microbik.ru
1
Учебники преподавателей кафедры

На кафедре подготовлены двадцать шесть учебников и учебных пособий, значительная часть которых рекомендована Министерством образования и науки для студентов высших учебных заведений. Большинство из них вышли третьим и четвертым изданием. Учебник по психологии и этике делового общения выдержал уже пять изданий. Общий тираж подготовленных преподавателями кафедры учебников и учебных пособий составил более полумиллиона экземпляров. Пять учебников кафедры включены в серию "Золотой фонд российских учебников".

К изучению дисциплин кафедры рекомендуются следующие учебники и учебные пособия.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Авторы учебника "Философия": проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратников, доц. В.Ф.Голубь, проф. В.Ю.Дорошенко, доц. Ю.И.Зельников, проф. Л.И.Зотова, проф. В.И.Колядко, проф. Э.В. Островский, доц. Ж.Б.Скрипкина, проф. Л.Г. Титова, проф. Л.И.Чернышева, проф. В.В. Юдин.

В данном издании изложен полный курс учебной дисциплины "Философия". В нем раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показываются роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, ее основных направлений и школ. Показываются различные способы решения в них важнейших философских проблем, таких как проблемы бытия, материи, сознания, познания человеком мира, а также широкого круга вопросов развития общества и человека. Особое внимание уделено методологии научного познания данных проблем, как она представлена в различных направлениях современной философии. Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни.

Предыдущие издания учебника "Философия" выходили в 2001, 2004 и 2006 г.г. Он включен в серию "Золотой фонд российских учебников". В 2004 г. учебник "Философия" награжден дипломом учебно-методического центра "Профессиональный учебник".

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 415 с.

Авторы учебника "Психология и этика делового общения": проф. Лавриненко В.Н., проф. В.Ю. Дорошенко, проф. Л.И.Зотова, проф. Э.В.Островский, доц. Л.Т.Подвойская, проф. В.П.Ратников, доц. Ж.Б.Скрипкина, проф. Л.Г.Титова, проф. И.А.Уледова, проф. Л.И.Чернышева, проф. В.В.Юдин.

Цель изучения учебной дисциплины "Психология и этика делового общения" - способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения. Учебник по данной дисциплине содержит обширный исторический экскурс по проблемам этики и психологии общения в философской и психологической мысли, а также подробный теоретический анализ психологии делового общения, включая проблемы психической структуры личности, детерминации ее поведения в деловом общении, навыков и приемов общения, выбора оптимального стиля руководства, способов разрешения конфликтов, практики деловых переговоров и т.д. Специальный раздел учебника посвящен этике и этикету делового общения. Поскольку данная учебная дисциплина носит во многом прикладной характер, каждая излагаемая в учебнике тема сопровождается обширными практическими рекомендациями по оптимизации навыков делового общения. В заключительном разделе учебника представлены многообразные психологические тесты, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Их рекомендуется использовать для самооценки личностных характеристик. Знакомство с данной книгой в целом поможет будущим и нынешним специалистам в формировании психологической и нравственной культуры делового общения.

Предыдущие издания учебника "Психология и этика делового общения" выходили в 1995, 1997, 200 и 2003 г.г. Он включен в серию "Золотой фонд российских учебников".

Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.К.Батурина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 567 с.

Авторы учебника "Политология": проф. В.К.Батурин, проф. В.Ю.Дорошенко, проф. Э.В.Островский, доц. Ж.Б.Скрипкина, проф. Л.Г.Титова, проф. В.П.Ратников, доц. Л.С.Чурочкина, проф. В.В.Юдин.

В учебнике рассматривается широкий круг вопросов политологии, ее общетеоретических и методологических проблем, основных категорий, функций, методов исследования политических явлений. Большое внимание уделено истории развития политической мысли, знание которой позволяет глубже осмыслить сегодняшние политические явления, а также актуальным проблемам современной политологии. Учебник дополнен словарем важнейших политических терминов и понятий. Учебник призван помочь будущим специалистам самостоятельно и творчески разбираться в сложных проблемах политической жизни современного общества и при необходимости делать оптимальный политический выбор, а также принимать соответствующие решения в своей деятельности и поведении в тех или иных политических обстоятельствах.

Предыдущие издания учебника "Политология" выходили в 1999, 2002 и 2006 г.г. Он включен в серию "Золотой фонд российских учебников".



Лавриненко В.Н., Юдин В.В., Скрипкина Ж.Б. Политология. Курс лекций. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 400 стр.

Курс лекций по научной и учебной дисциплине «Политология» подготовлен с учетом ныне действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и содержания политической жизни современного общества. В нем на современном научном уровне рассматривается широкий круг общетеоретических и методологических проблем политологии, истории развития политической мысли и специальных политологических проблем, которые сегодня наиболее актуальны.

Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 448 с.

Авторы учебника "Социология": проф. В.Н.Лавриненко, проф. Л.М.Путилова, проф. И.А.Уледова, доц. Г.С.Лукашева, доц. А.Ф.Тимофеев, проф. Л.В.Якушева, доц. В.Д.Шаров, доц. Л.С.Чурочкина, доц. А.Н.Яковлев.

Основная цель данного учебника - помочь студентам в изучении и научном осмыслении сложных процессов и явлений общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разбираться в существующих социальных теориях. Содержание и структура учебника дают представление о существующих уровнях социального знания, которые отражают соответствующие уровни анализа социальных явлений.

Предыдущие издания учебника "Социология" выходили в 1998 и 2000 г.г. Он включен в серию "Золотой фонд российских учебников".

Концепции современного естествознания: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 319 с.

Авторы учебника "Концепции современного естествознания": проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратников, доц. В.Ф.Голубь, доц. Ю.И.Зельников, проф. В.И.Колядко, проф. Э.В.Островский, проф. Л.Г.Титова, проф. Л.И.Чернышева, проф. В.В.Юдин.

Главная цель учебника - помочь студентам экономических вузов освоить непростой для них курс концепций современного естествознания, овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры. Большой объем учебного материала отведен методологии научного познания, принципиальным особенностям современной естественно-научной картины мира - универсальному эволюционизму, системности, самоорганизации. В книге представлены базовые концепции физики, космологии, химии, биологии, генетики и других естественных наук, охарактеризованы важнейшие школы и направления развития нынешнего естествознания. Авторы учебника видели свою задачу в том, чтобы в доступной и наглядной форме описать фундаментальные принципы и закономерности развития природы - от микромира до Вселенной, что должно способствовать формированию у специалистов, во-первых, целостного научного мировоззрения, а во-вторых - навыков современного научного мышления, что имеет значение во всех изучаемых студентами дисциплинах.

Предыдущие издания учебника выходили в 1997, 1999 и 2003 г.г.

Иконникова Н.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 287 с.

В книге рассматриваются основные учения и школы современного естествознания; анализируется творчество выдающихся ученых-естественников, чьи идеи сыграли и продолжают играть исключительную роль в становлении и развитии духовной культуры, создании новой научной картины мира.

Предлагается философское осмысление неживой и живой природы; учения о глубинном уровне структурной организации материи — элементарных частицах и полях; современные космологические концепции; теории, раскрывающие особенности пространственно-временного континуума; исследования взаимосвязи космоса и живой природы, систем "природа-биосфера-человек" и "биосфера-техносфера-ноосфера".

Предлагаемые тесты способствуют более глубокому и эффективному усвоению дисциплины.

Исследование социально-экономических и политических процессов: Лавриненко В.Н., Путилова Л.М., Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2004. - 184 с.

В учебном пособии излагаются основные методологические подходы к исследованию происходящих в обществе социально-экономических и политических процессов. Рассматриваются как сложившиеся в современной науке основные направления их исследования, так и непосредственно применяемые методы их изучения, в том числе общенаучные и так называемые прикладные. Цель учебного пособия - помочь будущим специалистам овладеть методологией познания социально-экономических и политических процессов и выработать способность профессионально их исследовать в интересах науки и практики.

Учебное пособие адресовано студентам специальности "Государственное и муниципальное управление", а также всем интересующимся подобной тематикой.

Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2005. - 174 с.

В учебном пособии комплексно освещаются проблемы теории и практики избирательного процесса. В систематизированном виде излагается широкий круг вопросов: место и роль института выборов в современных демократиях, структура избирательной системы, ее функционирование и трансформация, основные типы избирательных систем, различные избирательные технологии, в том числе и так называемые "грязные". Дана характеристика и таких политических институтов, как референдум и отзыв выборного лица. Учебное пособие предназначено для студентов специальности "Государственное и муниципальное управление", а также для всех желающих осознанно реализовать свое право голоса.

Философия. В вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; под ред. проф. В.Н.Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 463 с.

Избранная авторами форма изложения материала (вопрос - ответ) позволила более конкретно, четко и доступно для читателя раскрыть основные проблемы философии. В учебном пособии достаточно просто и наглядно раскрываются предмет и функции философии, ее мировоззренческое и методологическое значение для развития других наук, а также история развития философской мысли и ее основные современные направления. Специальные разделы книги посвящены проблемам социальной философии и философскому учению о человеке (философской антропологии).

Иконникова Г.И. , Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В. Философмя: Учебник. – М.: Юрайт, 2009. – 561 с.

В учебнике изложены основные положения системы философского знания, раскрываются мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, основные исторические этапы и направления ее развития от древних времен до наших дней. Отдельные разделы посвящены основам философского понимания мира, социальной философии (предмет, история и анализ основных вопросов общественного развития), а также философской антропологии.

Конфликтология: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.П.Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 543 с.

Авторы учебника "Конфликтология": проф. В.П.Ратников, проф. Батурин В.К., доц. В.Ф.Голубь, проф. Э.В.Островский, доц. Ж.Б.Скрипкина, проф. В.В.Юдин.

В учебнике рассмотрены фундаментальные проблемы современной конфликтологии и ее истории. В четкой и доступной форме излагается широкий круг вопросов, касающихся становления и предмета конфликтологии, общей теории конфликта, различных видов внутриличностных и социальных конфликтов и способов их профилактики и разрешения. К каждой теме приводятся практические задания, способствующие более глубокому и эффективному усвоению дисциплины.

Предыдущие издания учебника выходили в 2001 и 2005 г.г. Он включен в серию "Золотой фонд российских учебников".

Кофликтология. Вопросы - ответы: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.П.Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 240 с.

Авторы учебника "Конфликтология. Вопросы - ответы": проф. В.П.Ратников, доц. В.Ф.Голубь, доц. Г.С.Лукашева, проф. Э.В.Островский, доц. Ж.Б.Скрипкина, проф. В.В.Юдин.

Форма изложения материала (вопрос - ответ), избранная авторами учебного пособия, позволила наиболее доступно раскрыть основные проблемы конфликтологии как учебной дисциплины. В работе четко и наглядно излагается широкий круг вопросов, касающихся становления конфликтологии как науки и ее предмета, общей теории конфликта, различных видов конфликтов и способов их профилактики и разрешения. Особое внимание уделено таким вопросам, как мотивация конфликтности, взаимосвязь конфликтов и стрессовых состояний, социальное партнерство как фактор разрешения конфликтов, переговоры как важнейший способ разрешения конфликта.

Титова Л.Г. Деловое общение: Учебное пособие – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2008. - 271 с.

В книге дается анализ философско-этических и психологических предпосылок становления учебной дисциплины "Деловое общение", определяются ее предмет, методы и основные функции.

Рассматриваются структура делового общения, его формы и виды. Проводится анализ социально-психологических процессов в деловом общении, его этических и технологических аспектов. Исследуются психологические характеристики деловых партнеров и технологии делового общения. Проверочные тесты дают возможность самостоятельно оценить полученные знания.

Титова Л.Г. Технологии делового общения: Учебное пособие – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2008. – 239 с.

В книге использован модульный принцип изложения содержания учебного материала. Выделены базисный модуль и комплементарные целеориентированные модули, обладающие особой эвристической ценностью. В базисном модуле рассмотрены парадигмальные технологии делового общения, которые в наибольшей мере используются в современной деловой практике. Дан анализ доминатных техник влияния на деловых партнеров.

В комплементарных модулях изложены наиболее применяемые в современной практике делового общения манипулятивные технологии и антиманипулятивные приемы защиты, а также технологические модели делового общения в организации.

В лабораториях модулей представлен обширный практический материал: упражнения, практические задания, тесты, кейсовые задания, деловые ситуации.

Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: Учебное пособие. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2010. – 247 с.

В книге дается популярное изложение историко-философского процесса в Древнем мире — Древний Восток, Древняя Греция и Рим, Древняя Русь. Рассматриваются объект, предмет, функции философии, специфика философского знания, его связь с мифологией, религией, наукой. Прослеживается преемственность развития философской мысли Древнего мира, единство мирового культурного развития.

Г. И. Иконникова, Н. И. Иконникова История философии XIX- начала XXI века : учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 304 с.

Учебное пособие по истории философии XIX - начала XXI в. позволяет понять преемственность историко-философского процесса, его сложность, противоречивость и единство, те общечеловеческие ценности, к которым философская мысль обращалась на протяжении своего развития, а также специфику, определяемую развитием культуры и цивилизации.

Батурин В.К. Философия науки: Учебное пособие. - М.: Изд-во ЮНИТИ, 2012. – 303 с.

Рассмотрены теоретико-методологические аспекты основного содержания и генезиса развития одной из самых бурно развивающихся философских наук — философии науки. Дан теоретический анализ глобальных исследовательских программ научного познания, где выявлены существенные методологические, философские, содержательные недостатки и просчеты.

Батурин В.К. Общая теория управления: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 с.

В книге особое внимание уделено формированию у студентов общенаучных и профессиональных компетенций и элементов методологической культуры управления как атрибута человеческой деятельности. В пособии изложены основы вузовского курса "Теория управления", содержащего научные знания по философии, философии науки, экономике, философской антропологии, синергетике, этике, естествознанию, геополитике и др. Рассмотрены теоретические основы управления, основные понятия - объект и субъект управления, цель, результат управления, человеческая деятельность, взаимосвязь познания и управления, основные ресурсы управления.



Батурин В.К. Социология образования: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 191 с.

В учебном пособии представлен широкий спектр современной проблематики социологии образования - от теоретико-методологического анализа институционально-ценностной природы и сущности образования до практически значимых вопросов развития и модернизации социального образования в современной России.

Островский Э.В. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2011. – 249 с.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в пособии рассматриваются основные понятия психологии управления, процесс ее становления, а также актуальные проблемы современного этапа ее развития. Четкая структура, доступный язык, интересные примеры облегчают усвоение психолого-управленческих категорий, позволяют применить полученные знания в практике управленческой деятельности.

Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 384 с.

В соответствии с требованиями действующего государственного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине "Психология и педагогика" в пособии рассматриваются основные понятия психолого-педагогической науки, процесс ее становления, а также актуальные проблемы современного этапа ее развития. Четкая структура, доступный язык, интересные примеры облегчают усвоение психолого-педагогических категорий, позволяют применить полученные знания на практике.

Э. В.

Островский Э.В. История и философия науки: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 160 с.

В книге рассмотрены сущность науки и ее структура, научная деятельность и научная сфера жизни общества, современное состояние российской науки; освещены основные этапы исторического развития научного знания; проанализированы онтологические, аксиологические, методологические, праксиологические и философские проблемы науки.-педагогической науки, процесс ее становления, а также актуальные проблемы современного этапа ее развития. Четкая структура, доступный язык, интересные примеры облегчают ус Островский Э. В.

Островский Э.В. Философия: Учебник. – М,: Вузовский учебник, 2011. – 313 с.

В соответствии с требованиями действующего государственного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине "Философия" в учебнике рассматриваются основные понятия философского знания, процесс его становления, а также актуальные проблемы современного этапа развития философии.

В соответствии с требованиями действующего государственного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине "Философия" в учебнике рассматриваются основные понятия философского знания, а также

Островский Э. В., Васильева И. Н., Юртаев И. Ю. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 320 с.

В учебном пособии рассматриваются вопросы, касающиеся состояния и организации делопроизводства на предприятии (фирме), приведен состав управленческих документов, правила их оформления, описаны процессы организации работы исполнителей с документами, порядок хранения документов. Специальная глава посвящена автоматизации делопроизводства. Проанализированы вопросы, связанные с обеспечением высокоэффективной работы руководителя: требования к организации рабочего места руководителя, принцип пользования средствами персонального менеджмента, цели и задачи управленческой деятельности, особенности деловых взаимоотношений руководителя, общие принципы взаимодействия с общественностью.

высшего профессионального образования по дисциплине "Психология" Островский Э.В. Основы психологии: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2012. – 268 стр.

В соответствии с требованиями действующего государственного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине "Психология" в пособии рассматриваются основные понятия психологической науки, процесс ее становления, а также актуальные проблемы современного этапа ее развития. Четкая структура, доступный язык, интересные примеры облегчают усвоение психологических категорий, позволяют применить полученные знания на практике.