microbik.ru
1

Методическая копилка Кучер Анжелы Игоревны.


Урок с использованием ИКТ по курсу «Окружающий мир».

Программа 2 класса.

Тема «Животные живого уголка. Про кошек и собак».

Целевые установки урока

Предметные результаты: учащиеся получат представление о животных живого уголка, познакомятся с некоторыми породами кошек и собак; повторят материал о домашних и диких животных.

Метапредметные результаты: учащиеся совершенствуют навыки осмысления чтения текста, умение строить речевые высказывания, учатся логическим операциям классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Личностные результаты: развитие личной ответственности за свои поступки, формирование этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, бережного отношения к домашним животным.

Ресурсы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение пройденного материала

  • Закончи предложения

  1. Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, называются …

  2. Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

  • Из перечисленных названий животных выберите сначала домашних, а потом диких:

Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.

  1. Целеполагание

  • Отгадывание загадок (слайды 4 – 8 презентации)

  • Сегодня мы будем говорить о животных, которые живут рядом с нами: кошках, собаках и о тех, кого люди держат в живом уголке.

  • Как назвать этих животных одним словом? (слайд 9 презентации)

  1. Аналитический этап. Знакомство с животными живого уголка

  • Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных, кормит их, строит им жилища? (Домашние животные приносят пользу человеку)

  • Вспомните, какую пользу человеку приносят домашние животные:

  1. Коровы (молоко, мясо, шкура)

  2. Козы (молоко, шерсть)

  3. Свиньи (мясо, кожа)

  4. Куры (яйцо, перо, мясо)

  5. Гуси (яйцо, перо, мясо)

  6. Пчелы (мед, воск)

  • Почему человек разводит этих животных? (Они радуют глаз, создают хорошее настроение человеку, украшают жилье и т.д.)

Очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Когда на душе «кошки скребут», или у человека плохое настроение, достаточно в течение 10-15 минут понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшится. А еще, чтобы дети росли добрыми, заботливыми, внимательными, родители часто в семьях заводят морских свинок, черепах, хомячков, кошек и собак.

Ребенок вместе с родителями учится заботиться о маленьком животном: кормить, гулять, лечить. Наблюдает за его повадками, характером, а затем начинает его любить, и дорожит им. Такой ребенок, как говорят педагоги, никогда не тронет на улице не только беспризорную кошку или собаку, но и другого ребенка. Он не сможет причинить зла.

  • Сегодня мы поговорим об этих животных. Расскажите, у кого какие животные живут дома (в квартире)? (Морские свинки, аквариумные рыбки, хомячки, черепахи)

Чтобы завести дома какое-нибудь животное, надо больше о нем узнать. На первый взгляд кажется, что все просто замечательно: например, пришел домой, а там тебя ждет твой друг – собака, ты с ней попрыгал, поиграл, и все. А оказывается, что рано-рано надо встать, с ней погулять, еду для нее приготовить, лапы после прогулки мыть, шерсть расчесывать и т.д. Захочется ли вам взять на себя такую ответственность? Вот поэтому, прежде чем завести животное, надо все о нем узнать.

  • Давайте сначала поговорим об аквариумных рыбках. (слайд 10 презентации)

Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: поймают в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток – и аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется – и погибнут карасики. Или положат карасикам так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится. Поэтому, когда будете заводить рыб, всегда помните, что аквариум – это их дом. Рыбам в нем должно быть так же хорошо, как и в пруду, в речке, в озере. Надо точно знать, каких рыб чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум.

На первых порах можно завести обыкновенных карасей или их близких родственников – золотых рыбок и их разновидности: вуалехвостов, телескопов, комет. Эти рыбки хорошо себя чувствуют при температуре 20С. Хорошо приживаются в аквариуме и экзотические рыбки – меченосцы, гуппи, сомики, макроподы.

Ученики рассматривают слайды 11-16 презентации.

Почему эти рыбки называются экзотическими? Потому что они завезены к нам из разных частей света и имеют такую удивительную окраску. Все они теплолюбивы, им нужна температура воды не ниже 25С. Аквариум с такими рыбками подогревают электрической лампой или специальным нагревателем.

Дети рассказывают о двух-трех аквариумных рыбках.

  • Кроме аквариумных рыбок, дома можно содержать и других животных, но их не очень много.

Дети играют в игру «Назови животное». (слайды 17-20 презентации)

Попугайчики – очень красивые птицы. Они легко переносят неволю и живут в клетке по несколько десятков лет. Всего известно более 300 видов попугаев. Попугаи общаются резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Но они могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы. Попугаи любознательны, сообразительны, хорошо приручаются.

Канарейка – одна из немногих полностью одомашненных птиц. Дикие предки не отличались разнообразием форм, окраски и пения. Теперь любители вывели множество оригинальных разновидностей.

В период размножения в клетку, где содержатся канарейки, самец и самка, - ставят гнездо, сплетенное из веревок или проволоки, кладут в клетку материал для выстилки гнезда: кусочки ваты, мха, обрывки бечевок. Самка откладывает 3-4 яйца. Глаза у птенцов открываются на 7-й день, тогда же начинают пробиваться перья, а через 20 дней птенцы уже пробуют летать.

Можно держать дома и черепах, но они лучше всего чувствуют себя при температуре +18-20С. При более низкой температуре черепахи малоподвижны. Кормить их можно земляными червями, сырым мясом, рыбой, живыми головастиками. Размножаются черепахи в неволе редко.

Морские свинки – это маленькие очень симпатичные грызуны, завезенные к нам из Америки. Они не прихотливы к еде, быстро размножаются, но очень подвержены всевозможным заболеваниям: плохо переносят сырость, сквозняк, легко простужаются. Содержать их нужно в светлом сухом помещении, но в специальной клетке, которую необходимо убирать каждый день. Кормят их морковью, свеклой, сеном, овсом, отрубями. В пищу обязательно добавляют соль. Каждый день в клетку нужно ставить чистую воду.

Сирийские хомячки – толстенькие веселые зверьки величиной с крупную мышь, с большими глазами и яркой пушистой шубкой. Резвятся они совершенно как кошки и собаки. Они не кусаются, не грызут мебель, им можно позволять свободно бегать по комнате. Дом для них можно устроить в старом аквариуме. Ухаживать за ними очень легко.

Белых мышей держат в доме издавна. Живут они в специальных клетках. Эти белоснежные зверьки с розовым носиком и длиннющими усами очень умны. Они очень хорошо приручаются и дрессируются. Потомство приносят 3-4 раза в год. Целыми днями можно смотреть за играми малышей – так они забавны и красивы.

  1. Физкультминутка

  2. Знакомство с кошками и собаками

Очень часто в семьях заводят кошку или собаку, а иногда в доме уживаются кошка с собакой вместе, живут мирно и не конфликтуют. (слайд 22 презентации)

Собака – наш самый верный и самый первый друг, прирученный человеком еще в каменном веке. Просмотр отрывка из мультфильма «Кошка, которая гуляла сама по себе». (слайд 24 презентации) Родоначальником большинства пород собак (лаек, овчарок, легавых, гончих, борзых, терьеров и болонок) был волк. (слайд 23 презентации) Сейчас насчитывается более 400 разных пород собак. И у каждой породы свои особенности. (слайды 25-26 презентации)

  • Дети, давайте теперь послушаем вас. Расскажите о своих собаках (если они у вас есть) по плану:

  1. Порода;

  2. Кличка;

  3. Внешний вид (особенности окраски);

  4. Особенности характера;

  5. Твое отношение к животному.

Заслушиваются рассказы детей, учитель обращает внимание на различные породы собак, показывает их. (слайды 27-35 презентации)

Учитель рассказывает о различных породах собак.

  1. Собаки бывают служебными, охотничьими и декоративными. (слайды 36-38 презентации)

  2. Закрепление – игра «Найди лишнее» (слайды 38-40 презентации)

На свете около 60 разных пород кошек. Но большинство тех кошек, которые живут в наших квартирах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто – домашние кошки. (слайд 41 презентации)

Дети рассматривают породы кошек. (слайды 42-45 презентации)

Далее заслушиваются рассказы детей о кошках, которые живут у них дома, по тому же плану, что и составляли рассказы о собаках.

  1. Уход за домашними животными (слайды 46-50 презентации)

  2. Польза домашних животных (слайды 51-57 презентации)

  3. Закрепление

Для закрепления материала можно выполнить задания 1 и 2 в тетради «Проверь себя» (стр. 15)

  1. Домашнее задание

  1. Прочитать рассказы о питомцах живого уголка (учебник, стр. 76-77), о кошках и собаках (стр. 80-81)

  2. Составить рассказ о домашнем питомце (собаке, кошке, аквариумных рыбках, хомячке и т.д.) и нарисовать его. Если дома животных нет, можно составить рассказ «Если бы у меня была собака (кошка и т.д.)…»


Гимназия № 74

Санкт-Петербург