microbik.ru
1
Открытый урок по теме:

Индивидуальное развитие организма.

От законов природы никуда не укроешься.

Менандр

К плану прилагается диск, содержащий:

  1. Работы учащихся ( мультимедийная презентация, буклеты)

  2. Видеоролик

  3. Карточка с заданиями

  4. Таблицы

Цель: систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении данной темы.

Задачи: повторить основные закономерности онтогенеза; факторы, влияющие на формирование плода и подростка; расширить сведения об эмбриогенезе человека; подготовить учащихся к проверочной тработе.

Ход урока:

  1. Учитель приветствует учеников, говорит о целях и задачах:

Обобщить систематизировать и проверить знания по данной теме, расширить представления об эмбриональном развитии человека.

  1. Урок начинается с разминки (презентация учеников с основными терминами и понятиями)

  2. Фронтальный опрос:

А. Как называют индивидуальное развитие организма? (онтогенез)

Б. Кто и когда ввёл термин? (Э.Геккель 1866)

В. Какие периоды включает онтогенез? (эмбриональный и постэмбриональный)

Г. Что называют эмбриональным развитием?

Д.Какие 2 направления были в эмбриологии до 18 века? Кто такие преформисты? Овисты? Анималькулисты? Что такое эпигенез? Кто считается основоположником эмбриологии? Какой вклад внёс Ковалевский?

4) Давайте вспомним, как проходит эмбриональное развитие у ланцетника (работа с мультимедийной карточкой)

Рассмотрим более подробно этапы эмбриогенеза:

1 вопрос у доски: Дробление. Как происходит, от чего зависит, каковы основные признаки этого процесса. Типы яиц (изолецитальные, телолецитальные и центролецитальные). Образование целобластулы, амфибластулы, дискобластулы) Что характерно для дробления?

2 вопрос у доски: Гаструляция. Способы гаструляции, сущность, значение, дифференцировка. Дифференциальная экспрессия генов.

3 вопрос у доски: Органогенез. На какой стадии начинается? Как происходит? Этапы дифференцировки, эмбриональная индукция, эффект эмбриональной индукции. Опыты Шпемана. С чем связан 1 этап предпосылки дифференцировки?

5) Фронтально:

А) Немало – девять месяцев. И всё же

Срок обозрим, ведь тут и года нет.

А сын во мне за это время прожил

Десятки тысяч, сотни тысяч лет.

Всех видов жизни мерил он обличья:

Нёс панцирь, плавниками обрастал,

Лез в чешую, рядился в перья птичьи,

Таился, полз и плавал, и летал…

О чём говорится в стихотворении? Законы Э.Геккеля и К. Бера.

Б) Каким может быть постэмбриональное развитие? ( прямое и с метаморфозом) Провизорные органы. Значение личинки.

6) Работа с микроскопом. Учащиеся работают с микроскопом по карточкам

( карточки прилагаются)

1). Даны микропрепараты. Определите, какая стадия развития , соответствует каждому препарату:

1 - А) зигота лягушки

2 - Б) дробление зиготы лягушки

3 - В) бластула ланцетника

4 - Г) гаструла ланцетника

Д) нейрула лягушки

Е) яйцо дрозофилы

Ж) личинка дрозофилы

З) куколка дрозофилы

И) имаго

2). Номера каких микропрепаратов соответствуют:

А) эмбриогенезу __________________

Б) гаметогенезу___________________

В) постэмбриональному развитию____________

3). Определите тип развития дрозофилы:

1) прямое с полным превращением

2) прямое с неполным превращением

3) непрямое с полным превращением

4) непрямое с неполным превращением

Учащиеся сдают работы. Происходит фронтальная проверка.

Фронтально проверка: Какой тип развития у дрозофилы? На какой стадии гаплоидный, диплоидный набор хромосом?

7). Фронтально: Что включает постэмбриональный период? (дорепродуктивный, репродуктивный, пострепродуктивный)

Что характерно для 1 (рост). Какой бывает рост? Для 2? Для3? Какие изменения происходят во время старения? Что такое регенерация? Виды, значение.

8) Мы рассмотрели ход онтогенеза. Но есть ещё один важный вопрос: как влияют факторы на развитие. Дети раздают подготовленные буклеты.

9) Мы с вами повторили изученный материал. А теперь расширим знания по теме « Эмбриогенез человека»

Видеоролик. Какие понятия знакомы, а какие нет?

Записываем новые понятия.( бластоциста, эмбриобласт, трофобласт, плацента). Ученик объясняет новые понятия(домашнее задание)

10. Учитель вводит новое понятие: стволовые клетки (виды, значение, получение, использование.

Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе.

Подведение итогов.