Жизнь – банк, рок мечет, я играю,

И правила игры я к людям применяю.

(М.Ю.Лермонтов)

Учитель:

- Карточная игра сделалась своеобразной моделью жизни: это доказывают примеры: проигрывались миллионные состоянья, дома, в 1802 году в Москве князь Александр Николаевич Голицын, мот, картежник и светский шалопай, проиграл свою жену, княгиню Марию Гавриловну (урожденную Вяземскую), одному из самых ярких московских бар – графу Льву Кирилловичу Разумовскому.

- В 30 –е годы открывались первые игорные дома. Азартные игры формально подвергались запрещению как безнравственные, хотя практически процветали.

Сообщение ученика о самых популярных карточных играх 19 века.

Стр. 138. Распечатка на каждую парту

В «Переписке Моды» Н.Страхова

Учитель:

Стр. 142 «Азартные игры вырабатывали свою терминологию…

Игра должна совершатся в полном молчании, игроки обмениваются словами, имеющими прямое отношение к игре, и пользуются, как правило, специальной, условной терминологией. Это способствовало развитию особого языка карточной игры.

Прочитаем: ученик карточную терминологию.

Словарь распечатать на каждую парту.

Учитель:

Азартный карточный выигрыш становился как бы универсальной моделью реализации всех страстей, вожделений и надежд. Привлекала именно неожиданность и непредсказуемость.

Ключевое слово повести – «страсть». Назовите выписанные словосочетания: «имел сильные страсти», «писал страстные письма», «вдохновенный страстью».

Учитель:

- Окунемся в мир таинственной повести и эпоху, когда головы дворянской молодежи кружились от слова «случай». Эпиграф к 1 главе повести «Бог их прости!» (читает ученик) так говорят о тех, кто сами не ведают, что творят.

Проследим, как Германн встал на этот роковой путь.

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», -этими словами Ф.М.Достоевского начнем разговор о тайне души Германна.

-Чем замечателен Германн?

Ученики находят в тексте фразы, создающие образ внешне заурядного, даже скучного человека.

Таблица №1

Что заложено от природы

Как вынужден жить

«сильные страсти и огненное воображение»

«сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал»

«скрытен и честолюбив»

«Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти»

«будучи в душе игрок»

«никогда не брал он карт в руки»

«следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры»

«я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»

«игра занимает меня сильно»

«Германн – немец: он расчетлив»

«лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»

«Молодой инженер»

Чем объяснить подобную противоречивость натуры пушкинского героя? («сын обрусевшего немца»: Германн совместил в себе бескрылую немецкую философию, лишенную поэзии («расчет, умеренность и трудолюбие – вот мои три карты»), с сильными страстями русского человека (про которого Достоевский скажет: «Широк человек! Я бы его обузил». Эти страсти Германном скрываются, но не могут не почувствоваться окружающими. «У него профиль Наполеона и душа Мефистофеля», - приоткроет завесу тайной, внутренней жизни Германна Томский.

Но точнее всего исключительность Германна обнажит другое слово. Какое? ИГРОК! Не картежник, тешащий самолюбие победами за карточным столом, не раб карт, а игрок. Умеющий выждать и сесть за стол только тогда, когда решается судьба, и поставить на карту все, вплоть до жизни.

Когда и в каком вопросе Германна «выпирает» этот игрок? (конечно в этом: «Почему же не попробовать свое счастье?)

Ученик:

История графини Анны Федотовны, рассказанная Томским.

- Как все отозвались на эту историю?

Германн, отозвавшийся на историю внешне пренебрежительно «Сказка!», ловивший недоверчивые отзывы других игроков («Случай!», «порошковые карты», «однако пора спать»), все же загорелся жаждой узнать тайну трех карт и сказочно быстро разбогатеть.

Ученик:

Чтение внутреннего монолога Германна, «арифметика души, казуистика души»

Учитель:

- С этой минуты он уже себе не принадлежит. Неведомая сила будет толкать на преступление и другого героя Раскольникова Ф.М.Достоевского, который тоже захочет Наполеоном сделаться.

- Что приносится в жертву во имя «пробы» этого счастья? (любовь) Вспомним еще одну фразу Томского (не менее таинственную): «Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». О каких злодействах словно догадывается Томский?

Осуществление планы расчетливо начинается с растаптывания чувства Лизаветы Ивановны. Способность любить – главная мера человека. Германн не только не способен любить, но и позволяет себе надругаться над любовью Лизаветы.

- Заметим, что имя Лиза переводится на русский язык как «клятва». Германн ее и не выполняет, становясь тем самым клятвопреступником.

Отметим, что имя Лиза одно из самых любимых и распространенных в русской литературе. Вспомните еще героинь? («Бедная Лиза» Карамзина, Лиза Муромская «Барышня-крестьянка», Лиза Калитина Тургенев «Дворянское гнездо», Лизавету Ивановну – сестру старухи убивает Раскольников Достоевского).

Ученик:

- Расскажите образ жизни Лизаветы Ивановны.

«И вот моя жизнь! – подумала Лизавета Ивановна. В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание..»

Таблица №2

Что заложено природой

Как вынуждена жить

«с нетерпение ждала своего избавителя»

«была домашней мученицею»

«живо чувствовала свое положение»

«получала выговор за лишний расход сахара»




«виновата была во всех ошибках автора»

«была сто раз милее наглых и холодных невест»

«отвечала за погоду и мостовую»

«она была самолюбива»

«жалование…никогда не доплачивали..»

- Чем же покорил Лизавету человек с «душою Мефистофеля»? Почему Лизавета Ивановна поверила Германну?

«В душе игрок», Германн по-немецки педантично играет в любовь, показывая все приметы влюбленного:

-Назовите пункты его планы? Ученик.

Лизавета Ивановна видит молодого инженера, стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку», «черные глаза», которые «сверкали из-под шляпы; постоянство офицера, стоящего на прежнем месте», поселяют в ее душу «трепет неизъяснимый». Письмо же с «признанием в любви» (слово взятое Германном из немецкого романа), за которым последовали другие, заставили Лизавету, не искушенную в такого рода делах, поверить в «честные намерения» молодого незнакомца. Тем более что Германн (немец!) правильно избрал предмет своей наигранно страсти: «Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя; но молодые люди…не удостаивали ее вниманием, хотя Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались».

Тем более что Германн пишет «вдохновенный страстью», он трепещет, как тигр, ожидая назначенного времени».

(Тигр в мифологии европейских народов – символ кровожадности, о кровожадности говорит и его имя («воинственный» в переводе).

Ученик:

- Как Германн оказался в доме графини?. Сказочная ситуация, выбор пути.

(Ученица пересказ)

- Почему графиня не открыла Германну тайны? («У ней было четверо сыновей, по уверению Томского, и ни одному не открыла она своей тайны». К тому же «графиня была своенравна, скупа и погружена в холодный эгоизм». С какой стати она будет открывать старинную тайну незнакомому ночному визиту? Читает ученик - монолог.

- Меж тем мольбы Германна не остались безответны: старуха произносит одну фразу (какую?): «Эта была шутка, клянусь вам!».

- Можно ли верить графине? – Безусловно! Старый человек клянется, дважды говорит «шутка», дважды после этого автор отметит: «графиня молчала» (все сказано!).

- Графиня поклялась, что легенда о трех картах – шутка. Почему Германн не поверил?

(Азарт игрока, рвущегося к умножению капитала, глух к доводам рассудка. Видит бессмысленность своей авантюры. Душа, алчущая денег, затмевает не только разум, но и совесть: «Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе».)

- Страдает ли «суровая душа» Германна при виде слез Лизы?

Читает ученица: «Лизавета Ивановна взглянула на него…»

Несмотря на отчаяние, Лизавета, словно заглянув в его холодную душу, точно определяет суть Германна: «Чудовище!»

Учитель:

- Убитая любовь, убитая жизнь графини…Что станет третьим звеном этой страшной цепи «злодейства»? Злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут его к саморазрушению. В главе IV, описывающей бессовестную игру Германна с трепещущей от надежды Лизаветой, предпослан французский эпиграф – Прочитайте – «Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого! «Германн не жертва общества (обстоятельства не вынуждали его к преступлению), хотя и характерная фигура современности, один из многих, у кого «профиль Наполеона»).

«Наполеонизм» - это целое явление эпохи.

Мы почитаем всех нулями,

А единицами себя.

Мы все глядим в Наполеоны.

Двуногих тварей миллионы

А.С. Пушкин.

Еще до Раскольникова Достоевского Германн мог воскликнуть: «Я не старушонку убил, я себя убил».

- Сопоставьте две фразы: «Он окаменел» (о живом Германне, когда он притаился в комнате графини) и «Мертвая старуха сидела окаменев» (о его жертве).

(«Да он и был мертвец» - есть такая фраза у Тургенева о живом человеке. «Мертвые души» - Гоголя.)

Все же Германн добился своего: он узнал «секрет» графини. От кого? Была ли умершая старуха (ее призрак) в комнате Германна? Или это было видение?

Рассмотрим сцену явления видения. Выписать глаголы

- Что делал Германн, возвратясь из трактира, где «пил очень много»?

-бросился на кровать, не раздеваясь, и крепко заснул

- «проснулся уже ночью… и думал о похоронах графини»

-не случайно он «засветил свечку и записал свое видение»

Ученик: Ученица читает, что сказала графиня – видение. ( гл V. «Я пришла к тебе против своей воли…»)

- Почему Германн «засветил свечку и записал свое видение?

- немецкий педантизм

- Германн не поверил видению

Маниакальная идея, все мысли слились в одно.

В том, что «Германн действительно имел видение» не сомневался Достоевский – «вышло одно из природы Германна». В.А.Жуковский в статье «Нечто о приведениях» пишет: «Видение – нечто внутри нас самих происходящее», то есть о чем думал, то и появилось.

Итак, призрака не было – но Германн его видел.

Графиня не выдала секрет трех карт – но Германн его узнал.

- Подумайте над сочетанием открывшихся Германну трех заветных карт. Почему «тройка, семерка, туз»? Магические цифры. Вспомните программу Германн: «…вот что утроит, усемерит мой капитал». Содержание повести вытекает из самой игры: чистый выигрыш – при «пароли – пе» - три ставки, семь ставок при двойном «пароли – пе». Германн всегда очень внимательно следил за игрой и рассуждает как игрок. «Тройка» и «семерка» врезаются в его сознание.

Что касается туза, то, во-первых, это самая старшая карта в колоде, а во-вторых, в столицах тузами звались знатные, уважаемые люди.

(Вспомните у Грибоедова: «Что за тузы в Москве живут и умирают!»)

Ученик:

- Опишите состояние Германна, узнавшего тайну трех карт (6 глава, начало, 1 абзац).

Ученик читает:

- Случайно ли выигрывают две карты? Почему на третьей Германн «обдернулся»?

- Проследим психологическое состояние героев в эпизоде «Игра – поединок»

Ваши результаты исследований:

1 ученик: Как ведет себя Германн.

Игра 1: Германн, уверенный в том, что владеет тайной 3-х карт, немногословен. Его реакция на 1-ый выигрыш: «выпил стакан лимонаду – и отправился домой».

Игра 2: Не произносит ни слова. Когда Чекалинский отсчитал ему огромную сумму денег, «Германн принял их с хладнокровием и в ту же минуту удалился».

Игра №: Душевное переживание Германна, проигравшего в 3-й раз, передается всего лишь одним словом: он «вздрогнул».

2 ученик: Как ведет себя Чекалинский.

Игра 1: Не теряет самообладания; удостоверяется, что у Германна есть чем расплатиться, проверяя, не фальшивый ли банковский билет («Бегло просмотрев его»). Чекалинский было «нахмурился, но улыбка тотчас возвратилась на его лицо».

Игра 2: Германн выигрывает. Чекалинский испытывает явное волнение: он «видимо смутился».

Игра 3: На лице Чекалинского по-прежнему улыбка. И только бледность, и дрожание рук говорят, чего стоит ему это внешнее спокойствие. Германн стоял против «бледного, но все улыбающегося Чекалинского! «…руки его тряслись». «Дама ваша убита», сказал ласково Чекалинский».

3 ученик: Как ведут себя игроки.

Игра 1: Сначала Германна не замечают, но когда он ставит крупную сумму и выигрывает, все обращают на него внимание. «Между игроками поднялся шепот».

Игра 2: Германн подошел к столу – игроки «тотчас дали ему место». Когда же Германн выиграл, «все ахнули».

Игра 3: Все обступили Германна, но как только он проиграл, на него сразу перестали обращать внимание. «Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом».

В этом эпизоде Пушкин мастерски передает нарастание напряжения и драматизма игры и переживания его участников.

- Что значит «обдернулся»?

Слово обдернулся у Пушкина носит, разумеется, не бытовой, а символический смысл. «Обдернулся» Германн не доставая даму – туза, а раньше, когда пошел против себя, кода решился достичь покоя и независимости путем обмана, угроз, насилия над собой. Человеку с «профилем Наполеона» суждено было «обдернуться» в решающий момент своей жизни - как «обдернулся» и сам Наполеон, и тоже в момент самой азартной своей ставки (помните, что в этом году мы отмечаем 200-летие Бородинского сражения и Отечественной войны).

Поэтому фраза «Дама ваша убита» означает: разрушена бредовая, бесчеловечная идея алчного обогащения – сразу и навсегда.

- К чему приводит губительная сила страсти?

- Куда же попал человек с «профилем Наполеона»? Почему он не чувствовал угрызения совести? Почему Германн лишился рассудка?

(Сумасшествие, как об этом пишет Пушкин – это помешательство, безумие. Но это и безрассудство, дурь, поступки, лишенные разумности, человечности, - так будет говорить в романе «Война и мир» Толстой).

И словно в наказание себе и в назидание другим повторяет названия трех карт, сгубивших его»: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!

Стихотворение А.С.Пушкина

«Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Что автор противопоставляет безумной страсти обогащения? (Духовные ценности – «труд» «Духовной жаждою томим» - («Пророк»)

Домашнее задание: О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?

Современный Пушкин: вокруг нас много соблазнов (реклама обещает выигрыш, предлагаю способы разбогатеть). Пушкин предостерегает нас от пагубной страсти обогащения нечестными способами.

Спасибо за работу вашей души. Надеюсь, страсть, «неразумное хотенье» никогда не затмят наш разум. Будем следовать пушкинскому завету: «Нет, легче труд!».