microbik.ru
1 2 3 4
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального Государственного стандарта,

  • Примерной программы основного общего образования по биологии и

  • Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина, Е.Д. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.///

  • Базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год

  • Учебник для общеобразовательных учреждений В.Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Многообразие живых организмов » 6 класс, М.: «Дрофа», 2010 г.

Место предмета в учебном плане МОУ СОШ пос. Ульяново

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю на протяжении учебного года (34 часа в год)

Цели и задачи изучения биологии

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены основные возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительно­го изучения основных групп организмов, их строения и жиз­недеятельности. Данный курс рассчитан на 34 часа в год.

Цели и задачи обучения биологии:

- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения;

- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства и здравоохранения.

Структура и содержание программы определены с учетом опыта обучения биологии в школе и достижений биологической науки. В программе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры: клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, учение об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, экологические закономерности

В курсе 6 класса “Живой организм” весь учебный материал объединен в три раздела:

  1. Строение живых организмов.

  2. Жизнедеятельность организмов.

  3. Организм и среда.

В самостоятельный блок выделены вопросы жизнедеятельности организмов, а анатомо-морфологический материал сокращен (отсутствуют сведения о внутреннем строении листа, как дополнительная информация обозначено строение корня, стебля; типы плодов, соцветий и стеблей представлены только в рисунках).

Функциональный подход имеет огромное значение в понимании структурной организации живого. Не случайно в биологии употребляется термин “структурно-функциональная организация”. Изучаемые в биологии объекты являются функциональными элементами более сложных систем. А знание функций отдельных частей позволяет определить их взаимосвязи и отношения с другими элементами (т.е. структуру), понять их интеграцию в системное целое? Следовательно, раздельное изучение строения и функций находится в противоречии с их органическим единством.

Решить эту проблему можно следующим образом: перенести материал о строении тканей и органов в соответствующие темы раздела “Жизнедеятельность”. Кстати, именно так поступил автор учебника в отношении систем органов животных. В тему “Почвенное питание растений” целесообразно ввести сведения о строении корня, а строение листа рассмотреть в связи с воздушным питанием и фотосинтезом; стебель изучить в темах: “Транспорт веществ у растений” и “Опора растений”; почку как зачаточный побег в теме “Рост”, а семя как зародышевую стадию в “Развитии растений”; видоизмененные побеги-цветки и шишки в теме “Полевое размножение растений”, а подземные побеги – в бесполом размножении. Аналогичным образом разместить материал о строении тканей в соответствии с их функциями.

Такое перераспределение учебного материала позволит не только отработать взаимосвязь строения и функций, но и рассмотреть процессы жизнедеятельности на разных уровнях организации живого. Например, увеличение поверхности всасывания минеральных веществ из почвы достигается на клеточном и тканевом уровне за счет образования корневых волосков в зоне всасывания и на органном уровне – в результате развития корневых систем стержневого и мочковатого типа, а приспособление к фотосинтезу можно проследить, начиная с молекулярного уровня: хлорофилл —> хлоропласты —> ассимиляционная ткань —> лист —> листовая мозаика. В результате такого расположения учебного материала учащиеся успешно справляются с заданиями на установление связи строения органа с его функциями.

В разделе “Строение организмов” остается материал, иллюстрирующий главную тему курса - отличительные признаки живого организма. Это сведения о химическом составе живого, клеточном строении организмов. Понятия о тканях, органах и системах вводятся на нескольких примерах и не изучаются детально, а рассматриваются как результат разделения функций (специализации) в сложных многоклеточных организмах, как доказательство многоуровневой организации живой материи в отличии от неживой.

Подробное же изучение клетки в этом разделе преследует несколько целей. Выявление сходства в строении клеток организмов разных царств свидетельствует о единстве живой природы, родстве, а различия – об эволюции органического мира в разных направлениях. Кроме того, ознакомление учащихся с ролью органоидов в дыхании (митохондрии), питании (лизосомы, хлоропласты), передвижение и др. процессах позволяет представить клетку не только как единицу строения, но и единицу жизнедеятельности, как наименьшую живую частицу организма, обладающую всеми жизненными свойствами. Определенный урок в связи с этим посвящен размножению клеток. Таким образом, раздел “Строение организмов” раскрывает не только отличительные особенности химического состава и строения живых организмов, но и отражает все основные положения клеточной теории.

Предложенные изменения позволяют максимально реализовать возможности курса с сохранением принципов научности и доступности учебного материала.

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Система уроков ориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Плановых контрольных уроков 3ч.; лабораторных работ 12, практических работ 4 , 2 экскурсии

Программа Н.И. Сонина принципиально отличается по своей структуре от других: вместо последовательного изучения ботаники, зоологии, биологии человека в 6 классе рассматриваются основные свойства живых организмов, а в 7 классе таксономическое разнообразие царств живой природы, т.е. систематика. При таком построении курса в первый год обучения (6 класс) вводятся основные биологические понятия: отличительные признаки живого, уровневая организация органического мира, взаимосвязь организма и среды (эволюционное развитие живой природы в 7 классе). Это позволяет концентрировать вокруг них специальные понятия и рассматривать фактический материал как частный случай общих закономерностей. Таким образом, создаются условия для формирования у учащихся целостной картины мира.

В дальнейшем общебиологические понятия концентрируются при изучении многообразия живого в 7 классе, человека в 8 классе, а в 9 классе обобщаются уже на более высоком уровне в курсе “Общие закономерности живого” так происходит постепенное “спиральное развертывание” ведущих понятий, идей и теорий, что способствует целенаправленному развитию у учащихся научно-теоретического мышления.

Таким образом, учебный курс 6 класса является базовым. Основная его задача – формирование у учащихся основных биологических понятий, в свете которых рассматривается весь последующий материал 7 и 8 классов, а в курсе “Общие закономерности 9 класса происходит их осмысление на качественно уровне”. Сравнительное изучение организмов разных царств позволяет подвести учащихся к осознанию ими единство всего живого на Земле как результат их родства, неразрывной связи живой и неживой природы.


Тематический план



6 класс (34 часа)




Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

экскурсии

практические и лабораторные

работы

контрольные работы

1

Строение и свойства живых организмов

11




6

1

2

Жизнедеятельность организма

20




6

1

3

Организм и среда


3

1




1



Итого


34

1

12

3


следующая страница >>