microbik.ru
1

Кушнаренко Ирина Дмитриевна, учитель математики

МОУ «Гимназия №3 г.Белгорода»


Урок-путешествие

Урок математики, 6 класс

Урок по теме: «Координатная плоскость»

(учебник «Математика, 6 класс» Виленкин Н. Я. и др.)

Цели урока:

обучающие:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Координатная плоскость»;

  • ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся;

  • усиление прикладной и практической направленности изученной темы;

  • установление внутрипредметных и межпредметных связей изученной темы с другими темами курса алгебры, астрономии, космонавтики и геометрии;

  • повторение тем: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», «Умножение и деление обыкновенных дробей»

развивающие:

  • расширение кругозора учащихся;

  • пополнение их словарного запаса;

  • развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам;

  • развитие личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик;

воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма, товарищества; ответственности за порученное дело;

  • воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели;

  • воспитание патриотизма, гордости за достижения нашей страны и соотечественников.

Тип урока: деловая игра

Актуальность выбора темы «Космос»:

  • 2011 год – Год космонавтики в России;

  • учет возрастных увлечений и интересов школьников.

Оборудование:

  • доска с заранее подготовленными координатными плоскостями (три);

  • карты готовности к полету (для каждого ученика) (см. «Приложение №1»);

  • карточки «Выход в космос» (для трех учащихся) (см. «Приложение №2»);

  • карточки «Встреча с инопланетянами» (для каждого ученика) (см. «Приложение №4»);

  • компьютер;

  • магнитная доска, магниты, маркеры;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация (Microsoft Power Point);

  • тексты задач (для каждого экипажа) (см. «Приложение№3»).

Здоровьесберегающий аспект урока:

  • задания для учащихся определяют уровень компетенции в учебном предмете, что позволяет ученику справиться с поставленной задачей;

  • доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;

  • чёткая организация урока;

  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика;

  • физминутка, выполнение упражнений для глаз для снятия усталости.

Обоснование адекватности использования ИКТ поставленным целям

При создании данного урока использовано программное обеспечение Microsoft Power Point, Microsoft Word . В презентации Power Point включены изображения, тексты, анимации, которые полностью воплощают идею автора в последовательности, наглядности, эстетичности, своевременности подачи и проверки материала.

Класс предварительно поделен на три группы по уровню подготовленности учащихся. На предыдущем уроке учитель раздаёт учащимся фигурки трех цветов (обладатели фигурок одного цвета - одна группа). При этом надо учесть, чтобы представители одной группы имели бы примерно одинаковый уровень обученности и не были негативно настроены друг к другу.

Уровень сложности заданий для групп дифференцирован.

Перед уроком нужно расставить столы для трех групп: в каждой группе 6-7 человек.

Структура урока

  1. Начало организации урока. Целеполагание (6 минут)

  2. Реализация основных этапов урока (33 минуты)

  1. Выбор траектории полета (2 минуты)

  2. Устранение неисправностей, проверка всех систем к полету (6 минут)

  3. Проверка готовности к полету каждого члена экипажа (4 минуты)

  4. Старт. Игра «Метеоритный дождь» (5 минут)

  5. Физминутка (2 минуты)

  6. Выход в космос (6 минут)

  7. Встреча с инопланетянами (8 минут)

  1. Организация рефлексии и обратной связи (3 минуты)

  1. Возвращение домой

  2. Разбор полетов (рефлексия)

  1. Завершение урока, подведение итогов(3 минуты)

  1. Подведение итогов работы

  2. Домашнее задание

Ход урока

I. Начало организации урока. Целеполагание:

  1. приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку;

  2. сообщение темы урока: заключительный урок по теме: «Координатная плоскость», повторение тем: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», «Умножение и деление обыкновенных дробей», «Сложение чисел с разными знаками»;

  3. определение целей урока учащимися.

Учитель:

- Итак, мы с вами изучили все действия с положительными и отрицательными числами, обыкновенными дробями. Выполняя следующее задание, мы узнаем, что нас сегодня ожидает на уроке. Работаем устно (слайд №2).

Устная работа проводится с учащимися фронтально. Учитель показывает на задания по очереди, ученики поднимают руки и отвечают. Учитель может спросить любого ученика (можно, конечно, попросить учеников отвечать по очереди, но тогда ученик может заранее просчитать, какой пример достанется ему, и не будет следить за правильностью других ответов). При верном ответе дети опускают руки (если они согласны), при неверном - нет. По поднятым рукам видно, кто не согласен с предложенным ответом. В этом случае можно попросить учащегося прокомментировать свое решение.

-5+8= ко

-4+(-7)= с

0,2∙(-4)= ми

- 0,4∙(-3)= че

∙3= с

-= ко

1- = е

-2,4 : 1,2= пу

-18 :(-3)= те

- + = ше

4 - = ст

(-1) ∙ (-3)= ви

-1 - = е

Космическое путешествие…- виртуальное

Учитель:

А хотели бы вы полететь в космос?

- Почему? Что вы ожидали бы там увидеть?

- А каким должен быть космонавт?

II. Реализация основных этапов урока

1. Выбор траектории полета

Учитель:

- У нас сегодня три экипажа. Экипажи готовы к полету. Выберите капитанов и выберите себе траекторию полета (слайд №3):

III –эллипс (полет вокруг Земли);

II - парабола (полет на Луну);

I - гипербола (полет к планете неземной цивилизации).

От дальности полета будет зависеть сложность заданий, которые вам предстоит выполнить в полете.

С данными линиями (эллипс, парабола, гипербола) мы познакомимся подробно в курсе алгебры.

2. Устранение неисправностей, проверка всех систем к полету

Учитель:

- Прежде, чем отправиться в полет, что бы вы сделали?

Учащиеся предлагают возможные варианты своих действий перед полетом.

Каждая команда находит неисправность (слайды №4).

9х∙(-6)=54х (неправильно)

-8-20=-12 (неправильно)

6-17=-11

: = (неправильно)

-2,8 : (-0,7)=4

Повторим инструкции:

  1. Сформулируйте правило сложения двух чисел с одинаковыми знаками.

  2. Сформулируйте правило сложения двух чисел с разными знаками.

  3. Сформулируйте правило умножения двух чисел с одинаковыми знаками.

  4. Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками.

  5. Сформулируйте правило умножения двух обыкновенных дробей.

  6. Сформулируйте правило деления двух обыкновенных дробей.

  7. Сформулируйте правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число.



  1. Проверка готовности к полету каждого члена экипажа

Заполнение «карт готовности к полету» (слайд№5). Капитаны получают карточки с заданиями для каждого члена экипажа. Вначале каждый ученик решает примеры самостоятельно (нужно выбрать правильный вариант ответа), затем, обсудив в группе индивидуальные решения (не вынося критических оценок), вырабатывается одно решение от группы.

Задания для учащихся из I команды:

  1. -4+13= Т. 9 Д. 17

  2. -15+(-17)= О. 32 Е. -32

  3. 0,9∙(-7)= С. 63 Р. -6,3

  4. -3,5∙(-4)= Е. 14 И. -140

  5. 3∙(-)= Ш. -1 Н. 1,5

  6. -54+37-6= А. 85 К. -23

  7. -7-0,4∙(-5)= О. -5 М. -9

  8. -10+6= И. 4 В. -4

  9. -12-3= Е. 15 А.-15

Правильный ответ: Терешкова

Задания для учащихся из II команды:

  1. -16+7= Г. -9 Л. -23

  2. (-14)+(-8)= А. -22 И. 22

  3. 0,6∙(-6)= К. 36 Г. -3,6

  4. ∙ 14= А. 2 Е.

  5. -3,2 : (-8)= Р. 0,4 М. -4

  6. 7,9∙(-1)= Ы. 7,9 И. -7,9

  7. -2,8∙(-5)= Н. 14 В. 140

Правильный ответ: Гагарин

Задания для учащихся из III команды:

  1. 10-6= Н. -4 Л. 4

  2. -3-5= Е. -8 А. 8

  3. 7∙(-3)= О. -21 К. 21

  4. -1,4∙(-5)= Е. -70 Н. 7

  5. -36 : (-9)= О. 4 У. -4

6) -8+3= В. -5 П. 5

Правильный ответ: Леонов

- Кто такие Гагарин, Леонов, Терешкова?

Историческая справка (слайд №6).

(У нас в городе улицы – Гагарина, Королева, Циолковского, Комарова, Дворец спорта «Космос», культурно-развлекательный центр «Галактика», магазин «Звездный», в БелГУ и во Дворце детского творчества созданы и работают обсерватории.

  1. Старт (слайд №7)

Все учащиеся зачислены в отряд космонавтов; все имеют необходимый запас теоретических знаний.

Учитель:

Я – Земля,

Я своих провожаю питомцев:

дочерей, сыновей.

Долетайте до самого Солнца

И домой возвращайтесь скорей!

Я – центр управления полетами, космическое МЧС. Обращайтесь ко мне при возникновении трудной ситуации.

Улетаем в космос и попадаем в зону метеоритного дождя (слайд №8). Приготовим оружие.

Игра «Поражение цели» (слайд №9).

Ученики по очереди «стреляют» (называют координаты точек, которые показывает учитель), а остальные выражают свое согласие или несогласие. Если координаты «метеорита» названы правильно, то ученики хлопают в ладоши, а если нет – топают ногами. После меткого попадания учитель убирает (выполняет щелчок по выбранному объекту на слайде) сбитый «метеорит» с координатной плоскости и их остается все меньше и меньше, пока не собьют последний.

  1. Физминутка (слайд №10)

Мы победили! Проверим наше самочувствие. Давайте снимем напряжение в мышцах. Проведем тренировочные упражнения.

Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)

А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

(Из книги В.И. Ковалько Школа Физкультминуток)


  1. Выход в космос (слайд №11)

Каждый экипаж выбирает одного человека для выхода в открытый космос.

Эти учащиеся получают задания и выполняют их на индивидуальных координатных плоскостях (доски с заранее подготовленными координатными плоскостями).

Задание для космонавта из I команды

Отметьте точки на координатной плоскости и последовательно соедините их отрезками:

(-10; 5), (-7; 6), (-4; 4), (-1; 1), (0; -3), (6; -3), (7; 2), (-1; 1).

Созвездие «Большая медведица»

Задание для космонавта из II команды:

Отметьте точки на координатной плоскости и последовательно соедините их отрезками:

(-6; 5), (-3; 7), (3; 1), (6; -1), (4; -5), (0; -3), (-6; 5).

Созвездие «Близнецы»

Задание для космонавта из III команды:

Отметьте точки на координатной плоскости и последовательно соедините их отрезками:

(-4; 8), (-3; 4), (0; 3), (2; -2), (5; -1).

Созвездие «Кассиопея»

В это время оставшиеся учащиеся работают в группах. Вначале каждый ученик решает задачу самостоятельно, затем, обсудив в группе индивидуальные решения (не вынося критических оценок), вырабатывается одно решение от группы.

Задание для I команды:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часа со скоростью 38 тыс. км/ч?

Ответ: 201 тыс. км

Задание для II команды:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 4 часа со скоростью 36 тыс. км/ч?

Ответ: 144,5 тыс. км

Задание для III команды:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часов со скоростью 30 тыс. км/ч?

(Воспользуйтесь формулой пути: S=t∙v )

Ответ: 151 тыс. км

Учитель:

- Что увидели в открытом космосе?

Проверка правильности выполнения заданий (слайды №12-15).

  1. Встреча с инопланетянами (слайд №16)

Капитаны получают карточки с заданиями для каждого члена экипажа.

Задание для учащихся из I команды:

(3; 14) (1; -3) Глаза:

(4; 15) (2; -4) (1; 8);

(3; 16) (2; -7) (2; 9);

(2; 15) (0; -7) (3; 8);

(3; 14) (0; -8) (4; 9);

(0; 7) (1; -9) (5; 8).

(1; 6) (3; -7)

(-2; 3) (5; -9) Рот:

(-4; 3) (6; -8) (1; 7)

(-2; 2) (6; -7) (2; 6)

(-1; 1) (4; -7) (4; 6)

(0; 2) (4; -4) (5; 7)

(1; 1) (5; -3) (1; 7)

(2; 2) (5; -1)

(4; 2) (6; 0)

(5; 1) (6; 2)

(6; 2) (7; 1)

(3; 5) (8; 2)

(0; 2) (10; 3)

(0; 0) (8; 3)

(1; -1) (6; 7)

(3; 14)

Задание для учащихся из II команды:

(
(3; -2)

(1; -13)

(-5; -16)

(-3; -12)

(-1; -11)

(-2; -1)

(-7; -10)

(-11; -5)

(-7; -6)

(-5; -1)

Глаза:

(-2; 4);

(1; 5);

(4; 3).
-5; -1)

(-7; 3)

(-5; 6)

(1; 8)

(6; 6)

(9; 0)

(7; -4)

(12; -9)

(14; -8)

(12; -13)



Задание для учащихся из III команды:

(
(0; 1)

(-4; 2)

(-8; -6)

(-7; 3)

(-9; 6)

(-3; 5)

(3; 5)

(9; 6)
-9; 6)

(-7; 9)

(-3; 10)

(3; 10)

(7; 9)

(9; 6)

(7; 3)

(8; -6)

(4; 2)

Собрать листочки, показать учащимся «инопланетян» (слайд №17).

Отметки выставляются учителем на следующем уроке после проверки индивидуальных работ.

III. Организация рефлексии и обратной связи

  1. Возвращение домой

Приборы показывают, что прямо по курсу Земля. С мягкой посадкой!

(слайд №18)

2. Разбор полетов (рефлексия)

Учитель:

- Что понравилось?

- Какие были трудности в полете?

- Кто отличился?

- Довольны ли вы своей работой?

После обсуждения вопросов в группах учащиеся отвечают.

IV. Завершение урока, подведение итогов

  1. Подведение итогов работы

    1. Вспомните названия линий, соответствующих траекториям полета.

    2. Назовите 5-7 понятий по теме «Космос».



  1. Домашнее задание (слайд №19)

- Вы многое увидели в космосе. Нарисуйте в координатной плоскости модели кораблей, летающих тарелок, звезд, созвездий, инопланетян. А может быть во время полета вы скучали о Земле, о доме, цветах, природе и т. д..?

  1. Оформите свой рисунок в координатной плоскости на отдельном листе, запишите координаты точек.

Следующие задания учащиеся выбирают по желанию.

  1. Подготовить сообщения и презентации на классный час о космонавтах.

  2. Подготовить викторину на классный час о космосе.

Спасибо за урок, дети.

Использованная литература:

  1. Газета «Математика» (Первое сентября) №32, 2004, стр. 15-17, Кудрякова Н. Урок-путешествие «Квадратные уравнения».

  2. Газета «Математика» (Первое сентября) №16, 2006, стр. 21-22, статья «Групповая форма работы» (Рубрику ведет кандидат психологических наук В. Арсланьян).

  3. Математика в школе №4, 2005, стр. 8, Частухина О. В. Путешествие вокруг системы координат.

  4. Предметные недели в школе. Математика / Сост. Л. В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004, стр. 106.

  5. Слова из песни «Я – Земля» (музыка: Вано Мурадели, слова: Евгений Долматовский).