microbik.ru
1
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА И

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПАСПОРТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



«БИОГЕОЦЕНОЛОГИЯ»

Специальная дисциплина

для студентов специальности «География»

в 2011/2012 уч. г., лектор старший преподаватель

Колтун Людмила Викентьевна

Структура:

Курс

Семестр



группы

Кол.

студ

Количество часов

Лек-ции

Практ.

КСР

КР

Конс.

Экз./зач.

Всего

3

5

2

9

36

8

6







4

54



Аннотация УМК по дисциплине

БИОГЕОЦЕНОЛОГИЯ

Курс лекций и семинарских занятий по «Биогеоценологии» базируется на знаниях студентов по дисциплинам, полученным в ходе предшествующего обучения в вузе – биогеографии, почвоведению, метеорологии, ландшафтоведению. Дисциплина «Биогеоценология» призвана сформировать у студентов знания о структурно-функциональной организации основных типов экосистем суши и принципах их устойчивого существования в разных физико-географических условиях. Основой для данного учебного курса является устоявшееся положение о том, что человеку в своей повседневности приходятся иметь дело с конкретным участком окружающих его природных комплексов с различными взаимосвязями и с этими взаимосвязями необходимо считаться при всяком хозяйственном использовании природных ресурсов.

Студенты знакомятся и изучают видовую, пространственную и функциональную структуру, а также специфику динамических процессов биогеоценоза. На практических и семинарских занятиях, а также во время самостоятельной работы студенты учатся анализировать структурно-функциональную организацию биогеоценотических систем, определять динамические процессы в биогеоценозах, оценивать эффективность продукционных процессов биогеоценозов. Особое внимание уделяется изучению устойчивости биогеоценозов и ее регуляторных механизмов.

Цель учебной дисциплины - формирование у студентов знаний о связях и взаимодействии в элементарных ячейках поверхностной оболочки Земли – биоценозах, исследование структуры, свойств и функций компонентов, составляющих биоценозы и расшифровка механизма их связей. Основными задачами являются: изучение потоков вещества и энергии в биогеоценозах, преобразования одними компонентами состояний, свойств и работы других, определение роли компонентов биоценозов в их изменении и динамике, изучение устойчивости биоценозов и ее регуляторных механизмов, исследование взаимосвязей и взаимодействий между биогеоценозами.

Общий блок.

  1. Структура УМК

  2. Учебная и рабочая программы
Учебно-методический блок

  1. Тематика практических и семинарских занятий

  2. Тематика КСР
Проверочный блок

  1. Задания КСР

  2. Тестовые задания

  3. Вопросы к зачету

Образцы выполнения занятий

  1. Образец выполнения студентами темы семинарских занятий

«БИОГЕОЦЕНОЛОГИЯ»
читается на 3 курсе в 5 семестре

Объем: 54часа, из них лекции – 36 часов, практические – 8 часов.

КСР – 6 часов, зачет –4 часа.

Автор: Колтун Людмила Викентьевна


Учебная программа «Биогеоценология»






Рабочая программа «Биогеоценология»





Лекции

Основные источники


  1. Дылис Н.В. Основы биогеоценологии.- М., 1978

  2. Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология.- М..1997

  3. Сукачев В.Н. Избранные труды. Т.1. Основы лесной типологии и биогеоценологии.- Л.: Наука. 1972.

  4. Степановских А.С. Общая Экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ. 2001.

  5. Цветков В.Ф. Лесной биогеоценоз. - Архангельск. 2-е изд., 2003.



Дополнительные источники


  1. Галковский Г.А. Основы популяционной экологии. – Минск:Лексис, 2001.

  2. Коробкин В.И., Передельский Л.В.. Экология. - Ростов на Дону: ФЕНИКС. 2005.

  3. Радкевич В.А. Экология. - Минск: Вышэйшая школа. 1998.

  4. Миркин Б.М. Теоретические основы современной фитоценологии. - М.: Наука. 1995.

  5. Смирнова О.В. Популяционная организация биоценотического покрова лесных ландшафтов //Успехи современной биологии// - М.. 2004.

  6. Шилов И.А. Экология. – М. Высшая школа, 2007.


Контроль знаний

— КСР в течение семестра


— Написание рефератов на актуальную тему

— Доклад (выступление) студентов на семинарских занятиях

— Тестирование в течение семестра

— Зачет

Практические и семинарские занятия

Тематика практических и семинарских занятий и КСР


  1. Структурно-функциональнные особенности биоценотического покрова пойменных лугов(на примере пойменных лугов территории геостанции “Западная Березина”.

  2. Эколого-ценотический анализ лесной растительности (на примере сосняков территории геостанции “Западная Березина”.

  3. Специфика динамических процессов в биогеоценозах.

  4. Ключевые виды растений и животных в основных типах экосистем суши.

  5. Специфика динамических процессов в биоценозах.

  6. Сукцессии биогеоценозов.

  7. Динамика животных в биоценозах Беларуси.

Контроль

1. Оценки отдельных этапов выполнения практических работ (промежуточный контроль).


2. Тестирование.

3. Выполнение индивидуальных заданий.

4. Зачет