microbik.ru
1
Автор: Парукова Людмила Ивановна,

учитель биологии МАОУ «СОШ №9»

г. Нурлат Республики Татарстан.

Урок по теме "Пищеварение. Обмен веществ"

Класс 8

Цель урока: Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Пищеварение. Обмен веществ».

Образовательные задачи.

1. Закрепить знания учащихся о строении и функционировании органов пищеварения, о нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения; скорректировать выявленные пробелы в знаниях.

2. Закрепить умение учащихся объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на процессы пищеварения с помощью фактов, рассуждений и умозаключений.

3. Развивать у учащихся приемы логического обоснования правил гигиены.

Воспитательные задачи:

1. Способствовать формированию научного мировоззрения.

2. Гигиеническое воспитание разъяснять гигиенические условия нормального пищеварения, доказывать зависимость здоровья и работоспособности человека от профилактики и лечения заболеваний пищеварительной системы.

3. Формировать культуру учебного труда.

Развивающие задачи.

1.Развивать способность использовать знания и умения в реальной жизни, потребности в творческой самореализации.

Форма организации учебной деятельности: урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала, выявления прочности знаний учащихся по изученной теме.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.

Деятельность учителя: организация повторения, тестирования, опрос.

Деятельности учащихся: демонстрируют имеющиеся знания и умения, слушают, обсуждают выступления одноклассников, выполняют тесты, выполняют творческое задание, делают выводы.

Оборудование: Интерактивная доска; компьютеры , схемы, иллюстрирующие факторы здоровья и здорового образа жизни; портрет И.П. Павлова.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Целеполагание. При помощи учеников формулируются цели данного урока. Для удобства предложенные цели записываются на отдельных листках и вывешиваются на доске.

Что мы должны знать поданной теме:

Строение органов пищеварения.

Функции органов пищеварения.

Как регулируется работа органов?

Какие вещества необходимы организму?

Основные термины и понятия.

Что мы должны уметь по данной теме:

Работать с изображениями органов.

Выделять главное и второстепенное.

Где вы можете применить данные знания?

Для сохранения своего здоровья.

Для формирования правильного режима питания.

Для составления правильного рациона питания.

2.Актуализация прежних знаний.

Учитель: Здравствуйте, ребята. На уроке мы вспомним, что изучали по теме “Пищеварение. Обмен веществ”.

Проверка знаний учащихся.

Парная работа. Тест «Пищеварение».

Работа в группе. Работа с терминами. Закончить предложение.

1. Расщепление крупных молекул белков, жиров и углеводов в процессе пищеварения происходит под воздействием … (ферментов)

2. Собственные белки в организме человека образуются из … (аминокислот)

3. Необходимую для жизнедеятельности энергию и строительный материал для создания в клетках новых соединений и структур организм получает в процессах …(обмена веществ)

4. Выделение пищеварительных соков на вид и запах пищи – это …(условный рефлекс)

5. Куда всасываются аминокислоты, глюкоза, глицерин и жирные кислоты … (в кровь и лимфу)

Итак, для чего нужны знания о пищеварении, обмене веществ?

(Предполагаемый ответ - научная основа правил, которых нужно придерживаться для сохранения здоровья!)

Тест «Обмен веществ»

Физ. минутка, гимнастика для глаз. После выполнения каждого упражнения желательно закрыть и расслабить глаза (в течение одной минуты).

1) Частое моргание глазами. Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

2) Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Сообщение учащихся.

1.Вред курения.

Анкета «Курению да или нет?».

2. Вред алкоголя на пищеварение.

3. Вред наркотиков.

«Мозговой штурм». Работа у доски. Класс делится на 2 команды.

Вредные привычки

К чему приводят?

Курение

Нарушение аппетита, повреждение зубной эмали, гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Алкоголь

Гастрит, язвенная болезнь, рак желудка, перерождение печени – гибель клеток печени, замещение их клетками соединительной и жировой ткани, гепатит, цирроз

Наркотики

Формирование психической и физической зависимости, нарушение обмена веществ, полное истощение организма – слабость, похудение, отравление организма, неспособность к умственным и физическим усилиям

Использование вместо зубочисток металлических предметов

Повреждение зубной эмали, проникновение инфекции в организм.

Жевательная резинка

Выделение желудочного сока, которое может оказать повреждающее действие на организм

Прием пищи на ночь

Во время сна пища не переваривается. Нарушается сон

Пить крепкий чай и кофе на пустой желудок

Кофеин стимулирует отделение желудочного сока, что полезно в случае, когда пища находится в желудке

Разговаривать, читать и смотреть телевизор во время приема пищи

Ухудшается выделение пищеварительных соков

И т.д.










Вывод: вредные привычки отрицательно влияют на здоровье человека, вызывают многочисленные болезни тела и психические нарушения, часто лишают человека воли, сокращают продолжительность жизни. Полезные привычки способствуют укреплению здоровья!

Индивидуальное задание. Опрос «Правильно ли вы питаетесь?».

Подведение итогов.

Учитель: Ребята, мы с вами закрепили материал о пищеварении, и хорошо усвоили, что питание и здоровье человека идут рядом. Зная основные правила рационального питания, соблюдая их, мы с вами будем здоровы.

Рефлексия.

Что мне дал урок для жизни?

Выставление оценок по итогам тестирования, работы у доски, в рабочих тетрадях, по участию в «мозговом штурме» вредных привычек, в выполнении творческого задания.