microbik.ru
1
УРОК ПО ХИМИИ в 9-м классе

по теме «НИТРАТЫ»
Тип урока: урок новых знаний.

Цель урока: используя имеющиеся знания, рассмотреть свойства нитратов , их получение и применение.

Задачи урока:

  1. Проверить знания учащихся об основных способах получения и химических свойствах солей.

  2. Повторить особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами.

  3. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнении реакции методом электронного баланса.

  4. Расширить кругозор учащихся, активизировать умение применять полученные знания.

  5. Развить и укрепить навыки химического эксперимента.

Оборудование : железная кнопка, растворы веществ: нитрат меди (П), нитрат алюминия, щёлочь, нитрат натрия, нитрат бария, нитрат серебра, хлорид натрия, сульфат натрия; электрическая схема для определения нитратов в сельхоз. продукции, яблоко, банан, морковь, медная проволока, кусочек золотой проволоки, концентрированная азотная кислота, разрыхлитель для теста, спиртовка.
Ход урока

Девиз урока: «Знать – это ещё не всё. Знания нужно использовать.»

И.В.Гёте
На доске записан план:

  • Тип связи, тип кристаллической решётки.

  • Физические свойства.

  • Нахождение в природе.

  • Получение нитратов.

  • Химические свойства.

  • Применение.

  1. Орг. момент.

  2. Введение в урок

Осталось совсем немного,

Осталось ещё чуть-чуть,

И ляжет большая дорога,

Какой себе выберешь путь.

Чтоб не было разочарований,

Чтоб знать: ты на верном пути,

Обычные школьные знанья

Сквозь сердце своё пропусти.

Учитель: Ребята! В чём смысл этих строчек? Наверное, в том, что каждый из вас должен не просто бездумно получать какие-то знания,

а использовать их для дальнейшего выбора в жизни. И не случайно на доске записаны слова немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте.

И сегодня на уроке мы определим, как же вы можете использовать знания, полученные ранее. Мы продолжаем разговор о кислородных соединениях азота, а именно – о солях азотной кислоты. Как они называются?

(На доске и в тетрадях записывается тема урока).

Великий Козьма Прутков говорил: «Человечество делится на две категории: одна – это те, кто думают, что всё знают, а вторая – те, кто думают, что всё умеют» Мы же сегодня попробуем соединить свои знания и умения, то есть каждый из вас побудет и теоретиком, и практиком. Ну, а человеком, который поможет вам в работе, назовём его Великий Координатор, будет Ваня Михеев.



  1. Основная часть урока.



Я попрошу вас открыть учебник – параграф 26, где идёт речь о нитратах. Весь материал о солях азотной кислоты уместился на 18 строчках. Как же быть? Вот здесь нам и потребуются знания, полученные ранее, и умение их применить. Поможет в работе нам план, записанный на доске, а также на столах у вас лежат всевозможные схемы, таблицы, подсказки, словом, мечта каждого ученика, нужно только уметь ими воспользоваться. Итак, мы начинаем разговор о нитратах согласно плану,записанному на доске.

  1. Как вы думаете, какой тип связи и тип кристаллической решётки характерен для нитратов? Как это можно связать с их физическими свойствами? (Агрегатное состояние, прочность, твёрдость, температура плавления.)

Что можно сказать о растворимости нитратов в воде?

  1. Нахождение в природе. Об этом нам расскажет Практик.

(рассказ ученика). В прошлом веке довольно богатый источник связанного азота - нитрат натрия или натриевая селитра - находился в пограничной области Тарапака на границе трёх государств: Перу, Чили и Боливия. За обладание этим практически единственным в мире источником селитры развязалась в 1879 г. война между тремя государствами. Победила Чили, поэтому натриевую селитру называют ещё чилийской селитрой.

Учитель: Что означает само слово «селитра»? По латыни sal означает «соль», а nitrum – «щёлочь». Сразу вопрос: селитра бывает натриевая, калиевая, аммиачная, кальциевая и бариевая. Бывает ли медная селитра?

  1. Получение нитратов. Назовите общие способы получения солей.

( в помощь – схема генетической связи неорг. веществ).

Теоретически любым этим способом можно получить нитраты, но на практике мы применяем более выгодный способ. Как можно получить кальциевую селитру? Из гашёной извести и азотной кислоты. (записывают уравнение реакции).

Послушайте, как описывал способ получения селитры выдающийся писатель-сатирик Джонатан Свифт в своей книге «Путешествие Гулливера».

  • .. в его распоряжении были две большие комнаты, загромождённые самыми удивительными диковинами; 50 помощников работали под его руководством. Одни сгущали воздух в сухое плотное вещество, извлекая из него селитру…

Для того времени это была фантастика и Свифт таким образом издевался над наукой своего времени, сегодня же получение селитры из воздуха – вещь абсолютно реальная. И я просила вас дома подумать над вопросом: как можно из воздуха получить аммиачную селитру. Ваши соображения. (Ученики предлагают различные способы, записывают уравнения реакции).

  1. Химические свойства. Перечислите общие химические свойства солей. (взаимодействие с металлами, с основаниями, кислотами, солями). Но нитраты имеют и свои, специфические свойства.

(Разделим страницу на две половины)

В левой части пишем: Общие с другими солями, в правой: Особые

В левой части записываем свойства, - оставляя место для уравнений реакций. На столах по группам даны задания:

  1. В пробирке находится железная кнопка, помещённая в раствор какого-то нитрата. Предположите, нитрат какого металла взят. Почему вы так решили? Укажите признак реакции и запишите уравнение реакции.

  2. С какой из кислот – соляной или серной будет реагировать натрат бария? Проделайте опыт, укажите признак реакции, напишите уравнение реакции.

  3. Какая из двух солей – нитрат алюминия или нитрат натрия – будет реагировать с гидроксидом калия? Проделайте опыт, укажите признак реакции, запишите уравнение реакции.

  4. Какая соль – нитрат бария или нитрат серебра будет реагировать с хлоридом натрия? Проделайте опыт, укажите признак реакции, запишите уравнение реакции.

  5. Будет ли реагировать нитрат бария со щёлочью? Проделайте опыт, укажите признак реакции, если она пойдёт. Если надо, запишите уравнение реакции.

  6. Будет ли реагировать нитрат алюминия с сульфатом натрия? Проделайте опыт, укажите, признак реакции, если она пойдёт. Если надо, запишите уравнение реакции.


Особые свойства нитратов : (смотрим в учебник, опорную схему )

Учащиеся: записывают: разлагаются при нагревании .

Учитель: А вот что же образуется при разложении нитратов и как это можно использовать – мы сейчас узнаем, прослушав сообщение Великого Координатора об изобретении пороха.

(После сообщения записывается уравнение реакции разложения нитрата калия и расставляются коэффициенты методом электронного баланса).

Применение нитратов. Мы уже знаем, что применение связано со свойствами. Прошу вас подумать и предположить, где применяются нитраты. 1. Удобрения (сообщения учеников о нитратах).

(Демонстрация – определение нитратов в овощах и фруктах).

2. В медицине – ляписный карандаш. С каким свойством нитрата серебра это связано?

  1. Аммиачная селитра – изготовление аммонала.


Учитель: в жизни мы сталкиваемся и с другими соединениями азота и подчас перед нами возникают вопросы, которые требуют обязательного ответа.

Золото всегда привлекало людей и сегодня многие из нас носят золотые украшения. Иногда предлагают золотые изделия купить с рук, соблазняя дешевизной. Но при этом можно нарваться на подделку из меди. Как определить, золотое изделие или медное? (демонстрация взаимодействия концентрированной азотной кислоты с медной проволокой, выделение бурого газа – оксида азота (1V)
Предложите, в какой цистерне вы будете перевозить концентрированную азотную кислоту, ведь она реагирует со всеми металлами?
При паянии металлов применяется нашатырь – что это такое и какую роль он играет?(Объяснить, написать уравнение реакции).
При выпечке без дрожжей используется или сода, или разрыхлитель теста, в его состав входит гидрокарбонат аммония. В отличие от пищевой соды, его не надо гасить уксусом. За счёт чего тесто поднимается? (Демонстрация разложения нитрата аммония при нагревнии и уравнение реакции).
4. Подведение итогов.

  1. Дом. Задание: дописать уравнения реакций в тетради. Параграф 26 – до конца. Стр. 121. № 7.


МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 г. ОРЛА

УРОК ХИМИИ В 9- М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «НИТРАТЫ»

учителя химии

Викторовой Евгении Владимировны