microbik.ru
1
Комбинированный урок по теме "Алкины. Ацетилен". Базовый уровень.

Цели:

Образовательная: сформировать представление о гомологическом ряде, изомерии, номенклатуре, химических свойствах, получении и применении алкинов.

Развивающая: развивать умения составлять структурные формулы гомологов, изомеров, номенклатуре, уравнений химических реакций.

Воспитательная: объяснить значимость алкинов в технике, в производстве ПВХ.

Задачи:

Формирование представлений об алкинах (гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства) на основе знаний об алкенах и алкадиенах.

Совершенствование составления структурных формул, гомологов, изомеров, номенклатуры, уравнений химических реакций.

Развитие представлений о значении ацетилена, его продуктов (ПВХ) в промышленности и их влиянии на окружающую среду.

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

  • О.С. Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Дрофа. Москва. 2009. .. .

  • О.С. Габриелян. Химия. Методическое пособие. 10 класс. Базовый уровень. Дрофа. Москва. 2008

  • О.С. Габриелян. Химия. 10 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 10 класс. Базовый уровень”. Дрофа. Москав. 2007.

Используемая методическая литература:

  • О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Химия. Методическое пособие 10 класс. Базовый уровень

  • О.С. Габриелян, И.Г. Остоумов. Настольная книга учителя химии. 10 класс ,

Используемое оборудование:

Компьютер, проектор

Используемые ЭОР:













Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Объявляет тему, цели урока. Слайды 1, 2

Записывают в тетради тему урока

2. Актуализация знаний

Предлагает вопрос:

1. Какие вещества называются алкадиенами?

2. Какие алкадиены имеют наибольшее значение?

3. Что такое вулканизация?

Дают определение алкадиенам, отвечают на вопросы: Наибольшее значение имеют алкадиены, в молекулах которых две двойные углерод-углеродные связи разделены одной одинарной. Процесс получения резины из каучука называют вулканизацией.

Приглашает двух учащихся к доске для выполнения индивидуальных заданий: 1 ученик - Написать уравнения химической реакции взаимодействия бутадиена-1,3 с бромной водой, 2 ученик - Написать уравнение реакции полимеризации бутадиена- 1,3

Записывают на доске уравнения химических реакций (взаимодействия бутадиена-1,3 с бромом 1-2 стадия) – 1 ученик

Реакции полимеризации бутадиена-1,3 – вотрой ученик. Делают вывод о химических свойствах алкадиенов

Проводит тестирование (демонстрация слайдов с вопросами). Слайды 3-7

Выбирают один правильный ответ из четырех предложенных вариантов

3.Изучение нового материала

Комментирует слайды по характеристике алкинов. Слайды 8-9

После просмотра слайдов делают записи в тетради (тройная связь, общая формула)




Предлагает ознакомиться с физическими свойствами ацетилена по учебнику стр. 47

Знакомятся с физическими свойствами ацетилена по учебнику.

Предлагает учащимся дать определение "Гомологи" и написать в тетради первых 4 гомологов класса алкинов, демонстрирует слайд 10

Дают определение "Гомологи", записывают в тетради формулы и названия первых 4 гомологов, исправляют ошибки

Предлагает учащимся дать определение "Изомеры", знакомит с особенностью составления названий алкинов по современной номенклатуре (Слайды 11-12), предлагает выполнить задание (Слайд 13):

На оценку «3» - Выберите формулы гомологов.

На оценку «4» - Выберите формулы изомеров.

На оценку «5» - Дайте названия всем алкинам по современной номенклатуре.

Предлагает провести самопроверку, демонстрирует слайды для самопроверки: Гомологи – (Слайд 14), Изомеры – (Слайд 15), Названия – (Слайд 16)

Дают определение "Изомеры", знакомятся с особенностью составления названий алкинов по современной номенклатуре.

Выполняют задания по способностям:

на "3" - выбирают формулы гомологов;

на "4" - выбирают формулы изомеров;

на "5" - дают названия всем алкинам по современной номенклатуре, комментируют названия, исправляют ошибки.


Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма: Получение ацетилена карбидным способом http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htm (Слайд 17)

Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения химических реакций получения ацетилена в лаборатории и в промышленности

Изучение химических свойств ацетилена: предлагает посмотреть фрагмент видеофильма: 1) горение ацетилена http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abc94f8b-38a4-404b-5fc0-b4163b5bedfe/index.htm (Сайд 18)

Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения реакции горения ацетилена, делают вывод о применении данного процесса.

Химические свойства определяются строением. Какие химические свойства характерны для непредельных углеводородов, например для бутадиена-1,3?
Назовите несколько реакций присоединения

Для непредельных углеводородов характерны реакции присоединения. Называют реакции галогенирования, гидрирования, гидратации, полимеризации.

2) Предлагает рассмотреть реакцию присоединения хлороводорода стр. 48, (Слайд 19) вводит понятие винил, записывает схему реакции полимеризации на доске, предлагает ознакомиться с применением ПВХ Рис.23 стр. 44. Предлагает прослушать небольшое сообщение учащегося "Вред и польза ПВХ"

Записывают уравнения реакции с НСI и реакцию полимеризации в тетрадь. Делают вывод, что ПВХ находит большое применение, изделия из ПВХ нельзя брать в рот (детские игрушки, ручки), п.ч. под действием слюны во рту образуется винилхлорид, который является канцерогеном.

3) Объясняет механизм реакции гидратации ацетилена, предлагает записать уравнения реакции присоединения воды (реакция Кучерова) стр. 49 (Слайд 20)

Записывают уравнение реакции Кучерова, отмечают его применение

4) Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма взаимодействия ацетилена с бромной водой http://sc.uriit.ru/dlrstore/74d656c4-ce58-a147-14bf-54b4108282d9/index.htm (Слайд 21)

После просмотра фрагмента видеофильма записывают уравнение реакции с бромом (1 стадия). Сравнивают свойства алкадиенов (на доске) и алкинов и делают вывод о качественной реакции непредельных углеводородов.

Еще одной качественной реакцией на ацетилен и непредельные углеводороды является обесцвечивание раствора перманганата калия (можно предложить в сильных классах посмотреть фрагмент видеофильма http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/4ab30a8b-f667-6f71-b732-cfae0c4ab042/index.htm ) (Слайд 22) )).




Предлагает ознакомиться со схемой применения ацетилена (Слайд 23).

Знакомятся с областями применения ацетилена, делают вывод, что ацетилен важнейший продукт химической промышленности, который имеет широкое применение.

Закрепления знаний

Предлагает найти выигрышный путь, определив формулы гомологов ацетилена (Слайд 24).

Определяют выигрышный путь, называя формулы алкинов.

Предлагает сильному ученику отметить в таблице (слайд 25) области применения перечисленных в ней реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, получится название радикала, формула которого СН2=СН-.

1 ученик раскрывает буквы правильного ответа на компьютере и получает правильный ответ: винил

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Записывают в дневнике домашнее задание: §6, вопрос 2,9 на стр.52

Подведение итогов

Объявление итогов урока






Алексеева Л.А. Страница