microbik.ru
1 2 ... 44 45
Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет

Основы стилистики и культуры речи

Учебное пособие для студентов вузов.

Под общей редакцией проф. П.П. Шубы
Печатается по: Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Основы стилистики и культуры речи. ТетраСистемс. 1999.
В квадратных скобках [ ] указаны страницы оригинала.
[ 3 ]

ПРЕДИСЛОВИЕ


Основы стилистики и культуры речи — сравни­тельно новая дисциплина на филологических факульте­тах вузов. Данная книга является первой попыткой соз­дания систематизирующего пособия для студентов-русистов на высшем этапе обучения русскому языку.

Материал излагается в теоретико-описательном аспекте, предваряющем практически-тренировочный. Рассматриваются наиболее сложные вопросы качества и эффективности русскоязычной деятельности, осмысливаются разнообразные формы речевого общения и взаимодействия носителей языка в современном обще­стве. При написании пособия авторы ставили следую­щие задачи:

— изложить теоретические основы стилистики как учения о функциональных стилях и основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств,

— дать системное представление о нормах совре­менного русского литературного языка,

— расширить и углубить знания студентов о нор­мативности на стилистическом уровне,

— помочь студентам разобраться в причинах от­ступлений от норм русского литературного языка в ре­альной речевой практике,

— познакомить с некоторыми приемами и мето­дами устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях. При этом авторы пособия стремились основ­ное внимание сосредоточить на тех вопросах, которые, во-первых, недостаточно полно освещаются в доступ­ных учебниках и учебных пособиях, а во-вторых, как показывает многолетний опыт работы, вызывают наи­большие затруднения у студентов.

С целью ориентации студентов на самостоятель­ную работу в конце пособия приводится список литера-

[ 4 ]

туры по предмету, указываются специальные словари и справочники.

Авторы глубоко признательны кафедре русского языка Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова (заведующий кафедрой доктор фило­логических наук, профессор Ю.А. Карпенко) и доктору филологических наук, профессору А.Е. Михневичу, внесшим ряд предложений, направленных на улучшение пособия.

[ 6 ]

СТИЛИСТИКА

ВВЕДЕНИЕ




1. Предмет и задачи стилистики


В зависимости от сферы применения языка, со­держания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разно­видностей, или стилей, характеризующихся определен­ной системой отбора и организации в них языковых средств. Изучением функциональных стилей, особенно­стей употребления в них языковых средств занимается стилистика.

Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокуп­ности (звуки, слова, их формы, словосочетания, пред­ложения), т.е. язык изучается "по всему разрезу его структуры сразу" (Г.О. Винокур).

В середине 50-х гг. XX ст. на смену так называемой традиционной стилистике, развивавшейся в двух направ­лениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы), приходит функциональная, основу которой составляют стилистические исследования А.М. Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова. Дальнейшее развитие функциональная стилистика полу­чила в работах М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.Б. Сиротининой, М.Н. Шмелева, Т.Г. Винокур и др. На передний план она выдвигает задачу объективного ис­следования естественного функционирования речи, раз­личных ее типов и разновидностей, т.е. она изучает "диалектику языка в речи" (А.Н. Васильева). Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их зако­нов, определяет, насколько средства языка, соответст­вующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся ка­кими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы

[ 7 ]

устанавливаются при этом дифференцированно для каж­дого стиля и определяются на базе изучения речевого ма­териала, реализующего именно этот стиль.

Исходя из мысли о первичности содержания, функциональная стилистика рассматривает стиль как содержательную форму. Стили потому и формируются в языке, что осознается специфика содержательной сто­роны каждой сферы общения, связанной с определен­ным видом деятельности (биосоциальной, преобразова­тельной, гносеологической, эстетической, коммуника­тивной и др.), и разрабатываются на практике те комп­лексы форм и функций, которые служат для выражения наиболее полного в данной сфере содержания.

Представители традиционной стилистики исходи­ли из положения о том, что владение стилями — это искусство выражать одно и то же содержание разными формами. Функциональная стилистика является в ос­новном стилистикой речи, тогда как традиционная была преимущественно Ътилистикой языка.

Кроме того, функциональная стилистика рассмат­ривает стиль как систему статистического характера, где многообразно реализуется диалектический закон пере­хода количества в качество, и различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в различных количественных проявле­ниях качественно общих признаков. Традиционная же стилистика изучала стили преимущественно с качест­венной стороны и стремилась к тому, чтобы описание стиля было списком (и как можно более полным) ок­рашенных элементов.

Главная задача стилистики — изучение и описа­ние функциональных стилей, признаков и стилистиче­ских свойств отдельных языковых единиц, которые объ­единяют их (в пределах общей системы языка) в част­ные, функционально однородные подсистемы. Этим оп­ределяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).

Изучение стилистики в вузе имеет как теоретиче­ское, так и практическое значение. Знания о функцио-

[ 8 ]

нальном аспекте языка, а следовательно, о языке в це­лом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры.

Кроме того, стилистика закладывает теоретиче­ские основы культуры речи1 и методики преподавания языка в средней школе, она имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирова­ния, решения проблем машинного перевода и т.д.

Задачами, преподавания стилистики являются:

1) изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерно­стями функционирования языковых средств в речи),

2) развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием выска­зывания, целями, которые ставит перед собой говоря­щий (пишущий), ситуацией и сферой общения.

[ 9 ]



следующая страница >>