microbik.ru
1 2 ... 8 9


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Для студентов юридического факультета

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009
УТВЕРЖДЕНО

кафедрой государственного
и административного права
С о с т а в и т е л и : канд. юрид. наук, проф. В.Я. Насонов;

канд. юрид. наук, доц. С.С. Купреев

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административное право» / сост. В.Я. Насонов, С.С. Купреев. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 74 с.

Подготовлены на юридическом факультете.

© Насонов В.Я., Купреев С.С., 2009

Кафедра государственно-правовых дисциплин считает необходимым обратиться к студентам с некоторыми пожеланиями, советами и рекомендациями, которые должны оказать им помощь в изучении административного права.

Приступая к изучению административного права, студенты прежде всего должны ознакомиться с программой дисциплины. В процессе самостоятельной работы по той или иной теме необходимо уделять постоянное внимание тщательному изучению положений соответствующих законов Российской Федерации. Особое значение имеет глубокая проработка рекомендуемых статей Конституции РФ.

Определенные трудности в изучении дисциплины связаны с тем, что отрасль административного права находится в постоянном изменении. В связи с этим студентам рекомендуется использовать не только общевузовские учебники по административному праву, но и законодательные акты по основным темам дисциплины.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Предмет и система административного права
Государственное управление и административное право
Российской Федерации


Начиная работу над данной темой, студентам необходимо уяснить, что административное право, так же как и другие отрасли права, играет роль регулятора общественных отношений.

Административное право – одна из самых емких и сложных отраслей системы права России. Нет ни одной сферы государственной и общественной жизни, которая не регулировалась бы в той или иной степени административным правом. Например, в административно-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная и общественная безопасность и другие) административное право занимает ведущее место.

Формирование в Российской Федерации правового государства предопределяет возрастание роли всех отраслей права, в том числе административного права.

Переход к рынку ведет к определенному сужению административно-правового регулирования сферы экономики и социально-культурного строительства. Вместе с тем роль административного права и в этих сферах достаточна велика.

Мировой опыт показывает, что развитые страны не отказались от государственной собственности, а значит, и от государственного регулирования. Так, например, доля государственной собственности в таких странах, как США, Франция, Англия, Германия, составляет от 20 до 35 процентов.

Конституция Российской Федерации закрепила положение, в соответствии с которым государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Административное право призвано «обслуживать» исполнительную власть, которая осуществляется с помощью административного аппарата (аппарата государственного управления).

Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

Предмет административного права – совокупность однотипных общественных отношений, складывающийся в сфере государственного управления (исполнительной власти) и подлежащих регулированию административно-правовыми нормами, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

Для более полного представления о проблеме формулирования предмета административного права студентам рекомендуется ознакомиться с подходом К.С. Бельского1, который предлагает к сфере государственно-управ­лен­ческих отношений добавить еще два вида – полицейские отношения и отношения в сфере административной юстиции.

Для регулирования вышеназванных общественных отношений административное право использует совокупность способов воздействия на волю и поведение их участников, что позволяет говорить о методе административного права. Универсальными правыми средствами, используемыми любой отраслью права, являются предписания, запреты и дозволения.

Административно-правовой метод – совокупность основных, наиболее значимых и эффективных правовых средств, использование которых позволит достичь поставленной цели правового регулирования. Административно-правовой метод на латыни называется императивным (повелевающим). Он предполагает, как правило, неравенство сторон: одна сторона обычно наделена государственно-властными полномочиями по отношению к другой, именно она – первая сторона – принимает управленческие решения, осуществляет государственный контроль за действиями другой стороны, может в предусмотренных законом случаях применять к ней принуждение.

Таким образом, административное право изначально предполагает преобладающим способом правового регулирования метод прямого распорядительства, директивный, приказной метод. Тем не менее, особенности правового положения участников отношений не позволяют решать все вопросы лишь распорядительным методом, поэтому для административно-правового регулирования используются и согласование, и рекомендации, и договорная форма решения стоящих задач.

При рассмотрении государственного управления первостепенное внимание надо обратить на глубокую проработку характерных черт и функций государственного управления, а также сфер его осуществления.

Существуют различные виды управления. Нас, прежде всего, будет интересовать социальное управление, возникающее между людьми в обществе. Это управление представляет собой совокупность отношений, возникающих между субъектом управления (тем, кто управляет), и объектом управления (тем, чьим поведением управляют), наличием прямых и обратных связей, в которых реализуются функции сбора и обработки информации, прогнозирования, планирования, организации, координации и взаимодействия, учета и контроля. Основная цель социального управления – упорядочить совместную деятельность людей, направить ее на достижение положительных, созидающих общественно значимых целей.

Студенты должны четко представлять, что государственное управление как один из видов государственной деятельности изучается учебной дисциплиной «Административное право» в связи с тем, что данная отрасль права регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления государственного управления. Именно государственное управление представляет собой форму реализации исполнительной власти.

Государственное управление можно определить как организующую деятельность органов государственного управления (исполнительной власти и иных органов), осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном практическом выполнении функций государства.

Государственное управление объективно необходимо, оно охватывает следующие сферы государственной и общественной жизни: экономику (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и другие); социально-культурное строительство (образование, наука, культура, здравоохранение, социальное обеспечение и другие) и безопасность (оборона, государственная и общественная безопасность и другие).

Следует отметить, что государственное управление осуществляется в отношении объектов государственной собственности. Вместе с тем определенные управленческие функции распространяются и на объекты негосударственной собственности (муниципальной и частной).

Характерные черты государственного управления:

1. Государственное управление осуществляется от имени государства и является организующей деятельностью.

2. Функции государственного управления реализуются специально создаваемыми в установленном порядке органами исполнительной власти (государственного управления), основными из которых являются, например, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, администрации краев, областей и другие.

3. Государственное управление осуществляется путем воздействия на определенные объекты управления. Ими являются граждане, предприятия, учреждения, организации, а также нижестоящие органы государственного управления и их должностные лица.

4. Государственное управление часто носит государственно-властный характер, в силу чего оно осуществляется преимущественно в правовых формах. Поэтому велика роль административного права в «обслуживании» государственного управления, в реализации исполнительной власти. Вот почему административное право нередко называют управленческим правом.

5. Государственное управление – подзаконная деятельность, она основывается на законах и реализуется на подзаконном уровне.

Проработав указанные положения, студенты должны обратить внимание на сущность таких функций государственного управления, как сбор, обработка и передача информации, прогнозирование и планирование, организация и руководство, регулирование, координация, контроль и надзор. Общие функции управления конкретизируются в функциях отдельных органов, структурных подразделений, должностей.

Нередко государственное управление отождествляется с исполнительной властью. Исполнительная власть в значительной степени – категория политико-правовая, в то время как государственное управление – организационно-правовая. Система разделения властей исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется в деятельности их субъектов. Поэтому государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Следует, однако, иметь в виду, что понятие «государственное управление» – более широкое по сравнению с «исполнительной властью». Поэтому субъектами государственного управления являются не только органы исполнительной власти, но и иные звенья государственного управления. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в следующих главах.

По рассматриваемой теме студентам рекомендуется использовать общевузовский учебник: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., 1998.

Тема 2. Административное право как отрасль права и как наука

Приступая к изучению административного права, студенты прежде всего должны уяснить, что административное право может быть представлено и как отрасль российского права, и как наука, и как учебная дисциплина. В любом своем проявлении административное право тесно связано с понятием «управление» как целенаправленного руководящего и организующего воздействия субъекта управления на управляемый объект.

Вопрос об определении административного права, его предмете и методе является дискуссионным, и студенты могут столкнуться с целым рядом мнений по этому вопросу2.

В настоящее время большинство ученых-административистов определяют административное право, используя термины «государственное управление» и «исполнительная власть». Применение термина «государственное управление» является более традиционным. Под государственным управлением следует понимать разновидность социального управления, государственной деятельности, осуществляемой органами всех ветвей государственной власти в пределах установленной компетенции и направленной на упорядочение социальных процессов. Термин «исполнительная власть» в административном праве не нов, однако широкое распространение он получил лишь после закрепления в ст. 10 Конституции Российской Федерации 1993 г. принципа разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть – ветвь государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства Российской Федерации и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распоря­дительного характера3. Студентам следует усвоить, что термин «испол­ни­тельная власть» отражает, во-первых, качественное состояние, способность и полномочность образованной в установленном порядке совокупности государственных органов, именуемых органами исполнительной власти, осуществлять повседневное, текущее управление делами общества и государства, и, во-вторых, этот термин отражает качественное содержание и определенность самой деятельности органов исполнительной власти, признаки, позволяющие отличать ее от других видов государственной деятельности, осуществляемых органами законодательной и судебной властей. Поэтому, говоря об исполнительной власти, мы будем употреблять понятия «органы исполнительной власти», «осуществление исполнительной власти», «реализация исполнительной власти», «система исполнительной власти», «механизм исполнительной власти».

Нельзя отождествлять такие государственно-правовые явления, как «государственное управление» и «исполнительная власть», основываясь лишь на частичном совпадении их целевого предназначения. Государственное управление – это, прежде всего, деятельность, а исполнительная власть – лишь ее сущностная характеристика, требующая реализации в определенных организационно-правовых формах. Поэтому сравнивать можно лишь такие понятия как «государственное управление» и «реализация, осуществление исполнительной власти». В таком случае они будут сравниваться как два вида деятельности. Задачи государственного управления шире, чем задачи, решаемые в процессе реализации исполнительной власти. Круг субъектов государственного управления шире круга субъектов, практически реализующих исполнительную власть. Это дает основание говорить о том, что государственное управление шире практической реализации исполнительной власти.

Таким образом, административное право как отрасль российской системы права – это совокупность правовых норм, содержащихся в различных источниках и регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти. Данное определение позволяет выделить в целом предмет рассматриваемой нами отрасли права как совокупность урегулированных нормами административного права общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти.

Административное право как наука представляет собой систему общепризнанных взглядов, представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях осуществления государственного управления и реализации исполнительной власти. Она изучает:

круг основных вопросов, связанных с организацией и деятельностью исполнительной власти, ее взаимодействием с иными ветвями государственной власти;

основные административно-правовые явления и категории, такие как государственное управление, формы и методы реализации исполнительной власти;

субъекты административного права, меры административного воздействия, применяемые органами исполнительной власти;

построение системы исполнительной власти в России, государственное управление в основных сферах общественной жизни.

Наука также изучает прошлое (различные периоды исторического развития административного права в нашей стране, например в царской России до революции 1917 г., на различных этапах существования СССР и т. п.), настоящее (нынешнее состояние данной отрасли права, в том числе существующие проблемы) и будущее данной отрасли права (анализ перспектив развития, обоснование необходимости внесения изменений в законодательство и т. п.).

Основные теоретические положения и современные достижения науки административного права, опирающиеся на анализ административно-правовых норм, практику их применения, составляют содержание административного права как учебной дисциплины. Кроме того, необходимо учитывать, что содержание административного права как учебной дисциплины (набор изучаемых студентами тем) в разных вузах может различаться в зависимости от специализации будущих выпускников (например, в высших школах милиции, Таможенной академии, Академии нефти и газа и т. п.).



следующая страница >>