microbik.ru
1 2 3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Банковское дело»


Печатается по решению кафедры

"Банковское дело"

от «___» « ___________» 2006 г.

Зав. кафедрой д.э.н.,

Профессор Семенюта О.Г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО КУРСУ
«УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМ ПРОДУКТОМ»

Составитель: к.э.н., доцент Мазняк В.М.
Рецензенты: к.э.н., доцент Селиванова Т.А.

к.э.н., доцент Уразова С.А.


Ростов-на-Дону

2006

Составитель: к.э.н., доц. Мазняк В. М.
Рецензент: к.э.н., доц. Селиванова Т.А.

к.э.н., доц. Уразова С.А.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения Финансового факультета, изучающих курс "Управление банковским продуктом". Данное пособие включает календарно-тематический план занятий, содержание курса, список основной и дополнительной литературы для подготовки к занятиям, тесты и практические задания с ответами, вопросы итогового контроля.

Цель издания – оказание учебно-методической помощи в изучении курса «Управление банковским продуктом».



Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ)


1. Методические указания по изучению курса

В условиях усиления межбанковской конкуренции, стирания границ между финансово-кредитными институтами резко возрастает значение организации проектирования, генерации и сбыта банковских продуктов. При этом процесс организации должен строиться на основе учета интересов банка, клиентов и общества в целом, что позволяет обеспечить продуктовый подход.

Курс "Управление банковским продуктом" является дисциплиной по выбору и имеет практическую направленность. Его целью является обучение студентов организационно-методологическим основам продуктового менеджмента в коммерческом банке.

Достижение поставленной цели становится возможным при решении следующих задач:

  1. освоение понятийного аппарата продуктового менеджмента,

  2. приобретение знаний принципов и методов построение гармоничных отношений с потребителями,

  3. овладение методологией финансового инжиниринга и проектирования всеобщих систем управления качеством в коммерческом банке.

В процессе усвоения курса "Управление банковским продуктом" важную роль имеет понимание значения и места в деятельности коммерческих банков таких экономических категорий, как операции банка, банковские услуги и продукты, цена, себестоимость и качество, денежные потоки и риск, их взаимосвязи. В процессе изучения курса студенты приобретают знания, необходимые банковским работникам всех уровней и специализаций по ценообразованию, управлению качеством, инжинирингу банковских продуктов, брэндингу и бенчмаркингу в банковской деятельности. Особое внимание уделено методам развития кредитных продуктов банка.

При изучении курса специальное место отведено вопросам тенденций развития банковского дела, рассмотрению проблемных вопросов теории и практики продуктового менеджмента.

Изучение курса происходит в рамках аудиторных и самостоятельных занятий. Общий бюджет времени составляет 48 часов, из которых 6 и 32 часа для заочной и очной формы обучения соответственно приходится на аудиторные занятия. Распределение часов по видам обучения дано в разделе "План-график изучения дисциплины".

Самостоятельная работа студентов включает реферирование периодических статей в печати, написание докладов, решение расчетных заданий для самостоятельной работы, выполнение поисковых заданий в интернете и составление на их основе сравнительных таблиц, подготовку к семинарским занятиям.

Посещение студентами очной формы обучения лекционных и практических занятий является обязательным.

Для студентов заочной формы обучения особенно важно присутствие на установочной лекции, так как на ней дается представление о предмете и задачах курса, описываются основные подходы к предмету курса, рекомендуется наиболее актуальная литература для подготовки к сессии.

Обзорные лекции занимают ведущее место в учебном плане при заочной форме обучения. При чтении обзорных лекций преподаватель акцентирует внимание студентов на вопросах, которые трудно усваивались на семинарских занятиях, а также представляющих определенные трудности для самостоятельного изучения. Особое внимание в процессе чтения обзорных лекций по курсу "Управление банковским продуктом" уделяется проблемным вопросам.

Проведение семинарских занятий позволяет студентам углубить знания по основным вопросам изучаемых тем курса, а преподавателю – оценить степень освоения указанных тем, осуществить контроль за самостоятельной работой студента и акцентировать внимание на вопросах, требующих дополнительной проработки. Изучение курса "Управление банковским продуктом" предусматривает в конце сдачу зачета. Вопросы к зачету приведены в данном учебно-методическом пособии.

В процессе обучения преподаватель кафедры Банковское дело проводит консультации для студентов по всем вопросам, связанным с изучением предмета.

2. План-график

изучения дисциплины «Управление банковским продуктом»

(лимит времени 48 часов)

академ. час

Тема занятия

Форма обучения

дневная

заочная

лекции

семинары

самост. работа

лекции

семинары

самост. работа

Банковский продукт и его экономическое содержание

2

2

2

2

2

2

Потребительские свойства банков­ского продукта

4

4

4

4

4

4

Управление взаимо­отношениями с кли­ентами банка

2

2

2

0

0

6

Оценка потреби­тельских свойств чистых банковских продуктов

2

2

2

0

0

6

Основы инжини­ринга банковских продуктов

2

2

2

0

0

6

Методы инжини­ринга кредитных продуктов банка

2

2

2

0

0

6

Брэндинг в деятель­ности коммерче­ского банка

2

2

2

0

0

6

Итого

16

16

16

6

6

36

3. Содержание курса

Тема 1. Банковский продукт и его экономическое содержание

Понятие операции коммерческого банка. Экономические, бухгалтерские классификации операций банка. Цели и результат операций банка.

Взаимоотношения банка и клиента, их основа, способы построения. Экономическое содержание банковской услуги: подходы к определению. Особенности банковских услуг в сравнении товарами и услугами предприятий нефинансовой сферы. Критерии классификации и виды банковских услуг. Материальные и чистые услуги.

Банковский продукт: подходы к определению. Гомогенность и универсальность банковского продукта. Преимущества продуктового подхода в управлении банком.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что является основой взаимоотношений банка и клиента?

  2. В чем преимущества продуктового подхода к управлению деятельностью банка?

Тема 2. Потребительские свойства банковского продукта

Потребители банковского продукта и их интересы. Общество как потребитель безналичных платежных средств.

Цена банковского продукта: виды, методы установления, значение. Методы ценообразования на основе анализа затрат, их виды. Рыночные методы ценообразования: методы с ориентацией на потребителя и методы с ориентацией на конкурентов. Параметрические методы ценообразования.

Качество банковского продукта и его составляющие. Применение стандартов ИСО 9000 в банковской деятельности. Система качества как часть системы управления банка. Методы управления качеством. Развитие систем менеджмента качества в российских банках.

Банковское обслуживание и его характеристики. Традиционные и электронные каналы доставки банковских продуктов.

Имидж банка и потребительские свойства банковского продукта.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные потребительские характеристики банковского продукта.

  2. В чем состоят особенности управлению продуктом в нематериальной форме?

Тема 3. Управление взаимоотношениями с клиентами банка

Устойчивое партнерство банка с клиентом, как особая форма экономической интеграции. Условия существования устойчивого партнерства, его виды, преимущества, методы построения.

Маркетинговая оценка качества услуги. Составляющие удовлетворенности потребителя, их связь с лояльностью клиента. Поведенческая и воспринимаемая лояльность клиента банка.

Построение взаимоотношений с V.I.P. – клиентами: принципы, этапы, особенности ценообразования.

Новые методы управления отношениями банков с клиентами. Развитие CRM-систем в коммерческих банках. Создание баз данных, ориентированных на клиента.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каково соотношение понятий "удовлетворенность" и "лояльность" клиента?

  2. Что дает банку применение CRM-систем и баз данных, ориентированных на клиента?

Тема 4. Оценка потребительских свойств чистых банковских продуктов

Современные методы оценки величины денежных потоков, генерируемых банковскими продуктами. Анализ и прогноз движения срочных средств и средств до востребования, принадлежащих клиентам. Доходность банковских продуктов.

Понятие ликвидности применительно к банку и его активам. Теории управления ликвидностью коммерческого банка. Фактор ликвидности при управлении банковскими продуктами.

Банковские продукты с фиксированным доходом. Дюрация и выпуклость.

Продуктовые риски: сущность, значение и виды. Методы оценки и управления рисками банковских продуктов.

Основы бенчмаркинга и эволюция концепций качества. Принципы, предпосылки и направления бенчмаркинга. Основы построения системы бенчмаркинга банковских продуктов. Банковские рейтинги, их содержание и значение.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие факторы упрощают применение бенчмаркинга в коммерческом банке?

  2. Назовите основные проблемы построения рейтингов коммерческих банков.

Тема 5. Основы инжиниринга банковских продуктов

Денежные потоки, риск и ликвидность банковских продуктов: характер взаимосвязи, оценка различными группами потребителей. Оптимизация основных характеристик банковских продуктов. Иммунизация фиксированных денежных потоков. Хеджирование.

Управление продажами в банке, формы и методы продаж банковских продуктов. Определение целевого сегмента и каналов доставки продукта.

Планирование процессов проектирования, генерации и сбыта банковских продуктов. Теоретические основы финансового инжиниринга. Секьюритизация активов. Определение внутрибанковских критериев и стандартов процессов связанных с генерацией банковских продуктов.

Построение имитационных моделей в банковском обслуживании.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что является основой финансового инжиниринга?

  2. Какова роль процессного подхода в управлении банковскими продуктами?

Тема 6. Методы инжиниринга кредитных продуктов банка

Кредитный скоринг: содержание, преимущества и недостатки. Построение дерева решений при разработке системы кредитного скоринга. Проблемы применеия рейтинговых систем в оценке кредитоспособности заемщиков.

Нечеткая логика и нейронные сети при оценке денежных потоков, финансового состояния, ликвидности и рисков заемщика.

Применение кредитных деривативов в России. Виды кредитных деривативов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы ограничения применения рейтинговых систем при кредитовании в коммерческом банке?

  2. Что является целью создания кредитных деривативов в коммерческом банке?

Тема 7. Брэндинг в деятельности коммерческого банка

Имидж банка как фактор его конкурентоспособности. Методы оценки и составляющие имиджа коммерческого банка.

Экономическое содержание понятий: торговая марка, товарный знак, брэнд. Основные характеристики товарного знака (торговой марки). Типы приверженности торговой марке.

Западная и азиатская концепция брэндинга. Структура брэнда. Этапы создания банковского брэнда. Позиционирование брэнда.

Затратный и доходный методы оценки стоимости банковского брэнда. Оценка эффективности брэнда на основе показателя нормы возврата инвестиций

Банковские брэнды в рамках рейтингов. Рейтинги Interbrand, "Народная марка" и "БРЭНД ГОДА / EFFIE": структура, назначение, методы построения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Чем отличается имидж банка от его брэнда?

  2. Какие преимущества дает брэнд клиенту и владеющему им банку?

4. Планы семинарских занятий

Тема 1. Банковский продукт и его экономическое содержание

  1. Операции коммерческого банка: сущность, классификации и значение.

  2. Взаимоотношения банка и клиента. Понятие и особенности банковских услуг.

  3. Критерии классификации и виды банковских услуг.

  4. Банковский продукт: понятие и особенности. Преимущества продуктового подхода в управлении банком.

Темы для докладов

  1. Экономическая сущность коммерческого банка, особенности его деятельности.

  2. Устойчивое партнерство банка и клиента: способы формирования и поддержания.

  3. Особенности маркетинга предприятий сферы услуг.

  4. Критерии и принципы классификации услуг.

Список основной литературы:

Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 г. "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп.).

Бондарев А. А. Банк - клиент: партнерство или противостояние? // Банковские технологии. – 2005. – № 2. – С. 52-56.

Мазняк В.М. Гомогенность и потребительские качества банковских продуктов // Материалы межрегиональной научно-практической РГЭУ (РИНХ). – Ростов н/Д, 2004.

Перехожев В.А. Современные подходы к пониманию категорий "банковский продукт", "банковская услуга" и "банковская операция" // Финансы и кредит. – 2002. – №21. – С.23-32.

Прищепенко В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий 'продукт', 'товар', 'услуга' // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – №2. – С. 5-10.



следующая страница >>