microbik.ru
1
Урок №20

Тема урока: Русь в середине XIII - XIV вв.

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием информационных технологий и технологии развития критического мышления.

Оборудование:

  1. Исторические карты.

  2. Справочный материал.

  3. Презентация

Цели урока:

1. Специальные:

  1. Показать особенности процесса объединения русских земель, выделив причины этого процесса.

  2. Рассмотреть причины возвышения Москвы во всей их много-факторности.

  3. Проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы.

  4. Охарактеризовать деятельность московских князей: Даниила Александровича, Ивана Калиты.

  5. Проследить отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой, Москвой и Тверью в XIV веке.

2. Общепредметные:

  1. Развивать аналитическое мышление учащихся.

  2. Продолжить формирование умений: аргументировано обосновывать свои выводы, отстаивать собственную позицию при обсуждении проблемы.

Задачи урока:

1.Формирование информационной компетентности (первичная обработка информации – 2 ступень, вторичная обработка информации – 2 ступень),

2. коммуникативной компетентности (письменная коммуникация, 1 – ступень и публичная).

Умения и навыки: Работать с дополнительной литературой, вычленять идею, определять тему, обрабатывать информацию (анализ и синтез), работать с учебником.

Оборудование:

  1. Исторические карты.

  2. Справочный материал.

  3. Презентация

План урока:

1. Мотивации. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, развернутые ответы учащихся).

2. Изучение нового материала:

  • Причины и особенности объединения русских земель.

  • Борьба за первенство в процессе объединения земель. Возвышение Москвы.

  • Политика Ивана Калиты

3. Рефлексия (решение проблемного вопроса, индивидуальные задания, эссе).

4. Домашнее задание.

I-й этап. Введение в тему. (Стадия вызова)

Мне хотелось бы начать наш урок с высказывания известного русского историка Н.М.Карамзина, который так характеризовал положение русских земель в конце XIII века: « Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их…» Презентация (Слайд 1).

Вопросы:

1. Какие события в истории XIII века стали причинами подобного состояния русских земель?

2. Почему русские князья потерпели поражение от монголо-татар?

3. К каким еще последствиям привела политическая раздробленность русских земель?

4.какие первоочередные задачи стояли перед Русью в данный период?

6. Предположите, на какой теме мы должны остановиться на данном уроке?

Для формулировки темы урока возможно воспользоваться кластером, размещенным на доске – это: основные понятия, имена политических деятелей, их портреты и другие графические символы.

  • Русь в середине XIII - XIV вв. Причины и особенности объединения русских земель.

  • Борьба за первенство в процессе объединения земель. Возвышение Москвы.

  • Политика Ивана Калиты ( слайд)

Учащиеся выдвигают гипотезы, на основании которых формулируется тема урока и фиксируется на доске. «Русь в середине XIII - XIV вв.». Давайте попробуем составить план нашего урока:

1.Причины и особенности объединения русских земель.

2.Борьба за первенство в процессе объединения земель. Возвышение Москвы.

3.Политика Ивана Калиты

Сформулируйте план изучения данной темы.

II этап

1..Причины и особенности объединения русских земель. Эвристическая беседа. (Слайд)

- На ваш взгляд, что явилось причиной объединения русских земель?

2.Борьба за первенство в процессе объединения земель. Возвышение Москвы.

Самостоятельная работа с таблицей.

3.Политика Ивана Калиты

Самостоятельная работа с учебником – выделяем основные направления политики Ивана Калиты.

III-й этап. Рефлексия.

1. Обсуждение проблемных заданий со всем классом.

  • Был ли процесс объединения русских земель вокруг Москвы неизбежным?

  • Какие причины предопределили лидирующее положение Москвы в собирании земель? Какие ещё существовали центры собирания земель?

  • Охарактеризуйте деятельность Ивана Калиты.

IV-й этап. Домашнее задание.