microbik.ru
1



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ремонтненская гимназия №1
УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ:

Конституция

Российской Федерации

ОСНОВНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА:

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ В СТАРШИХ КЛАССАХ.
Автор разработки:

С.А. Пожидаев

учитель обществознания


с Ремонтное



- 2 –
Цели:
- разъяснить учащимся сущность Основного закона страны;

- познакомить с правовым статусом гражданина РФ;

- формировать навыки работы с документами (законами), учебным пособием;

- сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.
После изучения темы учащиеся должны:


  • знать особенности и структуру Основного закона страны;

  • разъяснять сущность правового статуса личности;

  • знать реализацию своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях;

  • давать определения следующим понятиям: Конституция, правовой статус человека.


План урока:


    1. Основной закон страны.

    2. Правовой статус гражданина России: в чем заключаются наши права и обязанности



Salus populi suprema lex.

Благо народа – высший закон.


Ход урока

Используемый прием

  1. Основной закон страны.


1) Вступительное слово учителя: Термин «Конституция» (от латинского constitution- установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлений и указов императоров. Под «Конституцией» в современной юридической науке понимается основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, порядок формирования и организацию деятельности системы органов власти. Таким образом, Конституция есть своеобразный общественный договор, в котором согласованы интересы практически всех групп населения данной страны. А, что известно вам о Конституции? Предлагаю вам за 1 мин. вспомнить и пометить в своей тетради все, что знаете о ней. Затем (в течении 3 мин.) обменяйтесь информацией с соседом справа и слева (работаем по 3): в чем совпадает ваша информация, какие сведения вы дополнили благодаря работе в группе. Далее каждая группа по очереди называет одно сведение, не повторяя ранее сказанного. Я запишу на доске ваши факты, а в ходе урока мы их уточним и свяжем в логические цепи.


















































Прием «корзина» идей, понятий, имен. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать небольшой значок корзины, в которую условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме (без комментариев учителя, даже если сведения ошибочны - в ходе урока они исправляются).


2) Этапы развития конституционного законодательства в России (СССР).

Конституция РСФСР – 1918г. –гос. власть в форме диктатуры пролетариата.

Можно ли ее назвать общественным

договором? Правовым документом?

Конституции СССР – 1924 г.– закрепила создание СССР, власть диктатуры пролетариата.

- 1936 г.- «конституция победившего социализма», закрепила руководящую роль компартии,

власть трудящихся в форме Советов депутатов трудящихся.

Известны ли вам из истории факты нарушения

конституционных норм в это время? О чем это

свидетельствует?

- 1977 г.- равноправие и свободное самоопределение всем народам СССР, демократические права и свободы всем трудящимся, руководящая роль КПСС.

Конституция России- 1993 г.-анализируем преамбулу- какова основная идея данной Конституции? – «Мы, многонациональный народ…»

Как принят данный документ? –референдум .


Прием активизации мышления через постановку проблемного задания.

Учитель поясняет сущность понятий «диктатуры пролетариата», «общественный договор» с целью акцентирования внимания учащихся, при обсуждении последующего вопроса, на демократических ценностях.



3) Черты Конституции 1993 г.:

  • структура – смотрим и выясняем по оглавлению Конституции – состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей.

  • анализируем ст. 15 п.1,2 - какое действие имеет?- имеет прямое действие (?), применяется на всей территории страны и является обязательным руководством для судов и иных госорганов.

  • анализируем ст.2 – что провозглашает? – провозглашает высшей ценностью права и свободы человека.

  • анализируем ст.8,9,34,35– какова экономическая основа конституционного строя РФ? – гарантирует единство экономического пространства, свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности

  • анализируем ст.13- каковы гарантии в общественно-политической жизни?- признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.

  • анализируем ст. 5 – каково гос. устройство страны и какой принцип положен в основу взаимоотношений субъектов федерации? –подчеркивает равноправие всех субъектов РФ





Прием – работа с документом.

Работа учеников с документом под руководством учителя, обсуждение и выявление существенных черт, оформление результатов работы в тетради



4) Российское государство

  • анализируем ст.1,2,3,4,5,7,10,11,14,65 – составляем кластер «Российское государство».

На доске схема:

ст.3 ст.5,65 ст.4,10 ст.11











Российское государство









ст.7 ст.2 ст.14

Разместить ключевые понятия: светское, правовое, республика, демократическое, федеративное, гуманистическое, социальное.

На основе текста Конституции пояснить значение данных понятий.

В результате работы должна получится следующая схема:

демократическое федеративное право

ое республика











Российское государство









социальное гуманистическое светское




Прием- мозговой штурм: составление кластера.

Основные шаги:

1. Выбирается тема (как правило одно ключевое слово или предложение). Оно фиксируется на доске.

2. Работаем с текстом документа, учебника и устанавливаем линейные связи между выбранным словом (или предложением) и найденными ключевыми понятиями


  1. Правовой статус граждан России.


1) Основные права граждан

Обратим внимание на ст. 2 Конституции РФ: что она провозглашает? Каждый гражданин должен хорошо знать свои права и обязанности.

Предлагаю вам поработать с текстом Конституции РФ .По мере чтения ставите маркировочные знаки карандашом на полях документа. Помечать следует отдельные абзацы или предложения текста.

Пометки следующие:

Знаком «галочка» (۷) отмечается информация уже известная.

Знаком «плюс» (+) – новая информация.

Знаком «минус» (-) – то, что идет вразрез с имеющимися представлениями, о чем думал иначе.

Знаком «вопрос» (?)- то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, или вызывает желание узнать подробнее.

Время работы 7 мин.

Обсуждение проделанной работы.
Задание на дом: заполнить таблицу «Основные права и свободы человека и гражданина» на основе текста Конституции РФ.

Личные

Политические

Социально-экономические















Прием ИНСЕРТ или «пометки на полях».

Технология «критическое мышление» предлагает ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников знакомим с рядом маркировочных знаков и предлагаем им по мере чтения ставить их карандашом на полях.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного, вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения, соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Необходимо соблюдать ряд условий:

  1. определить текст для чтения с пометками.

  2. объяснить правила расстановки знаков

  3. четко обозначить время, отведенное на работу

  4. найти форму проверки и оценки проделанной работы


Знак «минус» работает не часто, но отказываться от него не надо.

Знак «вопрос» важен, т.к. места для вопросов учеников на уроке зачастую нет. В результате дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать. Вопросы заданные учеником, приучают его осознавать, что знания, полученные на уроке не конечны, что стимулирует ученика к поиску ответа на вопрос.


2) Основные обязанности граждан.
Наряду с правами у граждан существуют и обязанности. Обратите внимание на текст на стр. 239 абз.2.Выполните следующее задание: прочитайте текст и заполните следующую таблицу

Знаю

Узнаю новое

Хочу узнать подробнее










В каждую из колонок разнесите полученную информацию в ходе ознакомления с конституционными обязанностями.
Время работы 4 мин.
Проверка выполнения работы.

Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ».

Прием позволяющий контролировать эффективность чтения и имеет те же цели, что и в приеме ИНСЕРТ.

3) Защита прав человека.
К сожалению, в жизни нередки случаи, когда наши права нарушаются.(оскорбление со стороны других граждан, незаконное увольнение, задержка с оплатой труда и т.д.) Что делать в случаях, когда права граждан нарушаются?

Проанализируйте предложенную вам схему «Защита прав человека».

Класс разбивается на 4 группы- по числу предложенных способов защиты прав человека. Подберите аргументы в пользу или нет указанных способов.

Время работы 3 мин.

Обсуждение результатов работы.

Прием «метод заданных альтернатив».

Каждой группе предлагается подобрать аргументы альтернативных позиций. Данный вид работы приучает слушать друг друга, пытаясь представить себя в роли оппонента, противника.

  1. Рефлексия.


Решение теста.






) Этапы развития конституционного законодательства в России

Конституция РСФСР – 1918г. –гос. власть в форме диктатуры пролетариата. Можно ли ее назвать общественным договором? Правовым документом?

Конституции СССР – 1924 г.– закрепила создание СССР, власть диктатуры пролетариата.

- 1936 г.- «конституция победившего социализма», закрепила руководящую роль компартии, власть трудящихся в форме Советов депутатов трудящихся.

Известны ли вам из истории факты нарушения конституционных норм в это время? О чем это свидетельствует?

- 1977 г.- равноправие и свободное самоопределение всем народам СССР, демократические права и свободы всем трудящимся, руководящая роль КПСС.

Конституция России- 1993 г.

-анализируем преамбулу - какова основная идея данной Конституции? Как принят данный документ


ст.3 ст.5,65 ст.4,10 ст.11











Российское государство









ст.7 ст.2 ст.14

Разместить ключевые понятия: светское, правовое, республика, демократическое, федеративное, гуманистическое, социальное.

На основе текста Конституции пояснить значение данных понятий.
2. Правовой статус граждан

.По мере чтения, ставите маркировочные знаки карандашом на полях учебника. Помечать следует отдельные абзацы или предложения текста.

Знаком «галочка» (۷) отмечается информация уже известная.

Знаком «плюс» (+) – новая информация.

Знаком «минус» (-) – то, что идет вразрез с имеющимися представлениями, о чем думал иначе.

Знаком «вопрос» (?)- то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, или вызывает желание узнать подробнее.
Задание на дом: заполнить таблицу «Основные права и свободы человека и гражданина» на основе текста учебника

Личные

Политические

Социально-экономические


Обратите внимание на текст на стр. 239 абз.2.Выполните следующее задание: прочитайте текст и заполните следующую таблицу

Знаю

Узнаю новое

Хочу узнать подробнее

В каждую из колонок разнесите полученную информацию в ходе ознакомления с конституционными обязанностями

) Этапы развития конституционного законодательства в России

Конституция РСФСР – 1918г. –гос. власть в форме диктатуры пролетариата. Можно ли ее назвать общественным договором? Правовым документом?

Конституции СССР – 1924 г.– закрепила создание СССР, власть диктатуры пролетариата.

- 1936 г.- «конституция победившего социализма», закрепила руководящую роль компартии, власть трудящихся в форме Советов депутатов трудящихся.

Известны ли вам из истории факты нарушения конституционных норм в это время? О чем это свидетельствует?

- 1977 г.- равноправие и свободное самоопределение всем народам СССР, демократические права и свободы всем трудящимся, руководящая роль КПСС.

Конституция России- 1993 г.

-анализируем преамбулу - какова основная идея данной Конституции? Как принят данный документ


ст.3 ст.5,65 ст.4,10 ст.11











Российское государство









ст.7 ст.2 ст.14

Разместить ключевые понятия: светское, правовое, республика, демократическое, федеративное, гуманистическое, социальное.

На основе текста Конституции пояснить значение данных понятий.
2. Правовой статус граждан

.По мере чтения, ставите маркировочные знаки карандашом на полях учебника. Помечать следует отдельные абзацы или предложения текста.

Знаком «галочка» (۷) отмечается информация уже известная.

Знаком «плюс» (+) – новая информация.

Знаком «минус» (-) – то, что идет вразрез с имеющимися представлениями, о чем думал иначе.

Знаком «вопрос» (?)- то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, или вызывает желание узнать подробнее.
Задание на дом: заполнить таблицу «Основные права и свободы человека и гражданина» на основе текста учебника

Личные

Политические

Социально-экономические


Обратите внимание на текст на стр. 239 абз.2.Выполните следующее задание: прочитайте текст и заполните следующую таблицу

Знаю

Узнаю новое

Хочу узнать подробнее

В каждую из колонок разнесите полученную информацию в ходе ознакомления с конституционными обязанностями

2) Этапы развития конституционного законодательства в России

Конституция РСФСР – 1918г. –гос. власть в форме диктатуры пролетариата. Можно ли ее назвать общественным договором? Правовым документом?

Конституции СССР – 1924 г.– закрепила создание СССР, власть диктатуры пролетариата.

- 1936 г.- «конституция победившего социализма», закрепила руководящую роль компартии, власть трудящихся в форме Советов депутатов трудящихся.

Известны ли вам из истории факты нарушения конституционных норм в это время? О чем это свидетельствует?

- 1977 г.- равноправие и свободное самоопределение всем народам СССР, демократические права и свободы всем трудящимся, руководящая роль КПСС.

Конституция России- 1993 г.

-анализируем преамбулу - какова основная идея данной Конституции? Как принят данный документ


ст.3 ст.5,65 ст.4,10 ст.11











Российское государство









ст.7 ст.2 ст.14

Разместить ключевые понятия: светское, правовое, республика, демократическое, федеративное, гуманистическое, социальное.

На основе текста Конституции пояснить значение данных понятий.
2. Правовой статус граждан

.По мере чтения, ставите маркировочные знаки карандашом на полях учебника. Помечать следует отдельные абзацы или предложения текста.

Знаком «галочка» (۷) отмечается информация уже известная.

Знаком «плюс» (+) – новая информация.

Знаком «минус» (-) – то, что идет вразрез с имеющимися представлениями, о чем думал иначе.

Знаком «вопрос» (?)- то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, или вызывает желание узнать подробнее.
Задание на дом: заполнить таблицу «Основные права и свободы человека и гражданина» на основе текста учебника

Личные

Политические

Социально-экономические


Обратите внимание на текст на стр. 239 абз.2.Выполните следующее задание: прочитайте текст и заполните следующую таблицу

Знаю

Узнаю новое

Хочу узнать подробнее

В каждую из колонок разнесите полученную информацию в ходе ознакомления с конституционными обязанностями