microbik.ru
1


РАЗРАБОТКА открытого УРОКА ХИМИИ 8класс


2010-2011 учебный год



Марьясова Л.А.

Введение.

Этот урок я предлагаю потому, что хочу показать какое влияние оказывает познавательная активность, самостоятельность и инициатива школьников для улучшения усвоения материала на уроках.

Понятие познавательной самостоятельности стоит в одном ряду с понятиями познавательной деятельности и познавательной инициативы.

Чтобы понять их взаимоотношения, обращаемся к толковому словарю русского языка.

Активность - активная, энергичная деятельность.

Инициатива-предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям.

Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью.

Отсюда видно, что инициатива - часть самостоятельности, а активность – ее возможное следствие. При этом познавательная инициатива служит проявлением высокой мотивации познания и вне познавательной самостоятельности неизбежно угасает. Предоставление учащемуся самостоятельности приводит к познавательной активности. В этом случае деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда на положительном эмоциональном фоне. На уроках развивающих познавательный интерес, учащиеся чувствуют себя свободно, раскрепощённо. Они не устают так, как на контрольных работах.

Постоянно меняя формы работы, переходя от одного вида деятельности к другой, ребята имеют возможность передохнуть, переключиться на другой вид работы. Умело, подбирая и сочетая виды деятельности учащихся на уроке, я создаю атмосферу непринужденности. Исчезает неуверенность в своих способностях, монотонность урока. На таком уроке я могу оценить знания каждого учащегося не только по отдельным видам деятельности, но и выставить оценку в целом за урок.

Обществу нужны люди, обладающие таким личностными качествами, как активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества можно развивать в процессе самостоятельной учебной деятельности на уроке. Главные задачи, которые я ставлю перед собой - это формирование опыта самостоятельной творческой деятельности учащихся через овладение ими навыками самостоятельного получения знаний, создание системы уроков , на которых учащиеся включены в активную и продуктивную деятельность с использованием разных форм познавательной самостоятельности.

Эти идеи легли в основу разработки урока изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Строение Периодической системы».

Школьное обучение - сложный процесс формирования личности учащихся, подготовки их к труду, к самостоятельной жизни, который включает в себя не только обучение основам наук, но и развитие мышления учащихся в процессе познавательной деятельности.

Характер познавательной деятельности определяется не только целями и задачами обучения, но и содержанием учебного материала, формами работы с ним.

Процесс первоначального усвоения учебных знаний состоит в выявлении сущности изученного. Результат первого этапа овладения знаниями – понимание изученного, то есть умение достаточно полно и правильно воспроизвести учебный материал. Это соответствует первому, репродуктивному уровню познавательной деятельности.

Процесс совершенствования знаний характеризуется применением знаний и способов действия по аналогии при организации работы по инструкциям. Это соответствует второму, продуктивному, частично самостоятельному, частично поисковому уровню познавательной деятельности.

Процесс полного овладения знаниями заключается в самостоятельном применении знаний в различных сочетаниях. Это соответствует третьему наиболее высокому уровню познавательной деятельности, которую нередко называют познавательной активностью.


Тема урока: Строение Периодической системы Д. И. Менделеева

Форма урока: мастерская построения знаний

Вид урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

- образовательные: создать условия для построения знаний о строении периодической системы, о понятиях группы, подгруппы, периоды;

- развивающие: развивать творческое мышление и познавательную активность учащихся, способность к самоорганизации, сотрудничеству, взаимопомощи, самооценке и самопроверке;

- воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.

Оборудование: Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева

Девиз урока: «Все от песчинок до планет из элементов состоит единых»

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке.

«Ладошка к ладошке»

Хорошего вам настроения на уроке!

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.(постановка привлекательной цели)

– Восьмиклассник прелестный, что ты видишь?

– Перед тобою все та же таблица.

В сегодняшней суматохе все смешалось в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: периоды, ряды, группы, подгруппы. Даже сам периодический закон изменил свою формулировку:

Настроение и привлекательные свойства характеров простых учителей, а также их сложных учеников находятся в периодической зависимости от положительного энергетического заряда сегодняшнего урока.

Выскажите свои ассоциации относительно этих строк.

- Что в этих строках подсказывает тему нашего урока?

Попробуем ее сформулировать.

- Строение Периодической системы.

Поставьте возникшие у вас вопросы, при помощи которых мы сможем раскрыть данную тему урока.

Примерные вопросы

Из чего состоит Периодическая система?

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

Работа с определением вводимых понятий.

Каков девиз урока?

«Все от песчинок до планет из элементов состоит единых»

Из чего состоит Периодическая система?

- Из химических элементов

Сколько всего элементов в Периодической системе?

Нас интересует вопрос:

- Как расположены элементы в Периодической системе?

Ответ на этот вопрос вы узнаете в ходе урока.

У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элементов тоже есть свой «дом».

- Как он называется?

- Какие «адреса» имеют химические элементы?

Вы познакомитесь с «жильцами дома», посмотрев на Периодическую систему.

Химические элементы расположены в VII периодах.

Периоды – это ряды, расположенные в системе горизонтально.

Периоды



большие малые

(состоят из 2 рядов) (состоят из одного ряда)

4, 5, 6 1, 2, 3, 7

Группы - ряды, расположенные в системе вертикально.

Группы




главная подгруппа побочная подгруппа

(в состав входят элементы и (в состав входят элементы

больших и малых периодов) только больших периодов)

В системе 10 рядов

Станция 1. «Визитка химического элемента»

Время стоянки 5 минут. Работая в паре, определите место положения элемента в Периодической системе. Сделайте записи в тетради: порядковый номер, период, группа, подгруппа.

Проверка: Что такое порядковый номер элемента?

- Это тот номер, под которым элемент находится в Периодической системе.

Станция 2. «Характеристика химического элемента по положению в Периодической системе»

Индивидуально-дифференцированная работа.

Время стоянки 5 минут. Дать характеристику элементу.

Элемент 1 группы, главной подгруппы, II малого периода, 2 ряда

Дать самооценку своему письменному ответу.

Станция 3. «Лови ошибку»

О - элемент VI группы, побочной подгруппы.

Цель: выявить у учащихся знания по характеристике элементов по периодам, группам и подгруппам.

Станция 4. «Игровой момент»

Укажите элемент III периода II группы. Какого ряда элемент?

Станция 5. «Графический диктант».

| да - нет. Элементы II периода

Li, Na, Al, Mq, C, B, N, Cl, P, F

Доверяете ли вы мнению коллектива?

| - - - ||| - - |

Станция 6. «Крестики – нолики». Элементы I группа главной подгруппы.

О Na Aq

Н К Си

С Li Аl

Определите период, ряд, группу и подгруппу элементов:

Na, K, Li. К каким элементам они относятся?

Какова их относительная атомная масса?

Станция 7. Физкультминутка.

Цель: применение здоровьесберегающих технологий.

  1. Встать и сесть столько раз, сколько в системе групп;

  2. Сделать наклонов головой вперед столько, сколько в системе периодов;

  3. Сделать стоя столько наклонов туловища вправо, сколько в системе рядов.

Станция 8. «Разминка для ума.»

О чем нам говорят такие цифры: 10, VII, VII?

Станция 9. «Прояви себя»

Групповая работа.

Определите порядковый номер, название, относительную атомную массу элемента, находящегося в V периоде 7 ряду, IV группе?

  1. Первичная проверка усвоения знаний.

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала.

Станция 10. «Выбери задание»

В течении 3 минут вам необходимо выполнить одно из трех заданий своего варианта (по выбору). Выбирайте только те задания с которыми вы справитесь.

I вариант II вариант

оценка задание оценка задание

«3» Р – элемент; «3» Mq - элемент;

«4» определите неизвестный «4» определите неизвестный

элемент: элемент VII группы, элемент: V группы, побочной под-

главной подгруппы, 3 периода; группы, 4 ряда;

«5» составить задание «5» составить задание товарищу

товарищу

Проверка проводится сразу после написания работы по готовым ответам на доске.

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Вы достигли последней станции. В ваших тетрадях получился опорный конспект урока.

Если бы мы продолжили путешествие, на каких станциях вам необходимо было бы побывать?

Станция 10. Опрос – экспресс. Мозговой штурм.

  1. Сколько в системе периодов?

  2. Что такое периоды?

  3. Сколько в системе рядов?

  4. Сколько в системе групп?

  5. Что такое группы?

  6. Какие элементы входят в состав главной подгруппы?

  7. Какие элементы входят в состав побочной подгруппы?

  8. Какие бывают подгруппы?

  9. Что такое порядковый номер элемента?

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала использованием вопросов требующих познавательной активности.

Периодическая система является путеводителем при изучении неорганической химии.

6. Этап информации о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Идеальное задание.

7. Этап поведения итогов урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса в целом и отдельным учащимся.

Все учащиеся умники и умницы.

VIII. Этап рефлексии.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Незаконченные предложения.

Мне показалось важным…

Урок навёл на размышления…

Я чувствовал…

Я приобрёл…

Я могу похвалить себя за…

Я могу похвалить своих друзей за…

Я вас благодарю за работу. Наш урок закончен.

Заключение

Практика показала, что переход от пассивного восприятия учебного материала к активному позволяет достичь более глубокого усвоения знаний и развития познавательной активности. Повышение качества знаний учащихся зависит от познавательной учебной деятельности.

Необходимо так планировать структуру уроков, чтобы обеспечить постоянную познавательную активность, самостоятельность учащихся в учебной работе. Чем больше Учебнопознавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда. Характер Учебно-познавательной деятельности учащихся определяется не только содержанием обучения. Он во многом зависит от того, как организована работа учащихся на уроке.

Литература.

1. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 3т./ Д. Н. Ушаков – М.: Вече, Мир книги, 2001.

2. Радецкий, А. М., Горшкова, В. П. Дидактический материал/ А. М. Радецкий, В. П. Горшкова – М.: Просвещение, 2003

3. Боброва, О. В. Организация учебно – познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала. Контрольные и проверочные работы химия 8 класс/ О. В. Боброва – М.: Дрофа, 2005

4. Химия в школе.-1999.- №3.

5. Химия в школе.-2004.-№3