microbik.ru
1 2 ... 4 5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижегородский государственный педагогический университет



Учебное пособие

по курсу этики


для студентов заочного отделения

философско-теологического факультета

Нижний Новгород

2006

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Учебное пособие по курсу этики для студентов заочного отделения философско-теологического факультета. Нижний Новгород: НГПУ, 2006. 40 с.

В пособии содержатся методические советы по изучению основных тем курса этики, указываются ключевые проблемы, предлагаются контрольные вопросы к темам, дается литература.

Составители:

канд. филос. наук, доц. С.Н. Кочеров, канд. филос. наук, доц. Г.В. Кузнецова

Ответственный за выпуск: канд. филос. наук, доц. С.Н. Кочеров


Введение


Это учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения НГПУ, чтобы помочь им разобраться в основных темах и проблемах этики, а также подготовиться к практическим занятиям и к экзамену.

Курс «Этика» представляет обозрение наиболее важных понятий и проблем науки о морали на основе изучения идейного наследия выдающихся этиков и моралистов прошлого. При этом студенты должны получить представление не только о том, как решались важнейшие этические вопросы, но и о логике их решения, о тех мировоззренческих и методологических предпосылках, которые определяли выводы философов морали. Курс имеет информативный характер и не ставит своей задачей внушение студентам предпочтений в отношении той или иной этической теории. Экзамен по данному курсу является проверкой не моральных взглядов, а знания и понимания основ этики.

Учебно-методическое пособие по курсу «Этика» включает в себя темы и проблемы семинарских занятий, контрольные вопросы, которые могут быть избраны в качестве тем для докладов и рефератов, а также литературу к ним. Цель данного пособия – облегчить студентам понимание самых актуальных и сложных философско-этических проблем, осмысление которых поможет им найти выход из моральных конфликтов, расширит их духовный кругозор и поднимет общий культурный уровень. Все это крайне важно для молодых людей, особенно для студентов педагогического университета, будущих учителей и воспитателей.


Тема 1. Предмет и задачи этики




Основные проблемы: Этика – наука о морали. Структура и функции этики. Место этики в системе наук.
Каждый человек имеет свои представления о добре и зле, знаком с угрызениями совести и чувством долга, обладает определенным пониманием справедливости, чести и достоинства, задумывается о смысле жизни и стремится к счастью. Он чувствует и осознает свою причастность к некой системе отношений между людьми, которая воздействует на его сознание и деятельность. Эта система отношений побуждает его относиться к своему поведению таким образом, чтобы мотивы и результаты его поступков отвечали общей, идеальной и должной цели, если даже она противоречит его частному, материальному и реальному интересу. Сфера таких отношений в сочетании с присущими ей формами сознания и способами деятельности образует мораль, которая представляет предмет изучения этики.

Хотя понятия «этика» и «мораль» этимологически происходят от слова «нрав» (на языке древних греков и римлян соответственно), в процессе многовекового развития они приобрели разное значение. В настоящее время научная традиция понимает под этикой область знаний, а под моралью – ее специфический предмет. Однако в обыденном языке такое разграничение пока отсутствует, поэтому нередко происходит подмена одного понятия другим (например, говорят «этическая оценка», а не «моральная оценка», «категория морали», а не «категория этики» и т.д.). Сложности возникают и потому, что в русском языке существует слово «нравственность», которое восходит к славянскому «норов» (нрав) и если не тождественно, то близко по значению к слову «мораль». Поэтому следует ясно представлять, в каких случаях уместно использовать каждое из этих понятий.

Под этикой мы будем понимать науку о морали, или нравственности. Этика рождается в результате философского осмысления нравственной природы человека, проявляющей себя в отношениях, мотивах, поступках и качествах людей. Понятие «этика» было введено в IV в. до н.э. Аристотелем, который обозначил им область знаний о добродетелях характера - «этических добродетелях». И хотя за почти 2,5 тысячелетнюю историю данной науки она порой весьма далеко заходила за границы, намеченные для нее великим основателем, предметом ее изучения всегда была мораль как особая сфера отношений, сознания и деятельности. Это целиком и полностью относится и к настоящему времени, когда этика находится, по мнению некоторых исследователей, на грани отделения от философии в качестве самостоятельной науки. Современное «пограничное» положение этики предполагает возможность как философского, так и специального исследования морали.

Дело в том, что, будучи по своему происхождению философской наукой, этика является единственной специальной дисциплиной, которая подходит к изучению морали не фрагментарно, а целостно. Она не только стремится объяснить, как мораль влияет на отношения, сознание и поведение людей, но и пытается дать системный ответ на общий вопрос «что есть мораль?». Такое сочетание частного и общего порождает необходимость в структурном делении данной науки на несколько уровней или разделов, служащих для решения разных задач в процессе исследования морали. Каждый из данных разделов выполняет особую функцию, адекватную стоящей перед ним задаче. Синтез этих разделов этики и присущих им функций представляет более детальное определение того, что есть этика и чем она занимается.

Первым среди разделов этики следует выделить тот ее уровень, который устанавливает границы морали, отделяя все известные нам явления нравственности (в самом широком смысле этого слова) от того, что никоим образом не является моралью. Сложность данной задачи определяется тем, что мораль, пронизывающая практически все стороны жизни человека и общества, нигде и никогда не существует «в чистом виде». Поэтому нужен раздел этики, связанный с описанием нравственных феноменов и самой морали в целом. Таким разделом является эмпирическая этика, которая выполняет дескриптивную, или описательную, функцию. В качестве подразделов эмпирической этики выделяют историю нравов, социологию морали, психологию морали, а также историю морально-этических учений.

Следующим разделом этики выступает уровень, на котором происходит философско-теоретическое осмысление нравственной жизни человека и общества. Этот раздел занимается разработкой понятий и категорий данной науки, изучением основ моральных отношений, сознания и деятельности, постановкой и решением общих проблем этики. Он представляет собой философскую часть этики, ту область знаний, что может быть названа философией морали. Таким разделом является теоретическая этика, которая выполняет аналитическую функцию. Поскольку степень зрелости науки проверяется уровнем развития теории, теоретическая этика во многом определяет научный статус этики в целом.

Третий раздел этики образует уровень, который выделяет и утверждает специфические ценности нравственной жизни. Во все времена подавляющее большинство людей желали получить от мудрецов, моралистов и этиков не абстрактные рассуждения на моральные темы, а конкретные наставления о том, что есть добро и зло, в чем состоит их долг, для чего надо жить и как можно достигнуть счастья. Тем самым на «учителей жизни» возлагается обязанность предложить соотечественникам такую систему ценностей, следование которой могло бы обеспечить достойное существование. Решение именно этой задачи берет на себя нормативная этика, которая выполняет аксиологическую, или ценностно-ориентирующую, функцию. Данный раздел этики, как никакой другой, воздействует на жизненные ориентиры человека и общества, характеризуя степень влияния этики как явления культуры.

Таким образом, этика включает в себя три раздела, каждый из которых несет в себе особую функцию. Эмпирическая, теоретическая и нормативная части этики осуществляют, соответственно, дескриптивную, аналитическую и аксиологическую функции. Кроме того, этике свойственны и другие функции, которые отличают все виды философского знания о человеке и обществе. Данная наука выполняет мировоззренческую, воспитательную, коммуникативную и практически-преобразовательную функции. Все разделы этики тесно связаны между собой и воздействуют друг на друга. Это взаимовлияние, как правило, имеет позитивный, творческий характер, когда этические исследования одного уровня поставляют научный материал для исследований других уровней, и сами в свою очередь получают новые данные от них. Однако возможны и конфликтные ситуации, когда, например, теоретическая этика стремится уложить многообразие моральных явлений в прокрустово ложе своих схем, а нормативная этика – превратить научное исследование в демонстрацию превосходства своих ценностей.

Этика является философской наукой, которая занимает определенное место в системе философского знания. Философия представляет для нее мировоззренческую основу, выступающую в качестве одного из главных ориентиров этического исследования. Этика взаимодействует со многими разделами философии, но, прежде всего, с философской антропологией и социальной философией, а также с аксиологией, логикой и эстетикой. Используя их открытия, методы и способы проверки научных выводов, этика сама предоставляет им ценный материал для исследования и при этом наделяет их важным критерием оценки научной деятельности.

Вместе с тем этика является также составной частью социального и гуманитарного знания. Она тесно соприкасается с такими науками, как история, культурология, социология, общая и социальная психология, политология и т.д. Получая от них информацию о множестве факторов, определяющих течение нравственной жизни общества или человека, этика через взгляд на мораль «изнутри» позволяет им лучше понять специфику действия моральных факторов в интересующих их областях познания. Этика также имеет большое значение для педагогики, выступая в качестве основного «куратора» одного из ее разделов – моральной педагогики. Весомую часть своих аргументов относительно того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», педагогика, в конечном счете, заимствует у этики, будучи для нее, в свою очередь, областью для проверки истинности многих научных положений.
Контрольные вопросы к теме:


  1. Как соотносятся понятия «этика», «мораль», «нравственность»?

  2. Что есть этика: философия морали или наука о морали?

  3. Каковы разделы и задачи этики?

  4. Чему учит нормативная этика?

  5. Какие отношения существуют между этикой и философией, этикой и науками о человеке и обществе?

  6. В чем состоит назначение этики в воспитательном процессе?


Литература:

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1984. Т. 4.

Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

Гусейнов А.А. О статусе этики в современном обществе // Философские науки. 1996. №№ 1-4.

Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989.

Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. М., 2002.

Живая этика. Избранное. М.,1992.

Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

Ларошфуко Ф. Максимы. М., 1974.

Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

Монтень М. Опыты. Избр. произв.: В 3 т. М., 1992.

Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.

Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1993.

Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. 1.

Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Швейцер А. Культура и этика // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Этика (под ред. А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна). М., 2002.

Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.

Краткая история этических учений
Темы 2 – 6 посвящены истории морально-этических учений. Цель этих тем – через изучение конкретных теорий, школ и направлений создать представление об историческом развитии этической проблематики в ее связи с развитием философии, культуры и общества. Вместе с тем, обращаясь к учениям прошлого, важно видеть их значение для нужд настоящего. Поэтому особое внимание будет уделено тем этическим идеям, моральным решениям или нравственным оценкам, которые сохраняют свою актуальность для современного человека и общества.

В истории классической философии принято выделять два основных направления: натуралистическое («естественное») и супранатуралистическое («сверхъестественное»). Натурализм видит источник морали в реальном, земном мире, к которому принадлежит человек со всеми его природными и социальными характеристиками. С точки зрения супранатуралистической этики, основания морали находятся вне этого обычного, естественного мира, в запредельном, сверхъестественном, сверхчувственном начале, которое может совпадать с богом, мировым разумом, абсолютной идеей, мировой волей и т.д.

Тема 2. Натуралистическая этика
Основные проблемы: Софисты, их понимание морали. Краткая характеристика эвдемонизма и утилитаризма. Основные недостатки натуралистического направления в этике.
Теоретические проблемы этики были впервые поставлены древнегреческими софистами (V в. до н. э.). Вклад софистов в европейскую культуру противоречив. С одной стороны, они осознали отличие человека и присущих ему ценностных представлений от мира природы, поставили человека в центр мироздания. Но, с другой стороны, они лишили личность привычной точки опоры, потому что отрицали объективный критерий и общезначимость моральных норм, связывали основу морали с пользой и выгодой, личной или государственной. Что кому (человеку или государству) кажется прекрасным и справедливым, так оно для него и есть – вот вывод, к которому пришли софисты. Это была позиция релятивизма в этике, который отрицает общеобязательность моральных норм, рассматривает любые моральные ценности как нечто временное, преходящее, относительное. В такой позиции заложены семена морального субъективизма и скептицизма, который в определенных условиях может стать оправданием нравственного цинизма.

В своем дальнейшем развитии натуралистическая этика пошла по пути выяснения главных, ведущих человеческих потребностей и стремлений, на которых могла бы основываться мораль. Например, киренаики (V-III вв. до н.э.) считали, что человек по своей природе стремится к тому, чтобы получать наслаждения и избегать страданий. Эта моральная позиция стала основой учения гедонизма, в котором наслаждение рассматривается как высшее благо и образ жизни. В истории этики можно встретить как духовные, так и чувственные варианты гедонизма, в последних из которых наслаждения сводятся только к физическим удовольствиям («ешь, пей, веселись, ибо все равно мы умрем!»). Как принцип морали, предписывающий людям стремление к земным радостям, гедонизм противоположен аскетизму.

Близко к гедонизму стоит другое этическое учение – эвдемонизм, основной категорией и принципом которого является понятие счастья. Достижение счастья в эвдемонизме объявляется высшим критерием всех моральных качеств и нравственных поступков. При этом одни мыслители связывали между собой счастье и наслаждение (Аристипп, Эпикур), другие – противопоставляли их друг другу (Антисфен, Цицерон). Представителями эвдемонизма были великие греческие философы – Демокрит, Эпикур, Аристотель, в средние века – Фома Аквинский, а в новое время – французские материалисты Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. В настоящее время эти идеи разделяют многие теоретики западной этики – Дж. Сантаяна, М. Шлик, Д. Дрейк и др.

Традиции гедонизма и эвдемонизма продолжили утилитаристы XIX века, английские теоретики И. Бентам и Дж. Ст. Милль. Особенностью утилитаризма является то, что удовольствие и счастье связываются с получением пользы, выгоды от поступков: те действия считаются хорошими, морально одобряемыми, которые приносят пользу и, следовательно, доставляют наслаждение и счастье. Так, основной целью моральной деятельности Бентам объявлял достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей, а Милль полагал, что принцип личного счастья должен быть дополнен требованием солидарности и согласования интересов всех людей.

Сильной стороной натуралистической этики является то, что она выводит мораль из «природы» человека, апеллирует к земным, реальным и понятным радостям жизни, которые, согласно ей, не нуждаются в каком-либо высшем обосновании. Слабость этой этики в том, что ее выводы нивелируют специфику морального мотива как особого психологического побуждения, не сводимого ни к каким другим стремлениям и интересам человека. Другим пороком этой этической теории является ее субъективизм и релятивизм. В самом деле, если считать, что моральное поведение определяется интересами людей, а они чаще всего бывают различными, то получается, что не существует единых, общезначимых критериев морали. В случае столкновения интересов двух людей нельзя сказать, что один из них прав, а другой должен уступить: ведь каждый прав по-своему, поскольку нет моральных норм, которые стояли бы выше интересов того или иного участника спора. Следовательно, если бы мораль действительно была бы производна от естественных побуждений, то она бы не могла регулировать отношения, гасить конфликты. Но реальная мораль выполняет эти функции, значит, натуралистическое понимание морали не является универсальным и истинным для всех жизненных ситуаций.

следующая страница >>