microbik.ru
1 2 ... 26 27
В учебнике кратко освещены основные положения по организации медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. За последние годы в результате кропотливой работы всех ветвей государственной власти были переосмыслены роль и место гражданской обороны и ее важной составляющей — медицинской службы — в обороне страны. О пристальном внимании к этой проблеме свидетельствуют Законы РФ, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства,приказы, инструкции и методические указания Министерства здравоохранения РФ, регламентирующие вопросы гражданской обороны и медицинской службы гражданской обороны.
В связи с изменившимися условиями и характером современных войн в учебнике рассмотрены современные средства поражения вероятного противника и медико-санитарные последствия их применения. Особое внимание обращено на поражающие факторы обычного оружия, хотя не сбрасывается со счетов возможность использования оружия массового поражения.
В свете сказанного организация и задачи Федеральной медицинской службы претерпели некоторые изменения. Важное место в учебнике отведено организации гражданской обороны на объектах здравоохранения, в частности, рассмотрены организация, задачи и ведение гражданской обороны в больнице, поликлинике, аптеке. Приведены документация и методика оценки состояния готовности объекта здравоохранения по гражданской обороне. Рассмотрены основные мероприятия гражданской обороны государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Учебник предназначен для обучения и повышения квалификации в вузах, НИИ Министерства здравоохранения, осуществляющих подготовку кадров для медицинской службы гражданской обороны.

Введение
В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.
В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.
Изменившаяся концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.
Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе федеральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.
Переход России к рыночной экономике, пересмотр военной доктрины страны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266, предусматривающее создание Федеральной медицинской службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинской службе гражданской обороны (приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. № 242), определившее понятие, задачи и организацию Федеральной медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования.

Глава I. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение гражданской обороны в Российской Федерации.
Согласно Конституции Рорсийской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В Конституции определяется следующая иерархия нормативно-правовых актов:
Конституция.
Федеральный конституционный закон.
Федеральный закон
Указ Президента Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Там же прописано главенство Конституции — Основного закона государства, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты.
Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловила необходимость укрепления нормативно-правовой базы гражданской обороны РФ. В результате в последние годы принят ряд документов, определяющих стратегические направления работы в этой области.

1.1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны.
1.1.1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № -ФКЗ «О военном положении».
В законе дается четкая формулировка военного положения как особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
В законе изложены правила введения военного положения, полномочия органов государственной власти и особенности функционирования в период действия военного положения.
1.1.2. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
1.1.3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» будет подробно изложен в главе II.

1.2. Указы президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны.
1.2.1. Указ от Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Военная доктрина Российской Федерации».
В Указе отмечается, что военная доктрина Российской Федерации представляет совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Также подчеркивается, что военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее содержании последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.
1.2.2. Указ от Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
Под концепцией национальной безопасности Российской Федерации подразумевается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа, как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
В «Концепции ...» сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
1.2.3. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года №953 «Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
В данном Указе Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) определяется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

1.3. Постановления правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны.
Основными постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны в Российской Федерации являются:
1.3.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1396 «О реорганизации штабов по делам гражданской обо
роны и чрезвычайным ситуациям».
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 года № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 года № 1149 «О порядке отнесения территории к группам по гражданской обороне».
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня1999 года № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны».
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
Постановление Правительства Российской федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны».
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».
Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
Вопросы, изложенные в данных постановлениях Правительства Российской Федерации, будут детально освещены в следующей главе.
1.4. Ведомственные документы по вопросам гражданской обороны здравоохранения Российской Федерации.
На основании федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации в каждом федеральном Министерстве исполняются свои ведомственные документы по вопросам гражданской обороны.
Наиболее важные документы Министерства здравоохранения Российской Федерации следующие:
1.4.1. Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».
Под федеральной медицинской службой гражданской обороны понимается система органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижение инвалидности и смертности.
Федеральная медицинская служба гражданской обороны осуществляет свою деятельность во взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, с другими службами гражданской обороны, а также с медицинскими службами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в установленном порядке.
Формирования и учреждения медицинской службы гражданской обороны, создаваемые на базе учреждений здравоохранения Минздрава России, а также формирования и учреждения медицинской службы гражданской обороны других федеральных органов исполнительной власти, организаций, независимо от формы собственности по решению соответствующих начальников гражданской обороны используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными задачами федеральной медицинской службы гражданской обороны являются:
прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;
разработка нормативных и методических документов по организации медицинского обеспечения населения страны, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;
планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению пораженного населения в военное время;
подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;
создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;
создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны;
организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
участие в разработке медицинских средств защиты населения от современных средств поражения;
подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения на селения в военное время;
участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;
участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;
своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;
организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.
Начальником федеральной медицинской службы гражданской обороны является первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации. Для управления службой приказом Министра здравоохранения Российской Федерации создается штаб федеральной медицинской службы гражданской обороны.
В состав штаба включаются:
Начальник штаба — заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.
Заместитель начальника штаба — директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита».
Члены штаба:
руководители структурных подразделений Минздрава России;
главные медицинские специалисты Минздрава России;
представители Российской академии медицинских наук;
специалисты ВЦМК «Защита»;
представители заинтересованных органов исполнительной власти и
организаций;
представитель Российского общества Красного Креста.
В состав федеральной медицинской службы гражданской обороны входят учреждения и формирования медицинской службы гражданской обороны.
К учреждениям, входящим в состав федеральной медицинской службы гражданской обороны, относятся:
учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек, создание медицинских формирований (гражданских организаций гражданской обороны);
учреждения здравоохранения, создаваемые на военное время по решению органов исполнительной власти (многопрофильные больницы и другие);
организации государственной санитарно-эпидемиологической службы, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Российской Федерации;
аптечные учреждения, в том числе склады медицинских центров «Резерв»;
- учреждения здравоохранения, привлекаемые решениями органов исполнительной власти к участию в проведении мероприятий гражданской обороны.
К формированиям медицинской службы гражданской обороны относятся:
медицинские отряды;
подвижные госпитали;
бригады специализированной медицинской помощи;
санитарно-эпидемиологические отряды;
санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);
специализированные противоэпидемические бригады;
группы эпидемиологической разведки.
1.4.2. Инструкция от 8.12.2000 №212-05/356 о порядке развертывания и использования дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время.
Дополнительные больничные койки здравоохранения, развертываемые в военное время на территории субъекта Российской Федерации, предназначаются для медицинского обеспечения проживающего на данной территории пораженного населения в случае возникновения массовых санитарных потерь при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Постановлением Правительства Российской Федерации устанавливается задание на развертывание в военное время дополнительных больничных коек здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и содержание в этих целях в мобилизационном резерве определенных запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества. Время развертывания дополнительных больничных коек, их дислокация и специализация, порядок и источники комплектования кадрами, материальными и финансовыми средствами определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с учетом местных условий и имеющихся по этим вопросам нормативных правовых актов и методических рекомендаций Минздрава России.

Непосредственную ответственность за организацию развертывания дополнительных больничных коек на территории субъекта Российской Федерации несет руководитель органа управления здравоохранением данного субъекта и руководители медицинских учреждений, на которые возложено соответствующее задание.
В «Инструкции ...» изложены основные принципы организации развертывания дополнительных больничных коек здравоохранения:
многовариантное планирование развертывания дополнительных больничных коек здравоохранения, предусматривающее поэтапное (по месту, срокам и объемам) решение этой задачи в условиях как планомерного выполнения мероприятий гражданской обороны, так и внезапного осложнения обстановки;
обеспечение выполнения заданий по развертыванию дополнительных больничных коек, во-первых, за счет максимально возможного сверхштатного наращивания коечного фонда существующих в мирное время отделений лечебно-профилактических учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности; во-вторых, за счет создания в составе существующих лечебно-профилактических учреждений новых лечебно-диагностических отделений и филиалов учреждений; в-третьих, за счет создания новых лечебных учреждений;

максимально возможное сохранение на переходный период существующих в мирное время возможностей по оказанию раненым и больным специализированной медицинской помощи, их лечению и медицинской реабилитации. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений из приграничных районов, возможных зон заражения радиоактивными и аварийно химически опасными веществами, зон возможного катастрофического затопления, а также из городов, отнесенных к особым группам и при угрозе ядерного нападения производится по решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом обеспечения их развертывания и работы в безопасных районах;
использование имеющихся в мирное время в лечебно-профилактических учреждениях переходящих запасов медицинского и другого имущества для обеспечения работы существующего и дополнительно развертываемого коечного фонда до начала поставок имущества по планам расчетного года;
принятие заблаговременных решений суженных заседаний органов исполнительной власти о выделении дополнительных зданий и помещений, кадровых ресурсов, а также на получение и приобретение необходимой техники, материальных и иных средств для обеспечения работы существующих и развертываемых дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время;
сохранение и укрепление существующей территориальной системы управления имеющимися в мирное время и дополнительно развертываемыми в военное время силами и средствами здравоохранения.
1.4.3. Методические указания от 24.04.2001 №2510/4291-01-27 по созданию гражданских организаций гражданской обороны в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации.
В «Методических указаниях ...» подробно изложены задачи гражданских организаций гражданской обороны, расчеты их создания, комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом, формы учета.



следующая страница >>