microbik.ru
1 2 ... 10 11
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СЕМЕЙНЫХ СПОРАХ
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 6 апреля 2010 года
Н.В. ПЛАСТИНИНА
Пластинина Наталия Вячеславовна - практикующий юрист с 12-летним опытом работы, обширная практика которой состоялась в жилищных, семейных, трудовых спорах. Автор имеет большой практический опыт консультирования граждан по вопросам гражданского законодательства, по имущественным отношениям, по вопросам защиты прав потребителей. Последние два года активно участвует в делах по разрешению семейных споров.
В книге рассмотрены правовые основания деятельности органов опеки и попечительства в России, собраны все основные ситуации, требующие участия органов опеки и попечительства: семейные споры, дела об усыновлении/удочерении, вынесение на разрешение суда вопросов о лишении или ограничении родительских прав и иные вопросы семейного права, в которых участвуют органы опеки и попечительства.

Настоящее издание подготовлено на основании действующего законодательства Российской Федерации с учетом сложившейся судебной и внесудебной практики. Приведенные примеры и образцы помогут в подготовке документов, направляемых заинтересованными лицами в орган опеки и попечительства и судебные органы.

В книге широко использована судебная практика, в том числе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Книга будет интересна как начинающим специалистам в области семейного права, так и широкому кругу читателей.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 06.04.2010.
Глава 1. ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Образование и функции органа опеки и попечительства
Как и другие споры, решение спорных семейных отношений можно передать на рассмотрение суда. Однако урегулирование таких споров, защита семейных прав осуществляется не только в суде. В случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (далее - СК РФ), функции по защите семейных прав осуществляют и государственные органы опеки и попечительства.

В соответствии с п. 2 ст. 121 СК РФ, ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - ФЗ "Об опеке и попечительстве") органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов РФ, СК РФ, ГК РФ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с ФЗ "Об опеке и попечительстве" и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В связи с вышеизложенным название органов опеки и попечительства, их местонахождение может определяться в каждом субъекте РФ по-разному: данные органы могут быть образованы как в составе Министерства социальной защиты населения области, так и в составе Министерства образования области или др. Орган опеки и попечительства в основном располагается при администрации района (в том же здании или комплексе), но может и располагаться отдельно.

Например, на основании Закона Московской области от 29.12.2007 N 240/2007-ОЗ "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области" в соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 17.12.2008 N 174-ПГ "О структуре исполнительных органов власти Московской области, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в Московской области" была обновлена структура исполнительных органов государственной власти Московской области. В нее вошли Министерство образования Московской области и Министерство социальной защиты населения Московской области.

Государство осуществляет регулирование всех сфер деятельности на своей территории. В области семейного права деятельность государственных органов по регулированию отношений опеки и попечительства занимает особое место, имеющее важное социальное значение. Государственное регулирование деятельности по опеке и попечительству призвано обеспечить своевременное выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройство; призвано осуществить защиту прав и законных интересов подопечных и обеспечить достойный уровень их жизни; обеспечить исполнение опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий. Кроме того, государственное регулирование деятельности по опеке и попечительству призвано обеспечить государственную поддержку физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Условно функции органов опеки и попечительства можно разделить на:

1. Функции по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. К таким функциям относятся:

1) выявление детей, оставшихся без попечения родителей;

2) ведение их учета, в том числе ведение личных дел подопечных;

3) выбор формы устройства таких детей;

4) последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ч. 2 п. 1 ст. 121 СК РФ);

2. Функции по защите прав детей, воспитываемых в семьях. К таким функциям относятся:

1) защита ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью путем отобрания у родителей (ст. 77 СК РФ);

2) осуществление контролирующих функций в отношении общения и контактов детей с родителями, ограниченными в родительских правах судом (ст. 75 СК РФ);

3) участие в решении семейных споров в суде (ст. 78 СК РФ);

4) функции по согласованию юридически значимых действий родителей детей (например, изменение имени, фамилии - ст. 59 СК РФ);

5) надзор за деятельностью опекунов, попечителей (в том числе по договору о приемной семье) (ст. 24 ФЗ "Об опеке и попечительстве");

3. Функции по защите прав совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными).

Защита имущественных интересов граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными путем контроля за деятельностью опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечных (выдача разрешений, согласий на совершение сделок - ст. 37 ГК РФ).
1.2. Задачи и полномочия органа опеки и попечительства
Как и любой орган исполнительной власти, органы опеки и попечительства имеют свои цели и задачи деятельности, они наделены законодателем определенным спектром полномочий, установленных и регламентированных различными законами РФ.

К основным задачам органов опеки и попечительства законодатель относит:

1) защиту прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Семейным кодексом РФ, ФЗ "Об опеке и попечительстве" органам опеки и попечительства предоставлен широкий круг полномочий по защите семейных прав. В несудебном порядке защита семейных прав возможна только в случаях, предусмотренных законом. В частности, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ (ст. 77 СК РФ).

Статьей 8 ФЗ "Об опеке и попечительстве" органам опеки и попечительства предоставлены следующие полномочия:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с ФЗ "Об опеке и попечительстве" разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 ГК РФ;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 ГК РФ;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством РФ, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Следует отметить, что деятельность органов опеки и попечительства тесно связана с деятельностью иных органов и организаций; зачастую для реализации своих задач органы опеки и попечительства взаимодействуют с другими органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

Прежде всего, это касается деятельности органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также деятельности по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. Более того, полномочия органов опеки и попечительства по осуществлению вышеуказанной деятельности (по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах) могут осуществляться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Такое право прямо закреплено п. 4 ст. 6 ФЗ "Об опеке и попечительстве". Однако деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ не допускается.
Глава 2. УЧАСТИЕ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ СЕМЕЙНОГО ПРАВА
2.1. Формы семейного устройства.

Роль органа опеки и попечительства
Сегодня в России насчитывается более 760 тысяч сирот. В прошлом году в приемные семьи, под опеку и попечительство, а также на усыновление передано более 112 тысяч детей. К сожалению, из них обратно в детские дома возвращено 323 подростка (по причине, что приемные родители не справились с обязанностями по их воспитанию) <1>.

--------------------------------

<1> Источник: интернет-версия газеты "Российская газета" от 10 июня 2009 года: http://www.rg.ru/2009/06/19/siroty-vesti.html.
В соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в указанные организации исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Итак, СК РФ различает несколько форм семейного устройства.

1. Опека и попечительство. Данная форма семейного устройства предусмотрена гл. 20 СК РФ и является одной из форм обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми не достигшими 14-летнего возраста, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Попечительство применяется ГК РФ также в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

2. Патронатное воспитание. Данная форма является новой в законодательстве РФ. В соответствии с СК РФ обязанность по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и их семейное устройство, возлагается на органы опеки и попечительства. Каждый субъект РФ в соответствии со ст. 123 СК РФ может ввести на своей территории такую форму семейного устройства, как патронат, принимая для этого свой закон, в котором должен определить правовую основу патроната.

Отличительными признаками патронатного воспитания от иных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

1) ограничение на основании договора пределов осуществления законного представительства интересов передаваемого на воспитание ребенка;

2) возмездность осуществления обязанностей патронатного воспитателя;

3) ребенок в патронате остается воспитанником детдома в отличие от передачи ребенка в приемную семью.

Данная форма семейного устройства базируется на трехстороннем договоре, который заключается между органами опеки и попечительства, администрацией детского дома или организацией по патронату, муниципальным органом социальной защиты населения - в зависимости от вида патроната - и патронатным воспитателем, согласно которому дети передаются на патронатное воспитание в семью. Договор заключается на определенный срок. При этом представительство в отношении прав и законных интересов ребенка разграничено между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. Согласно договору патронатному воспитателю выплачивается заработная плата. На ребенка ежемесячно выплачивается пособие. Данная форма устройства становится все более популярной.

Договор о патронатном воспитании предусматривает условия содержания, воспитания и образования ребенка, меры по защите его прав, перечень документов, передаваемых патронатному воспитателю, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, срок договора, размер средств, выплачиваемых на содержание ребенка, порядок осуществления контроля, ответственность сторон и иные условия.

Порядок осуществления патроната, заключения договоров определяется органами государственной власти субъектов РФ. Например, на территории Московской области действует Закон Московской области от 05.07.2003 N 77/2003-ОЗ "О патронате" (далее - Закон МО "О патронате"), в котором определены такие виды патроната, как патронатное воспитание, постинтернатный патронат и социальный патронат, условия и основания установления патроната, основные требования к содержанию договора о патронате, срок патроната и иные аспекты.

Согласно Закону МО "О патронате" патронатом является форма воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.


следующая страница >>