microbik.ru
1
Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №5

__________ В. П. Плаксина

02 сентября 2011 г.
Положение

о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы (МБОУ СОШ) №5

Еманжелинского муниципального района Челябинской области
(данное положение является локальным актом МБОУ СОШ №5)
1.Общее положение


  1. Настоящее Положение разработано в соответствии

  • с законом Российской Федерации «Об образовании»,

  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении,

  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783,

  • Уставом МБОУ СОШ №5 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.


1.2. Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №5 (далее Рабочая программа) – нормативно-управленческий документ школы, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа является компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
1.3.Целью разработки Рабочей программы является:

  • сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

  • создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).


1.4.Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.


1.5.Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.


1.6.Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для определенного класса (группы), определяющая содержание, последовательность изучения тем и количестве часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п.
1.7. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). МБОУ СОШ №5 несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
1.8.К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

  • программы по учебным предметам;

  • программы элективных курсов;

  • программы факультативных курсов;

  • дополнительных образовательных курсов.


1.9.Рабочие программы составляются на основе:

  • примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

  • примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;

  • примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).


1.10.Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и походит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения.

1.11.Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
1.12.Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и государственным образовательным стандартом.
1.13.Нормативные сроки освоения Рабочей программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом «Об образовании» (п. 2 ст. 7).

2. Структура и требования к разработке Рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения
2.1 Структура Рабочей программы составляется с учетом:

  • требований федеральных государственных образовательных стандартов;

  • обязательного минимума содержания учебных программ;

  • требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

  • познавательных интересов учащихся;

  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.


2.2. Примерная структура Рабочей программы включает следующие компоненты:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);

  • содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

  • формы и средства контроля;

  • перечень учебно-методических средств обучения.


2.3. Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
2.4. Рабочая программа составляется с учетом требований к примерным (типовым) учебным программам.
2.5. Учитель составляет Рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ, авторских рабочих учебных программ. При этом Рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 20 %.
2.6. Титульный лист Рабочей программы должен содержать:




  • название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

  • Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);

  • класс (параллель), в котором изучается учебный курс,

  • предмет, курс, дисциплина (модуль);

  • год составления программы.


2.7. В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

  • название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование;

  • название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой МБОУ СОШ №5,

  • количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

  • формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в МБОУ СОШ №5), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).



2.8. Компонент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» включается, если авторская учебная программа отсутствует, а Рабочая программа составлена на основе примерной (типовой) учебной программы и авторскому учебно-методическому комплекту.
2.9. Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности

.

2.10 Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32)
2.11. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения

.

2.12. Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Рабочей программы включает краткое описание каждой темы (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
2.13. Структурный компонент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачета и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала. Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона Челябинской области.
2.14. Перечень учебно-методических средств обучения как компонент Рабочей программы включают

  • основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);

  • справочные пособия (словари, справочники);

  • наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на две группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Оборудование и приборы».
3.Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ
3.1. Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы определяется данным положением.

3.2. Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы осуществляется следующим образом:

  • Первый этап –25-30 августа – Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе;

  • Второй этап – 1 – 10 сентября – Рабочая программа рассматривается на методическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.

  • После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.

  • Для авторских учебных программ проводится дополнительная внешняя экспертиза, которую осуществляет муниципальный экспертный совет.

  • Рабочая программа обновляется ежегодно.


4.Оформление рабочей программы
4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
4.2.Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
4.3.Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
4.4.Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).


5. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее Положение:

5.1. Настоящее Положение является бессрочным.

5.2. Настоящее положение утверждается приказом директора школы после согласования с методическим советом школы.

5.3. Решение о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение принимается на заседании общешкольного методического совета большинством голосов его членов и оформляется приказом директора школы.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
1. Промежуточная аттестация в переводных классах
1.1. Промежуточная аттестация проводится с 15 мая до окончания учебного года. Сроки завершения учебного года ежегодно устанавливаются письмом Комитета по образованию.
1.2. Промежуточная аттестация в переводных классах может проводиться в следующих формах:

тестирование;

итоговая контрольная работа;

зачет.
1.3. На промежуточную аттестацию выносится 2 предмета:

английский язык (обязательно) - определяется педагогическим советом;

русский язык или математика - определяется администрацией ОУ по плану внутришкольного контроля.
1.4. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется педагогическим советом и оформляется приказом руководителя.
1.5. Составы аттестационных комиссий, график проведения промежуточной аттестации и консультаций для учащихся утверждаются руководителем ОУ и доводятся до сведения участников образовательного процесса за 2 недели до начала промежуточной аттестации.
1.6. В один день проводится не более одной аттестации в каждом классе с перерывом не менее 2 дней.
2.7. Материалы промежуточной аттестации разрабатываются учителями-предметниками, согласовываются с методистами НМЦ и утверждаются руководителями ОУ
2.8. К промежуточной аттестации в переводных классах допускаются учащиеся, успешно освоившие программы соответствующего класса.
Учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки (не более чем по двум предметам), допускаются к промежуточной аттестации условно, с обязательным прохождением промежуточной аттестации по этим предметам до начала следующего учебного года.
2.9. Учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.
2.10. Годовые отметки по учебным предметам выставляются не позднее, чем за 3 дня до окончания учебных занятий на основании триместровых (полугодовых) отметок с учетом фактических знаний, умений и навыков, учащихся к концу учебного года.

2. Итоговая аттестация
Согласно Закону РФ «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов, после освоения ими общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования является обязательной.

2.1. Итоговая аттестация выпускников 11 классов
Формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов
Государственная (итоговая) аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Государственная (итоговая) аттестация в форме ЕГЭ проводится для выпускников школы, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в очной, а также для лиц, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в форме экстерната, семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к государственной (итоговой) аттестации.
Государственный выпускной экзамен для выпускников с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья.
ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов; государственный выпускной экзамен проводится письменно и (или) устно с использованием экзаменационных материалов различных видов (текстов, тем, заданий и др.), разрабатываемых в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования.

Участники государственной (итоговой) аттестации
К государственной (итоговой) аттестации допускаются выпускники образовательных учреждений, имеющие годовые отметки по всем общеобразовательным предметам учебного плана за 10, 11 классы не ниже удовлетворительных.
Решение о допуске к государственной (итоговой) аттестации принимается педагогическим советом образовательного учреждения и оформляется приказом не позднее 25 мая текущего года.
Заявление обучающегося на участие в государственной (итоговой) аттестации подается директору школы, не позднее, чем за три месяца до начала ее проведения.
Решение о допуске вышеуказанных лиц к государственной (итоговой) аттестации принимается педагогическим советом школы при условии получения учащимися отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, не позднее, чем за 2 недели до начала итоговой аттестации.

Сроки и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации
Государственная (итоговая) аттестация начинается не ранее 25 мая текущего года.
Сроки и единое расписание проведения ЕГЭ, а также государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике ежегодно определяются Рособрнадзором. Сроки и расписание проведения государственного выпускного экзамена по общеобразовательным предметам по выбору выпускника определяются государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
Для выпускников, пропустивших государственную (итоговую) аттестацию по уважительным причинам, предусматриваются дополнительные сроки проведения государственной (итоговой) аттестации в формах, установленных Рособрнадзором.
Выпускник вправе подать апелляцию как по процедуре проведения экзаменов, так и о несогласии с полученными результатами.
В случае если выпускник получил на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительный результат по одному из обязательных общеобразовательных предметов (русский язык или математика), он допускается повторно к государственной (итоговой) аттестации по данному предмету в текущем году в формах, в дополнительные сроки.
Оценка результатов государственной (итоговой) аттестации

Удовлетворительные результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике являются основанием выдачи выпускникам документа государственного образца об уровне образования – аттестата о среднем (полном) общем образовании, форма и порядок выдачи которого утверждаются Минобрнауки России.

Выпускники, проявившие способности и трудолюбие в учении, награждаются золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении» и (или) похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» в порядке, определяемом Минобрнауки России.

Выпускникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ, выдается также свидетельство о результатах ЕГЭ, форма и порядок выдачи которого устанавливаются Минобрнауки России. В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по тем общеобразовательным предметам, по которым выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.

Выпускникам, являющимся в текущем году победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, в аттестат по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, выставляется отметка «отлично».

Выпускникам, не завершившим среднего (полного) общего образования, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты по русскому языку и математике, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на государственной (итоговой) аттестации в дополнительные сроки, выдается справка об обучении в образовательном учреждении, форма которой утверждается Минобрнауки России.

Указанным выпускникам предоставляется право пройти государственную (итоговую) аттестацию по соответствующим общеобразовательным предметам не ранее чем через год в сроки и в формах, установленных Минобрнауки России. Единый государственный экзамен