microbik.ru
1

Тлесова Екатерина Ивановна учитель физики

МБОУ «Дедуровская СОШ Оренбургского района»


Премет: Физика

Класс – 7

Тема урока: "Давление в жидкости и газе"
Учебное пособие : Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.

Под редакцией Перышкина А.В. М.:Дрофа,2004.
Цели урока:
Образовательные:

  • изучить природу давления столба жидкости;

  • учить применять теоретические положения и законы на практике, наблюдать, делать самостоятельно выводы, готовить сообщения и опыты.

Развивающие:

  •  развивать экспериментальные умения и навыки;

  •   развивать логическое мышление, умение обосновывать свои высказывания;

  •  развивать творческое мышление, умение переносить полученные знания в новую ситуацию.

Воспитательные:

  •  формировать научное мировоззрение через познание физических явлений;

  •  формировать навык самостоятельной работы, уважительного отношения к мнению оппонента,    при обсуждении проблем естественнонаучного содержания.

Задачи:

  • Дать учащимся представления о том, что жидкость давит на дно и стенки сосуда; раскрыть причину возникновения этого давления; определить от чего зависит давление в жидкости.

  • Продолжить формирование умения проводить эксперимент; развивать интерес и логическое мышление путем решения проблем.

  • Продолжить расширять кругозор учащихся; формирование бережного отношения к физическому оборудованию; воспитывать аккуратность, умение вести записи в тетрадях, наблюдать, исследовать, замечать закономерность явлений, аргументировать свои выводы.

Оборудование: 3 компьютера, проектор, экран, выход в Интернет, стеклянные трубки, резиновая пленка, сосуд с водой, сосуд с спиртом, сосуды различной формы с отверстиями (пластиковые бутылки), кювета, жидкостный манометр.

МО (методы обучения)

Словесные, наглядные, практические, проблемный, частично-поисковый

Средства обучения

Презентация:

  • с подобранными качественными задачами, проверяющими знания учащихся по теме урока;

  • моделью образования давления жидкости за счет действия на нее силы тяжести;

  • рисунками раскрывающие зависимости гидростатического давления;

  • кроссвордом, проверяющим знания учащихся по теме.

ЭОР демонстрирующий, изменение давления жидкости от уровня жидкости и равенство давления жидкости на одном и том же уровне (приложение № 3).

ЭОР демонстрирующий, равенство давления жидкости по всем направлениям (приложение № 4).

Экспериментальные задания:

  • «Эксперимент, доказывающий зависимость давления в жидкости от рода жидкости» (приложение № 1).

  • «Эксперимент, доказывающий независимость давления в жидкости от формы сосуда» (приложение № 2).

Работа в сети Интернет по заданию (приложение № 5).

Тест «Давление жидкостей и газов» (приложение № 6).

ФОПД (формы организации познавательной деятельности)

фронтальная, работа в парах, индивидуальные задания

ОС(обратная связь)

Выполнение экспериментальных заданий.

Самостоятельная работа (со взаимоконтролем).

Решение кроссворда

ДЗ (домашнее задание)

Читать параграф 38, задание №8 (стр.92)

План урока

  1. Актуализация знаний.

  2. Мотивационный этап.

  3. Получение доказательств о существовании давления жидкости.

  4. Выявление зависимости давления.

  5. Закрепление.

  6. Выполнение теста «Давление Жидкостей и газов».

  7. Подведение итогов.

  8. Домашнее задание.

Литература:

    1. Перышкин А.В Физика.7 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа,2004.

    2. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике.7 класс. М.: «ВАКО»,2003.

    3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2002.

    4. Учебное электронное издание Физика 7-11 классы. Практикум.

    5. ООО «Физикон»,2004.

    6. http://www.class-fizika.narod.ru/ - Классная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной

    7. http://www.fizika.ru/- Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики

    8. http://elkin52.narod.ru - Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина

    9. http://elenaek2.narod.ru/ Интернет уроки Камзеевой Е .


Ход урока

Название этапа

деятельность

учителя

учащихся

I.Этап актуализации знаний

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4


Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по физическому океану. Мы с вами одна команда, вы - матросы, а я буду капитаном. Необходимое условие успешного путешествия – это хорошие знания, находчивость и активная работа.

А теперь можно отправляться в путь.

Мы отправились в путь по просторам физического океана. Во время пути нам предстоят стоянки на островах, где вас ожидают вопросы, без ответа на которые нельзя продолжать путешествие.

УЧЕНИК !

Проверь себя, как ты готов

Начать сегодня наш урок.

На парте то, что нужно нам,

Чтоб плыть к непознаным мирам!
Вы готовы к познанию нового?
Итак, порядок наведен, корабль снялся с якоря.

В начале нашего путешествия я предлагаю вам, ребята, выполнить дыхательную гимнастику:

1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),

Медленно выдохнуть

2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох.

3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем, (гимнастика проводится под спокойную музыку).

Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.

Но в основе дыхательной гимнастики лежит физический закон, который вы изучали на предыдущем уроке.

? Какой закон лежит в основе дыхательной гимнастики? Какова его формулировка?


Дальше работаем так:
- Экспериментальные задания:

1 пара выполняет «Эксперимент, доказывающий зависимость давления в жидкости от рода жидкости» (приложение № 1).

2 пара выполняет «Эксперимент, доказывающий независимость давления в жидкости от формы сосуда» (приложение № 2).

- Фронтальная беседа (с остальными).

? Где на практике применяют закон Паскаля?

? Зная о законе Паскаля, люди применяют его во вред окружающей среде. Как это происходит?

?Вы уже знаете: твёрдые тела оказывают давление. От чего зависит давление твёрдых тел?

?Вы уже знаете, что газы оказывают давление. Как газы оказывают давление?

 

? От чего зависит давление газов?

?Если из мелкокалиберной винтовки выстрелить в варёное яйцо, то образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, то оно разлетится. Как объяснить это явление?

?Объясните опыт с помощью закона Паскаля

( на слайде).


Учащиеся, стоя, выполняют дыхательную гимнастику.

 

 

 

 

 

 

 

 - Мы изучали на прошлом уроке закон Паскаля. Значит, в основе дыхательной гимнастики лежит закон Паскаля.

- Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково во всех направлениях.

- выполняют по 2 учащихся в паре (две пары).

- Надувание воздушных шаров, камер (мячей и колёс), водопровод и т.д.

- Взрывы атомных бомб, взрыв снаряда под водой

губителен для всех живущих в воде организмов).
- Давление твёрдых тел зависит от силы давления, площади опоры.
- Молекулы газа ударяются о стенку сосуда и в этот момент оказывают давление. Молекул много поэтому давление газов достаточно большое.

- От объёма сосуда, температуры газа.

Давление в твердом теле распространяется по направлению действия силы, а давление в жидкости передаётся в любую точку одинаково во всех направлениях.

- Давление газа меняется с изменением объема.

II. Мотивационный этап

Слайд 5


как вы думаете, жидкости оказывают давление? Как? От чего оно зависит?

Цель сегодняшнего урока, продолжить изучение темы давления в жидкости и газе. Для этого мы должны будем доказать, что жидкости оказывают давление; выяснить от чего зависит давление жидкости; узнать как учитывают и применяют эти знания на практике.

Запишите тему урока.

? А что вам интересно узнать?

- Учащиеся высказывают свои мнения. 

- Учащиеся записывают тему урока

«Давление жидкости и газа»

- Учащиеся дают ответы о том, что им интересно узнать.

III. Получение доказательств о существовании давления жидкости
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Итак, мы выдвинули гипотезу:

жидкости оказывают давление.

Как проверить эту гипотезу?

Посмотрите, у меня есть сосуд, вместо дна резиновая плёнка (легко делается из пластиковой бутылки и воздушного шарика) и стакан с водой. Может, у кого-то возникла идея доказательства выдвинутой гипотезы. (Если никто не догадался, сама провожу опыт и прошу прокомментировать то, что они видят).

Опыт (воду налить в один сосуд) воду наливают в сосуд с легко деформированным дном.

Какие выводы вы можете сделать?

 Давление, которое оказывает покоящаяся жидкость, называется гидростатическим.

Запишите определение данного понятия в тетрадь.

?Почему в обычных земных условиях в жидкостях и газах всегда есть давление?

? Какая сила оказывает в данном случае давление?

В сосуд налита жидкость, как и на все тела на Земле, на жидкость действует сила тяжести, значит, каждый слой жидкости, налитой в сосуд, своим весом создает давление на другие слои, которое по закону Паскаля передается по всем направлениям, следовательно, внутри жидкости существует давление.

?Рассматривая модель, что можно сказать о давлении на разной глубине? (с глубиной оно увеличивается).

В этом можно убедиться на опытах.

Рассмотрим один из них.

Опыт: В сосуд (широкий) с водой опускается сосуд, одна сторона которого закрыта плёнкой, и соединённый с жидкостным манометром.

Какой вывод подтверждает данный опыт? Выводы запишите в тетрадь.

Выводы:
1. Внутри жидкости существует давление;

2. С глубиной давление увеличивается.
Итак, мы ответили на вопрос, есть ли давление, и частично выяснили, от чего оно зависит. Просмотрев ЭОР, постарайтесь выявить еще одну зависимость гидростатического давления.

Опыт (ЭОР демонстрирующий изменение давления жидкости от уровня жидкости и равенство давления жидкости на одном и том же уровне – приложение № 3). В сосуд с отверстиями (три отверстия на разной высоте) наливается подкрашенная жидкость.

Какой вывод подтверждает этот опыт?

Какую новую закономерность вы заметили?

Сформулируйте вывод самостоятельно. Запишите его в тетрадь.

- Учащиеся высказывают предположения. (Если кто-то говорит правильно, ему предоставляется право подтвердить это экспериментально).

 

- Плёнка прогибается. Значит, жидкости оказывают давление.

Давление, которое оказывает покоящаяся жидкость, называется гидростатическим.

 

 

- Сила тяжести жидкости.

Учащиеся рассматривают модель на слайде.
Учащиеся наблюдают и делают выводы:

Выводы:
1. Внутри жидкости существует давление;

2. С глубиной давление увеличивается.

- Давление на разных уровнях разное.

- На одном уровне давление одинаковое.
Вывод:

3.На одном и том же уровне давление в жидкости одинаково.

IV. Выявление зависимости давления.

Слайд 9


Слайд 10


Ребята делали самостоятельно экспериментальное задание: нужно было определить, как зависит давление от рода жидкости.

Сообщение результатов эксперимента:

1.«Эксперимент, доказывающий зависимость давления в жидкости от рода жидкости». Давайте послушаем, что у них получилось.

? Как зависит давление жидкости от плотности жидкости?

2.«Эксперимент, доказывающий независимость давления в жидкости от формы сосуда».

Давайте послушаем, что у них получилось.

Как зависит давление жидкости от формы сосуда и площади опоры?

Изучим еще одну зависимость гидростатического давления, наблюдая ее на модели (просмотр ЭОР демонстрирующего равенство давления жидкости по всем направлениям – приложение № 4)

Как действует давление в жидкости?

Рассказывают о том, как выполняли, и что получилось.

- Выслушиваются ответы учащихся.

Вывод: давление жидкости зависит плотности жидкости.

Чем больше плотность жидкости, тем большее давление она оказывает.

Вывод: Давление жидкости не зависит от формы сосуда и от площади опоры.

 Вывод: Давление в жидкости одинаково по всем направлениям.

V.Закрепление.

Слайд 11

Слайд 12


Слайд 13




Слайд 14

Работа в сети Интернет по заданию (приложение № 5).

1 ученик. http://www.class-fizika.narod.ru/

Интересное к уроку → 7 класс→ → Строение вещества → «Давление в жидкости и газе»

Найди ответ на вопрос: «Почему водолазу при погружении на глубину необходимо подавать воздух в скафандр под давлением, равным давлению воды на глубине, на которой он находится? На какую глубину возможно погружение?»

2 ученик. http://www.class-fizika.narod.ru/

Интересное к уроку → 7 класс → Строение вещества → «ПЕРЕДАЧА ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТЯМИ И ГАЗАМИ»

Найди ответ на вопросы: Что такое кессонная болезнь? В каких технических устройствах используется закон Паскаля?

Фронтальная беседа (решение качественных задач).

Задача 1. Какие из жидкостей: вода или керосин оказывает меньшее давление на дно сосудов одной формы, если объемы жидкостей одинаковые?

Задача 2. Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно стало больше: в пятилитровую кастрюлю или в литровую бутылку? Почему?

Задача 3. В какой точке давление меньше, почему?

Задача 4. В три сосуда одинаковой площадью дна налита вода одного и того же уровня. На дно, какого сосуда вода давит больше?

Задание 5. Сравните, одинаковое ли давление испытывают два водолаза на дне залива?
(давление в открытом море и в пещере).

 Два ученика получают задания на карточках, для работы в Интернет. С остальными учитель продолжает работу по решению качественных задач и выполнению теста «Давление жидкостей и газов».


VI.Выполнение теста «Давление жидкостей и газов».

Слайд 15

Вариант I Вариант II

I. 2 I.1

II. 3 II.2

III. 4 III.4

IV. 2 IV.3

V. 4 V.1

Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой (приложение № 6).

VII. Подведение итогов.
Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Выслушаем сообщения учеников, которые работали в Интернет по заданию.

– Наконец наш корабль пришвартовался к берегам острова “Эврика”. Подведем итоги нашего путешествия по физическому океану. Отгадайте кроссворд.

Кроссворд:



1.Единица измерения давления.

2.Величина, характеристика вещества, от которой зависит давление.

3. Физическая величина, о которой мы сегодня говорили.

4. Физическая величина, от которой зависит давление жидкости на определённом уровне.

5. Агрегатное состояние вещества, о давлении которого мы говорили.

6.Рыба, живущая на дне, которая может переносить огромное давление воды.

7. Прибор, при помощи которого измеряется давление.

(1.Паскаль; 2.Плотность; 3.Давление; 4.Высота; 5.Жидкость; 6.Камбала; 7. Манометр)

(Ключевое слово “Спасибо”)

Послушаем сообщения учащихся, которые работали в Интернете.

Подведем итоги (выставление оценок).
Предлагаю ответить на вопросы: Что узнали нового?

Понравился урок или нет. Почему?

VIII. Домашнее задание:

1. § 37 - учить;

2. задание №8 (1).