microbik.ru
1 2 ... 10 11
ПНЕВМОАВТОМАТИКА

Основной курс ТР101

Учебное пособие







ПНЕВМОАВТОМАТИКА

Основной курс ТР101

Учебник
Оглавление

О концепции учебника......................................
Часть А: ВВОДНЫЙ КУРС
Глава 1. Введение в пневмоавтоматику

1.1. Обзор..............................................

1.2. Критерии проектирования пневматической системы управления .........................................

1.3. Структура пневматической системы и последовательность прохождения сигнала............
Глава 2. Элементы пневматических систем

2.1. Производство и распределение сжатого воздуха.........

2.2. Пневмоаппараты.....................................

2.3. Логико-вычислительные элементы......................

2.4. Исполнительные устройства...........................

2.5. Пневматическая система............................
Глава 3. Условные обозначения и стандарты в области пневмоавтоматики

3.1. Условные графические обозначения пневмоэлементов....

3.2. Основные требования по технике безопасности..........
Глава 4. Методы проектирования пневмосистем

4.1. Разработка пневматических систем управления..........

4.2. Блок-схема цепи управления...........................

4.3. Структура принципиальной схемы......................

4.4. Составление принципиальной схемы...................

4.5. Обозначение элементов схемы........................

4.6. Жизненный цикл пневматической системы..............
Глава 5. Схемы с одним исполнительным устройством

5.1. Прямое управление цилиндром......................

5.2. Пример 1. Прямое управление цилиндром одностороннего действия...............................

5.3. Упражнение 1. Прямое управление цилиндром двустороннего действия..............................

5.4. Непрямое управление цилиндром......................

5.5. Пример 2. Непрямое управление цилиндром одностороннего действия.............................

5.6. Упражнение 2. Непрямое управление цилиндром двустороннего действия...............................

5.7. Логические функции "И" и "ИЛИ".......................

5.8. Пример 3. "И"- функция...............................

5.9. Упражнение 3. "И"- функция...........................

5.10. Пример 4. "ИЛИ"- функция............................

5.11. Упражнение 4. "ИЛИ"- функция.........................

5.12. Пример 5. Схемы с памятью и регулируемой скоростью цилиндра ...........................................

5.13. Упражнение 5. Схемы с памятью и регулируемой скоростью цилиндра.................................

5.14. Упражнение 6. Клапан быстрого выхлопа................

5.15. Пример 6. Управление подавлению....................

5.16. Упражнение 7. Управление по давлению: штамповка деталей............................................

5.17. Пример 7. Клапан выдержки времени..................

5.18. Упражнение 8. Клапан выдержки времени..............
Глава 6. Схемы с несколькими исполнительными устройствами

6.1. Управление несколькими исполнительными устройствами

6.2. Пример 8. Координированное перемещение...........

6.3. Пример 9. Совпадение сигналов......................

6.4. Отключение сигнала с помощью переключающего распределителя ....................................

6.5. Пример 10. Переключающий распределитель..........

6.6. Пример 11. Переключающий распределитель..........

Глава 7. Поиск неисправностей в пневматических системах управления

7.1. Документация .....................................

7.2. Причины неисправностей и их устранение.............

7.3. Обслуживание......................................
Часть В: ОСНОВЫ ТЕОРИИ
Глава 1. Основные понятия пневматики

1.1. Давление воздуха и его измерение....................

1.2. Характеристики воздуха.............................
Глава 2. Производство и распределение сжатого воздуха

2.1. Подготовка сжатого воздуха ........................

2.2. Компрессоры.....................................

2.3. Ресивер сжатого воздуха............................

2.4. Осушители воздуха.................................

2.5. Распределение сжатого воздуха......................

2.6. Система подготовки сжатого воздуха..................
Глава 3. Исполнительные устройства и выходные приборы

3.1. Цилиндр одностороннего действия...................

3.2. Цилиндры двустороннего действия...................

3.3. Бесштоковые цилиндры.............................

3.4. Устройство цилиндра...............................

3.5. Основные характеристики цилиндра..................

3.6. Пневмомоторы.....................................

3.7. Индикаторы........................................
Глава 4. Пневмораспределители

4.1. Основные типы распределителей.....................

4.2. 2/2-распределители ................................

4.3. 3/2-распределители ................................

4.4. 4/2-распределители ................................

4.5. 4/3-распределители ................................

4.6. 5/2-распределители ................................

4.7. 5/3-распределители ................................

4.8. Расходные характеристики распределителей...........

4.9. Надежность работы распределителей.................
Глава 5. Пневмоаппараты

5.1. Обратные клапаны...................................

5.2. Регуляторы расхода..................................

5.3. Клапаны давления....................................

5.4. Комбинированные клапаны...........................
Глава 6. Системы

6.1. Выбор и сравнение источников энергии систем управления 6.2 Виды управления.....................................

6.3. Проектирование систем управления....................

6.4. Аспекты совершенствования пневмораспределителей ....

6.5. Специальные устройства и модули.....................
ЧАСТЬ С: РЕШЕНИЯ
Решения.................................................
Список литературы.......................................
Указатель терминов......................................

О концепции учебника

Настоящая книга является составной частью учебного комплекса "Средства автоматизации и коммуникации" фирмы Фесто Дидактик КГ. Учебник предназначен для занятий на семинарах и для самообучения.

Книга состоит из:

• Вводного курса (часть А)

• Основ теории (часть В)

• Решений задач (часть С)
Часть А. Вводный курс

Вводный курс иллюстрирует необходимую информацию по теме с по­мощью примеров и упражнений. Он должен прорабатываться последо­вательно шаг за шагом. Углубленному изучению темы способствуют ссылки на соответствующие разделы части В.
Часть В. Основы теории

Эта часть содержит материал для углубленной проработки основ пневмоавтоматики. Здесь читатель найдет темы, упорядоченные в логической последовательности. Данную часть книги можно использовать для повышения уровня теоретической подготовки или как справочный материал.
Часть С. Решения

В этой части представлены решения задач, поставленных в вводном курсе учебника.

В заключительной части книги приведен подробный указатель терминов.

Учебник ориентирован на поддержку обучения по основным новым специальностям в области металлообработки и электротехники.

Часть А ВВОДНЫЙ КУРС
Глава 1

Введение в пневмоавтоматику

1.1. Обзор

Пневматические устройства давно играют важную роль в механизации производства. В последнее время они также широко используются при решении задач автоматизации.

Пневматические устройства в системах автоматики выполняют сле­дующие функции:

• получение информации о состоянии системы с помощью входных элементов (датчиков);

• обработка информации с помощью логико-вычислительных эле­ментов (процессоров);

• управление исполнительными устройствами с помощью распре­делительных элементов (усилителей мощности);

• совершение полезной работы с помощью исполнительных уст­ройств (двигателей).
Для управления состоянием и рабочими процессами машин и устано­вок необходимы системы со сложными логическими связями, которые обеспечиваются благодаря взаимодействию датчиков, процессоров, исполнительных устройств и рабочих механизмов с пневматическими или частично пневматическими устройствами.
Технический прогресс в области создания материалов, способов кон­струирования и производства также способствовал улучшению качест­ва и увеличению разнообразия пневматических устройств, что послу­жило основой для расширения области их применения как средств автоматизации.
Для реализации прямолинейного движения часто используются пневмоцилиндры, т.к. они характеризуются низкой стоимостью, легкостью монтажа, простотой и прочностью конструкции, а также широким диа­пазоном основных параметров.
Ниже приводится диапазон главных параметров пневматических ци­линдров:

• диаметр поршня 6...320 мм

• ход поршня 1...2000 мм

• развиваемое усилие 2...50000 Н

• скорость поршня 0,02... 1,5 м/с

Рис. 1.1. Цилиндр одностороннего действия
Пневматические исполнительные устройства могут реализовывать следующие виды движения:

• прямолинейное (возвратно-поступательное),

• поворотное (возвратно-поворотное),

• вращательное движение (ротация).

Ниже представлены несколько примеров применения пневматических устройств:
• манипуляторная техника:

- зажим деталей,

- передвижение деталей,

- позиционирование деталей,

- ориентирование деталей,

- распределение потоков материалов;
• производственные операции:

- упаковка,

- индикация,

- дозировка,

- фиксация,

- поворот и переворачивание,

- открытие и закрытие дверей,

- транспортировка материалов,

- вращение деталей,

- сортировка деталей,

- складирование деталей,

- тиснение и прессование деталей.

Рис. 1.2. Переключение стрелкой двух транспортеров

Рис. 1.3. Роликовый нож с пневматическим приводом
Пневматические системы используются в технологических процессах:
• сверления,

• токарной обработки,

• фрезерования,

• пиления,

• доводки,

• формовки,

• контроля качества.
Таблицы характеристик пневмосистем
Отличительные особенности и преимущества систем пневмоавтомати­ки представлены в таблице 1.1.


Доступность воздуха

Воздух имеется практически везде в неограниченном количестве

Транспортабельность воздуха

Воздух может легко транспортироваться по трубам на большие расстояния

Способность

к аккумулированию

Сжатый воздух может накапливаться в резервуарах и использо­ваться по мере необходимости, а резервуары могут легко транс­портироваться

Нечувствительность к температуре

Сжатый воздух относительно нечувствителен к колебаниям температуры. Это гарантирует надежную работу пневмосистем даже в экстремальных условиях.

Взрывобезопасность

Сжатый воздух практически взрыво- и пожаробезопасен, что не требует дорогостоящей защиты.

Экологическая чистота

Сжатый воздух без специально распыленного в нем масла не загрязняет окружающую среду.

Простота конструкции

Пневмоэлементы просты в производстве и поэтому недороги.

Высокая скорость

Сжатый воздух перемещается с большей скоростью. Это позво­ляет получить высокую скорость движения поршня и малое время переключения.

Нечувствительность к перегрузкам

Пневматические инструменты и исполнительные устройства не боятся перегрузки и поэтому могут нагружаться вплоть до полной остановки.


Таблица 1.1. Особенности и преимущества систем пневмоавтоматики
Для того, чтобы точно определить области применения пневмосистем, необходимо также знать и их недостатки, которые представлены в таб­лице 1.2.


Подготовка

сжатого воздуха

Сжатый воздух должен быть хорошо подготовлен. Иначе возникает

опасность быстрого износа пневмоустройств из-за наличия в нем

твердых включений и конденсата воды.

Сжимаемость

воздуха

Сжатый воздух не позволяет получить равномерную и постоянную

скорость поршня.

Ограничения

по усилию

Сжатый воздух является экономически выгодным только

до определенных давлений. При обычно применяемом

производственном давлении 600...700 кПа (6...7 бар) и в зависимо-

сти от хода и скорости поршня эта граница лежит в области

40000...50000 H.

Уровень шума

Сброс воздуха в атмосферу сопровождается сильным шумом.

Эта проблема решена в настоящее время благодаря применению

звукопоглощающих материалов и глушителей шума.


Таблица 1.2. Недостатки систем пневмоавтоматики
При выборе сжатого воздуха в качестве рабочей среды проводится сравнение свойств пневмосистемы с системами управления, исполь­зующими другие виды энергии. Это сравнение должно производиться для всей системы, включая информационную систему (датчики), логико-вычислительную подсистему (процессор) и исполнительную подсистему (распределитель энергии и исполнительное устройство). При этом должны приниматься во внимание такие факторы как:

• требования к выходным характеристикам,

• сочетаемость с другими подсистемами,

• имеющееся оборудование,

• наличие кадров, владеющих специальными знаниями.
Критерии выбора источника энергии для исполнительной части системы
В качестве источников энергии в исполнительной части системы ис­пользуются:

электрический ток,

• жидкость,

• сжатый воздух,

• комбинации перечисленных сред.

Критерии выбора и характеристики системы, принимаемые во внима­ние при выборе источников энергии исполнительной части системы:

• развиваемое усилие,

• рабочий ход,

• вид движения (поступательное, поворотное, вращательное)

• скорость,

габариты,

• долговечность,

• надежность и безопасность,

• стоимость энергии,

• удобство эксплуатации,

• аккумулируемость.
Критерии выбора источника энергии для управляющей части системы
В качестве источника энергии в управляющей части системы использу­ются:

• механические устройства,

электрический ток,

• жидкость,

• сжатый воздух.
Критерии выбора и характеристики системы, принимаемые во внима­ние при выборе источника энергии для управляющей части системы:

• надежность работы составных частей,

• чувствительность к изменениям условий окружающей среды,

• простота обслуживания и ремонта,

• быстродействие элементов,

• скорость прохождения сигналов,

габариты,

• долговечность,

• возможность модификации системы,

• затраты на обучение персонала.

1.2. Критерии проектирования пневматической системы управления
Пневматические средства автоматики включают следующие группы изделий:

• исполнительные устройства,

• датчики и входные устройства,

• логико-вычислительные элементы (процессоры),

• вспомогательные устройства,

• модули системы управления.
При проектировании пневматических систем управления должны при­ниматься во внимание следующие основные требования:

• надежность,

• удобство ремонта и обслуживания,

• стоимость запасных частей,

• простота монтажа и соединений,

• соразмерность стоимости по отношению к предшествующей системе,

• взаимозаменяемость и адаптируемость,

• компактность конструкции,

• экономичность,

• наличие технической документации.
Пневматическая система состоит из цепи элементов различных групп, соединенных между собой определенным образом.
1.3. Структура пневматической системы и последователь­ность прохождения сигнала

Рис. 1.4. Последовательность прохождения сигнала
Эти элементы формируют цепь управления для прохождения сигнала (информации) от входа системы (со стороны управляющей части) к ее выходу (к исполнительной части).

Усилитель мощности управляет исполнительным элементом с помощью сигнала, принимаемого от логико-вычислительного устройства (процессора).
Элементы пневматической системы группируются по подсистемам:

• подсистема энергоснабжения (элементы энергоснабжения),

• информационная подсистема (датчики),

• логико-вычислительная подсистема (процессоры),

• исполнительная подсистема (управляющий распределитель и исполнительное устройство).
Элементы системы изображаются с помощью условных графических обозначений, а представление о функциональном назначении элементов дает схема их соединений.


Рис. 1.5. Схема пневматической системы управления
Распределители могут применяться как входные элементы, логико-вычислительные элементы или усилители мощности. Пример взаимо­связи в пневматической системе элементов различного функциональ­ного назначения представлен на рис.1.6.

Рис. 1.6. Принципиальная схема пневматической системы управления




следующая страница >>