microbik.ru
1
Урок 1

Этапы решения задач с помощью компьютера.

I.Постановка задачи – формируются условия решения задачи, цель задачи.

II.Построение описательной модели – подробно описывается содержание задачи, строится математическая модель.

III.Формализация задачи – подбираются или выводятся формулы, необходимые для решения задачи.

IV. Алгоритмизация программы – задаётся порядок действий, строится алгоритм решения задачи.

V.Написание программы – кодирование составленного алгоритма на одном из языков программирования.

VI.Набор программы – ввод программы в память компьютера.

VII.Отладка программы – выявление и исправление синтаксических ошибок в тексте программы.

VIII.Тестирование программы – выявление и исправление логических (смысловых) ошибок в программе. Для этого работа программы проверяется на тесте – контрольном примере с заранее известными исходными данными и результатом.

IX.Решение поставленной задачи – подстановка заданных исходных данных.

X.Анализ результатов.


Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Возможность автоматизации деятельности человека. Привести Примеры.

Алгоритм – это последовательность действий, приводящая к решению поставленной задачи. (Аль-Хорезми – математик, живший на Востоке в 9 веке и сформулировавший правила выполнения арифметических действий).

Свойства алгоритмов:

  1. дискретность – алгоритм должен состоять из конкретных команд, следующих друг за другом в определённом порядке;

  2. однозначность – действия должны быть чёткими, однозначными и не подразумевать вариантов;

  3. конечность – каждое действие и весь алгоритм должны иметь возможность реального исполнения и окончания;

  4. массовость – один и тот же алгоритм может использоваться для решения множества задач с разными исходными данными;

  5. результативность – алгоритм должен предусматривать все возможные варианта исполнения.

Способы записи алгоритмов:

  1. словесный. Например: алгоритм сбора портфеля: 1)посмотреть в расписании урок 2) положить все для этого урока, 3) если уроки ещё есть, то вернуться к п.1 4) закрыть портфель.

  2. графический – в виде блок-схемы, графа.

  3. на алгоритмическом языке – на языке программирования (Бейсик, Паскаль, СИ и т.д.).

Виды алгоритмов:

  1. Линейный.

  2. Разветвляющийся.

  3. Циклический.

Примеры: линейный – вычисление площади прямоугольника, разветвляющийся – решение квадратного уравнения, циклический – вычисление суммы 100 числе.

Алгоритм позволяет формализовать выполнение любого информационного процесса. Исполнитель может выполнять алгоритм, не вникая в смысл того, что он делает. Это очень важная особенность алгоритмов позволяет автоматизировать деятельность человека, поручив выполнение алгоритма машинам:

  • в быту – стиральные машины и микроволновые печи с программами и т.д.;

  • на производстве – автоматизированные заводы по выплавке стекла, автоматические линии по сборке автомобилей, выпечки чипсов, разливке лимонада и т.д.

Урок 2

Блок-схема алгоритма.

Блок -схема алгоритма – это графическое изображение логической структуры алгоритма, в котором каждый этап обработки информации представлен в виде геометрического блока. Вид блока зависит от характера выполняемых действий:


ввод данных и вывод результатов

начало и конец алгоритма



выполнение операций над данными

выбор направления ветвления

алгоритма в зависимости

от условия




блок задания значений

параметра цикла



Линейная алгоритмическая структура. Команда присваивания. Операторы ввода и вывода.

Линейным называется алгоритм, блоки которого расположены последовательно один за другим, нет условий и повторений.

Пример линейного алгоритма – вычисление площади прямоугольника

Основной принцип программирования заключается в том, что обрабатывать можно только те данные, которые находятся в определенных областях оперативной памяти компьютера. Для того, чтобы поместить исходные данные в оперативную память используются операторы ввода данных.

Для реализации процесса обработки данных используется оператор присваивания.

Результат вычислений также помещается в область оперативной памяти. Чтобы вывести результат из памяти на экран монитора необходимо использовать оператор вывода.

начало

Обработка данных

Ввод данных

Вывод результата

конец

начало

S = a * b

Ввод

a, b

Вывод

S

конец

Переменная – это величина, значение которой может меняться в процессе выполнения программы. Для обозначения переменной используются их имена (идентификаторы) – последовательность до 40 латинских букв и цифр, начинающаяся с буквы. Данные могут быть следующих основных типов:

    • целые INTEGER (Y%) – 2 байта в памяти (от -32768 до 32767),

    • длинные целые LONG (Y&) – 4 байта (от -231 до 231-1),

    • вещественные SINGLE (Y) – 6 знаков после запятой -4 байта (от -3.4Е+38 до 3.4Е+38),

    • вещественные удвоенной точности DOUBLE (Y#) -16 знаков после ,– 8 байт (от -Е+308 до Е+308),

    • символьные STRING (Y$) – последовательность символов до 32767 символов длиной.

Операторы ввода данных:

  1. INPUT - оператор ввода данных с клавиатуры. Данные задаются в виде переменных.

Например: INPUT a,b или INPUT “Введите два числа”;a,b

  1. DATA, READ – операторы ввода данных из блока памяти.

Например: DATA 3,4 : READ a,b

Оператор присваивания может быть использован как для ввода данных (Например: a=3 : b=4), так для вычисления выражений. (Например: S = a * b). Оператор присваивания вычисляет выражение, расположенное справа от символа присваивания (=) и результат присваивается переменной, расположенной слева от символа присваивания.

Для вывода данных используется оператор PRINT.

Например: PRINT S или PRINT “Площадь”;S или PRINT a,b,S

Если выражения в операторе PRINT разделяются ; - получается компактный вывод данных через один пробел, если , - зонный вывод (экран делится на 5 зон по 14 позиций в каждой).

Для окончания работы программы используется оператор END.

В начале программы можно использовать оператор очистки экрана – CLS.

Пример линейной программы.

Задача 1. Вычислить площадь прямоугольника.

CLS

INPUT “Введите две стороны прямоугольника”;a,b

S = a * b

PRINT “Площадь”;S

END