microbik.ru
1
Учитель начальных классов Кондратович Е.М.

ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Интернет прочно входит в нашу жизнь. Компьютер всё меньше олицетворяется с печатающей машинкой, всё более – со средством получения информации, общения, новым видом образования – дистанционным.

Дистанционное образование. Вдумываешься и удивляешься прогрессу. Distantia - от латинского - расстояние. А каким должно быть расстояние от учителя до ученика? Один метр - в ХIХ веке, когда практиковалось наличие учителя в каждой семье, 1-10 метров в ХХ веке, когда большее распространение получили школы, классы, или тысячи километров ныне, в ХХI веке? Учитель удаляется от ученика с каждым веком? Будет ли в ХХII веке межпланетное образование?

После подготовки и проведения своего Интернет-урока сделала вывод, что для дистанционного образования нет недоступных тем! Можно решить любые образовательные задачи: научить различного рода технологиям, дать конкретные знания по предметам! Я как локальный координатор и дистанционный учитель проводила дистанционные уроки-исследования, творческие мастерские, комбинированные уроки. Это были удачные формы для дистанционных уроков. Используя принцип «хорошо всё, что нескучно», нужно лишь избегать длинных лекций на подобных уроках, но при этом использовать всевозможные игровые элементы, давать творческие задания, вести живой диалог с детьми во время урока.

Границ применимости дистанционных занятий после проведения уроков я уже не вижу! Думаю, что в Интернет возможно обучить всем школьным предметам!
Интернет-образование только входит в общее образование. Дети, да и учителя ещё не понимают всех его возможностей. Я беседовала со своими учениками о том, как они себе представляют дистанционное образование. В основном, они сошлись на том, что общение в школе друг с другом и с учителем – это главное. Но в то же время детям очень понравились дистанционные уроки, они хотят участвовать ещё! Если же говорить об Интернет - образовании в ближайшее время, то следует готовить учителей, способных обеспечивать это образование в школах!

История дистанционного образования

Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969. Немногим позже (1974) в Германии был основан FernUniversitat in Hagen. В настоящий момент все они являются мировыми мегауниверситетами

1984 г. США - Национальный технологический университет (программы ДО по инженерным специальностям)

Другие зарубежные организации с программами дистанционного обучения: Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

Программы ДО: GLADNET - обучение детей с ограниченными возможностями (Канада); программа модернизации среднего образования в Чили; программы ДО в Казахстане, Беларуси, Чехии, Словакии, на Украине.

В России дистанционное обучение начало развиваться с 1988 года (Советско-американский проект "Школьная электронная почта").

Модели дистанционного обучения


- тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

  • дистанционные курсы

  • электронная почта

  • форум и блоги

  • чат и ICQ

  • теле- и видеоконференции

Дистанционное обучение по своей методологии претендует на отдельную форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

Благодаря экономичности (не требуется затрат на аренду помещений, поездки и т. п.). Дистанционное обучение - удобная технология обучения для заочников, экстернов, вечерников.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей "Всемирной паутины".Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

Что предстоит делать при дистанционном обучении

Учебный процесс

Дистанционное обучение с очными занятиями

Интернет - обучение

Презентация - первое мероприятие, в котором Вы участвуете, поступив на дистанционное обучение. Цель презентации – знакомство с преподавателями, организацией учебного процесса, учебными материалами, учебным сервером.

Организуется и проводится в учебном заведении очно.

Вы получаете всю необходимую информацию и материалы по почте или на Учебном сервере.

Работа с учебными материалами
Вы изучаете (рабочие тетради, работаете с компьютерными приложениями и мультимедийными курсами, выполняете тесты и задания, работаете с материалами, расположенными на учебном сервере.

Самостоятельно, вне учебного заведения.

Самостоятельно, вне учебного заведения.

Консультации
За Вашей группой закрепляется специально подготовленный преподаватель- тьютор, который в любое время готов ответить на Ваши вопросы, провести консультации, помочь в изучении материала.

В запланированное время в учебном заведении очно или по телефону, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.

В запланированное время, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.

Выполнение контрольных работ
В течение всего курса обучения Вы выполняете несколько письменных контрольных работ, сдаете их (или отправляете по e-mail) Вашему тьютору и, после проверки, получаете не просто оценку, а подробный отзыв на свою работу с указанием ошибок и недочетов, способов их исправления, а также разделов и тем, на которые Вам стоит обратить особое внимание.

Самостоятельно, обращаясь к тьютору очно в запланированное время или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.

Самостоятельно, обращаясь к тьютору или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.

Тестирование
В течение всего периода обучения Вам доступны тренировочные и аттестационные тесты.

Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.

Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.

Тьюториалы– активные очные занятия (деловые и ролевые игры, тренинги, практические работы, разбор конкретных ситуаций).

Проводятся в учебном заведении очно, несколько раз в год (обычно четыре)

Не проводятся, но могут заменяться выполнением практических заданий и решением задач, размещенных на учебном сервере, проведением учебных форумов и конференций.

Практика

Проводится очно в учебном заведении в форме деловой игры.

Задание для практики размещено на учебном сервере.

Промежуточный междисциплинарный экзамен
Экзамен, проводимый в конце каждого года обучения и охватывающий все изученные дисциплины.

Проводится в учебном заведении очно.

Проводится на учебном сервере в виде экзаменационного тестирования или выполнения полученных экзаменационных заданий.

Итоговая государственная аттестация (ИГА)

Проводится в учебном заведении.

Проводится в учебном заведении.

Поддержка учащихся дистанционного обучения


Система поддержки учащихся дистанционного обучения помогает учащимся решить проблемы, которые связаны не с содержанием курса, а с такими вопросами, как:

  • Решение, какой курс изучать и принятие других решений перед зачислением

  • Определение готовности учиться на определенном уровне

  • Развитие навыков обучения

  • Управление программой обучения при столкновении с персональными, финансовыми проблемами или проблемами здоровья

  • Урегулирование отношений с административной структурой учреждения

  • Урегулирование специальных проблемах обучения, вызванных ухудшением зрения или другими физическими недостатками

  • Содействие в решении проблем с экзаменами и контрольными работами

  • Содействие в решении проблем с преподавателем

  • Принятие решения о карьере и проблемах выбора профессии

Сайты, но которых организовано дистанционное обучение учеников школ и учителей

Электронный университет

http://edu.tsu.ru/main.php

Сибирский открытый университет

http://ou.tsu.ru/

Журнал "Открытое и дистанционное образование"

http://ou.tsu.ru/magazin.php

Школьный портал ТГУ "Университетский проспект"

http://shkola.tsu.ru/

Заочная физико-математическая школа

http://ido.tsu.ru/schools/physmat/

Заочная школа "Юный химик"

http://ido.tsu.ru/schools/chem/

Заочная школа "Юный биолог"

http://ido.tsu.ru/schools/bio/

Заочная "Школа молодого журналиста"

http://ido.tsu.ru/schools/journ/

Интернет-школа "Просвещение.ru"

www.internt-school.ru   представляет первую в России лицензированную и аккредитованную Интернет-школу, имеющую официальный статус среднего общеобразовательного учреждения и прошедшую все ступени государственной экспертизы.

Живая школа

http://www.intschool.ru


Мнение ученика школы,

который обучается дистанционно в i-школе уже 4 года



- Каким тебе показалось школьное дистанционное обучение?

- С обычным обучением оно не имеет ничего общего. Вместо уроков в классе – сетевые уроки на специальном портале  в Интернете. Ученики получают доступ к учебным материалам – в основном это тексты с иллюстрациями, видео- и аудиодополнениями. Во время урока и после него предлагаются задания на повторение и запоминание. Я выполняют задания и посылаю учителям на проверку. Результаты некоторых тестов компьютер выдает сразу.

Мне удобно самому выбрать время работы (с трудом встаю рано в школу, на первых уроках практически просыпаюсь, а здесь можно подстраиваться под самочувствие).

- Сложно учиться?

- Сложно, но очень интересно.

Мнение родителей этого ученика

- Как организовано обучение. Ваша роль в организации обучения ребенка

- Поначалу было опасение что очень большие нагрузки, и мы не справимся. Нам нужны были знания, с которыми можно ученику с ограниченными возможностями здоровья определиться и нацелиться на поступление в вуз. Зачастую дети относятся к учебе формально, и потому важно, как организованы занятия и контролируют ли ребенка родители.

В нашем случае занятия были очень насыщенными, домашние задания по объему превышали материал уроков, так что «отлынивать» не получалось. И мы как родители по возможности контролировали сына, следили, чтобы все задания он выполнял вовремя. Можно сказать, учились в Интернет-школе всей семьей.

Только в части контрольных функций - в школе их выполняет педагог. К тому же, несмотря на то, что в Интернет-школе предусмотрено профильное обучение, по профильным предметам

- Всем ли детям подойдет такая форма обучения?

- Только тем, чьи родители готовы постоянно следить за их учебой, и тем, кто сам серьезно настроен получать знания.

- Что понравилось в содержании образования?

- Есть выбор: на изучение каких предметов следует тратить больше или меньше сил, и такой выбор дистанционное обучение гарантирует.

Очень важно, что обучение в дистанционной школе свободно от предвзятости. Каждый учитель по отношению к ученикам всегда имеет свои симпатии и антипатии, и это, так или иначе, сказывается на оценках. При обучении по Интернету этот фактор сведен на нет.

Герой фильма «Москва слезам не верит» утверждал: через двадцать лет будет «одно сплошное телевидение» может через двадцать лет будет «одно сплошное компьютерное образование»? Возможно, скоро все дети, начиная с 1-го класса, будут учиться по Интернету?

- Нет. Все же нельзя забывать: общения со сверстниками Интернет-школа не дает - ребенок остается наедине с собой и с родителями. Дистанционное обучение с малых лет чревато для детей социальным вакуумом, который негативно скажется на их дальнейшей жизни. Ведь школа – это не только получение знаний, но и социализация. Поэтому, на мой взгляд, дистанционное обучение продуктивно лишь в старших классах, когда у ребят есть сформировавшийся круг знакомых, друзей.

Дистанционное обучение как форму, конечно, необходимо осваивать педагогам.
Если бы органы образования могли обеспечить установку оборудования ребёнку инвалиду, а учителя готовы были обеспечить учебными материалами, для некоторых ребят отпала бы необходимость в надомном обучении в режиме "если учитель придёт". Некоторыми здесь я называю детей мотивированных к учению и тех, кому мотивацию качественно поддерживают родители. В случае возможности работы в режиме он-лайн с установленными вэб-камерами круг детей, которым дистанционное обучение поможет лучше иного, ещё больше расширяется.

А если говорить о здоровых детях, то здесь с помощью дистанционного обучения возможны факультативные курсы (тогда нужны программы и материалы с грифом Минобрнауки для включения таких программ в учебный план).
Интернет технологии конечно хорошо. Как быть со словом учителя? Знания передают из уст, непосредственно для обучаемого. Ребенок впитывает на подсознании, а со словом учителя идет информация на более тонких уровнях. Почему учащиеся начальных классов по характеру похожи на своих педагогов. Это наблюдение относится и к среднему звену. Учитель словом, делом, поведением воспитывает ребятишек. Техника этого не сможет. Надо обучать, но все должно быть в меру и не забывать , что мы православная страна со своей духовной культурой и эту культуру несем детям мы – учителя.

Используемые ссылки Интернета:

http://rian.ru/edu_analysis/20100705/252286243.html

http://www.ooo245.ru/