microbik.ru
  1 2 3 4



1.7. Дополнения и изменения в рабочей программе на 200_/ 200_ учебный год

В рабочую программу внесены следующие изменения

Разработчик

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры «_»_________200_г.

Внесение изменений утверждаю

Декан Биологического факультета

« » 200 г.
П. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.1. Методические рекомендации для преподавателя

Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно

разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на ее высший уровень.

Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель — формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

• Изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

• Логичность, четкость и ясность в изложении материала;

• Возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

• Опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;


Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции предается через интонацию. Учитывают, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций магистрами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

Семинарские и практические занятия проводятся по узловым и наиболее важным темам, разделам учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании нескольких лекций. Главная и определяющая особенность любого лабораторного занятия - наличие эксперимента, исследования, а также диалога между преподавателем и магистрами и самими магистрами.

При подготовке практических занятий желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) Разработка учебно-методического материала:

• Формулировка темы, соответствующей программе;

• Определение целей и задач занятия;

• Выбор методов, приемов и средств, для проведения семинара, подготовка объектов исследования и оборудования;

• При необходимости проведение консультаций для студентов.

б) Подготовка обучаемых и преподавателя:

• Составление плана лабораторного занятия из 3-4 вопросов и предоставление студентам 4-5 дней на подготовку к нему;
Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции предается через интонацию. Учитывают, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций магистрами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

Семинарские и практические занятия проводятся по узловым и наиболее важным темам, разделам учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании нескольких лекций. Главная и определяющая особенность любого лабораторного занятия - наличие эксперимента, исследования, а также диалога между преподавателем и магистрами и самими магистрами.

При подготовке практических занятий желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) Разработка учебно-методического материала:

• Формулировка темы, соответствующей программе;

• Определение целей и задач занятия;

• Выбор методов, приемов и средств, для проведения семинара, подготовка объектов исследования и оборудования;

• При необходимости проведение консультаций для студентов.

б) Подготовка обучаемых и преподавателя:

• Составление плана лабораторного занятия из 3-4 вопросов и предоставление студентам 4-5 дней на подготовку к нему;

• Предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники, статистические данные и др.);

• Создание набора наглядных пособий;

• Подготовка оборудования, объектов исследования и материала.

Подводя итоги занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

• Полнота и конкретность ответа;

• Последовательность и логика изложения;

• Связь теоретических положений с практикой;

• Обоснованность и доказательность излагаемых положений;

• Наличие качественных и количественных показателей;

• Наличие иллюстраций к ответам в виде рабочих тетрадей, с

выполненными на лабораторных занятиях рисунками, таблицами и схемами;

• Уровень культуры речи;

• Использование наглядных пособий и т.п.

В конце занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

• Качество подготовки;

• Результаты выполненной работы;

• Степень усвоения знаний;

• Активность;

• Положительные стороны в работе студентов;

• Ценные и конструктивные предложения;

При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов.
Проверка, контроль и оценка знаний магистра, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. 2.2 Методические указания для студентов

Для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы студентам представляются:

учебные пособия по специальности, приобретенные кафедрой; методические и учебные пособия, подготовленные преподавателями

кафедры;

лекции по предложенной студенту теме; словарь терминов по предложенной тематике; наглядные пособия.

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа выполняется студентами во внеаудиторное время.

Практикум предполагает нанесение на контурную карту указанных в задании объектов. Каждое задание выполняется на отдельном листе контурной карты, если требуется в задании — выполняются столбчатые диаграммы (выполняются на отдельном листе и прикрепляются к карте), прилагается список литературы. Контурные карты предоставляют преподавателю в строго установленные сроки

Раздел дисцип­лины (тема)

Вид самостоятельной работы

Кол-во часов

Тема 1

Студент должен отметить на контурной карте все 83 субъекта РФ (области - синим цветом, края - коричневым цветом, города федерального значения - черным цветом, автономные округа - зеленым цветом, республики -красным цветом, автономную область- фиолетовым цветом. Предварительно все регионы должны быть пронумерованы (арабскими цифрами), а на оборотной стороне должны быть перечислены их номера и название. После этого студенты составляют таблицу, в которой перечисляют все регионы РФ относительно русских, украинцев, белорусов и всех титульных народов, в которых данные народы занимают соответственно первое, второе и третье места.




Тема 2 Нанести на контурную карту: основные нефтегазоносные [ провинции, угольные бассейны, железорудные бассейны страны.

Тема 3 (Выделить на контурной карте основную полосу

расселения населения РФ, выделить субъекты федерации \ имеющие положительный естественный прирост; составить диаграммы плотности населения по экономическим районам.

Тема5 (Студенты выписывают для каждого из предложенных) регионов отрасли их промышленной специализации и 1 диверсификации (на основе таблицы, предложенной преподавателем) Отраслью специализации является та I отрасль, доля которой в отраслевой структуре хозяйства I данного региона превышает долю данной отрасли в отраслевой структуре хозяйства РФ в целом; Отраслью; диверсификации (степени разнообразия) считать ту отрасль, доля которой в отраслевой структуре хозяйства данного региона превышает 2%. 2.Студент на отдельном | листе рисует энниаграммы (или секторальные | диаграммы), с использованием цветов, принятых в | атласах для обозначения отдельных отраслей промыш-1 ленности. Число энниаграмм соответствует числу [рассматриваемых регионов, при этом данная фигура показывает долю каждой из отраслей в отраслевой структуре каждого из регионов. 3 .На основе критериев [выделения признаков дается краткое экономико- [ (географическое описание предложенных регионов (вид ЭГП, уровень урбанизированности, тип хозяйственного | освоения, уровень хозяйственного освоения и т.д. ).

Тема 6 |На контурной карте обозначить границы экономических (районов России, нанести основные полезные |ископаемые, обозначить основную специализацию экономических районов.

На контурной карте обозначить состав и границы действующих на территории РФ Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплинам специализированным и лабораторным оборудованием.

Демонстрационные материалы

1. ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРА ТИВНАЯ КАРТА РОССИИ

2. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ

3. УЧЕБНЫЕ АТЛАСЫ
2.5 Карта обеспеченности литературой по дисциплине Экономическая география и регионалитстика

Наименование дисциплины

Количество

экземпляров в

библиотеке

КБГУ

Автор, Название, место

издания, издательство, год

издания учебной литературы,

вид и характеристика иных

информационных ресурсов

Обеспеченность

на 1 обучающегося

Экономическая географии и регионалитстика

7

15

16

Вавилова Е.В.-Экономическая география и регионалистика, -М.:,Гардарики, 2001 учеб. пособие

И.А.Козьева,Кузьбожев Э.Н. -Экономическая география и регионалистика, М.:,КОНОРУС,2005г. учеб.пособие___________

Морозова Т.Г.-Регионоведение, М.:,Банки и Биржи, 1998г.-учебник_____

Родионова И.А.-Экономическая география и региональная экономика, М.:, Московский Лицей, 2000 г.__

Волков Ю.Г. -Регионоведение, Ростов-на-Дону:,Феникс__________

Лопатников Д-Л.-Экономическая география и регионалистика, М.:, Гардарики, 2006г.________

Шишов С.С.-Экономичсекая география и регионалитстика, М.:,ЗАО Финансист и форм, 1999г.-учеб.пособие_______

СтепановаМ.В.-Региональная экономика, М.:ИНФРА-М,2001 г.-учеб.пособие____

Бутов В.М., Игнатов В.Г.-Основы региональной экономики,Ростов-наДону, Кн. дом Университет, 2000г.-учеб.пособие___________

Штульберг Б.М., Веденская В.Г.-Региональная политика России, М.:, Гелиос АРВ, 2000г.






1

Юсупов К.Н.,Ахунов Р.Р.,Янгиров А.В.-Региональная экономика, М.:, КНОРУСДООбг.-учеб.пособие для вузов




1

Маршалова А.С., Новоселов А.С.-Основы теории регионального воспроизводства, М.:, Экономика, 1998г.-курс лекций







1

Волкова Ю.Г., Попова А.В.-Регионоведение словарь крат.тематический// Ростов-на-Дону,СКНЦ ВШ,2004 г.







1

Регионы России. Основы характреристики субъектов РФ//М. :Росстат,2007г.-стат.сборник





<< предыдущая страница   следующая страница >>