microbik.ru
1


Приложение 13

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

УТВЕРЖДЕНА

на заседании Совета школы

«___» _______________2005 г.

Протокол №_________


ПРОГРАММА

«Одарённые дети» на 2005- 2010 годы


г.Тавда

2005 год


Содержание программы


  • 1. Обоснование (состояние проблемы) 2 стр.

  • 2. Концепция и методические основы построения

программы 3 стр.

на развитие одарённых детей 4 стр.

  • 6. Механизм реализации программы 5 стр.

  • 7. Основные мероприятия программы 7 стр.

  • 8. Ожидаемые результаты программы 11 стр.



Раздел 1. Обоснование (состояние проблемы).
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований универсальности знаний и необходимости подъёма духовной культуры учащихся, педагогический коллектив образовательного учреждения видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Функционирование в режиме общеобразовательных школ, сочетающих принципы комплексного развития и дифференциации обучения, позволяет вольготно себя чувствовать разносторонне одарённым детям.

Анализировать достигнутые результаты можно, исходя из требований, которые предъявляются к качеству образования сегодня. Эти требования формируются как социальный заказ. Первыми заказчиками выступают, конечно же, родители. По их мнению, школа должна быть «хорошей и сильной», выпускающей конкурентоспособных выпускников. При этом следует учитывать стремления, индивидуальные интересы, способности, склонности самих старшеклассников. Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, города в ближайшей перспективе.

В 2000 году была принята областная Программа «Одарённые дети», реализация которой позволила значительно повысить уровень работы с одарёнными детьми.

Выпускники нашей школы принимают участие в пробных ЕГЭ по русскому языку и математике и подтверждают свои знания .

Кандидаты на медали в течение всех этих лет подтверждают свои годовые оценки на итоговой аттестации. Каждый год выпускники школы поступают в высшие учебные заведения на бюджетной основе. В целом учащиеся успешно выступают на школьных, городских, районных, окружных и областных олимпиадах. За эти годы ученики школы становились призёрами городских и областных олимпиад (по технологии, истории, немецкому языку, математики, физкультуре). Школьники составляют достойную конкуренцию представителям других школ в городских, окружных и областных соревнованиях, конкурсах, смотрах. Например, представитель школы стал лауреатом окружной викторины молодых исследователей «Будущему избирателю – об избирательном праве»

(Лаптева Анна).

Вместе с тем существует значительный резерв в работе по этому направлению. Об этом говорят результаты ЕГЭ, аттестации ОУ, тематических проверок, мониторинга и других показателей.

Но некоторые учащиеся не подтверждают годовые «4» и «5» на итоговой аттестации. Исследования природных задатков, анализ результативности обучения отдельных ребят показывают, что не все одарённые дети смогли реализовать себя во время обучения в школе. Можно выделить ряд факторов, от которых в прямой зависимости находится результативность работы с одарёнными детьми:


  • недостаточное оснащение учебных кабинетов для качественной

работы по этому направлению;

  • неумение работать с одарёнными детьми или незаинтересованность в этом части педагогов;

  • недостаточное совершенство содержания и технологии образования;

  • недостаточный внутришкольный контроль по этому направлению;

  • недоработки по воспитанию социально- ответственной личности одарённого ребёнка;

  • высокий процент детей, проживающих в малообеспеченных, социально- незащищённых семьях;

Ситуация, сложившаяся в настоящее время, требует долгосрочной, обновлённой программы мероприятий, направленных на улучшение качества работы с одарёнными детьми.
Раздел 2. Концепция и методические основы построения программы.

Предлагаемая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя, развиваешь общество»- тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.


Основные концептуальные положения Программы «Одарённые дети»:

1.Программа призвана реализовать основные положения Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, нормативно – правовые документы областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» в части поддержки талантливой молодёжи.

2.Способствовать обеспечению предприятий, организаций, учреждений города и района высококвалифицированными кадрами. В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.


Раздел 3. Исполнители программы.
1. Методический кабинет г. Тавды.

2. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11.

3. ЦТР « Гармония».

4. ДЮСШ г. Тавды

5. Школа искусств

6. Музыкальная школа.
Раздел 4. Цели и задачи программы.
Цели:

Развитие образовательного потенциала одарённых учащихся с учетом их жизненных устремлений, выработка навыков самообразования для дальнейшего образования будущих выпускников


Задачи:

  1. совершенствование содержания и технологий образования одарённых детей;

  2. развитие системы обеспечения качества образовательных услуг на повышенном уровне;

  3. создание сети предпрофильной и профильной подготовки;

  4. формирование групп, ориентированных на высокий уровень

интеллекта и познавательных потребностей;

  1. предварительная оценка степени и меры самораскрытия одарённых учащихся, умственного, эмоционального, социального развития и индивидуальных различий учащихся;

  2. удовлетворение потребности в новой информации;

  3. формирование новых учебных планов для этих групп;

  4. подготовка профессионально грамотных, высококвалифицированных

педагогических кадров;

  1. сотрудничество ОУ с высшими и средними специальными учебными

заведениями по подготовке будущих выпускников к дальнейшему

обучению;

  1. расширение системы дополнительного образования;

  2. введение сквозных специальных курсов;

  3. индивидуализация обучения и воспитания;

  4. повышение эффективности управления этим направлением УВР;

  5. создание учебно-материальной базы для работы с одарёнными детьми


Раздел 5. Оценка эффективности мероприятий, направленных на развитие одарённых детей.

Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем организации работы с одарёнными детьми. Она включает в себя:

  • разработку показателей и внедрение методик изучения детской одарённости;

  • выявление одарённых детей;

  • разработку системы качественного обучения одарённых детей, основанную на результатах изучения способностей учащихся и их жизненных устремлений;

  • создание системы педагогического сопровождения каждого ученика в процессе обучения;

  • внедрение современных методов мониторинга качества работы с одарёнными детьми;

  • обеспечение системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, разработку и внедрение программ (планов) индивидуального сопровождения одарённых детей;

  • пропаганду необходимости получения качественных знаний для реализации личностных планов и потребностей общества в высококвалифицированных специалистах (через проведение конкурсов, смотров, праздничных мероприятий, использование средств массовой информации и др.).


Раздел 6. Механизм реализации программы.

Для успешной реализации в основу программы положен проектный принцип, который позволит ученикам и исполнителям программы «Одарённые дети» принять участие в проектировании своей программы.

Программа «Одарённые дети» реализуется на трёх организационных уровнях. При этом прослеживаются два основных направления:

  1. перемещение центра тяжести от понимания одарённости как однофактного явления к раскрытию структуры одарённости

  2. переход от ограничения одарённости в интеллектуальной области к другим видам одарённости: творческой, лидерской, художественной и т.д.


Уровень организованного детского коллектива.

При раскрытии проблемы одарённости особую важность приобретает определение источников одарённости - продукт самой природы или закономерный результат обучения и воспитания. Необходим как можно более ранний отбор, развитие и стимулирование одарённых детей. Программа «Образование и здоровье» в организованном детском коллективе включает следующие компоненты:



- выявление одарённых детей должно производиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения речи, памяти, логического мышления;

-этапы выявления одарённых детей и работы с ними:

1й этап – анамнестический - на первой ступени обучения, где при

выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-

либо деятельности, производится предварительная

индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка.

2й этап – диагностический - на этом этапе (5- 9 классы) проводится

индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей

ребёнка.

3й этап- этап формирования, углубления и развития неординарных

способностей ребёнка, приходится на основную и старшую

школу.

-развитие одарённых детей должно стать одним из важнейших аспектов деятельности школы;

-вовлечение родителей, общественности в работу с одарёнными детьми.
Уровень педагогического коллектива.
Программа включает в себя:


  • создание условий для профессионального роста педагогов для работы с талантливой молодёжью;

  • совершенствование содержания и технологий образования, профессиональные умения;

  • обогащение учебных программ, т.е. обновление и расширение содержания образования;

  • стимулирование познавательных способностей учащихся;

  • работа по специальному учебному плану;

  • дифференцированная работа, осуществление индивидуальных

подходов и консультирование учащихся;

  • развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к

исследовательской деятельности;

  • принятие взвешенных психолого-педагогических решений;

  • анализ учебно-воспитательной деятельности педагога и всего класса;

  • отбор и подготовка материала для коллективных творческих дел;

  • регулирование и улаживание конфликтов, уменьшение стрессовых ситуаций среди учащихся.


Уровень администрации ОУ

На данном уровне:



-формирование и развитие образовательного потенциала школы;

-повышение эффективности управления деятельностью по обучению и воспитанию одарённых детей;

-ведение координации, консолидации усилий, направленных на решение задач программы «Одарённые дети», всех участников образовательного процесса;

-создание система отслеживания (мониторинг, диагностика, анализ);

-ведение корректировки и контроля.


Раздел 7.Основные мероприятия программы.
Уровень организованного детского коллектива:


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Рефлексия

1

Участие в конкурсе агитбригад

Июнь,

ежегодно

Организатор ОБЖ




2

Участие в выставках детского творчества

Ежегодно

Учитель ИЗО

Приказы по школе

3

Участие в школьном конкурсе «Ученик года»

Через год

Заместитель директора по УВР

Приказы по школе

4

Участие в областных конкурсах «Русский медвежонок»,

« Кенгуру – математика для всех»

Ноябрь, март,

ежегодно

Заместитель директора по УВР




5

Участие в городском интеллектуальном марафоне 3,4 класс

Декабрь,

ежегодно

Учителя начальных классов

Приказы по школе

6

Участие в городском интеллектуальном марафоне 5,7 класс

Декабрь,

ежегодно

Учителя - предметники

Приказы по школе

7

Участие в городском и областном турнире юных физиков

Декабрь,

ежегодно

Учитель физики

Приказ по школе

8

Участие в слёте детских объединений

Сентябрь, май, ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе




9

Участие в районных, окружных и областных олимпиадах по общеобразовательным предметам

Ежегодно

Заместитель директора по УВР

Приказы соответст-

вующего

уровня


10

Участие в школьных спортивных соревнованиях

Декабрь,

ежегодно

Организатор ОБЖ, учитель физической культуры

Приказ по школе

11

Участие в конкурсе театральных коллективов школ

Декабрь,

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Приказ по школе

12

Участие в социум – игре

« Ветер перемен»

Февраль,

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Приказ по школе


13

Участие в интеллектуальной игре « Соображалки» 1 – 4 классы.

Февраль,

ежегодно

Заместитель директора по УВР




14

Защита исследовательских проектов

Февраль,

ежегодно

Заместитель директора по УВР

Приказ по школе

15

Участие в интеллектуальной игре «ЭкоКолобок» 3,4 классы

Март,

ежегодно

Учителя начальных классов




16

Конкурс моделей самоуправления

Март,

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Приказ по школе

17

Изучение уровня работы с одарёнными детьми в ходе тематических проверок

По плану школы

Директор

В итоговых документах

18

Освещение хода выполнения программы «Одарённые дети» в городских средствах массовой информации

По мере необходимости

Школа







19

Разработка новой редакции программы «Одарённые дети» на основе анализа выполнения действующих программ

До 1.03.2007г.

Администрация ОУ

Программа

20

Привлечение учреждений дополнительного образования к работе с одарёнными детьми

Постоянно

Администрация ОУ




21

Создание гибких и мобильных учебных планов независимого продвижения при изучении отдельных предметов

Постоянно

Завучи ОУ, учителя- предметники




22

Организация внеклассной работы с одарёнными детьми: клубов по интересам, кружков, спортивных секций и т.д.

Ежегодно

Администрация ОУ




23

Создания школьного музея


2007 - 2008

Руководители

музеев




24

Организация спортивного лагеря в летнее время

Ежегодно

Администрация ОУ




25

Проведение предметных декад

Ежегодно

Администрация ОУ

Приказы по ОУ

26

Проведение дней творчества «Я - школьник»

По планам ОУ

Администрация ОУ

Анкетирование

уч-ся

27

Проведение школьных олимпиад по общеобразовательным предметам

Ежегодно

Администрация ОУ

Приказы по ОУ

28

Смотры знаний

По графикам ОУ

Администрация ОУ



29

Подготовка одарённых детей к выполнению на ЕГЭ заданий части С

Ежегодно

Администрация ОУ




30

Слёты отличников и ударников учёбы

Ежегодно

Администрация ОУ




31

Создание и внедрение программы «Лидер»

2007

Администрация ОУ




32

Участие в областной игре «Азбука экономики»

ежегодно

Учитель экономики

Приказ по школе



Уровень педагогического коллектива:





№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Рефлексия

1

Курсовая переподготовка педкадров по работе с одарёнными детьми

По графику

ИРРО

Администрация ОУ




2

Внедрение новых учебно- методических комплексов, современных педагогических технологий при работе с одарёнными детьми в ОУ

Постоянно

Учителя -предметники




3

Изучение уровня работы педагогических работников с одарёнными детьми в ходе аттестации педкадров на 1 и 2 квалификационные категории

В ходе аттестации

педагогиче -ских работников

Аттестационная комиссия

Экспертная оценка

АК

4

Проведение полного анализа результатов ЕГЭ по предметам (в разрезе ОУ, учителей)

Июнь каждого года

Администрация




5

Пропаганда передового педагогического опыта по этому направлению через ШМО

Постоянно







6

Проведение педсоветов по теме «Одаренные дети»

2007 год

Заместитель директора по УВР

Протокол


Уровень администрации ОУ:


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Рефлексия

1

Участие школы в городских, окружных и областных конкурсах по работе с одарёнными детьми

В сроки, установленные в По- ложениях.

Администрация ОУ




2

Поддержка учителей, имеющих высокие результаты работы с одарёнными детьми

Постоянно

Руководители

ОУ

Мониторинг качества образования

3

Проведение полного анализа результатов ЕГЭ по предметам (в разрезе школ, учителей)

Июнь каждого года

Заместитель директора по УВР




4

Проведение конкурсного отбора лучших учителей

По графику

Администрация ОУ




5

Обновление книжного фонда библиотек, фонда методической литературы, учебно- материальной базы для работы с одарёнными детьми

Постоянно

Руководители ОУ




6

Закупка компьютерного оборудования.

По мере

финансирования

Администрация ОУ




7

Оснащение ОУ лингофонным оборудованием, мультимедийными установками

По мере финансирования

Администрация ОУ




8

Внедрение информационных технологий и электронных учебников, пособий

Постоянно

Администрация ОУ




9

Участие педагогов в конкурсе «Учитель года», «Руководитель года», « Самый классный классный»

Март







11

Обсуждение на совещании при директоре итогов работы с одарёнными детьми

Согласно годовым планам

Администрация ОУ




12

Мониторинг качества образования

одарённых детей (ЕГЭ и другие показатели)

В установ-

ленные

сроки

Администрация ОУ






13

Работа учителей, использующих новые образовательные технологии, в творческих группах.

Постоянно

Администрация




14

Пропаганда педагогического передового опыта по этому направлению через ШМО, средства массовой информации.

Постоянно

Администрация





Раздел 8.Ожидаемые результаты программы.
- налаживание системы мониторинга эффективности работы с одарёнными детьми;

- совершенствование содержания и технологии обучения одарённых детей;

- совершенствование системы выявления способных и одарённых учащихся в области научно- технического творчества, оказание им помощи и поддержки;

- повышение качества предоставления образовательных услуг одарённым детям;

- рост результативности достигнутых показателей, оценивающих эффективность работы с одарёнными детьми;

- оказание более квалифицированной помощи одарённым детям в самораскрытии; - повышение заинтересованности работников школы в результативности работы с одаренными детьми;

- достижение полного информационно- аналитического обеспечения управленческих решений на уровне школы.