microbik.ru
1 2
Создаём школьное лесничество

(рекомендации)

Содержание

Организация школьного лесничества 2

Приложение 1. Примерный устав школьного лесничества 19


Приложение №2. Тема занятия: «Виды лесных пожаров и меры борьбы с ними» 25

Список рекомендуемой литературы 33



1. Бровкина Е.Т. Животные леса: Учебное пособие для школьников младших и средних классов/ Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. — М.: Эгмонт Россия, 2002. — 64 с.

2. Бровкина Е.Т. Птицы леса: Учебное пособие для школьников младших и средних классов/ Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. — М.: Эгмонт Россия, 2000. — 64 с.

3. Гиряев Д.М. Как уберечь лес от огня. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Агропромиздат, 1989. — 283 с.

4. Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. — М.: Лесн. пром-сть, 1991. — 208 с.

5. Лебедев А.Н. и др. Искусственные леса Орловщины. — Орел: Труд, 1995. — 143 с.

6. Лесные памятники/ О.И. Рожков, Д.М. Гиряев, И.Д. Никодимов и др. — М.: Агропромиздат, 1986. — 208 с.

7. Мелехов И.С. Очерк развития науки о лесе в России. — М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1957. — 208 с.

8. Меннинджер Э. Причудливые деревья. — М.: Мир, 1970.

9. Мисник Г.Е. Календарь цветения и плодоношения деревьев и кустарников. — М.: Лесн. пром-сть, 1982. — 144 с.

10. Справочная книга лесника / Сост. Л.З. Стерин. — Мн.: Ураджай, 1989. — 255 с.

11. Спутник лесника: Справочник / Ю.А. Беляев, Г.М. Зайцев, О.И. Рожков и др. — М.: Агропромиздат, 1990. — 416 с.

12. Суворова Г.Т. Лес и жизнь человека. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1967. — 167 с.

34

принимать соответствующие меры предосторожности на случай внезапного прорыва или изменения направления движения огня.


Список рекомендуемой литературы


Школьные лесничества:

1. Аксенова Н.А. и др. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах/ Н.А. Аксенова, Г.А. Ремизов, А.Т. Ромашова. — М.: Агропромиздат, 1985. — 95 с.

2. Гиряев Д.М. Юные лесоводы/ Д.М. Гиряев, И.М. Лемберик, О.И. Рожков. — М.: Агропромиздат, 1988. — 253 с.

3. Илюшина И.И. Школьные лесничества: Кн. для учителя: (Из опыта работы). — М.: Прогресс, 1986. — 92 с.

4. Киселёва Л.Л., Пригоряну О.М. Юному лесоводу: Учебно-методическое пособие. — Орёл: Труд, 1999. — 61 с.

5. Павлов А.А. Система экологического воспитания в школе: из опыта работы. – Орел, Труд, 2004. – 112с.

6. Самойлов В.А. Лицом к природе. — М.: Лесн. пром-сть, 1984. — 81 с.

7. Столбин А.П. Школьные лесничества. — М.: Просвещение, 1973.

8. Школьникам о лесе. Изд. 2-е, дополн. Зорина Т.Г. — М.: Лесн. пром-сть, 1971. — 220 с.

Лесоведение и лесоводство:

33

Организация школьного лесничества

Первый раздел этой книги создан для оказания помощи заинтересованным людям в организации школьного лесничества - как с технической стороны дела, так и со стороны идеологии. В этой части изложены необходимые действия по созданию школьного лесничества, предлагаются образцы документов для его оформления.

Что такое школьное лесничество?

Прежде всего, школьное лесничество - это объединение школьников, увлечённых единым делом - изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. Кто знает, ведь, может быть, именно работа в школьных лесничествах поможет вам выбрать дальнейший жизненный путь?

Каковы принципы организации школьного лесничества?

В деятельности лесничества желательно использовать следующие организационные принципы:

  • добровольность вступления,

  • обязательность участия вступившего в делах лесничества,

  • самоуправление учеников. А также:

Отсутствие авторитарности. Каждый учащийся - личность, несущая персональную ответственность за порученное ей дело; он должен уметь отстаивать свою

2

позицию и уважать при этом мнение коллектива. Дискуссии должны строиться на аргументах и логике. Нет абсолютного авторитета, знающего всё обо всём.

Чёткость и конкретность в планировании работ. Невозможно браться одновременно за все работы, существует опасность не доделать ни одно из начатых дел.

Разнообразие форм работы. В лесничестве работают школьники с различными интересами, поэтому нужно развивать разнообразные секторы (кружки), которые могут развить их творческий потенциал. Склонные к работе с животными занимаются в биокомплексе, артистичные - в "Экологическом театре", сильные - в секторе борьбы с браконьерством, а склонные к науке, логической деятельности занимаются в "Малой академии".

Поощрение лучших. Активность и творческий подход должны поощряться. Чем больше творческих людей принимает участие в работе, тем ярче и интересней будет результат. Следовательно, необходима система поощрения и широкой огласки достигнутых результатов (стенды, газеты, радио, телевидение).

Сочетание труда и отдыха. Этот принцип должен соблюдаться на каждом уровне работы. Клубы выходного дня, дискуссионные вечера, совместные турпоходы не только сплачивают коллектив, но и способствуют передаче знаний и опыта.

Контроль над выполнением порученного дела со стороны Совета лесничества.

Перспективность (непрерывный рост). Решив простую

3

одеждой, касками, противодымными масками или противогазами со специальными патронами для защиты от окиси углерода. В каждой группе должен быть проводник, хорошо знающий местность; наблюдатель, следящий за направлением распространения огня, падающими деревьями и осуществляющий связь со штабом пожаротушения по средствам связи. Каждый участник работ по тушению пожара должен знать возможные укрытия от огня, пути подхода к ним и пути эвакуации из зоны пожара, а также характерные ориентиры на местности.

При использовании для тушения пожаров техники необходимо соблюдать особые меры безопасности, чтобы исключить опасность возгорания этой техники.

Перед началом пуска отжига необходимо убедиться, что между линией отжига и фронтом пожара нет машин. В тылу отжига оставлять патрульных для ликвидации возможных очагов образующегося огня.

К работе со специальными аппаратами и техникой должны допускаться специально подготовленные люди, а при проведении взрывных работ следует соблюдать специальные правила безопасности.

При тушении пожара водой нельзя направлять ее на электроустановки и линии электропередач.

При необходимости прохода через зону горения следует задержать дыхание, чтобы не получить ожог дыхательных путей.

Запрещается устраивать ночлег в зоне действующего пожара. При устройстве мест для ночлега и отдыха

32

переход огня на кроны деревьев за полосой.

Для зажигания надпочвенного покрова при пуске отжига используются специальные зажигательные аппараты или подручные средства. Пуск отжига следует производить против фронта пожара на расстоянии 10-100 м, а при верховых пожарах - на расстоянии 100-200 м.

Наиболее целесообразным временем проведения работ по остановке пожаров является вечер и раннее утро.

Рекомендации по защите населения при лесных пожарах

Опасность лесных пожаров для людей связана не только с прямым действием огня, но и большой вероятностью отравления из-за сильного обескислороживания атмосферного воздуха, резкого повышения концентрации угарного газа, окиси углерода и других вредных примесей. Поэтому основными мерами защиты населения от лесных пожаров являются:

  • спасение людей и сельскохозяйственных животных с отрезанной огнем территории;

  • исключение пребывания людей в зоне пожара путем проведения эвакуации из населенных пунктов, объектов и мест отдыха;

  • ограничение въезда в пожароопасные районы;

  • тушение пожаров;

  • обеспечение безопасного ведения работ по тушению пожаров.

При организации работ в зоне пожара все участники его ликвидации должны быть обеспечены специальной

31

задачу, нужно развиваться дальше, усложняя цели.

Работа школьного лесничества (заметки для учителей)

Работа школьного лесничества - это не эпизодические мероприятия, а целостная, спланированная круглогодичная система учебной, трудовой, исследовательской, просветительской и культурной деятельности учащихся. В этом случае традиции сплачивают старших и младших учеников в единый коллектив, быстрее формируется неформальное общение, каждый находит свое место в деле охраны природы. В то же время экологическое объединение способствует индивидуальному развитию и становлению личности не только самостоятельно думающей и действующей, но и согласовывающей свои действия с коллективом, умеющей привлечь к своей деятельности других людей и способной оказать поддержку своим товарищам. Для осуществления на практике принципа самостоятельности органом управления должен быть Совет лесничества, который выбирается из членов школьного лесничества. Руководитель лесничества не должен подменять Совет и решения собраний. Его роль - быть куратором, помощником, советником. Вся работа лесничества требует высокой дисциплинированности и сознательного отношения к труду. Желательно чаще проводить соревнования групп (секторов) и награждать лучших. Ребята с интересом работают, если видят результаты своего труда, а главное - полезность, востребованность их усилий. Очень важны традиции,

4

которые формируются в каждом лесничестве. В этом случае руководитель обязан всячески их поддерживать, являться носителем традиций.

Моральный кодекс школьных лесничеств

Школьное лесничество - это клуб единомышленников, объединенных главной идеей: самая священная цель - сохранение дикой природы, без которой невозможен не только прогресс человеческой цивилизации, но и сама жизнь человека. Главная задача человечества - прекратить чудовищную экспансию, направленную на уничтожение самой жизни на Земле, научиться жить в гармонии с Природой, знать и уважать ее законы. Кодекс любого члена школьного лесничества опирается на принцип равенства всех живых существ на этой планете. Всё живое имеет право на жизнь и возможность развиваться естественным путем.

Лучшая помощь - невмешательство и устранение вмешательств в жизнь любой экосистемы.

Любая работа должна быть сделана грамотно, поэтому образование, самообразование - первый и самый важный шаг для любого дела.

Среди членов лесничества главный лозунг - сделай как я, сделай лучше меня (а не как я сказал…).

Мыслить глобально, действовать - локально. Знания должны быть обширными, тогда проще наметить самый правильный и эффективный путь для реализации задуманного, а вот действовать необходимо с учётом тех объёмов работ и на той территории, которые вам под силу реализовать самостоятельно.

5

  • пуск отжига (встречного низового и верхового огня);

  • тушение горящей кромки водой;

  • применение химических веществ;

  • искусственное вызывание осадков из облаков.

Заградительной называют полосу местности, с поверхности которой удалены лесные насаждения и горючие материалы, минерализованной - полосу местности, с которой удалены также и травяная растительность, лесная подстилка вплоть до минерального слоя почвы.

Выбор способов и технических средств для тушения пожаров зависит от вида, силы и скорости распространения пожара, природной обстановки, наличия сил и средств пожаротушения и намеченных приемов тушения.

Одним из способов борьбы с лесными пожарами является отжиг - искусственно вызванный контролируемый огонь, направленный в сторону пожара.

Пуск отжига производится от имеющейся на лесной площади рубежей (дорог, троп, ручьев, минерализованных полос и др.), а при отсутствии таких преград от опорных полос, специально проложенных с помощью взрывчатых веществ, техники или растворов химических веществ. Ширина опорных полос 0,3-0,5 м и более. Перед началом отжига срезают и убирают в сторону подросток подлесок. Молодняк хвойных пород сваливают вершинами в сторону пожара, валежник и сухостой перебрасывают через полосу и оттаскивают от нее вглубь, чтобы после пуска отжига предотвратить

30

пожара проводится в два этапа. На первом этапе осуществляется остановка распространения пожара путем непосредственного воздействия на его горящую кромку. На втором этапе производится прокладка заградительных полос и канав, обрабатываются периферийные области пожара с целью исключения возможности возобновления его распространения.

Локализованными считаются только те пожары, вокруг которых проложены заградительные полосы, либо когда имеется полная уверенность, что другие применявшиеся способы локализации пожаров не менее надежно исключают возможность их возобновления.

Дотушивание пожара заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади, после его локализации.

Окарауливание пожарища состоит в непрерывном или периодическом осмотре пройденном пожаром площади и, в особенности, кромки пожара, с целью предотвратить возобновление распространения пожара. Окарауливание пожарищ производится путем систематических обходов по полосе локализации. Продолжительность окарауливания определяется в зависимости от условий погоды.

При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:

  • захлестывание огня по кромке пожара ветками;

  • засыпка кромки пожара грунтом;

  • прокладка на пути распространения пожара заградительных и минерализованных полос (канав);

29

С какими организациями сотрудничают лесничества?

По различным вопросам работы школьного лесничества возникает необходимость в помощи профессиональных лесников из Лесного агентства, районных лесничеств, региональных органов Министерства природных ресурсов (Управлений по надзору в сфере природопользования), также в помощи землевладельцев и местных органов самоуправления. Если какая­-либо организация готова оказывать помощь школьному лесничеству, то это может только приветствоваться, однако любая оказываемая поддержка сторонней организации должна отражаться в документах, чтобы в дальнейшем избежать претензий с чьей­-либо стороны.

Создание школьного лесничества

Кто организует школьное лесничество?

Лесничество может быть создано учителями или директором школы, когда предлагается набрать школьников для проведения внеклассных работ по интересам, расширения кругозора школьников, оказания помощи в сохранении близлежащих лесов и озеленении территории населённого пункта. Это называется инициативой "сверху". Инициатива "снизу" - это когда школьникам надоедает бить фонари и заниматься всякой чепухой, они сами объединяются в группу и просят учителя, которому доверяют, оказать поддержку в создании школьного лесничества и обратится с таким предложением к дирекции школы.

6

Какие документы необходимо подготовить для создания и оформления школьного лесничества?

Прежде всего, необходим "Устав" школьного лесничества.

Как и любая организация, лесничество работает по определённым правилам, которые регламентируют работу отдельных членов, способы управления лесничеством, определяют цели и задачи работы. Правила создания лесничества, порядок управления его членами, система выборов руководства, система поощрений и контроля за работой расписаны в Уставе школьного лесничества.

Другими документами являются распоряжение или приказ директора о создании лесничества и выделении времени использования кабинета для внеклассной работы.

Приведённый в конце книги "Примерный Устав" - только шаблон, который можно при необходимости дополнять, сокращать и переделывать под конкретные условия школы. При подготовке положения о школьном лесничестве можно менять любые пункты данного шаблона по согласованию с дирекцией школы, районным лесничеством или лесохозяйственным предприятием, которое берет шефство над этой организацией. Дополнительно заключается Договор с лесничеством или лесхозом, в котором оговариваются условия работы школьников в лесу, выделенные им участки, способы оплаты работ и обязанности руководителей лесхоза по

7

горимость окружающих пожар участков, оперативно маневрировать силами и средствами, сосредоточивая их в первую очередь на умело выбранных "ключевых позициях", отрезая огню путь в наиболее опасные в пожарном отношении и ценные насаждения. Крупные пожары обычно действуют на фоне вспышки большого количества меньших по размеру пожаров.

Обнаружение лесных пожаров в основном осуществляется с наземных наблюдательных пунктов, а также при авиационном и наземном патрулировании лесов.

Работы по тушению крупного пожара можно разделить на следующие этапы: разведка пожара; локализация пожара, т.е. устранение возможностей нового распространения пожара; ликвидация пожара, т.е. дотушивание очагов горения; окарауливание пожарищ.

Разведка пожара включает в себя уточнение границ пожара, выявление вида и силы горения на кромке и ее отдельных частях в разное время суток. По результатам разведки прогнозируют возможное положение кромки пожара, ее характер и силу горения на требуемое время вперед.

На основании прогноза развития пожара с учетом лесопирологической характеристики участков, окружающих пожар, с учетом возможных опорных линий (рек, ручьев, лощин, дорог и пр.) составляется план остановки пожара, определяются приемы и способы остановки пожара.

Наиболее сложной и трудоемкой является локализация пожара. Как правило, локализация лесного

28

проводимых в плановом порядке и направленных на предупреждение возникновения, распространения и развития лесных пожаров.

Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров предусматривают осуществления ряда лесоводческих мероприятий (санитарные рубки, очистка мест рубок леса и др.), а также проведение специальных мероприятий по созданию системы противопожарных барьеров в лесу и строительству различных противопожарных объектов.

Необходимо помнить, что лес становится негоримым, если очистить его от сухости и валежника, устранить подлесок, проложить 2-3 минерализованных полосы с расстоянием между ними 50-60 м, а надпочвенный покров между ними периодически выжигать.

Организация тушения лесных пожаров

Как показывает опыт, в борьбе с лесными пожарами большое значение имеет фактор времени. От обнаружения лесного пожара до принятия решения по его ликвидации должно затрачиваться минимальное время. При этом важнейшей задачей является организация и подготовка сил и средств пожаротушения.

При направлении для тушения пожаров необходимых сил и средств необходимо учитывать возможную силу и скорость распространения пожара и степень пожарной опасности.

При тушении крупных пожаров необходимо максимально использовать уже имеющиеся в лесу рубежи и преграды, а также учитывать различную

27

оказанию консультативной помощи и закреплению куратора.

Схема школьного лесничества
Высшим органом руководства школьным лесничеством является общее собрание его членов, собираемое 2 раза в год. На собрании подводятся итоги сделанной работы, награждаются лучшие члены, принимается план работы на следующий год. На общем собрании выбирается Совет школьного лесничества, который руководит деятельностью учащихся и согласовывает все работы с кураторами. Совет состоит из лесничего, его помощника, руководителей направлений (или мастеров леса), ответственного за культурно- ­массовую работу (комиссара), представителей лесхоза и учителя - руководителя лесничества. Совет проводит заседания не реже 1 раза в месяц, на которых по каждому мероприятию обсуждается:

  • Что удалось?

  • Что не удалось и почему?

  • Что необходимо сделать в следующем месяце?

  • Какие работы необходимо запланировать на будущее, чтобы успеть подготовиться...

Тематические секторы школьного лесничества

В школьных лесничествах работу учащихся можно разделить по секторам (направлениям).

У людей разные интересы - кому­-то нравится сажать лес, кому-­то - изучать жизнь растений и животных или охранять муравейники и других лесных обитателей. Все члены лесничества обязаны заботиться о природе, участвовать в работе лесничества, но это не значит, что

8

нельзя выбрать себе занятие по душе. Группы единомышленников со сходными интересами формируют кружки, или секторы.

  1. Лесной сектор. Работа лесного сектора непосредственно связана с уходом за лесом и лесоразведением. За школьным лесничеством закрепляется лесная площадь, разделённая на участки - обходы (или кварталы по данным лесоустройства), обходы закреплены за конкретным лесником, под руководством которого члены школьного лесничества осуществляют свою помощь лесу. Члены лесного сектора организуют зимнюю подкормку птиц и зверей, изготавливают и развешивают искусственные гнездовья, сажают деревья и кустарники, очищают лес от мусора. Лесные бригады могут работать на питомниках в лесхозах или на пришкольных питомниках лесничества.

  2. Сектор борьбы с браконьерством (БСБ). Сектор состоит из старшеклассников, задача которых - помогать соответствующим организациям в борьбе с браконьерством. Зимой проводятся целевые операции "Ёлочка", весной - "Берёзовый сок" и "Первоцветы", "Нерест". В летний период особое внимание уделяется охране лесных массивов от пожаров. Основная задача этого сектора - не наказание виновных, а предупреждение нарушений, информирование лесничеств и органов охраны природы о каких­-либо факторах,

9

на слабые, средние и сильные. Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра.

По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на устойчивые и беглые. Скорость распространения слабого низового пожара не превышает 1 м/мин, сильного - свыше 3 м/мин. Слабый верховой пожар имеет скорость до 3 м/мин, средний - до 100 м/мин, а сильный - свыше 100 м/мин.

Высота слабого низового пожара до 0,5 м, среднего - 1,5 м, сильного - свыше 1,5 м.

Слабым почвенным (подземным) пожаром считается такой, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, средним - 25-50 см, сильным - более 50 см.

Прогнозирование лесных пожаров и их последствий

Существующие методики оценки лесопожарной обстановки позволяют определить площадь и периметр зоны возможных пожаров в регионе (области, районе). Исходными данными являются значение лесопожарного коэффициента и время развития пожара.

Значение лесопожарного коэффициента зависит от природных и погодных условий региона и времени года.

Время развития пожаров определяется временем прибытия сил и средств ликвидации пожара в лесопожарную зону.

Пути сокращения лесопотерь

Решение лесопожарной проблемы связано с решением целого ряда организационных и технических проблем и в первую очередь с проведением противопожарных и профилактических работ,

26

Приложение №2.

Тема занятия: «Виды лесных пожаров и меры борьбы с ними»

Цель занятия: познакомить учащихся с видами лесных пожаров, прогнозированием лесных пожаров и их последствий, организацией тушения пожаров.

Ход занятия.

Лесные пожары - горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Основными причинами возникновения лесного пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки и сельскохозяйственные палы в условиях жаркой погоды или в, так называемый, пожароопасный сезон (период с момента таяния снегового покрова в лесу до появления полного зеленого покрова или наступления устойчивой дождливой осенней погоды). Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

Классификация лесных пожаров

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные.

По интенсивности лесные пожары подразделяются

25

представляющих угрозу природным объектам, разъяснительная работа среди населения о правилах поведения на природе.

  1. Биологический центр. Учащиеся изучают жизнь животных и растений, ухаживают за ними. Биоцентр может стать ветеринарной клиникой, в которую несут раненых животных и оставшихся без родителей детенышей. Если это возможно, то вылеченное животное отпускается в природу, но надо быть готовым к тому, что большинство пациентов станут постоянными обитателями центра. Здесь может вестись работа по паспортизации и ограждению муравейников, спасению рыбы от зимних заморов и многое другое.

  2. Сектор экологического просвещения. Задачи этого сектора включают в себя проведение экологических занятий в младших классах, экологических игр в детских садах. Можно проводить открытые занятия перед учителями школы, родителями, организовывать природоохранные акции в своем городе, вести экологическую рубрику в местных газетах и даже на телевидении.

  3. Экологический театр. Состоит из учащихся, склонных к артистичности. Сценарии пишутся по произведениям писателей или самостоятельно. Одна из главных тематик - природоохранная.

  4. Малая академия. Этот сектор помогает учащимся правильно организовать исследования в природе и

10

в школьных лабораториях, проводит подготовку к олимпиадам и конкурсам. Ведутся работы по изучению экологической обстановки в окрестностях населённого пункта, на реках. Некоторые исследования могут проводиться совместно с научными организациями и природоохранными службами.

Календарь работ школьного лесничества

Школьное лесничество живёт тремя направлениями работы - обучение (экологический всеобуч), внеклассная работа в творческих группах, практическая работа - применение экологических знаний в конкретных делах.

Чем обучение в лесничестве отличается от школьной программы? Главное отличие - вы должны делать свою работу добровольно, выбирать тему для исследования самостоятельно. Работа в лесничестве, в том числе и учебно-­познавательная, проводится во внеклассное время.

Примерный календарь работ в школьном лесничестве

Мероприятие

Сроки

Содержание работ

Учебная работа

Круглогодично

Исследования, подготовка рефератов

"Птичья столовая"

Ноябрь - март

Подкормка птиц и изучение их поведения

"Нерест"

Апрель - май

Патрулирование рек

"Птицелов" (борьба с

Ноябрь - март

Воспитательная работа с другими

участки леса, оказывают помощь в проведении простейшего необходимого лесоустройства; выделяют помещения для работы школьного лесничества и хранения инвентаря.

2. Дирекция школы выделяет педагога-­воспитателя, ответственного за работу школьного лесничества; при необходимости выделяет учителей для проведения воспитательной и оздоровительной работы членами школьного лесничества. 3. Руководство предприятия лесного хозяйства (районного лесничества): ­ выделяет специалиста, ответственного за работу школьного лесничества и при необходимости - квалифицированных рабочих; закрепляет за школьным лесничеством необходимый инвентарь, технику и оборудует кабинет специализированными стендами и пособиями; проводит необходимые работы по оборудованию летних лагерей; обеспечивает бесплатный проезд членов школьного лесничества до места работы и обратно, обеспечивает, при необходимости, горячее питание за счет средств, заработанных школьным лесничеством на лесохозяйственных работах; обеспечивает членов школьного лесничества установленными для них форменными головными уборами и знаками различия; по представлению органов самоуправления поощряет лучших членов школьного лесничества.

В Устав также включают разделы "Охрана труда" и "Учёт и оплата труда", исходя из местных условий.

24

собирается не реже одного раза в месяц.

4. Лесничий и помощник лесничего отвечают за выполнение плана работы, распределение объектов труда, организацию контроля и учета в лесничестве, соблюдение режима труда и отдыха, дисциплины, проведение политико­-воспитательной работы, выполнение обязательств.

5. Мастер леса направляет и контролирует работу на своем участке, организует сеть постов при проведении рейдов и проверок, проводит разъяснительную работу, привлекает лесников и других членов лесничества для проведения работ, следит за соблюдением техники безопасности и правил проведения работ.

6. Комиссар лесничества избирается на летнее время. Он отвечает за организацию воспитательной работы, информационные связи с другими организациями и между членами лесничества.

7. Текущей работой обхода руководит лесник. Он отвечает за качество выполняемых работ и участие членов лесничества за проведением конкретных мероприятий.

IV. ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЫ И ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

1. Школа и предприятие лесного хозяйства: ­ осуществляют общее внешнее руководство школьным лесничеством; утверждают план работы школьного лесничества; создают условия для успешного выполнения работ школьным лесничеством; подбирают и закрепляют за школьным лесничеством постоянные

23

отловом птиц)

Ноябрь - март

школьниками, патрули, рейды с работниками природоохранных органов

"Шишка"

Ноябрь - март

Сбор семян сосны, ели

"Рыба"

Декабрь - февраль

Бурение скважин при сильном обледенении для обеспечения доступа кислорода в воду

"Ель"

15-31 декабря

Охрана еловых и сосновых посадок для предотвращения их порубок перед новогодними праздниками

"Птичий домик"

Январь - март

Изготовление и развешивание скворечников, дуплянок

"Берёзовый сок"

Март - апрель

Охрана берёзовых лесов для предотвращения порчи берёз

"Первоцветы"

Апрель - май

Патрулирование с работниками природоохранных органов лесов и лугов, на которых начинают распускаться весенние цветы

"Питомник"

Апрель - октябрь

Работы в школьном питомнике

"Муравей"

Апрель - август

Огораживание муравейников

"Лесной костёр"

Апрель - сентябрь

Оборудование мест отдыха, патрулирование

"Лесопосадки"

Апрель-сентябрь

Весенне-осенние лесопосадки

Экологические походы

Июнь - август

Познавательные походы

"Семена"

Сентябрь - ноябрь

Сбор семян дикорастущих растений

Агитация и просвещение

Круглогодично

Проведение экскурсий, подготовка листовок, чтение лекций

2. Общее собрание школьного лесничества: ­ избирает из своего состава Совет школьного лесничества: лесничего, помощников лесничего, мастеров леса, руководителей секций (подразделений), лесников. В состав Совета включается педагог­-воспитатель и представителя предприятия лесного хозяйства (районного лесничества) - специалист лесного хозяйства, осуществляющий непосредственную координацию работы лесничества; обсуждает и утверждает план работ лесничества, определяет пути его выполнения; утверждает условия соревнования между различными секциями (подразделениями) и обходами; обсуждает вопросы дисциплины членов школьного лесничества; решает вопрос о приеме в школьное лесничество, поощрении и наказании членов школьного лесничества; подводит итоги работы; собирается не реже двух раз в год.

3. Совет школьного лесничества: ­ избирается общим собранием школьного лесничества; руководит всеми вопросами текущей деятельности школьного лесничества; периодически подводит итоги работы школьного лесничества; организует культурно-массовую и спортивную работу во время каникул; входит с предложениями к дирекции школы и лесохозяйственное предприятие по вопросам улучшения условий деятельности школьного лесничества, поощрения лучших членов лесничества; обсуждает работу и поведение членов школьного лесничества; отчитывается в проделанной работе перед общим собранием школьного лесничества; Совет школьного лесничества

22

проведением плановых и внеплановых мероприятий школьного лесничества выполняются во внеучебное время.

7. Учащиеся 9-­11 классов могут работать в школьном лесничестве в период прохождения производственной практики по согласованию с директором школы. Учащиеся средних классов могут работать в школьном лесничестве во время уроков труда по согласованию с директором школы.

8. На период летних каникул по согласованию с директором школы и лесохозяйственным предприятием (районным лесничеством) могут организовываться лагеря труда и отдыха, действующие на основании положений и законодательных актов о подобных формах работ.

9. Вся работа школьного лесничества организуется на принципе соревновательности и добровольности работы ее участников по интересам.

10. Члены школьного лесничества имеют право носить во время работы в школьном лесничестве форменные головные уборы, шевроны, знаки различия, установленные общим собранием лесничества и утвержденные директором школы.

III. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ ЛЕСНИЧЕСТВОМ

1. Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов. Текущей деятельностью руководит Совет школьного лесничества во главе с лесничим.

21

Кабинет школьного лесничества

Как и чем оборудовать кабинет лесничества?

Кабинет школьного лесничества должен выполнять три основные функции: быть штаб- ­квартирой, обучающим центром и способствовать распространению природоохранной идеологии. Для того чтобы каждый член школьного лесничества мог своевременно получить информацию о проделанной работе и планирующихся акциях оборудуется доска объявлений. На стендах размещаются: схема участков леса, закреплённых за лесничеством, другие наиболее важные материалы. Это должны быть материалы о текущей работе лесничества, помогающие в практической работе.

Не менее важно оформлять стенгазеты о совместном отдыхе или проведенных акциях. С одной стороны, приятные воспоминания сплачивают коллектив, с другой, любой посторонний человек будет иметь представление о Вашей работе.

Стенд лесничества, доска объявлений - самый насыщенный по информативности уголок кабинета. Материалы на стенде могут вывешивать учителя, члены Совета лесничества и любой член лесничества. Доска объявлений - самый лучший способ для высказывания своих идей, передачи информации и сообщений типа: "1 мая в сквере возле школы будем сажать кустарники и деревья, которые привезут к 10 часам из лесничества; кто желает участвовать - записывайтесь". После этого сообщения нужно оставить место, чтобы желающие помочь могли записать свою фамилию, тогда инициатор

14

идеи будет точно знать, кто может ему помочь и сколько лопат нести в сквер.

Наглядные пособия могут быть в виде макетов, образцов древесины или других природных объектов, засушенных растений, рисунков, таблиц, схем и т.д. Если вы решили сами изготовить наглядные пособия, то попросите преподавателя помочь правильно сделать надписи и пояснения.

Можно составить гербарий растений леса на следующие темы: деревья, кустарники, травы, лекарственные, съедобные, технические растения; по морфологии растений - например, листья различной формы, характер прикрепления к стеблю, жилкование, типы стеблей, цветков и соцветий.

Можно также приготовить наглядные пособия по различным породам деревьев, древесина, коллекции сухих плодов и семян местных древесных и кустарниковых пород, образцы повреждений древесины и листьев насекомыми. На каждом препарате или коллекции должна быть этикетка с указанием места, даты сбора и названия представленного объекта.

В последнее время, чтобы избегать уничтожения растений и насекомых (особенно редких) в оформлении, используются рисунки и фотографии. Хорошая фотография более полно передает облик живого объекта, чем его высушенное тельце. Можно организовывать фотовыставки и выставки рисунков. Они могут быть не только школьными, но и размещаться в сельских советах, районных и областных администрациях и прочих

15

установленном порядке.

3. Территория школьного лесничества делится на обходы по принципу, принятому в лесничествах лесохозяйственных предприятий.

4. Школьное лесничество работает в течение круглого года в соответствии с учебно-­производственным планом, осужденным на общем собрании школьного лесничества и утвержденным директором школы и лесохозяйственного предприятия (лесничества).

5. Члены школьного лесничества могут участвовать в следующих мероприятиях: ­ посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями, лесными питомниками, дендрологическими участками, выращивание лесопосадочного материала, озеленение населенных пунктов и других территорий по согласованию с землепользователями и землевладельцами; участие в проведении мероприятий по охране лесов, выявлении очагов повреждения леса вредителями, лесными пожарами, захламлением; охрана насекомых, птиц, зверей, редких растений, других природных объектов (родники, водные объекты и т.д.); проведение научных и обучающих исследований, наблюдений за различными объектами природы; организация музеев и уголков природы; проведение походов, тематических экскурсий, исследовательской работы; пропаганда идей охраны природы, участие в смотрах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, тематических праздниках;

6. Лесохозяйственные и иные работы, связанные с

20


следующая страница >>