microbik.ru
  1 ... 26 27 28 29 30
раздел 5, п. 9, 10). Составьте схемы 1, 4, 6, 10, 11-го предло­
жений.

1) Приближалась осень и в старом саду было тихо гру­стно и на аллеях лежали тёмные тени. (Ч.) 2) Последние тени сливались да мгла глядела слепая необъятная да за курганом тускнело мёртвое зарево. (Сераф.) 3) К концу дня дождь перестал и ветер стал заметно стихать. (Ч.) 4) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую ве­ликолепную ночь. (Леек.) 5) Быт этого тёмного царства уж так сложился что вечная вражда господствует между его обитателями. (Добр.) 6) Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк. (Ч.) 7) Где река глубже там она меньше шумит. (Поел.) 8) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день... (П.) 9) Она [Наташа] расхохоталась так громко и звонко что все даже чопорная графиня против воли засмея­лись. (Л. Т.) 10) Лодка уплыла на ту сторону но не может вернуться так как дует сильный ветер и по реке ходят вы­сокие валы. (Ч.) 11) Парило невыносимо и через час мы были так мокры от пота что хоть выжимай, (Купр.) 12) Но улыбка не украсила лица Веры как это обыкновенно быва­ет напротив лицо её стало неестественно и оттого неприят­но. Старшая, Вера, была хороша была неглупа училась пре­красно была хорошо воспитана голос у неё был приятный то что она сказала было справедливо и уместно но странное дело все, и гостья и графиня, оглянулись на неё как будто удивились зачем она это сказала и почувствовали нелов­кость. (Л. Т.)

501. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания (ти­
ре, двоеточие, запятую, кавычки). Объясните (устно) употребле­
ние каждого поставленного знака (см. свод правил, разделы 5, 7,
8, 10).

I. 1) Приятные думы пёстро одетые воспоминания ве­дут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн на море. (М. Г.) 2) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Т.) 3) Подъехали тачанки небольшие тележки на железном ходу. (А. Н. Т.) 4) Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его сколь­зили над строками. (Л.) 5) Любишь кататься люби и саноч-

356

ки возить. (Поел.) 6) Лишь один раз да и то в самом начале произошёл неприятный и резкий разговор. (Фурм.) 7) Ото­всюду поднялись казаки от Чигирина от Переслава от Бату­рина от Глухова от низовий стороны днепровской и от всех его верховий и островов. (Г.) 8) Оглянулся Андрий перед ним Тарас! (Г.) 9) Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.) 10) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 11) Минуты две они молчали но к ней Онегин подошёл и молвил Вы ко мне писали не отпи­райтесь. (П.)

П. 1) Мой собеседник офицер. (М. Г.) 2) На всём ещё лежат тени полусвета и нигде ни внутри домов ни на пло­щадях и улицах не заметно никаких признаков пробужде­ния. (Леек.) 3) В бледном свете зари стояла в кадке ма­ленькая берёза и я вдруг заметил почти вся она за ночь по­желтела. (Пауст.) 4) Долго я не мог заснуть и всё прислушивался к ночным звукам коровы и лошади где-то сильно и тяжело вздыхали перепела кричали в росистых овсах скрипел своим деревянным скрипом неутомимый дергач. (Купр.) 5) Выйдешь на лыжах такая засверкает во­круг нестерпимая белизна! (С.-М.) 6) Берег всё ближе и ближе гребцы работают веселее мало-помалу с души спада­ет тяжесть и когда до берега остаётся не больше трёх сажен становится вдруг легко весело. (Ч.)

502. Прочитайте. Объясните смысл заглавия текста. В каких значениях выступает в нём слово огоньки? Найдите в тексте тро­пы, определите их роль в произведении. Спишите, расставляя не­достающие знаки препинания.

Огоньки

Как-то давно тёмным осенним вечером случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки впереди под тёмными горами мелькнул огонёк.

Мелькнул ярко сильно совсем близко...

Ну слава Богу сказал я с радостью близко ночлег.

Гребец повернулся посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налёг на вёсла.

Далече!

357

Я не поверил огонёк так и стоял выступая вперёд из не­определённой тьмы. Но гребец был прав оказалось действи­тельно далеко.

Свойство этих ночных огней приближаться побеждая тьму и сверкать и обещать и манить своей близостью. Ка­жется вот-вот ещё два-три удара веслом и путь окончен... А между тем далеко.

И долго ещё мы плыли по тёмной как чернила реке. Ущелья и скалы выплывали надвигаясь и уплывали оста­ваясь позади и теряясь казалось в бесконечной дали а огонёк всё стоял впереди переливаясь и маня всё так же близко и всё так же далеко...

Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река затенённая скалистыми горами и этот живой огонёк. Мно­го огней и раньше и после манили не одного меня сво­ею близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых бере­гах а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла...

Но всё-таки... всё-таки впереди огни!.. (В. Короленко)

КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

503. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (уст­но), какие орфографические и пунктуационные правила вы ис­пользовали, переписывая текст. Составьте план текста.

Я (н..)б..русь опис.вать спектакли чеховских пьес так как это (н..)возможно. Их прелесть в том что (н..)пере-даёт(?)ся словами а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актёров в излучени.. их внутре..его чувства. (При)этом ож..вают и мёртвые предметы на сцен., и звуки и дек..рации и образы создаваемые артистами и самое на­строение пьесы и всего сп..ктакля. Всё дело здесь в творче­ской интуиц.. и артистическом чу(?)ств...

Линия интуиц.. и чу(?)ства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутре. .ей сущност.. его произведений (н..)обходимо произвести своего рода раскопки его душев­ных глубин. Конечно того(же) требует всякое художест­ве..ое произведение с глубок., духовн.. содержанием. Но к Чехову это относит(?)ся в наибольшей мер., так как других путей к нему (н..Существует. Все театры России и многие

358

Европы пытались передать Чехова старыми приёмами иг­ры. И что(же)? Их попытки оказались (н-.)удачными. На­зовите хоть один театр или единичный спектакль который показал(бы) Чехова на сцен., с помощью обычной театраль-ност.. . А ведь за его пьесы брались (н..)кто(нибудь) а луч­шие артисты мира которым нельзя отказать (н..) в талант.. (н..) в техник,, (н,.) в опыт.. . И только Художественному театру удалось перенести на сцену кое(что) из того что дал нам Чехов и (при)том в то время когда артисты театра и труппа находились в стад., формац.. . Это случилось благо­даря тому что нам посчастливилось найти новый подход к Чехову. Он особе..ый. И эта его особе..ость являет(?)ся на­шим главн.. вкладом в драматическое иску..тво. (К. Стани­славский)

504. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте морфем­ный состав выделенных слов.

Недолго думая я высмотрел место в тени пр..тащи л туда новую ц..новку вид которой кажется подал мне первую мысль спать здесь и с громадным удовольствием растянул­ся на ней. Закрыть глаза утомлённые солнечным светом было очень пр..ятно. Пришлось однако полуоткрыть их чтобы ра..тегнуть шт..блеты ра..пустить пояс и положить что(нибудь) под голову. Я увид..л что туземцы стали полу­кругом в некотором отделении от меня вероятно уд..вляясь и делая предположения о том что будет дальше.

Одна из фигур которую я вид..л перед тем как снова за­крыл глаза оказалась тем самым туземц..м который чуть не ранил меня. Он стоял недалеко и разглядывал мои баш­маки.

Я пр.. помни л всё происшедшее и подумал что всё это могло(бы) кончит(?)ся очень серьёзно у меня промелькнула мысль что может быть это только начало а конец ещё впе­реди. Проснулся чувствуя себя очень осв..жённым. Судя по положению солнца должен был быть по крайней мере тре­тий час. Значит я проспал два часа (с)лишком. Открыв гла­за я увид..л несколько туземц..в сидящих вокруг ц..новки шагах в двух от меня они разговаривали (в)полголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо. (Н. Миклухо-Маклай)

359

505. Спишите, расставляя знаки препинания. Произведите мор­
фологический разбор выделенных слов.

I. Море см.. ял ось. Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно вздраг..вало и покрываясь мелкой рябью ослепи­тельно ярко отражавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубок., пространстве ме­жду морем и небом носился весёлый плеск волн взбегав­ших одна за другою на пологий берег песча..ой косы. Этот звук и блеск солнца тысячекратно отражённого рябью мо­ря гармонично ел..вались в непрерывное движение полное живой радости. Солнце было счастливо тем что св..тило мо­ре тем что отражало его л..кующий свет.

П. В песок косы усея..ой рыб..й чешуёй были воткнуты деревя..ые копья на них в..сели невода бросая от себя п..утину теней. Несколько больших лодок и одна малень­кая стояли в ряд на песке волны взбегая на берег точно м..нили их к себе. Б..гры вёсла корзины и бочки беспоря­дочно в..лялись на косе среди них возвышался шалаш со-бра..ый из прутьев ивы лубков и рогож. Перед входом в не­го на суковатой палк.. торчали подошвами в небо вал..ные сапоги. И над всем эт..м хаосом возвышался дли..ый шест с красной тряпкой на конце трепетавшей от ветра. В тени одной из лодок лежал Василий Легостаев караульщик на косе. (М. Горький)

506. Спишите, расставляя знаки препинания.

В палате было уже темно. Доктор поднялся и стоя начал рассказевать что пишут (за)границей и в Росси.. и какое замечается теперь направление мысли. Читая и (по)том ло­жась спать он всё время думал об Иван.. Дмитрич.. а про­снувшись на другой день утром вспомнил что вчера познекомился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой возможносТе .

Иван Дмитрич лежал в такой(же) позе как вчера обхВеТив голову руками и поджав ноги. Лица его не было видно.

Здравствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы не спите (Во)первых я вам (не)друг проговорил Иван Дмитрич в подушку а (во)вторых вы напрасно хлопочете не добьётесь от меня (н..)одного слова.

360

Странно пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. Вче­ра мы беседовали так мирно но вдруг вы почему(то) обид..лись... Вероятно я выр..зился как(н..будь) (н..)ловко или может быть высказал мысль несогласн.. с вашими убе­ждениями...

Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр..поднимаясь и глядя на доктора насмешливо и с трево­гой. Я ещё вчера понял зачем вы приходили. (По А. Чехову)

507. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно)
их употребление. Определите стилистическую принадлежность
текста. Мотивируйте свой ответ.

Ты совершенно прав любя старые здания старые ве­щи — всё то что сопутствовало человеку в прошлом и со­путствует ему в его теперешней жизни. Всё это не только вошло в сознание человека но само как бы что-то восприня­ло от людей. Казалось бы вещи материальны а они стали частью нашей духовной культуры слились с нашим внут­ренним миром который условно молено было бы назвать на­шей «душой». Ведь мы говорим «от всей души» или «мне это нужно для души» или «сделано с душой». Вот так! Всё что сделано с душой идёт от души нужно нам для ду­ши, — это и есть «духовная культура». Чем больше чело­век окружён этой духовной культурой погружён в неё тем он счастливее тем ему интереснее жить жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отноше­нии к работе к учению к товарищам и знакомым к музыке к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «без­духовность» — жизнь механизма ничего не чувствующего неспособного любить жертвовать собой иметь нравственные и эстетические идеалы.

Давайте будем людьми счастливыми то есть имеющими привязанности любящими глубоко и серьёзно что-то значи­тельное умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого — несча­стные живущие скучной жизнью растворяющие себя в пус­том приобретательстве или мелких низменных «скоропор­тящихся» наслаждениях. (Д. Лихачёв)

508. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Какого человека,
по вашему мнению, можно назвать счастливым?».

361

509. Прочитайте стихотворения. Какой общей темой они связа­ны? Какие выразительные средства языка используют поэты, раскрывая эту тему?

а) Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте лесе беречь, Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бесценный — речь.

(И. Бунин)

б) Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле — печаль

И долговечней царственное слово.

(А. Ахматова)

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

А. Б. — А. А. Блок А. Г. — А. П. Гайдар Акс. — С. Т. Аксаков

A. К. Т. — А. К. Толстой
А.Н. Т. — А. Н. Толстой
Аре. — В. К. Арсеньев
Аст. — В. Астафьев
Ахм. — А. А. Ахматова
Б. Акун. — Б. Акунин
Безым. — А. И. Безыменский
Бел. — В. Г. Белинский
Берг. — О. Берггольц

Буле. — М. А. Булгаков Бун. — И. А. Бунин

B. Аж. — В. Н. Ажаев
В.Бр. — В. Я. Брюсов
В.Ленц. — В. Лендов
Вер. — В. В. Вересаев
Верш. — П. П. Вершигора
Возн. — А. Вознесенский
Б. К. — В. П. Катаев

Б. Пик. — В. Пикуль В.Ш. — В. Я. Шишков Б. Шклов. — В. Шкловский Г. — Н. В. Гоголь Газ. — материал из газет Гарш. — В. М. Гаршин Герц. — А. И. Герцен Гл. — В. Ф. Гладков Г. Н. — Г. Е. Николаева Гонч. — И. А. Гончаров Горб. — Б. Л. Горбатов Гр. — А. С. Грибоедов Григ. — Д. В. Григорович Гум. — Н. С. Гумилёв Держ. — Г. Р. Державин Добр. — Н. А. Добролюбов Дост. — Ф. М. Достоевский Д. П. — Д. И. Писарев Ерш. — П. П. Ершов Ее. — С. А. Есенин

Жук. — В. А. Жуковский Заб. — Н. Заболоцкий Зайц. — Г. А. Зайцев Закр. — В. А. Закруткин И.Андр* — И. Л. Андроников И.иП. — И. Ильф и Е. Пет­ров Инб. — В. М. Инбер Исак. — М. В. Исаковский И. Сур. — И. Суриков Кае. — В. А. Каверин Каз. — Э. Г. Казакевич Кетл. — В. К. Кетлинская Колъц. — А. В. Кольцов Кор. — В. Г. Короленко Кр. — И. А. Крылов К. С. — К. М. Симонов Купр. — А. И. Куприн Л. — М. Ю. Лермонтов Леон. — Л. М. Леонов Леек. — Н. С. Лесков Л. А. — Л. Андреев Л.-К. — В. И. Лебедев-Кумач Л.Н. — Л. Н. Никулин Л. Т. — Л. Н. Толстой Майк. — А. Н. Майков Мак. — А. С. Макаренко Марш. — С. Я. Маршак Маяк. — В. В. Маяковский М.Г. — А. М. Горький Mux. — Н. Н. Михайлов Михал. — С. В. Михалков М.-Мак. — Н. Н. Миклухо-Маклай М.-С. — Д. Н. Мамин-Сибиряк Н. — Н. А. Некрасов Наг. — Ю. А. Нагибин Нее. — А. С. Неверов Ник. — И. С. Никитин Н.Ник. — Н. Н. Никитин Н. О. — Н. А. Островский

363

Нов. Пр. — А. Н. Новиков-Прибой Обр. — В. А. Обручев Ог. — Н. П. Огарёв Од. — А. И. Одоевский Остр. — А. Н. Островский П. — А. С. Пушкин Павл. — П. А. Павленко Пан. — В. Ф. Панова Пауст. — К. Г. Паустовский Пере. — А. А. Первенцев Писем. — А. Ф. Писемский Пог. — поговорка Пол. — Б. Н. Полевой Полон. — Я. Полонский Поел. — пословица Прж. — Н. М. Пржевальский Пришв. — М. М. Пришвин Проск. — П. Проскурин Р. — К. Ф. Рылеев Рубц. — Н. Рубцов Рыб. — А. Н. Рыбаков С. Ант. — С. П. Антонов Саян. — В. М. Саянов Светл. — М. А. Светлов Сейф. — Л. Н. Сейфуллина Сераф. — А. С. Серафимович С.-М. — И. С. Соколов-Микитов Сок. — В. Соколов Солж. — А. И. Солженицын Стан. — К. М. Станюкович С та f шел. — К. С. Станислав­ский Степ. — А. Н. Степанов

Струг. — А. и Б. Стругацкие Сурк. — А. А. Сурков Сухомл. — В. А. Сухомлинский С.-Ц. — С. Н. Сергеев-Ценский С.-Щ. — М. Е. Салтыков-Щед­рин Т. — И. С. Тургенев Тел. — Н. Д. Телешов Твард. — А. Т. Твардовский Тим. — К. А. Тимирязев Тих. — Н. С. Тихонов Тын. — Ю. Тынянов Т. С. — толковый словарь Тютч. — Ф. И. Тютчев Усп. — Г. И. Успенский Ф. — А. А. Фадеев Ф. Абр. — Ф. Абрамов Фед. — К. А. Федин Фурм. — Д. А. Фурманов Ф.Ш. — Ф. И. Шаляпин Цв. — М. И. Цветаева Ч. — А. П. Чехов Чук. — К. И. Чуковский Шм. — И. С. Шмелёв Шол. — М. А. Шолохов Щип. — С. П. Щипачёв Щ.-К. — Т. Л. Щепкина-Ку-

перник Эр. — И. Г. Эренбург Э. С. — энциклопедический

словарь Ю.Г. — Ю. А. Гагарин Яз. — Н. М. Языков

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3



<< предыдущая страница   следующая страница >>