microbik.ru
1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА»
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ТГУ им. Г.Р. Державина

_____________ В.М. Юрьев

«____» ______________ 2008 г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГ

Цель: развитие информационной и исследовательской культуры педагога, упорядочение разрозненных знаний, связанных с феноменом информационной культуры, научно-исследовательской деятельности, формирование целостного представления об информационной картине мира.
Категория слушателей: профессорско-преподавательский состав вуза, аспиранты, магистранты

Срок обучения: 102 часа

По окончании обучения выдается свидетельство государственного образца о краткосрочном повышении квалификации.

ВВЕДЕНИЕ
В эпоху информационного общества интеллектуальный потенциал нации определяет ее развитие и положение в мировом сообществе. В такой среде процессами создания, распространения, обмена и потребления информации пронизаны все области жизнедеятельности, а уровень развития государства определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. Определяющим становится информационный образ жизни, формирование информационного поведения и информационного сознания (менталитета), развитие информационного мышления. Главенствующим признаком информационного общества является утверждение культа знаний, что стимулирует постоянное взаимодействие с огромным потоком информации, с разнообразными типами документов. Перед системой образования в условиях модернизации, изменения подходов к процессам обучения стоит задача подготовить учащихся к жизни и деятельности в условиях информационного общества, развить их креативный потенциал. Поэтому педагог должен сам обладать высоким уровнем информационной и исследовательской культуры.

Мониторинг учебной деятельности учащихся 2-11 классов, проведенный Министерством образования РФ показал, что учащиеся испытывают затруднения при работе с различными источниками информации, в обобщении, анализе информации, содержащейся в различных типах документов. В условиях предпрофильной и профильной подготовки учащихся объем и разнообразие необходимой информации увеличивается, возрастает значение самообразовательной деятельности, информационного самообеспечения учебной, исследовательской, творческой работы. Современный педагог должен ориентироваться на повышение качества процесса обучения. В связи с этим необходимо развивать знания, умения, навыки по информационному самообеспечению учебной, воспитательной, опытно-экспериментальной, ориентация в информационных ресурсах страны и мира, в том числе по образованию и педагогическим наукам;

  • освоение алгоритмов информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями;

  • овладение методами аналитико-синтетической переработки информации;

  • систематизация представлений о формах и методах научно-исследовательской работы;

  • изучение технологии подготовки и оформления результатов учебно-методической, опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы;

  • осознание возможностей новых информационных технологий в образовательной и научной деятельности.

организационно-административной, научно-исследовательской и т.п. деятельности педагога.

Цель курса – развитие информационной и исследовательской культуры педагога, упорядочение разрозненных знаний, связанных с феноменом информационной культуры, научно-исследовательской деятельности, формирование целостного представления об информационной картине мира.

В результате изучения будут сформированы знания, умения, навыки информационного самообеспечения многогранной профессиональной деятельности педагога, возрастет их учебно-методическая квалификация, повысится качество обучения учащихся. В тоже время усилится роль педагога в повышении информационной и исследовательской культуры учащихся.

Курс ориентируется на потребности профессиональной деятельности педагога. Начало и завершение курса сопровождается тестированием. Общий объем курса – 102 часа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

Тема 1.Образование в условиях информационного общества

3

Тема 2. Информатизация общества и информационная культура

1

Тема 3. Информационная культура и новые информационные технологии

1

Тема 4. Информационные ресурсы России

10

Тема 5. Информационные ресурсы в сфере образования и педагогики

5

Тема 6. Автоматизированные информационные ресурсы в образовательной сфере

10

Тема 7. Справочно-поисковый аппарат информационных учреждений

2

Тема 8. Информационная эвристика. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

4

Тема 9. Аналитико-синтетическая переработка информации в профессиональной деятельности педагога

4

Тема 10. Текст как объект аналитико-синтетической переработки

2

Тема 11. Приемы интеллектуальной работы с текстами документов

4

Тема 12. Принципы и приемы конструирования учебных и научных изданий

6

Тема 13. Организация научно-исследовательской работы в учебном заведении

4

Тема 14. Программа исследования. Исследовательские документы.

6

Тема 15. Документальная база исследования

4

Тема 16. Отбор объектов для исследования

2

Тема 17. Методология и методы научного исследования

10

Тема 18. Методы анализа документов

2

Тема 19. Методы опроса и тестирования

4

Тема 20. Эксперимент в научном исследовании

2

Тема 21. Технология обработки и анализа данных исследования

6

Тема 22. Правила оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности педагога

6

Тема 23. Этика научно-образовательной и научно-исследовательской деятельности

2
Всего

102

Тема 1. Образование в условиях информационного общества

Понятие «информационное общество». Его характерные особенности. Интеллектуальный труд в условиях информационного общества.

Система образования на современном этапе. Непрерывное образование. Открытое образование. Развитие дистанционного образования.

Современная интеллектуально-информационная среда обучения. Информационное пространство учреждений образования. Информационная политика высшей школы.

Цели и задачи курса «Основы информационной культуры педагога». Структура и особенности изучения курса.

Тема 2. Информатизация общества и информационная культура


Роль информации в жизни современного общества. «Информационный взрыв» и «информационный кризис». Информатизация как социотехнический и социокультурный процесс. Информатизация и формирование информационного общества. Основные технологические этапы информатизации общества.

Определение понятия «информационная культура». Взаимосвязь информационной культуры и информатизации общества. Информационная культура и информационная безопасность. Информационная культура и информационное неравенство.

Роль информационной культуры в профессиональной деятельности педагога. Элементы, критерии и уровни информационной культуры. Роль педагога в формировании информационной культуры учащихся.

Тема 3. Информационная культура и новые информационные технологии


Понятие «новая информационная технология». Влияние информационной технологии на развитие науки, техники, культуры, образования. Сферы применения новой информационной технологии в образовании и обучении.

Индустрия информации. Ее роль в развитии перспективных информационных технологий и информатизации образования.

Тема 4. Информационные ресурсы России


Многозначность понятия «информация». Подходы к классификации информации. Информация и ее свойства. Информация и данные. Информационные ресурсы общества. Классификация информационных ресурсов. Взаимосвязь эффективного использования информационных ресурсов и развития общества. Информационные продукты и услуги и их рынок. Информационные ресурсы отраслевых комплексов. Доступ к информационным ресурсам как существенный фактор реализации прав человека.

Тема 5. Информационные ресурсы в сфере образования и педагогики


Характеристика первичного документального потока. Опубликованные и неопубликованные документы. Видовая и типовая структура документального потока. Особенности тематической и типо-видовой структуры потока документов по педагогике и образованию.

Закономерности развития и функционирования документального потока: динамика роста, старение и актуализация, рассеяние и концентрация публикаций.

Вторичный документальный поток как результат аналитико-синтетической переработки информационных ресурсов. Объединение первичных и вторичных документов в массивы и комплексы. Признаки формирования информационно-документационных массивов и комплексов по образованию и педагогики.
Тема 6. Автоматизированные информационные ресурсы в образовательной сфере

Автоматизированные информационные ресурсы, отличительные признаки и классификации. Базы и банки данных. Электронные документы.

Отечественные и зарубежные базы и банки данных в области образования и педагогических наук. Стратегия информационного поиска в базах данных.

Глобальные и локальные компьютерные сети. Их место в образовательной сфере. Использование информационных ресурсов и услуг Интернет в образовательных учреждениях. Ведущие образовательные порталы и сайты.

Развитие дистанционного образования в России и за рубежом.
Тема 5. Государственная система научно-технической информации и отраслевая система научно-педагогической информации

Основные виды информационно-документационных центров.

Понятие о Государственной системе научно-технической информации (ГСНТИ): цели, задачи, принципы построения, структура. Принципы размещения информационных ресурсов в ГСНТИ.

Информационные центры: органы научно-технической информации, справочно-информационные фонды, книжные палаты, библиотеки, архивы и т.д.
Тема 6. Характеристика крупнейших информационно-документационных центров страны

Ведущие информационные центры страны. Российская Книжная палата. Ведущие библиотеки: Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Государственная публичная историческая библиотека, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы и другие. Современный информационный и библиотечный сервис.

Отраслевая система научно-педагогической информации и документации. Информационная деятельность НИИВО, ОЦНПИ «Школа и педагогика».

Возможности системы информационных изданий НИО «Информкультура» в удовлетворении информационных потребностей педагога в информации по культуре, эстетике, организации детей и подростков и т.д.

Роль Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского в информировании педагогов.

Информационно-методические центры при органах управления образованием в системе информационного обеспечения учителей.

Международные центры и сети педагогической информации и документации.

Тема 7. Справочно-поисковый аппарат информационных учреждений


Организационно-функциональная структура библиотеки как информационно-поисковой системы с позиций пользователя. Справочно-поисковый аппарат библиотеки.

Справочные издания: основные типы. Справочные издания как источники фактографической информации. Электронные версии справочных изданий. Библиографическая продукция. Типы библиографических пособий: указатель, список, обзор. Виды библиографических пособий. Основные центры библиографической информации. Библиография библиографии. Библиографические базы данных ведущих информационных центров.

Система каталогов и картотек. Электронные каталоги. Базы данных в библиотеках. Особенности отражения в справочно-поисковом аппарате отдельных видов документов: книг, статей, нот, карт, аудивизуальных материалов и т.д.

Справочно-поисковый аппарат архива, органов НТИ, музеев и т.д.
Тема 8. Информационная эвристика. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Информационные потребности и запросы. Классификация информационных запросов. Проблема адекватного отражения информационной потребности в формулировке запроса.

Эвристика – наука о творческом мышлении. Информационная эвристика. Виды, разновидности и этапы информационного поиска. Психологические и логические аспекты поиска. «Рабочая гипотеза» как эвристическая программа поиска.

Библиографическая эвристика как теория и методика библиографического поиска. Методика библиографического разыскания. Интуитивное, эмпирическое и диалектно-логическое направление в области методики библиографического разыскания.

Виды и разновидности информационного поиска: библиографический, документальный и фактографический; универсальный, отраслевой и тематический; текущий, ретроспективный и перспективный и т.д.

Основные типы информационно-поисковых задач: адресный, фактографический, тематический информационный поиск и поиск информации по аналитическим запросам. Алгоритмы поиска. Стратегия поиска и методы корректировки исходной формулировки информационного запроса с целью достижения полноты и точности выдачи информации. Зависимость между типом информационного запроса пользователя и источником разыскания.
Тема 9. Аналитико-синтетическая переработка информации в профессиональной деятельности педагога

Понятие о свертывании и аналитико-синтетической переработке информации. Анализ и синтез информации в структуре интеллектуальной работе с текстами документов. Назначение аналитико-синтетической переработки информации.

Виды аналитико-синтетической переработки документов: составление библиографического описания, индексирование (выделение ключевых слов), аннотирование, реферирование, составление обзоров.

Вторичный документ как результат аналитико-синтетической переработки информации. Виды вторичных документов.

Тема 10. Текст как объект аналитико-синтетической переработки


Понятие о структуре и конструктивных особенностях учебных, научных, справочных и т.п. изданий. Свойства различных текстов: членимость, целостность, вариативность, избыточность. Смысловые единицы текста. Смысловые связи между единицами текста. Ориентация в структуре издания. Основы рационального чтения. Использование свойств текста в целях аналитико-синтетической переработки и свертывания информации.

Специфика учебной литературы и предъявляемые к ней требования. Композиционно-смысловая структура учебного текста и ее влияние на понимание и усвоение знаний в процессе обучения. Элементы учебного знания в структуре учебных текстов.

Научная литература в формировании профессиональных качеств педагога. Типология научных документов и их взаимосвязь с этапами научного исследования. Структура и назначение справочного аппарата научных изданий, его роль в процессе свертывания информации. Логико-лингвистическая структура научных текстов. Виды информации в тексте научного документа: фактографическая, концептографическая, библиографическая информация, метаинформация. Логическая структура текста научного документа.

Тема 11. Приемы интеллектуальной работы с текстами документов


Требования, предъявляемые к видам свертывания информации, осуществляемого в ходе интеллектуальной работы с документами.

Правила построения плана. Правила цитирования и оформления цитат. Требования к составлению тезисов.

Реферат: назначение, виды, структура, отличие от реферата. Резюме как вариант реферативного текста. Аннотация: назначение, виды, структура. Конспектирование и его виды. Основные требования к конспекту. Виды конспектов.

Проблемы обучения учащихся методам рациональной работы с текстами.

Тема 12. Принципы и приемы конструирования учебных и научных изданий


Понятия «учебная информация», «учебный материал», «учебный текст». Требования, предъявляемые к учебному тексту. Виды учебных текстов.

Технология подготовки учебной программы.

Технология подготовки методических рекомендаций по изучению учебной дисциплины.

Принципы и приемы конструирования научных текстов. Технология подготовки научной статьи, отзыва, рецензии, тезисов доклада.

Особенности научной публичной речи, ее отличие от речи письменной.
Тема 13. Организация научно-исследовательской работы в учебном заведении

Значение, задачи и функции научно-исследовательской работы в учебном заведении. Исследовательская деятельность как составляющая учебного процесса. Классификация и виды научных исследований. Научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов, ее организация, требования и правила проведения.

Виды и формы учебно-исследовательской работы студентов (учащихся).
Тема 14. Программа исследования. Исследовательские документы

Программа и план исследования как основные рабочие документы. Содержание и структура программы исследования. Методологический, методический и организационный блоки программы исследования. Определение целей, задач, объекта и предмета исследования. Выдвижение рабочей гипотезы исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий исследования. Составление плана исследования.
Тема 15. Документальная база исследования

Исходные положения исследования. Степень изученности проблемы. Источниковедческая база научной работы. Первичная и вторичная информация, первичные и вторичные документы. Корректное использование вторичной информации. Принципы и возможности вторичного анализа исследовательских материалов.
Тема 16. Отбор объектов для исследования

Выбор темы исследования. Актуальность научной проблемы исследования. Научная новизна исследования. Понятие сплошного и выборочного исследования. Требования к отбору объектов – представительность и случайность Репрезентативность исследования. Генеральная и выборочная совокупность объектов исследования. Принципы формирования и типы выборки, определение ее объема.
Тема 17. Методология и методы научного исследования

Понятие методологии и методов научного исследования. Общенаучные и частнонаучные методы. Измерение, сравнение, формализация, анализ, синтез, моделирование, прогнозирование в научном исследовании. Методы социологических, психологических, статистических, педагогических, исторических исследований. Адекватность методов цели и задачам исследования.
Тема 18. Методы анализа документов

Традиционные и формализованные методы анализа документов. Понимание и осмысление содержания документа – основа традиционных методов анализа документов. Количественная обработка текстов - основа формализо­ванных методов. Контент-анализ документов: сущность и процедура. Бланк контент-анализа. Компьютерный анализ текстов.
Тема 19. Методы опроса и тестирования

Опрос как научный метод. Виды опросов: анкетирование, интервьюирование. Специфика экспертного опроса. Виды вопросов. Структура вопросника. Правила и типичные ошибки разработки анкет. Инструкция для интервьюера. Тестирование как научный метод. Виды тестов. Проективные тестовые методики. Возможности и ограничения использования опроса и тестирования в исследовательской практике.
Тема 20. Наблюдение и эксперимент в научном исследовании

Понятие научного наблюдения. Отличие научного наблюдения от обыденного. Типовые объекты научного наблюдения. Типы и виды научного наблюдения. Специфика включенного и невключенного наблюдения, самонаблюдения.

Понятие эксперимента. Виды экспериментов. Последовательные и параллельные эксперименты. Правила проведения эксперимента. Независимая и зависимая переменные в эксперименте. Учет влияния окружающей среды на объект экспериментирования, выбор воздействия и измерителя реакции.

Возможности и границы применения наблюдения и эксперимента.
Тема 21. Технология обработки и анализа данных исследования

Качественная и количественная обработка данных. Линейные и двумерные распределения, ранжирование данных. Возможности применения компьютерных технологий. Корреляционный, факторный, кластерный анализ. Объяснение, интерпретация данных. Табличное и графическое представление данных исследования. Практические выводы и рекомендации.
Тема 22. Правила оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности педагога

Структура и правила оформления отчета об исследовании.

Оформление библиографической информации в структуре работы, библиографические ссылки, правила цитирования. Требования к оформлению работ. Оформление иллюстративных материалов. Стандарты системы СИБИД.

Тема 23. Этика научно-образовательной и научно-исследовательской деятельности

Правовое регулирование научно-образовательной деятельности. Законы о науке и научной деятельности. Интеллектуальная собственность и авторское право в науке. Охрана объектов интеллектуальной собственности.

Этика науки и техники. Соотношение познавательных и этических норм в научно-технической деятельности. Научное творчество и когнитивная ответственность ученого. Кодекс этики исследователя. Этика взаимоотношений с респондентами. Добросовестность научных исследований и публикаций: борьба с мошенничеством и плагиатом в науке. Этика научного цитирования и научной экспертизы.

ЛИТЕРАТУРА

Стандарты системы СИБИД
1. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

2. ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

3. ГОСТ 7.80-2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

4. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

5. ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. – Введ. 01.07.02.

6. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. – Введ.01.07.02.

***

  1. Аверьянов, Л. Я. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога /Л.Я. Аверьянов. - М.: Моск. рабочий, 1987. - 219 с.

  2. Альберт Ю.В. Библиографическая ссылка: справ. /Ю.В.Альберт. – Киев: Наукова Думка, 1983. – 248 с.

  3. Андреев О.А. Тренируйте память: Техника быстрого чтения: Книга для учащихся /О.А.Андреев, Л.Н.Хромов. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.

  4. Андреев О.А. Учитесь быстро читать: Книга для учащихся старших классов /О.А.Андреев, Л.Н.Хромов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

  5. Андреенков, В.Г. Методы сбора социологической информации: Метод. пособие / В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. - М.: ИСИ, 1985. - 61с.

  6. Батыгин, Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для студентов гуманитар. вузов и аспирантов / Г.С.Батыгин. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 285 с.

  7. Бейлинсон В.П. Арсенал образования – характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий. – М.: Книга, 1986. – 287 с.

  8. Блюменау Д.И. Проблемы свертывания информации /Д.И. Блюменау. – Л.:Наука, 1982. – 166 с.

  9. Бородина В.А. Учим читать: Уроки динамического чтения /В.А.Бородина. – Л., 1985. – 191 с.

  10. Брауде Л.Р. Основы библиотечно-библиографических знаний: учеб. пособие для сред.учеб. заведений /Л.Р.Брауде. – М.: Высш.школа, 1987. – 94 с.

  11. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся /В.К.Буряк. – М., 1984. – 67 с.

  12. Бутенко, И. А. Организация прикладного социологического ис­следования /И.А.Бутенко. — М.: Тривола, 1998. — 226 с.

  13. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи /А.Н.Васильева. – М.: Рус. язык, 1976. – 192 с.

  14. Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий /Т.П.Воронина, В.П.Кашицин, О.Б.Молчанова. – М., 1996. – 206 с.

  15. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования /И.Р.Гальперин. – М.: Наука, 1981. – 137 с.

  16. Гендина Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учеб.-метод. пособие /Н.И.Гендина, И.И.Колкова, Г.А.Стародубова. – Кемерово, 1999. – 141 с.

  17. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты /Г.Г.Гецов. – М.: Знание, 1989. – 144 с.

  18. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой /Г.Г.Гецов. – М.: Книга,1975. – 109 с.

  19. Граник П.П. Как учить школьников работать с учебником /П.П.Гранник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Знание, 1987. – 92 с.

  20. Гречихин А.А. Информационные издания: особенности и требования /А.А.Гречихин, И.П.Здоров. –М.: Книга, 1979. – 160 с.

  21. Грошев С.В. Современный самоучитель работы в сети Интернет. Быстрый старт /С.В.Грошев. – М.: Триумф, 1997. – 464 с.

  22. Гутман Н.И. Библиография и ее роль в обучении и воспитании школьников: Учеб.пособие. – Л., 1982. – 78 с.

  23. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания /Л.П.Доблаев. – М., 1982. – 207 с.

  24. Дъяконов В.П. Internet. Настольная книга пользователя /В.П.Дьяконов. – М.: «Салон-Р», 1999. – 576 с.

  25. Еренков В.А. Культура умственного труда школьников /В.А. Еренков. – Кишинев, 1979. – 109 с.

  26. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс: учеб.пособие /Н.Б.Зиновьева. – Краснодар, 1996. – 136 с.

  27. Иениш Е.В. Библиографический поиск в научной работе: Справ. Пособие-путеводитель /Е.В. Иениш. – М.: Книга, 1982. – 247 с.

  28. Инфорсфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке т обществе /Ю.М.Арский, Р.С. Гиляревский, И.С. Туров, А.И.Черный. – М.: ВИНИТИ. 1996. – 489 с.

  29. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб.пособие для пед ин-тов /М.Н.Кожина. – М.: Просвещение, 1977. – 223 с.

  30. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ /И.Н.Кузнецов. – Минск: ОО «Сэр-Вит», 2000. – С.78-86.

  31. Лезер Ф. Рациональное чтение /Ф. Лезер. – М.: Педагогика, 1980. – 156 с.

  32. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста /А.Э. Мильчин. – М.: Книга, 1980. – 320 с.

  33. Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография /И.Г.Моргенштерн, Б.Т.Уткин. – М.: Книга, 1987. – 140 с.

  34. Моргенштерн И.Г. Информационное общество: учеб. пособие /И.Г.Моргенштерн. - Челябинск, 1996. – 75 с.

  35. Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: научно-практ. пособие /И.Г.Моргенштерн. – М.: Либерея, 1999. – 80 с.

  36. Основы научных исследований: учеб. / В.И. Крутов и др. - М.: Высш. шк., 1989.- 400 с.

  37. Пархомовский Я.М. Беседы о третьем слагаемом (Об искусстве быть читателем) /Я.М.Пархомовский. – М., 1990. – 57 с.

  38. Положение о Государственной системе научно-технической информации //НТИ. Сер.1. – 1997. - №11. – С.24-26.

  39. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. – М., 2000. – 368 с.

  40. Полонский В.М. Тезаурус информационно-поисковый по народному образованию и педагогике. – М., 2000. – 348 с.

  41. Пронина Л.А. Реферат: подготовка и оформление: учеб. пособие /Л.А.Пронина, Н.Е.Копытова. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 95 с.

  42. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя. - М., 1984. – 64 с.

  43. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений /М.П.Сенкевич. – М.: Высш. шк., 1984. – 318 с.

  44. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособие для преподавателей. – М., 1998. – 101 с.

  45. Смородинская М.Д. О культуре чтения: что нужно знать каждому /М.Д.Смородинская, Ю.П.Маркова. – М.: Книга, 1984. – 88 с.

  46. Типология изданий. – М.: Кн.палата, 1990. – 231 с.

  47. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. рек. в помощь учителю и школьному библиотекарю. -–М., 1987. – 145 с.

  48. Формирование умений и навыков умственного труда. – М., 1981. – 165 с.

  49. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М., 1999. – 546 с.


Приложение

ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
Творческие мастерские по курсу «Информационная культура педагога» проводятся для формирования и развития индивидуального информационного поля педагога, его информационного поведения и информационного мировоззрения. На основе развития личной информационной культуры оптимизируется его взаимодействие с современной информационной средой, рационализируется интеллектуальная деятельность, повышается эффективность профессионально-педагогической культуры и профессиональной деятельности.

Педагог должен самостоятельно выполнить ряд заданий, направленных на формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков. При проведении занятий используется информационный потенциал различных региональных информационных учреждений.
Творческая мастерская «Информационные ресурсы общества и информационная культура»
Основная задача, которая решается при проведении – это ориентация педагога в информационных ресурсах России и мира, в том числе по образованию и педагогическим наукам.

Педагог должен самостоятельно ознакомиться с различными информационными ресурсами и возможностями региональной информационной системы, проанализировать состав современного документного потока, в том числе по педагогике. Особое внимание уделяется информационным изданиям.

Основные требования к знаниям:

  • определять понятия: информация, информационные ресурсы, «информационный взрыв», «информационный кризис», информатизация, информационное общество, информационная культура, документ, документ первичный, документ вторичный, документ опубликованный, документ неопубликованный, документный поток;

  • знать основные классы документов, закономерности старения информации, экспоненциального роста, рассеяния и концентрации публикаций, актуализации информации;

  • знать основные профессиональные журналы;

  • знать структуру Государственной системы научно-технической информации и принципы ее построения;

  • знать назначение, состав и функции общероссийских центров научно-технической информации,

  • знать назначение отраслевой системы научно-педагогической информации;

  • знать типы и виды библиотек, предоставляющих информационные продукты и услуги педагогам;

  • знать основные направления деятельности Государственной научно-педагогической библиотеки им.К.Д.Ушинского;

  • знать основные направления деятельности информационно-методических центров при органах управления образованием в системе информационного обеспечения педагогов;

  • Знать международные центры и сети педагогической информации и документации.

Основные требования к умениям:

умения классифицировать документы, находить отличительные признаки каждого из классов документов, обосновывать принадлежность конкретного документа к определенному классу документов;

осуществлять рациональный выбор информационных изданий различных информационных центров информации в зависимости от типа информационного запроса.

Итоговая работа представляет собой перечень источников информации для удовлетворения профессиональных информационных потребностей педагога с обоснованием их информационных возможностей, перечень основных информационных центров с выделением приоритетных информационных продуктов и услуг. В результате педагог должен представлять современное информационное пространство и осознавать свое место в информационной среде.
Творческая мастерская «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»
Основная задача – это освоение педагогом алгоритмов информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями.

Мастерская проводится на базе ведущих информационных учреждений региона. Педагог выполняет индивидуальные задания по поиску информации, конкретных типов документов. Он должен разработать собственный алгоритм поиска и выполнить соответствующий запрос.

Основные требования к знаниям:

  • определять понятия информационные потребности, информационный запрос, справочно-поисковый аппарат информационных учреждений, справочно-библиографический аппарат библиотеки, адресный, фактографический, тематический, аналитический запрос;

  • знать алгоритм поведения пользователя в библиотеке;

  • знать алгоритмы разыскания отдельных классов документов;

  • знать методику структурно-семантического анализа информационного запроса;

  • знать методы корректировки исходной формулировки информационного запроса;

  • знать алгоритмы поиска по конкретным типам запросов

  • знать возможности информационного сервиса в библиотеках;

  • знать номенклатуру информационно-библиотечных продуктов и услуг, предоставляемых библиотеками для учителей.

Основные требования к умениям:

  • определять тип информационного запроса;

  • осуществлять информационный поиск в системе информационных изданий ведущих информационных учреждений страны;

  • осуществлять поиск информации по фактографическому запросу;

  • осуществлять поиск информации по адресному запросу;

  • осуществлять поиск по тематическому запросу;

  • осуществлять поиск информации по запросу на библиографическое уточнение;

  • уточнять запрос за счет сужения, расширения области поиска;

  • определять связь между типом запроса и источниками разыскания;

  • определять соответствие между видом информационной услуги (продукта) и типом библиотеки, а также конкретным отделом библиотеки, в котором эта услуга (продукт) может быть представлен.

Итоговая работа представляет собой оформление информации, выявленной в ходе собственного информационного поиска. В результате педагог должен представлять варианты рационализации собственного информационного поведения, информационный потенциал региональной информационной системы.
Творческая мастерская «Аналитико-синтетическая переработка источников информации в профессиональной деятельности педагога»
Основная задача – это овладение педагогом методами аналитико-синтетической переработки информации, в том числе формализованными методами.

Мастерская проводится в течение трех занятий. На первом педагог работает с различными типами литературы как объектами аналитико-синтетической переработки. Он получает комплект учебной и научной литературы. На каждый документ составляется библиографическое описание в соответствии с действующими государственными стандартами. Анализируя учебную литературу, необходимо определить вид (учебно-программное, учебно-теоретическое, учебно-практическое, учебно-методическое, учебно-справочное, учебно-наглядное), выделить элементы учебного знания (понятия, факты, характеристики принципов и правил применения учебной информации), отличить учебную информацию от неучебной и т.д. Анализируя научную литературу, необходимо классифицировать документы, выделить атрибуты научного текста, выделить в тексте фактографическую, концептографическую информацию и метаинформацию, выделить аспекты содержания, найти в тексте маркеры, индикаторы, коннекторы.

На втором занятии на базе данного комплекта педагог составляет план, пишет тезисы, резюме, оформляет цитату, составляет конспект.

В ходе третьего занятия педагог составляет аннотацию, реферат, в том числе с использованием формализованных методик.

Основные требования к знаниям:

  • определять понятия свертывание информации, аналитико-синтетическая переработка информации, библиографическое описание, аннотация, реферат, дайджест, обзор, научный документ, монография, статья, справочный аппарат научных изданий, фактографическая, концептографическая информация, план, цитата, конспект, резюме;

  • знать виды учебных изданий;

  • знать правила построения определения;

  • знать правила построения плана, цитирования и оформления цитат, составления тезисов, конспектирования, аннотирования, реферирования;

  • знать методику формализованного анализа документов.


Основные требования к умениям:

  • составлять библиографическое описание документов, аннотацию, обзор;

  • выделять ключевые слова;

  • индексировать свой запрос средствами конкретного информационно-поискового языка ИПЯ;

  • классифицировать вторичные документы;

  • классифицировать учебные и научные документы;

  • составлять план, тезисы, резюме, аннотацию, реферат;

  • оформлять цитаты;

  • составлять формализованным способом аннотацию, реферат;

  • подготавливать отзывы, рецензии;

  • оценивать качество вторичных документов.

В результате педагог должен усвоить все разнообразие приемов работы с документами, выбрать оптимальные формы для собственной деятельности. Данные знания и умения повышают восприятие информации, эффективность информационного поведения.
Творческая мастерская «Представление результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности педагога»
Основная задача – изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов учебно-методической, опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы.

Педагог должен самостоятельно создать учебное издание или проанализировать собственную разработку (анализ осуществляется по основным критериям, предъявляемым к учебным изданиям). Педагог должен написать научный текст (статью в профессиональный журнал) и оформить в соответствии с существующими требованиями к оформлению цитат, библиографических ссылок, списков литературы.

Основные требования к знаниям:


  • определять понятия учебная информация, учебный текст, учебная литература, учебные издания, научный документ, библиографическая ссылка, связность изложения, логичность изложения;

  • знать виды учебных текстов;

  • знать требования построения учебных и научных текстов;

  • знать этапы и технологию подготовки учебных и научных текстов;

  • знать технологию подготовки учебной программы, методических рекомендаций;

  • знать приемы конструирования основной части научного текста;

  • знать правила оформления учебных изданий и научных текстов;

  • знать приемы редактирования текста.


Основные требования к умениям:

  • ориентироваться в логико-смысловой структуре учебных текстов;

  • осуществлять разработку учебных изданий в соответствии с требованиями технологии их подготовки;

  • анализировать существующие учебные издания;

  • составлять учебную программу;

  • составлять методические рекомендации;

  • подготавливать научный текст;

  • редактировать тексты;

  • анализировать текст научного публичного выступления;

  • оформлять тексты.


В результате педагог должен уметь анализировать различные учебные материалы, издания, ориентироваться в научных документах. Педагог должен уметь квалифицированно создать собственные учебные издания и подготовить научный документ.

Творческая мастерская «Информационная культура и современные информационные технологии»
Основная задача осознание возможностей новых информационных технологий в образовательной деятельности, развитие умений и навыков работы с компьютером для сбора, обработки и хранения информации.

Занятие проводится на базе научных библиотек, интернет-центров.

Основные требования к знаниям:

  • определять понятия информатизация образования, информационная технология;

  • знать отличительные особенности информационных технологий;

  • знать сферы применения информационной технологии в образовании и обучении;

  • знать социокультурные последствия внедрения информационных технологий;

  • определять понятия: автоматизированные информационные ресурсы, база данных, банк данных, электронный документ, основные виды электронных документов;

  • знать центры-генераторы баз данных в области образования и педагогических наук;

  • знать стратегию информационного поиска в базах данных

  • знать возможности сети Интернет;

  • знать особенности дистанционного обучения.


Основные требования к умениям:

  • Классифицировать автоматизированные информационные ресурсы;

  • Различать виды электронных документов;

  • Подготавливать учебную информацию для создания электронных учебных документов;

  • Подготавливать информационные запросы к вводу в автоматизированные информационные системы;

  • Осуществлять поиск информации в базе данных;

  • Пользоваться компьютерными сетями.

Данные занятия предназначены для освоения педагогом возможностей современных информационных технологий для совершенствования его профессиональной деятельности.