microbik.ru
1 2 ... 4 5


УТВЕРЖДЕН

постановлением
Правительства
Хабаровского края

от №

КОМПЛЕКС МЕР

по модернизации региональной системы общего образования
Хабаровского края на 2012 год

В целях модернизации региональных систем общего образования постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 "О порядке предоставления в 2011 – 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" утверждены Правила предоставления в 2011 – 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования.
Раздел I. Текущее состояние системы общего образования

Хабаровского края
Модернизация системы общего образования в 2011 году осуществлялась в соответствии с целевыми ориентирами национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы.

Первоочередной задачей основных направлений модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы, утвержденных постановлением правительства Хабаровского края от 16 апреля 2010 г. № 104-пр, плана действия по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Хабаровском крае, утвержденного приказом министерства образования Хабаровского края на 2011-2015 годы от 31 декабря 2010 г. № 2534 являлась подготовка к введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Для реализации задачи введения федеральных государственных образовательных стандартов была подготовлена необходимая нормативная база (постановление Губернатора Хабаровского края от 07 февраля 2011 г. № 9 "О внесении изменений в постановление Губернатора Хабаровского края от 20 мая 2006 г. № 116 "О формировании субвенций из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе нормативов подушевого финансирования", приказ министерства образования Хабаровского края от 16 августа 2010 г. № 1752 "О создании координационного совета по вопросам организации введения и реализации федеральных государственных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края", приказ министерства образования Хабаровского края от 25 августа 2010 г. № 1775 "Об организации введения федеральных государственных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края"), разработаны во всех общеобразовательных учреждениях основные образовательные программы, модели внеурочной деятельности, организована апробация стандартов в 5 пилотных школах, которые с 2011/2012 учебного года стали центрами трансфера технологий, разработана каскадная модель повышения квалификации педагогов и руководителей, проведен мониторинг соответствия материально-технической базы учреждений и разработаны планы по ее укреплению.

Эффективность проведенных мероприятий отражена в следующих показателях:

- рост численности школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам с 0,33 процента до 12 процентов, в том числе на ступени начального общего образования - до 28,2 процентов;

- рост численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с федеральным государственным стандартом до 19 процентов;

- рост численности педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами до 19,2 процентов, в том числе 100 процентов охват повышением квалификации учителей, работающих в 1 классах.

- обеспеченность учащихся учебниками в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами – 100 процентов за счет средств краевого бюджета.

Требуется продолжение работы по укреплению материальной базы для приведения ее в соответствие с современными требованиями к организации образовательного пространства.

Наиболее сложным в решении задачи введения федерального государственного образовательного стандарта явилась разработка модели оценивания достижений учащихся. Очевидна потребность в системе общенациональной оценки качества образования, обеспечивающей принцип иерархичности, согласованности действий на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне отдельного образовательного учреждения.

В содержании направления "Система поддержки талантливых детей" реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" можно выделить два аспекта. С одной стороны, речь идет о выявлении и поддержке небольшой группы ярко одаренных детей, с другой стороны - о коренном изменении образовательного процесса, его переориентации на индивидуальные образовательные траектории, создание которых позволяет не просто отбирать одаренных детей, но сформировать условия для массового проявления детских талантов в разных сферах деятельности.

В 15 из 19 муниципальных образованиях края разработаны и приняты нормативные акты по поддержке одаренных детей. В 2010-2011 учебном году на поощрение одаренных детей и молодежи из бюджетов муниципальных образований было израсходовано около 3,5 млн. рублей.

В соответствии с приказами Минобрнауки России присуждены премии 48 победителям региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятий.

Продолжает развиваться олимпиадное движение. В 2011 году в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 98,7 процента общеобразовательных учреждений края. В муниципальном этапе олимпиады участвовали 10823 человека, что составляет 38,5 процента от количества учащихся 7-11 классов. Краевой этап всероссийской олимпиады школьников проводился по 21 предмету, в нем приняли участие 860 человек из всех городских округов и муниципальных районов края.

В заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 39 человек. Победителями и призерами по 6 предметам (право, химия, физика, физическая культура, русский язык, технология) стали 10 учащихся (25,6 процента от количества участников).

Развивается научно-исследовательская деятельность школьников, совершенствуется деятельность Хабаровского краевого научного общества учащихся. В 17 муниципальных образованиях края создано 176 научных обществ учащихся. В 2011 году организовано сетевое взаимодействие Совета кураторов и членов краевого научного общества учащихся по 21 направлению. Из краевого бюджета в 2011 году на проведение краевых олимпиад, конкурсов, участие в научно-практических конференциях израсходовано 7,1 млн. рублей.

Значение показателей:

- удельный вес численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях, которым оказана поддержка в рамках программ поддержки одаренных детей и талантливой молодежи – 20 процентов,

- удельный вес численности детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору (не менее трех доступных предложений из разных областей знаний и сфер деятельности) получать доступные качественные услуги дополнительного образования – 88,8 процентов,

позволяет сделать вывод о достаточной эффективности мероприятий по развитию данного направления.

Требуется продолжение деятельности по развитию сети образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, увеличения финансовой поддержки данного направления (предоставление грантов).

Для разработки регионального финансового норматива подушевого финансирования для одаренных детей требуется разработка модельной методики формирования (расчета) норматива для одаренных детей на федеральном уровне.

В рамках направления "Совершенствование учительского корпуса" в 2011 году в Хабаровском крае проходила работа по следующим направлениям: повышение заработной платы учителей, апробация нового порядка аттестации педагогических работников; разработка и апробация модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации; обеспечение профессионального развития управленческих кадров системы образования,

В результате работы складывается инновационная система переподготовки и повышения квалификации работников образования. Программа аттестации реализуется в мероприятиях, призванных материально и морально стимулировать процессы совершенствования педагогов как профессионалов (размер повышающего коэффициента за высшую квалификационную категорию специалистам повышен с 0,5 до 0,75). Разработаны инновационные модели, обеспечивающие адресный подход в повышении квалификации педагогов.

В соответствии с федеральным Сетевым графиком реализации приоритетного национального проекта "Образование" министерство образования и науки края приняло участие и победило в конкурсе по созданию сети из 32 стажировочных площадок для обучения педагогических и руководящих работников системы образования по направлению "Достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Ключевая составляющая деятельности стажировочной площадки - внедрение практико-ориентированной модульной системы в процесс повышения квалификации на базе 20 учреждений, входящих в ассоциативное объединение стажировочной площадки.

Требуется продолжение реализации мер по закреплению молодых педагогов в образовательных учреждениях.

Региональный план первоочередных действий по реализации направления инициативы "Изменение школьной инфраструктуры" включал в себя четыре ключевых направления:

- внедрение эффективных форм профильного обучения на III ступени общего образования,

- распространение отработанных в ходе реализации комплексного проекта модернизации образования моделей взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование,

- реализация мероприятий программы "Доступная среда";

- укрепление материальной базы, обеспечивающей качественное образование.

В крае созданы различные модели организации профильного обучения: функционируют 15 ресурсных центров, 3 социокультурных центра, одна школа третьей ступени обучения (старшая профильная школа), сетевая организация профильного обучения по моделям "школа-вуз-предприятие", "школа-школа" через обучение по индивидуальным учебным планам.

В 2011 году Хабаровский край в числе 36 субъектов Российской Федерации принял участие в реализации мероприятий государственной программы "Доступная среда".

Основные показатели по данному направлению:

- рост численности обучающихся в современных зданиях, обладающих современной технологической инфраструктурой и отвечающих строительным нормам и правилам, пожарным требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам - 60 процентов;

- рост численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными медиатеками и библиотеками - 65 процентов;

- рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста - 40 процентов;

удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом от общего численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях – 100 процентов.

Выполнения плана первоочередных действий по реализации инициативы "Сохранение и укрепление здоровья школьников" было направлено на введение третьего часа физкультуры, развитие конкурсного движения среди общеобразовательных учреждений, укрепление материальной базы пищеблоков, медицинских кабинетов, школьных стадионов.

В Хабаровском крае продолжалась реализация экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В рамках экспериментального проекта по совершенствованию организации питания в муниципальных образовательных учреждениях г. Хабаровска в 2011 году произведен ремонт и оснащение современным технологическим оборудованием 25 учреждений образования, в результате чего удельный вес общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми составил – 78,3 процента, доля обучающихся общеобразовательных учреждений, которые получают качественное горячее питание, составила – 77, 1 процента.

В рамках соглашения с администрациями муниципальных районов и городских округов на условиях софинансирования организована работа по ремонту и оснащению медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений, в результате чего получены лицензии на медицинскую деятельность в 30,7 процентов медицинских кабинетов.

Необходимо продолжение работы по поэтапному укреплению материальной базы общеобразовательных учреждений спортивным оборудованием, а также оснащение столовых и медицинских кабинетов.

В результате институциональных преобразований на основе реализации современных организационных и экономических механизмов в 100 процентов образовательных учреждений края введена новая система оплаты труда (НСОТ) и нормативное подушевое финансирование, реализованы мероприятия по переводу учреждений на новые финансово-экономические механизмы хозяйствования. Мероприятия по переходу на НСОТ с 01 апреля 2009 г. в соответствии с Законом Хабаровского края от 26 ноября 2008 г. № 222 "Об основах новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края" и реализация комплексного проекта модернизации региональных систем образования позволили увеличить среднюю заработную плату работников учреждений общего образования на 6,8 процентов (средняя заработная плата составляла: в 2009 году – 14 467 руб., в 2010 году - 15 450 руб., в мае 2011 года – 15 938 руб.), в том числе учителям на 7,8 процентов (средняя заработная плата составляла в 2009 году – 17 048 руб., в 2010 году – 18 385 руб., в мае 2011 года – 19 571 руб.).

Формируются условия для повышения открытости образовательных учреждений. По итогам 2010/2011 учебного года представили публичные отчеты на общешкольных собраниях, сайтах учреждений, в средствах массовой информации, на сельских сходах граждан, расширенных заседаниях органов представительной власти 97,7 процентов дневных общеобразовательных школ. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих собственные сайты, увеличилась с 74 процентов в 2007 г. до 92 процентов в 2011 г.

В структуру государственно-общественного управления системой образования Хабаровского края входят: краевой государственно-общественный совет; 13 муниципальных советов по вопросам образования, 11 общественно-координационных советов при главах городских округов и муниципальных районов края, краевой родительский совет. Управляющие советы созданы в 74,0 процентах, попечительские советы - в 20,8 процентах общеобразовательных школ.

Новым механизмом ориентированной на результат системы управления стал вступивший в силу в 2011 году новый Порядок аттестации педагогических работников (педагогических кадров). На его основе в крае был разработан новый регламент, который позволил закрепить связь результата аттестации с результатами профессиональной деятельности педагогов. Аттестация педагогических работников проводится на основании определения их социально-профессионального статуса и экспертной оценки профессиональных достижений и профессиональной компетентности.

Создание новой модели аттестации педагогических кадров, ориентированных на результативность обучения учащихся, увеличение размера повышающего коэффициента за высшую квалификационную категорию педагогам с 0,5 до 0,75 стимулирует специалистов отрасли на совершенствование используемых педагогических технологий и улучшение качества образования.

В рамках мероприятий по созданию и развитию региональной системы оценки качества образования выстроена единая система диагностики и контроля состояния образования, которая обеспечивает своевременное выявление изменений и определение факторов, влияющих на качество образования в крае.

С 2009 года в рамках осуществления государственного контроля качества образования на единой концептуально-методологической основе организовано проведение диагностических процедур оценки уровня предметной обученности учащихся.

В целях завершения и повышения эффективности институциональных преобразований необходимо дальнейшее совершенствование методики расчета норматива подушевого финансирования и новой оплаты труда; расширение участия институтов общественно-государственного управления в формировании и реализации стратегий развития образовательных систем; увеличение численности автономных учреждений; формирование систем оценки качества на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений; формирование механизмов общественно-профессиональной экспертизы оценки качества образования.


следующая страница >>