microbik.ru
1
Грубская Татьяна Александровна,

учитель, МОУ Октябрьская средняя рбщеобразовательная школа, с.Октябрьское, Оренбургская обл.
Фестиваль «Мой лучший урок».

Урок по теме

«Приспособленность организмов

к условиям внешней среды как

результат действия

естественного отбора».

Грубская Татьяна Александровна,

учитель, МОУ Октябрьская средняя рбщеобразовательная школа, с.Октябрьское, Оренбургская обл.
Пояснительная записка

Мой лучший урок по теме «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора». Урок биологии в 9 классе составлен в соответствии с материалом учебника: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.: Дрофа, 2005.

Новизна содержания урока состоит в организации самостоятельной исследовательской деятельности подростка по изучению и оценки учебного материала с помощью Интернет - технологий с целью создания интеллектуального продукта на уроке – презентации в программе Microsoft Power Point , что повышает познавательную активность учащихся на уроке.

Данный урок может быть использован учителями при подготовки уроков как в общеобразовательных классах, так и в профильных, с углубленным изучением биологии. Может быть предназначен руководителям экологических кружков при изучении темы «Приспособления живых организмов».

Урок по теме:

«Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбор».

Цель: Изучить приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Задачи:

1. Образовательные:

  • сформироватъ знания о возникновении и развитии разнообразных приспособлений у организмов к среде обитания с помощью Интернет-технологий; раскрыть механизм их действий; показать относительный характер адаптаций;

2. Развивающие:

  • ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • развивать у участников проектной группы навыки сотрудничества, а так же исследовательские, презентационные, оценочные умения и навыки.

  • самостоятельно формулировать гипотезу учебного исследования;

  • выделять объект и предмет учебного исследования,

  • выбирать и применять на практике методы исследования, оформлять теоретические и экспериментальные результаты учебного исследования.

  • работать с различными источниками информации, грамотно их цитировать.

  • вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения;

3. Воспитательная.

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: урок-защита исследовательских проектов.

Вид урока: презентация мини - проектов.

Форма организации учебной деятельности: работа в малых группах по методике сотрудничества ( Приложение №1)

Собственная методика работы в группах:

Состав группы - 5 человек. Все ученики создают электронный ящик.

1 ученик работает с Интернетом. Он подбирает изображения живых организмов в виде фотографий и видеофрагментов со звуковым сопровождением, отражающие приспособления организмов к условиям обитания и отправляет собранный материал по электронной почте

однокласснику. 2 - 3 ученик, получая по эл.почте материал делает презентацию Microsoft Power Point, 4 ученик защищает, а 5 ученик заносит результат исследования группы в общую презентацию, которую делают в программе Microsoft Power Point – это и будет продукт урока, который можно будет разослать по электронной почте всем учащимся класса. В такой работе могут принимать учащиеся, которых нет в школе по болезни, но по эл.почте они могут работать с группой и не пропустят урок.

Методы: проблемное изложение, исследовательский, метод учебного проекта.

Количество часов: 1 ч.

Оборудование:

  • Н.И. Сонин, С.Г. Мамонтов. Биология 9 класс. Общие закономерности. – М: Дрофа, 2005.

  • интернет-ресурсы

  • экран, мультимедийный проектор, мультимедийная доска.

Дидактические задачи: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме курса, выделение мировоззренческих идей.

Показатели реального решения задачи: активная продуктивная творческая деятельность учащихся по включению части в целое, выявлению внутрипредметных связей.

Базовые знания: умение работать с учебной и научно-популярной литературой, с компьютерной программой PowerPoint.

Новизна содержания урока состоит в организации самостоятельной исследовательской деятельности подростка по изучению и оценки учебного материала.

Структура урока:


  1. Организационный момент;

  2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изучаемой темы, сообщает цель и план урока;

  3. Биологический диктант;

  4. Изучение нового материала с демонстрацией материала с сайта http://school-collection.edu.ru/;

  5. Самостоятельная групповая работа учащихся с Интернет-ресурсами;

  6. Защита мини – проектов;

  7. Закрепление. Работа с интерактивной доской;

  8. Оформление представителями из групп продукта урока – презентации;

  9. Рефлексия;


  10. Дома:

     

    1. Изучить текст учебника.

    2. Для самостоятельной работы по желанию – задания в рабочей тетради.

    3. Для самостоят.

    .работы по желанию – фото, видео-альбомы, экскурсии ЭИ, подготовка по

    вопросам ЕГЭ.
    Подведение итогов с учётом всех этапов работы на уроке;

  11. Домашние задание:



Основное содержание

1. Возникновение приспособлений к среде обитания — основной результат эволюции.

2. Примеры приспособлений к среде обитания у растений и животных.

3. Формирование приспособлений у организмов по Линнею и Ламарку.

4 Объяснение возникновения и развития адаптации Ч.Дарвином.

5. Относительный характер приспособлений


Ход урока

  1. Биологический диктант

Вариант – 1 Вариант - 2

Наследственность Изменчивость

Ест.отбор Искусственный отбор

Стабилизирующий Движущий отбор

Онтогенез Филогенез

Внутривидовая борьба Межвидовая борьба

за существование за существование

2.Изучение нового материала с демонстрацией материала с сайта http://school-collection.edu.ru/, приспособленность организмов к условиям внешней среды раздела Биология - 9 класс. УМК Н.И. Сонин, С.Г. Мамонтов. Общие закономерности. (Если в кабинете нет интернета, то можно просмотреть только видеофильмы «Приспособленность организмов к условиям внешней среды» с диска CD-R Биология - 9 класс. УМК Н.И. Сонин, С.Г. Мамонтов. Общие закономерности).

3. Самостоятельная групповая работа учащихся с Интернет-ресурсами:

http://www.zooclub.ru/

http://www.floranimal.ru/

http://school-collection.edu.ru

Результат: презентации Microsoft Power Point на тему « Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных к условиям окружающей среды ».

В презентации должны быть представлены: изображения живых организмов в виде фотографий и видеофрагментов со звуковым сопровождением, отражающие приспособления организмов к условиям обитания.

Группа 1. Тема «Форма тела»

Направления исследования:

  1. Определите среду обитания любого животного или растения.

  2. Определите, как форма тела способствовала приспособленности этого организма к среде обитания.

  3. Выявите относительный характер этого приспособления.

  4. Объясните, как могли сформироваться данные приспособления.

  5. Вывод о значении приспособленности в жизни организмов разных видов.

Методы исследования:

1.Работа с Интернет-ресурсами

2.Работа с дополнительной литературой

3.Анализ информации.

4.Разработка проекта и оформление его в Microsoft Power Point.

Группа 2. Тема «Покровительственная и предупреждающая окраска»

Направления исследования:

  1. Изучите представленный вам Интернет-ресурс.

  2. Определите среду обитания любого животного (кузнечик, белая сова, камбала, осьминог, насекомое палочник) или растения.

  3. Определите, как покровительственная и предупреждающая окраска способствовали приспособленности этого организма к среде обитания.

  4. Выявите относительный характер этого приспособления.

  5. Объясните, как могли сформироваться данные приспособления.

  6. Вывод о значении приспособленности в жизни организмов разных видов.

Методы исследования:

1. Работа с Интернет-ресурсами

2. Работа с дополнительной литературой

3. Анализ информации.

4. Разработка проекта и оформление его в Microsoft Power Point.

Группа 3. Тема «Приспособительное и демонстративное поведение»

Направления исследования:

  1. Изучите представленный вам Интернет-ресурс.

  2. Определите среду обитания любого животного (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи) или растения.

  3. Определите, как приспособительное и демонстративное поведение способствовали приспособленности этого организма к среде обитания.

  4. Выявите относительный характер этого приспособления.

  5. Объясните, как могли сформироваться данные приспособления.

  6. Вывод о значении приспособленности в жизни организмов разных видов.

Методы исследования:

1. Работа с Интернет-ресурсами

2.Работа с дополнительной литературой

3.Анализ информации.

4.Разработка проекта и оформление его в Microsoft Power Point.

Группа 4. Тема «Мимикрия»

Направления исследования:

  1. Определите среду обитания любого животного (журчалка похожа на пчелу, ужи, похожие на змей) или растения.

  2. Определите, как Мимикрия способствовала приспособленности этого организма к среде обитания.

  3. Выявите относительный характер этого приспособления.

  4. Объясните, как могли сформироваться данные приспособления.

  5. Вывод о значении приспособленности в жизни организмов разных видов.

Методы исследования:

1.Работа с Интернет-ресурсами

2.Работа с дополнительной литературой

3.Анализ информации.

4.Разработка проекта и оформление его в Microsoft Power Point.

4.Защита мини – проектов (при защите учащиеся отвечают на все поставленные перед группой вопросы с демонстрацией примера на сделанном слайде).

5.Закрепление. Работа с интерактивной доской

Установите соответствие:


Некоторые формы приспособленности у животных


1.Покровительственная окраска и форма тела.

2.Предостиригающая окраска

3.Отпугивающее поведение

4 Мимикрия


А.Кузнечик, белая сова, камбала, осьминог, насекомое палочник.

Б. Осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи.

В. Жук-бомбардир, скунс, или американская вонючка

Г. Муха – журчалка похожа на пчелу, ужи, похожие на змей.

6. Оформление представителями из групп продукта урока - презентации на тему « Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных к условиям окружающей среды ». Приложение 2.

7. РЕФЛЕКСИЯ

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Какие новые умения и навыки приобретены?

- Где и когда они могут пригодиться?

- Что вызвало затруднение?

8
Дома:

 

1. Изучить текст учебника.

2. Для самостоятельной работы по желанию – задания в рабочей тетради.

3. Для самостоят.

.работы по желанию – фото, видео-альбомы, экскурсии ЭИ, подготовка по

вопросам ЕГЭ.
. Подведение итогов с учётом всех этапов работы на уроке.


ФИО

Терминологический

диктант

Работа с Интернет-ресурсом

Исследовательская работа с созданием презентации

Итог
































9. Домашние задание: изучить параграф 7, выполнить задание №1,№2,№3 в рабочей тетраде к учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Биология. Общие закономерности. 9 класс по теме: «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных», стр.17.