microbik.ru
1


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт изобразительных искусств и музейных технологий

Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела

ЭТНОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс для студентов,
обучающихся по специальности 070503 – «Музейное дело и охрана памятников»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время особую актуальность приобретает изучение различных этнокультурных систем, определяющих сущность и поведение человека и исследование человека как части культуры. Необходимость курса «Этнология» обусловлена возникновением новых задач, вставших перед науками, изучающими человеческое общество, и, прежде всего задач, связанных с исследованием национального и этнического самосознания и культуры, проблем национальных и этнических движений, межцивилизационных конфликтов, взаимодействия этнокультурных систем.

Цель курса – познакомить студентов с проблематикой этнологической науки, раскрыть динамичность, многообразие и противоречивость культурно- исторического единства народов мира.

Задачи курса: 1) дать целостное и ясное представление о границах, содержательной емкости, понятийном аппарате и функциях этнологии как специфи­ческой отрасли системного знания, а также выявить ее место в систе­ме наук; 2) раскрыть и проанализировать основные направления динамики зарубежной и отечественной мысли в области народоведения; 3) рассмотреть и охарактеризовать основные факторы, механизмы, формы историко-культурного развития этносов в качестве носите­лей и творцов специфических норм, образцов и ценностей; 4) выявить и интерпретировать комплекс вопросов, связанных с феноменом этнической культуры; 5) акцентировать диалектический характер повседневных межэт­нических связей в соотнесении их с проблемами этнопсихологии; 6) изучить принятые в этнологии системы и способы классификации народонаселения, учитывающие различные аспекты культурно-исторического взаимодействия народов мира в прошлом и настоящем; 7) раскрыть особенности этнических процессов в индустриальную и постиндустриальную эпоху; 8) сформировать объективные представления о современном состоянии этнологических связей человечества.

Курс «Этнология» связан с такими дисциплинами, как «Отечественная история», «История культуры», «История материальной культуры и быта», «История религии», «Археология», «Социология» и др.

В соответствии с ГОС:

ОПД.Ф.04


Этнология

Место этнологии в системе современного знания. Понятийный аппарат этнологии. История зарубежной этнологической мысли. Вклад отечественных ученых в развитие мировой этнологии. Современное состояние и перспективы этнологического знания.

Этническое многообразие человечества и его проблемы. Закономерность «мозаичного» характера этносферы (этнической карты мира). Основные принципы классификации народов. Социоестественная история и полиэтнический состав планеты. Сферы проявления этнического многообразия.

Этнос как динамическая целостность и субъект историко-культурных процессов. Основные концепции этноса в отечественной науке. Понятие и признаки этноса. Сущностные признаки этносферы. Социальный состав этноса. Факторы и стадии этногенеза. Феномен этничности.

Этническая культура как объект изучения. Этническая культура в «зеркале» системно-функционального подхода. Структура и назначение материальной культуры народа. Роль мифологии, фольклора, ритуально-обрядового комплекса в формировании и проявлении «космо-психо-логоса» этноса. Поэтика и эстетика народной художественной культуры. Место этноконфессиональных явлений в жизнедеятельности, поведении и межэтническом общении народов. Этнологические аспекты соотнесенности мировой, национальной, региональной и локальной культур.


На изучение курса «Этнология» у студентов дневной формы обучения отведено 120 часов, из которых 52 часа аудиторных, в том числе 34 лекционных и 18 практических. На изучение дисциплины у студентов заочной формы обучения также отведено 120 часов, из которых 12 часов аудиторных, в том числе 8 лекционных и 4 практических. Студенты заочной формы обучения также выполняют контрольную работу. Формой итоговой аттестации, как для студентов дневной формы обучения, так и для заочной, является экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Всего часов

В том числе

Лекции

Сем. и практ.

СРС

ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

  1. Этнология как наука

4

2

-

2

  1. Современные этнологические теории

4

2

-

2

  1. Этнос и этническое

4

2

-

2

  1. Этногенез и этническая картина мира

4

2

-

2

  1. Этнические и межэтнические общности

4

2

-

2

  1. Классификация этносов

4

2

-

2

  1. Коренные и малочисленные народы

4

2

-

2

  1. Этнические структуры. Расовый, этнический, языковой состав населения мира

4

2

-

2

  1. Этнос и культура

4

2

-

2

  1. Этнические процессы

4

2

-

2

  1. Межэтнические отношения

4

2

-

2

  1. Этническая психология

4

2

-

2

  1. Этнические установки

4

2

-

2

  1. Нация и национальное

4

2

-

2

  1. Нация и государственность

4

2

-

2

  1. Межэтнические и межнациональные конфликты

4

2

-

2

  1. Национальный вопрос и национальная (этническая) политика

4

2

-

2

18. Первоначальное накопление фактических этнографических данных в Европе

6

-

2

4

  1. Первоначальное накопление фактических этнографических данных в России

6

-

2

4

20. Народы Австралии и Океании

6

-

2

4

21. Народы Америки

6

-

2

4

22. Народы Африки

6

-

2

4

23. Народы Азии

6

-

2

4

24. Народы Европы

10

-

4

6

25. Народы Сибири и Дальнего Востока

8

-

2

6

ВСЕГО:

120

34

16

70



Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Всего часов

В том числе

Лекции

Сем. и практ.

СРС

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

  1. Этнология как наука

14

2

-

4

  1. Современные этнологические теории

-

4

  1. Этнос и этническое

-

2

  1. Этногенез и этническая картина мира

-

2

  1. Этнические и межэтнические общности

14

2

-

4

  1. Классификация этносов

-

2

  1. Коренные и малочисленные народы

-

2

  1. Этнические структуры. Расовый, этнический, языковой состав населения мира

-

4

  1. Этнос и культура

14

2

-

4

  1. Этнические процессы

-

2

  1. Межэтнические отношения

-

2

  1. Этническая психология

-

4

  1. Этнические установки

14

2

-

4

  1. Нация и национальное

-

2

  1. Нация и государственность

-

2

  1. Межэтнические и межнациональные конфликты

-

2

  1. Национальный вопрос и национальная (этническая) политика

-

2

18. Первоначальное накопление фактических этнографических данных в Европе

8

-

-

8

  1. Первоначальное накопление фактических этнографических данных в России

8

-

-

8

20. Народы Австралии и Океании

8

-

-

8

21. Народы Америки

8

-

-

8

22. Народы Африки

8

-

-

8

23. Народы Азии

8

-

-

8

24. Народы Европы

8

-

2

6

25. Народы Сибири и Дальнего Востока

8

-

2

6

ВСЕГО:

120

8

4

108

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Этнология как наука.

Определение этнологии. Объект, предмет и задачи исследования этнологии. Методы исследовательской этнологической работы: историко-культурный сравнительный, исторический, функциональный, структуральный, системно-типологический, реконструктивный, типологический. Особенности этнологических источников. Особенности и методика работы с экспедиционными этнографическими материалами. Основные направления исследования. Этнология в системе наук. Основные особенности и значение этнологии в системе современного изучения обществ и народов.
Тема 2. Современные этнологические теории

Основные понятия и концепции этнологии. Эволюционизм. Диффузионизм. Социологическая школа. Функционализм. Американская школа исторической этнологии. Структурализм. Культурный релятивизм. «Манчестерская школа неофункционализма». Социальный структурализм. Исторический материализм в этнологии. Герменевтика.
Тема 3. Этнос и этническое

Этнос как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими антропометрическими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада. Признаки этноса. Значение единой территории и производственных отношений для образования этноса. Системные свойства этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции и нормы поведения.
Тема 4. Этногенез и этническая картина мира

Этногенез как процесс. Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва. Исторические примеры этногенеза. Первоначальное расселение человека. Этническая история древних народов. Процесс сложения современной этнической картины мира.
Тема 5. Этнические и межэтнические общности

Основные исторические типы этноса: племя, народность и нация. Субэтносы. Этнографические и этнические группы. Национальное меньшинство («малочисленные народы», «этническая группа»). Метаэтнические и суперэтнические общности.
Тема 6. Классификация этносов

Географическая классификация. Основные географические этнографические регионы мира. Антропологическая классификация: основанная на описании морфологические и физических особенностей образования рас. Характеристика рас. Лингвистическая классификация. Языки народов мира, основные языковые семьи. Хозяйственно-культурная классификация (присваивающий и производящий типы). Понятие «историко-культрной зоны», «ареала культуры». Классификация по историко-культурным областям.
Тема 7. Коренные и малочисленные народы

Понятие «коренные народы» (автохтонные народы, аборигены). Правовой статус коренных народов. Понятие малочисленные народы. Малочисленные народы Севера России, Сибири и Дальнего Востока. Поведенческая культура и хозяйственный уклад коренных и малочисленных народов.
Тема 8. Этнические структуры. Расовый, этнический, языковой состав населения мира

Характеристика основных рас. Негроиды. Австралоиды. Монголоиды. Европеоиды. Этнический состав (структура населения) Земли. Характеристика языкового состава (структуры). Расовый состав населения России. Этнический состав (структура) населения России. Языки народов России.
Тема 9. Этнос и культура

Понятие культуры. Этническая культура. Национальная культура и ее специфика. Народная и официальная культура нации. Этапы развития (традиционная и современная культура). Сближение национальных культур. Национальная форма культуры как историческая категория.
Тема 10. Этнические процессы

Этнические процессы как изменения компонентов этноса (отдельных элементов материальной и духовной культуры, языка, социальной структуры, этнического самосознания и др.). Направленность этнических процессов: разделительные и объединительные. Этноэволюционные и этнотрансформационные процессы. Этноразделительные процессы (этническая парциация и сепарация). Этнообъединительные процессы (межэтническая и внутриэтническая консолидация, этническая ассимиляция, межэтническая интеграция, этногенетическая миксация). Этнодемографические процессы. Этномиграционные процессы.
Тема 11. Межэтнические отношения

Сущность межэтнических отношений: институциональные, межгрупповые, межличностные. Факторы межэтнических отношений: исторические, социальные, политические, культурные, психологические и ситуативные. Этнические контакты и их результаты. Этническая адаптация. Этническая аккультурация и ассимиляция.
Тема 12. Этническая психология

Этнопсихологические особенности как взаимодействие, взаимоотношение и общение. Сущность и структура этнопсихологии. Этническое самосознание. Этноним. Уровни этнического самосознания: психологический и идеологический. Этническая идентичность: адекватная, этноцентрическая, этнодоминирующая, амбивалентная, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм. Национальное сознание и национальный характер.
Тема 13. Этнические установки

Этнические установки как готовность личности воспринимать те или иные явления этнонациональной жизни и межэтнических отношений. Этнические стереотипы. Автостереотипы и гетеростереотипы. Этнические предубеждения и предрассудки. Этноцентризм. Национализм. Шовинизм.
Тема 14. Нация и национальное

Термин «нация». Формирование нации. Теории нации. Нация как социально-этническая общность. Нация как гражданско-государственная общность. Понятие национального. Национальное и интернациональное. Национальная самобытность. Национальные традиции, обычаи, обряды.
Тема 15. Нация и государственность

Понятие национального государства. Становление России как многонационального государства. Федерализм и национальный вопрос. Национально-территориальная автономия. Национально-культурная автономия.
Тема 16. Межэтнические и межнациональные конфликты

Природа и причины межнациональных конфликтов. Территориальные споры, борьба за ресурсы и собственность, стремление к изменению статуса местных элит, изменение в системе разделения труда, историческая память. Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве. Формы и динамика межнациональных конфликтов, технологии их урегулирования.
Тема 17. Национальный вопрос и национальная (этническая) политика.

Сущность национального вопроса. Национальный вопрос в Российской империи. Решение национального вопроса: мировой опыт. Решение национального вопроса в СССР. Национальный вопрос в современной российской действительности. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации. Управление этнонациональными отношениями. Национальная политика в Российской Федерации. Концепция национальной политики (1996 г.).
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинар 1. Первоначальное накопление фактических этнографических

данных в Европе.

2 часа

1. Анализ этнографических сведений, представленных в Библии, трудах античных ученых (Геродот, Фукидид, Аристотель, Страбон, Демокрит, Гиппократ, Гай Юлий Цезарь, Тит Лукреций Кар, Корнелий Тацит и др.), европейских путешественников XIII-XIV вв. (П. Карпини, В. Рубрук, Марко Поло).

2. Роль эпохи Великих Географических открытий (сер. XV - сер. XVIII в.) в расширении этнографических знаний (Х. Колумб, П. Мортир, Ж.Ф. Лафито, Д. Кук, Ж.Ф .Лаперуз, Г. Форстер, Ш. де Брасс и др.).

3. Концепции всемирно-исторического развития человечества в трудах европейских ученых XVI-XIX вв. (М. Монтень, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Вольтер, Гердер и др.).

4. Изучение культуры европейского крестьянства конец XVII - начало XIX в. (Ш. Перро, бр. Я. и В. Гримм, Й. Добровский и др.).
Семинар 2. Первоначальное накопление фактических этнографических

данных в России.

2 часа

1. Анализ этнографических сведений, представленных в летописях начала XII - начала XVI в., материалы путешествия А. Никитина 1466-1472 гг.

2. Изучение народов Сибири и России XVII-XVIII вв. (С.У. Ремезов, Г. Новицкий, М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев и др.).

3. Роль Великих Географических экспедиций и Русского Географического общества в расширении этнографических знаний XVIII-XIX вв. (Д. Мессершмидт, Т.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, Г. Штеллер, С.П. Крашенинников, И. Фишер, П. Паллас, В. Зуев, И.И. Лепехин, С. Гмелин, И.Г. Георги, М.А. Кастрен, И.А. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, В.М. Головин и др.).

4. Изучение культуры российского народа XVIII-XIX вв. (М.Д. Чулков, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Афанасьев, В.И. Даль и др.).
Семинар 3. Народы Австралии и Океании

2 часа

  1. Историко-культурное районирование и основные проблемы этногенеза.

  2. Народы Австралии

  3. Народы Новой Гвинеи

  4. Народы Меланезии

  5. Народы Новой Каледонии и островов Луайоте

  6. Народы Фиджи

  7. Народы Полинезии

  8. Народы Гавайских островов

  9. Народы Новой Зеландии

  10. Народы Микронезии


Семинар 4. Народы Америки

2 часа

  1. Этногенез и этническая история

  2. Индейцы Северной Америки

  3. Народы Центральной и Южной Америки


Семинар 5. Народы Африки

2 часа

1. Общие сведения: природа, страны и государства, население.

2. Народы северной Африки

3. Народы северо-восточной Африки

4. Народы западной тропической Африки

5. Народы центральной, восточной и южной Африки

6. Койсанские народы. Пигмеи.

7. Население Мадагаскара
Семинар 6. Народы Азии

4 часа

  1. Народы Кавказа

  2. Народы Средней Азии и Казахстана

  3. Народы Восточной и Централь­ной Азии

  4. Народы Западной Азии

  5. Народы Южной Азии

  6. Народы Юго-Восточной Азии


Семинар 7. Народы Европы

4 часа

1. Народы Западной Европы

2. Народы Восточной Европы (западные и южные славяне, прибалты)

3. Восточнославянские народы

4. Неславянские народы восточноевропейской части России (Волго-Камье, Европейский Север, Юго-Запад и Юг).

Семинар 8. Народы Сибири и Дальнего Востока

4 часа

1. Этногенез и этническая история.

2. Основные хозяйственно-культурные типы

3. Народы Западной Сибири

4. Народы Восточной Сибири

6. Народы Дальнего Востока.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочной формы обучения)

Тема определяется по последней цифре номера зачетной книжки

(например, № 10005-10 – тема №5).
Тема 1. Теория полицентризма и моноцентризма

Тема 2. Расогенез и его особенности

Тема 3. Вклад в этнологию Э.Б. Тейлора

Тема 4. Л.Г. Морган и развитие эволюционной теории

Тема 5. Вклад в этнологию Л.Н. Гумилева

Тема 6. Страницы жизни Л.Я. Штернберга

Тема 7. К. Леви-Строс о первобытной культуре

Тема 8. Первобытные верования в трудах Д. Фрезера

Тема 9. Род и семейно-брачные отношения в сочинениях М.О. Косвена

Тема 10. Концепция «первобытного мышления» Л. Леви-Брюля

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Этнология как наука

  2. Становление и развитие отечественной этнологии

  3. Развитие зарубежной этнологии

  4. Современные этнологические теории

  5. Проблема этноса и этничности в современной науке

  6. Этногенез и этническая картина мира

  7. Этнические и межэтнические общности

  8. Классификация этносов

  9. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва.

  10. Антропосоциогенез и культурогенез.

  11. Этнические структуры. Расовый, этнический, языковой состав населения мира

  12. Коренные и малочисленные народы

  13. Этнос и культура

  14. Этнические процессы

  15. Межэтнические отношения

  16. Этническая психология

  17. Этнические установки

  18. Нация и национальное

  19. Нация и государственность

  20. Межэтнические и межнациональные конфликты

  21. Национальный вопрос и национальная (этническая) политика.

  22. Народы Австралии и Океании

  23. Индейцы Северной Америки

  24. Народы Центральной и Южной Америки

  25. Народы северной и северо-восточной Африки

  26. Народы западной тропической Африки

  27. Народы центральной, восточной и южной Африки

  28. Народы Кавказа

  29. Народы Средней Азии и Казахстана

  30. Народы Восточной и Централь­ной Азии

  31. Народы Западной Азии

  32. Народы Южной Азии

  33. Народы Юго-Восточной Азии

  34. Народы Западной Европы

  35. Народы Восточной Европы

  36. Восточнославянские народы

  37. Неславянские народы восточноевропейской части России.

  38. Народы Западной Сибири

  39. Народы Восточной Сибири

  40. Народы Дальнего Востока

ОСНОВНАЯ ЛИЕРАТУРА:
Повод, Н.А. Этнология: учеб.-метод. Комплекс для студентов по направлл. Подготовки бакалавров 030400 – «История» / Н.А. Повод. – Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 2007. – 88 с.

Преображенский, Петр Федорович. Курс этнологии: учеб. пособие /П.Ф. Преображенский. – 3-е изд., стереотип. - М.: Едиториал, 2005. - 211.[3] с.

Садохин, А.П. Этнология: учебник / А.П. Садохин. – М.: Гардарики, 2000. – 256 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Гумилев, Лев Николаевич. От Руси до России: очерки этнической истории /Л.Н. Гумилев; послеслов. С. Б. Лаврова. - М.: АЙрис-пресс, 2004. - 317,[1] с.

Константинова, С.С. Этнология: конспект лекций /С.С. Константинова. - Ростов на/Д: Феникс, 2005. - 176 с. - (Сессия без депрессии).

Стил, Филипп. Народы мира /Ф. Стил. - М.: Росмэн, 2000. - 59 с.: ил.. - (Жизнь планеты).

Российская цивилизация: учеб. пособие для вузов /под ред. М. П. Мчедлова. - М.: Академический проект, 2003. - 655,[1] с. - (Gaudeamus).

Щепанская, Татьяна Борисовна. Система: тексты и традиции субкультуры: монография/ Т. Б. Щепанская; ред. А. С. Архипова; редкол. А. С. Архипова и др.; науч. ред. А. С. Архипова. - М.: О. Г. И., 2004. - 286,[1] с. + ил. - (Нация и культура: антропология фольклор).