microbik.ru
1 2
Урок русского языка в 4 классе.
Учитель 1 категории МОУ СОШ №2

Атаханова Надежда Александровна

« Обобщение знаний о глаголе».

Цели урока:
Образовательные:

обобщить знания учащихся о глаголе

установить глубину и прочность усвоения пройденного материала учащихся
Развивающие:

развивать умения обнаруживать морфологические признаки

и орфограммы, связанные с темой «Глагол».



Воспитательные:

воспитывать интерес к родному языку.


Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их.

Открываем тетради, записываем число и классная работа.

2. Работа со словарным словом энциклопедия

Составьте синквейн по плану. ( работаем фронтально)

1. Название синквейна. 1. Энциклопедия.

2. Два прилагательных. 2. развивающая, познавательная.

3. Три глагола. 3. знакомит, обучает, помогает.

4. Фраза на тему. 4. В ней найдем необходимые для нас знания.

5. Существительное. 5. помощник

2. Введение в тему урока.

- Какие части речи вы использовали, чтобы дать характеристику этому слову.

( составляем схему)

Части речи
Существительное прилагательное глагол.
- Что обозначает каждая часть речи.
Существительное - предмет

Прилагательное – признак предмета

Глагол – действие предмета.

Прочитайте стихотворение, записанное на доске и подумайте.

- О какой части речи говорится в стихотворении.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

Мы изучили тему глагол .
- Над какими вопросами мы работали в этой теме?

( постановка вопросов по данной теме)

( например, Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Каким членом предложения является? Как изменяется глагол ?

- Сегодня, в ходе совместной и индивидуальной работы вы ещё раз проверите усвоение данной темы, каждый проанализирует свои знания о глаголе, кто – то убедится в них, кто – то устранит пробелы, а кому – то ещё раз придётся вернуться к пройденному материалу.

3. Актуализация знаний. ( на доске ступеньки завершаются домиком в котором живет глагол)

ГЛАГОЛ

Обозначает действие предмета

Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Член предложения сказуемое

Изменяется по лицам, числам и временам.

3.1. Практическое задание №1. ( напечатать)

- Перед вами стихотворение И.Никитина «Утро».

Работа с текстом.

1) Прочитаем его вслух.

Утро.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок – воду морщит – рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.
2) – Что описывает в стихотворение поэт? ( Утро в природе.)

3) Вопросы на понимание. (- Сформулируйте вопросы к стихотворению

(Дети могут задавать такие вопросы).

- С чем сравнивает поэт воду и почему? (Как в зеркале всё отражается.)

- Почему он пишет, что безлюдье вокруг? (Природа ещё не проснулась.)

- Как понимаете выражение: «Морщит – рябит?» ( Идут волны.) И т.д.

3) - Какая часть речи помогла увидеть всё, что происходит в природе?

Работа в паре.

- Найдите в предложениях глаголы и подчеркните их. (Проверка – цепочкой.)

3.2.- Какие времена глаголов вы знаете?

- На какие вопросы отвечают глаголы н.в. ( что делает?)

На какие вопросы отвечает глаголы пр.вр.( что делал?)

На какие вопросы отвечает глагол будущего времени? ( что сделает? Что будет делать?)

Б) Практическая работа №2. (Работа в паре)

- Выпишите из стихотворения в рабочую тетрадь глаголы настоящего времени.

Н.вр. – меркнут, гаснут, расстилается, разливается, дремлет, морщит, рябит.

- Сравните с правильным ответом (Ключ).

4. Физминутка.

- Произношу глагол настоящего времени – вам нужно присесть.

- Прошедшего времени – встать.

- Будущего времени – потянуться вверх

Писал, нарисую, спою, лежу, играл, сплю, бегал, принесу, заплачу, кушаю, закричал.

3.3. – Что называют спряжением?

+ Изменение глагола по лицам и числам называют спряжением.

- Какого спряжения бывают глаголы? (Фронтальный опрос).

  1. Расскажите, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению. (Выборочный опрос).

  2. Самостоятельно. Карточка №2.

- В какой форме данные глаголы?

- Какие суффиксы указывают на неопределенную форму глагола?

ть, ти, чь.

Видеть, сиять, смотреть, ходить, двигать, держать, ткать, читать.

1 вариант – выписать глаголы 1 спряжения. (Сиять, двигать, ткать, читать.)

2 вариант – выписать глаголы 2 спряжения. (Видеть, смотреть, ходить, держать.)

- Самопроверка на слух.

3.4. – Какие орфограммы могут встретиться в глаголах?( «ь» в глаголах неопределенной формы на чь, 2 лица, безударные личные окончания глаголов.)

а) Самостоятельная работа. Один работает у доски.

Сначала записываем глаголы, затем выделяем окончания и объясняем правописание.

(Запись под диктовку учителя).

Загорает, готовит, красишь, зимует, мечтаешь, угонит, светишь, слышит, рисует, держит.

( В безударном окончании пишем гласную е, т.к это глагол 1 спряжения.

5. Работа с информационным текстом.

- Работа с тестом поможет выявить какие темы нам уже знакомы, отмечаем знаком !

- То, что нам еще предстоит изучать, отмечаем знаком ?

– Работаем в четверках.

Проверка фронтально.

6. Итог.

-Составьте синквейн по теме « Глагол» ( Записать на откидной доске)

Например.

Глагол

Важный, необходимый.

Действует, обозначает, изменяется.

Устами младенца глаголет истину.

Знание.

7. Рефлексия.

Оцените свою работу цветом.

Зелёным – у кого всё хорошо получалось, не возникло вопросов.

Красным – кому нужно чуть-чуть поработать, чтобы до конца понять тему.

Жёлтым – кто считает, что недостаточно отработана тема, нужно хорошо поработать.

Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им.

Задание №1.
Утро.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок – воду морщит – рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

И. Никитин.

Задание №2.

Видеть, сиять, смотреть, ходить, двигать, держать, ткать, читать.

Информационный текст

1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2.Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3.Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б).переходность и непереходность

в).возвратность и невозвратность

г).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов наеть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть;

4 глагола на – ать : слышать, дышать, держать, гнать. Все остальные глагола на (-еть, - ать, -ять и другие) и два глагола – исключения на ить (брить, стелить);

2)Непостоянные признаки:
а) наклонение: изъявительное , условное ,повелительное

б) время: настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО);

д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)

4) В предложении является чаще всего сказуемым

5) Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровиться, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

6).Глаголы приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь.


Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


    1. Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять.

    2. Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать)

    3. Глаголы изменяются по временам:

прошедшее время – погасил

настоящее время – гасит

будущее время – погасит

    1. Глаголы изменяются по временам, лицам и числам.

писать – писал я пишу пишет – пишут

пишу ты пишешь

напишу он напишет

    1. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

    2. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

    3. В предложении глагол обычно служит сказуемым


Приложение №3.

Тест.

Выбери правильный ответ (+) А Б В

1.Выбери верное утверждение.

А. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что? кто?

Б. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?










2. Какая из строчек содержит глаголы только в … пр. вр.?

А. Иду, сплю, цвету.

Б. Шёл, занёс, увидела.

В. Сидел, дунешь, наблюдаю










3 В какой из строчек есть глагол 11 спряжения?

А.Сеять, колоть, отыскать.

Б. Лаять, полоть, поливать.

В. Думать, молоть, держать.
















4. В какой из строчек во всех глаголах пропущен «ь»?

А. Срываеш…, думаеш…, прокормиш…

Б. Терпиш…, кричиш…, видят…

В. Пишеш…, построиш…, ходят…










5. В каком из предложений в окончании глагола пропущена гласная Е?

А.Без узды коня не удерж…шь.

Б. Верт…т языком, как корова хвостом.

В. Без ножа хлеба не отреж…шь.











III. Информационный текст
1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить”.
2. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.
4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.
5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
1) Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)
б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);
в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;
г) спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).
2) Непостоянные признаки
а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;
б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;
в) число: единственное и множественное;
г) лицо: 1-е (Я — МЫ); 2 — е (ТЫ — ВЫ); 3 — е (ОН — ОНА — ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)
д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)
6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться — всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.
7) Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.
8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…
9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

Приложение

Информационный текст «Глагол в языке и речи».
1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2.Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3.Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».
5.Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б).переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в).возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

г).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов наеть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть; 4 глагола на – ать : слышать, дышать, держать, гнать. Все остальные глагола на (-еть, - ать, -ять и другие) и два глагола – исключения на ить (брить, стелить);

2)Непостоянные признаки:

а) наклонение: изъявительное (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем)., условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы. Например, сделал бы, хотел бы…)., повелительное (Глаголы в повелительном наклонении ,которые кто – то приказывает или просит выполнить. Например, пиши, читай, учись…).;

б) время ( По временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении). : настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека ( лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. ( Смеркалось. Уж вечереет.)

д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)
6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (Учиться – всегда пригодится),входит в грамматическую основу предложения.

7) Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровиться, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит… 9).Глаголы приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь.

Совершенный несоверешенный вид ж.р.

! прош.вр.------м.р.

что делать? ! изъявит.----- наст. вр. с.р.

что сделать?----обозн.действ. ----------- глагол------------наклон------сослагат. буд вр.

предм. ! повелит.

!

явл. сказуемым

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


    1. Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять.

    2. Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать)

    3. Глаголы изменяются по временам:

прошедшее время – погасил

настоящее время – гасит

будущее время – погасит

    1. Глаголы изменяются по временам, лицам и числам.

писать – писал я пишу пишет – пишут

пишу ты пишешь

напишу он напишет

    1. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

    2. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

    3. В предложении глагол обычно служит сказуемым



2 спряжение

ШЬ

Т

И М

ТЕ

- ат, - ят

О знаниях и умениях будущего первоклассника
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
· Уметь четко произносить все звуки речи
· Уметь интонационно выделять звук в словах
· Уметь выделять заданный звук в потоке речи
· Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
· Уметь произносить слова по слогам
· Уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
· Уметь называть в предложении только второе слово, только третье слово, только четвертое слово и т.д.
· Уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)
· Уметь составлять рассказ по картинке ( например, «В зоопарке»)
· Уметь составлять несколько предложений о предмете
· Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
· Уметь наизусть читать любимые стихотворения
· Уметь последовательно передавать содержание сказки.


К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
· Знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
· Уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
· Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
· Знать знаки +,-,=,<,>
· Уметь сравнивать числа первого десятка
· Уметь соотносить цифру и число предметов
· Уметь сравнивать две группы предметов
· Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
· Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
· Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
· Уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
· Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
· Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их отличительные признаки
· Уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова)
· Уметь различать по внешнему виду птиц (ворона, воробей, дятел)
· Иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – желтые листья, увядающая трава, сбор урожая)
· Знать 1-2-3 комнатных растения
· Знать названия 12 месяцев года
· Знать названия всех дней недели
Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс должен знать:
· В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме
· Полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
· Знать правила поведения в общественных местах и на улице
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осоивших основную образовательную программу начального общего образования:
· личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
· метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
· предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?
Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2010/2011 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах 186 пилотных школ города в Москвы (в Северном административном округе в 17 образовательных учреждениях). С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным.
Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).
Продолжительность уроков в начальной школе:
в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Продолжительность учебного года:

в 1 классе – 33 учебные недели;

во 2-4 классах – 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю; внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.




следующая страница >>